Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приложение

Конспекты занятий тренинга «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО»

Занятие 1

Цели: предоставление участникам возможности открыться, показать свои чувства и мысли; развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга; развитие сплоченности и взаимопонимания.

Комментарий для ведущего тренинга. Домашнее задание — написать автобиографию — дается за несколько дней до начала тренинга.

Первая встреча является ознакомительной для всех участников и от нее зависит, будет ли у них желание продолжить в дальнейшем работу. Желательно уделить как можно больше времени для объяснения правил работы, мотивации участников, а также необходимо еще раз объяснить суть домашнего задания тем, кто не успел подготовить его или не понял.

Ход занятия

Приветствие

Каждое занятие начинается со словесного приветствия участников друг друга, короткой беседы на отвлеченные темы, представления плана предстоящей встречи, а также правил, которых необходимо придерживаться в ходе работы. Пока собирается тренинговая группа, можно предложить присутствующим чай или кофе — это позволит сделать обстановку более непринужденной и спокойной.

Игра-разминка «Усиль эмоцию»

Игра очень веселая, способствует активизации участников, развитию умения действовать согласованно.

Инструкция. Присутствующим предлагается передать друг другу какую-либо эмоцию, добавляя к ней что-то свое и тем самым усиливая ее от участника к участнику. Например: необходимо передать радость. Первый участник показывает улыбку, второй — повторяет за ним плюс добавляет движение одной рукой, третий — негромкий смешок, четвертый — громкий смех… последний — вскакивает с места, начинает бегать по всей комнате, громко смеяться и хлопать.

Вопросы для обсуждения:

· Получилось ли усилить эмоцию?

· Какие были трудности?

· Понравилась ли игра?

Представление автобиографии

Цели: более глубокое знакомство участников друг с другом, осознание уникальности каждой личности, ее значимости, повышение самооценки.

Примечание. Желательно, чтобы в первый раз автобиографию кого-либо из присутствующих представил ведущий. Это позволит участникам снять напряжение и волнение, понять задачи и мотивы тренинга, наглядно увидеть форму представления того или иного человека.

Инструкция. Ведущий зачитывает автобиографию одного из участников, не озвучивая имени, дат или любой иной информации, по которой можно легко узнать представляемого человека. Задача членов группы — определить, о ком шла речь. На данном этапе происходит обмен впечатлениями, мыслями, чувствами, мнениями, касающимися данного человека.

По завершении беседы автор приветствуется аплодисментами, сопровождаемыми уверениями в его значимости, нужности и важности для коллектива.

Комментарий для ведущего. Работа с автобиографией для многих из участников становится открытием — поскольку дает понять, насколько плохо они знают своего коллегу, а порой можно сказать — не знают совсем.

Представление двух автобиографий

Инструкция. Представление, обсуждение автобиографий, обмен впечатлениями и т. п. — все происходит так же, как и в первом случае, с той только разницей, что теперь автобиографии зачитывают участники из числа желающих (или те, с кем была договоренность еще до начала занятия).

Комментарий для ведущего. На первой встрече каждому педагогу дается возможность путем жеребьевки выбрать того участника, чью автобиографию он будет представлять. Если кто-то по случайному совпадению вытянул свое имя — ведущий производит замену.

Вопросы «скульптору»:

· Какие ощущения испытали?

· Понравилось ли в роли скульптора?

· Понравилось ли быть создателем?

Вопросы «скульптуре»:

· Как себя чувствовали в роли одного из элементов композиции?

· Получалось ли следовать за движениями скульптора?

· Что понравилось? Испытывали ли чувства неловкости, стеснения?

· Понравился ли окончательный результат работы?

Занятие 2

Ход занятия

Приветствие

См. предыдущее занятие.

Представление автобиографии

Автобиографию одного из педагогов представляет уже участник (не ведущий).

Следует отметить, что, когда представляются автобиографии педагогов-«звезд», участники тренинга практически всегда безошибочно их угадывают. И наоборот, автобиографии более скромных коллег вызывают вопросы и затруднения при угадывании. В дальнейшем они постепенно будут раскрываться и раскрепощаться, а сотрудничество в коллективе станет более тесным, интересным и результативным.

Упражнение «Сказка втроем»

Данное упражнение, так же, как и упражнение «Монолог профессионала», требует от участников умения импровизировать, видеть сюжет сцены в перспективе, быть хорошим партнером, уметь организовывать совместное действие.

Инструкция. Участники делятся на группы по 3 человека. Один из них играет роль сказочника, который будет рассказывать какую-либо известную сказку. Второй — садится на стул лицом к зрителям, заложив руки за спину. Его задача — беззвучно открывать рот и, используя мимику, имитировать рассказывание сказки. Руки третьего участника будут руками второго: он встает на колени за его спиной и просовывает руки у него под мышками. Так каждая тройка представляет ту или иную известную сказку. Сказки выбирает ведущий.

Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО

Е.С. Абазян
педагог-психолог дошкольного отделения «Цветик» ГБОУ СОШ № 2109, Москва

Опыт проведения занятий на снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания и т. п. показал: многие из педагогов на таких встречах оказывались в тени по разным причинам — в силу своего темперамента, скромности, молодости или неопытности. Другие же, наоборот, становились "звездами", привлекая все внимание.

 

Успешность воспитания дошкольников напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. И большое значение здесь приобретает самооценка специалиста, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом — на эффективность профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятней климат в коллективе и тем результативней работа. Все взаимосвязано.

Опыт проведения занятий на снятие напряжения, профилактику эмоционального выгорания и т. п. показал: многие из педагогов на таких встречах оказывались в тени по разным причинам — в силу своего темперамента, скромности, молодости или неопытности. Другие же, наоборот, становились «звездами», привлекая все внимание. В коллективе чувствовался некий дисбаланс. Поэтому родилась идея проведения мероприятия, которое позволило бы первым заявить о себе, своих чувствах, мыслях, достижениях, другими словами — быть услышанными, вторым — узнать лучше тех, с кем они работают изо дня в день, т. е. услышать их. Так появился тренинг «Повышение самооценки педагогов и улучшение психологического климата в коллективе ДОО», который был апробирован в 2013–2014 учебном году.

Правила проведения тренинга Воздержанность. В ходе работы следует отказаться от категоричных, отрицательных суждений в отношении кого-либо из присутствующих, дабы избежать напряжения в группе, мелких стычек и открытых конфликтов. Равноправие. Взаимоотношения в группе строятся на принятии друг друга, признании интересов, чувств и мнения каждого. Ведущий тренинга находится в равной со всеми позиции. Обратная связь. Наличие обратной связи предполагает высказывание участниками собственного мнения при выполнении тренинговых заданий. Активность. Данное правило предполагает участие и вовлеченность в работу всех участников группы. Открытость руководителя. Ведущий тренинга — полноправный член группы, имеющий право на собственное мнение, как и все остальные участники.

 

 

 

Основу тренинга составляет работа с автобиографиями участников, поскольку данная форма позволяет не только рассказать о себе (т. е. реализовать первоначальную идею, предшествующую разработке мероприятия) и узнать о других, но и проанализировать свои желания, стремления, интересы, понять себя как личность, осмыслить свое место в коллективе и, конечно же, повысить самооценку, в некотором смысле самореализоваться. Основные темы автобиографии: семья (без даты, места рождения); образование (специальность по диплому); особенности характера; любимое занятие, хобби; мечта.

Тренинг состоит из восьми занятий (конспекты первых двух — в приложении), структура каждого из которых включает:

1. Представление автобиографии одного-трех (не более) участников.
2. Обмен мнениями и соотнесение автобиографии со сложившимися представлениями об авторе с целью повышения его самооценки.
3. Проведение игр и упражнений, направленных на закрепление полученных результатов, а также на развитие взаимопонимания, взаимопомощи и формирование большей сплоченности участников.

Тренинг реализуется в течение года, с октября по май, — одно занятие в месяц. Но он также может проводиться на протяжении только одного полугодия — с сентября по декабрь или с января по май. Периодичность встреч в этом случае — два раза в месяц.

Продолжительность занятия — 60 мин.

Группа формируется на добровольной основе. Количество участников — до 20.

Для проведения необходимо просторное помещение.




Приложение

Дата: 2019-02-19, просмотров: 190.