ЛОГИКА И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СССР
Основные причины экономического кризиса в СССР
1. Партийный и политический ;
2. Акцент на военную промышленность;
3. Нефтяной кризис;
4. Частая смена генеральных секретарей;
5. Быстрый рост инфляции
6. Смена направления политического и экономического развития.
Более глубокие реформы: Югославия, Венгрия, Китай, Вьетнам. Во всех этих странах в период реформ ставились задачи: расширения роли рынка, либерализации части цен, расширения самостоятельности хозяйственных звеньев, введения стимулов по результатам хозяйственной деятельности, легализации частного сектора в некоторых секторах экономики. Это были реформы на модернизацию экономики советского типа.
1990-1991 г.г. Слабеющее государство. Финансирование госрасходов за счет эмиссии, ёчто в условиях государственного регулирования цен привело к нарастанию дефицита (инфляции не могло быть из-за политики фиксированных цен) вплоть до исчезновения товаров.
Падение добычи нефти в 1986 - 87 г.г. Сокращение экспортных поступлений от реализации нефти с $91,4 млрд. в 1983г. до $86,7 млрд. в 1985г.
Лавинообразное нарастание внешнего долга СССР. Расходы на обслуживание в 1984 г. – $5,9 млрд., а в 1986 г. – $15,1 млрд. Товарные кредиты и валютные кредиты брались на погашение внешнего долга и %-ов по ним – ПИРАМИДА.
К концу 1991 г. за один лишь год ВВП сократился на 13%, добыча нефти и угля – на 11%. Экспорт сократился на 35%, сбор зерна – на 24%, государственные закупки – на 46%. Углубление популизма. Внешний долг вырос до $76 млрд.. Дефицит госбюджета составил 30,9% к ВВП.
Недостаток поступлений от экспорта на оплату централизованного импорта и погашения внешнего долга составил в 1991 г. $10,6 млрд. СССР продало Золота из резервов на $3,4 млрд. и растратило валютные средства предприятий во Внешэкономбанке СССР на $5,5 млрд
Три кризиса от СССР, перешедшие в новые постсоветские экономики:
· Инфляционный кризис
· Платежный кризиc
· Системный кризис
Принципы построения госбюджета:
· Единство бюджетной системы
· Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
· Самостоятельность бюджетов всех уровней
· Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).
· Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
· Достоверность бюджета
· Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
· Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.
Если запланированные доходы государственного бюджета превышают его расходы, то это называется бюджетный профицит . Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называют бюджетный дефицит.
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке
Доходы формируются за счёт:
· налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
· неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
· доходов целевых бюджетных фондов.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций гос. и местного самоуправления.
· военные;
· экономические;
· на социальные нужды;
· на внешнеполитическую деятельность;
· на содержание аппарата управления.
ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧСКИХ БАНКОВ
В банковской практике операции коммерческих банков обычно делят на три группы.
1. Пассивные операции – это совокупность операций, направленных на формирование финансовых ресурсов коммерческих банков.
Финансовые ресурсы включают 2 составляющие:
1) собственные ресурсы;
2) привлеченные ресурсы;
Современная банковская практика характеризуется большим разнообразием вкладов (депозитов) и, соответственно, депозитных счетов:
• депозиты до востребования;
• срочные депозиты;
• сберегательные вклады;
• вклады в ценные бумаги.
Депозиты можно также классифицировать по срокам, категориям вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, уплачиваемым процентам, возможности получения льгот по активным операциям банка и т.д.
2. Активные операции – это размещение собственных и привлеченных ресурсов с целью привлечения прибыли.
В зависимости от экономического содержания, активы предприятия подразделяются на:
1) Кредитные или ссудные операции.
2) Инвестиционные операции.
3) Гарантийные операции.
4) Операции с ценными бумагами.
3. Комиссионно-посреднические операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.
К числу комиссионно - посреднических операций относятся:
1) Расчетно-кассовые,
2) Осуществление на основании договора о кассовом обслуживании клиента.
3) Межбанковские расчеты.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Республика Армения является участником Болонского процесса. Присоединившись к Болонской конвенции в 2005 году, она взяла на себя обязательства реформировать национальную систему образования. Это касается не только структурных изменений, но и улучшения качества образования.
Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Стратегия, которая предусматривает интеграцию в единое европейскоеㅤ пространство высшего образования, позволило РА создать более благоприятные условияㅤ для решения проблем в сфере высшего образования, которые вㅤ свою очередь создаютㅤ необходимые основы для проведенияㅤ реформ.
Переход наㅤ двухступенчатую систему обучения также предусмотренㅤ Законом РА «О высшем и послевузовском образовании», в соответствии с которой подготовка по программеㅤ бакалавров должна длиться неㅤ менее 4-х лет (для медицинскихㅤ специальностей – не менее 5 лет), а подготовкаㅤ магистров – не менее 6 лет (4+2). Закон предусматриваетㅤ обязательное введениеㅤ двухступенчатой системыㅤ обучения с 2005/2006 учебного года во всех государственных высших учебных заведениях, приㅤ этом доㅤ 2009/2010 учебного года девствуетㅤ также одноуровневая системаㅤ обучения с квалификациеиㅤ дипломированного специалиста, а до 2010 г. присвоенная степеньㅤ дипломированного специалиста приравнивается к образовательной ㅤстепени магистра.
Чрезмерная вовлеченность власти в систему высшего образования является одной из проблем управления сферой высшего образования страны. Интерес политического режима может привести к положительным последствиям, однако, к сожалению, он выражается только в излишнем контроле. Согласно исследованиям фонда, государственные вузы получают из средств гос. Бюджета незначительную часть своих средств (9-30%), а остальную часть формирует плата со стороны студентов.
Оценивая Болонские реформы, можно отметить, что большинство проведенных изменений внешние и формальные, а характер и содержание остались неизменными. Болонские реформы не оказали какого-либо ощутимого, положительного влияния на преподавание и обучение.
ЛОГИКА И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В СССР
Основные причины экономического кризиса в СССР
1. Партийный и политический ;
2. Акцент на военную промышленность;
3. Нефтяной кризис;
4. Частая смена генеральных секретарей;
5. Быстрый рост инфляции
6. Смена направления политического и экономического развития.
Более глубокие реформы: Югославия, Венгрия, Китай, Вьетнам. Во всех этих странах в период реформ ставились задачи: расширения роли рынка, либерализации части цен, расширения самостоятельности хозяйственных звеньев, введения стимулов по результатам хозяйственной деятельности, легализации частного сектора в некоторых секторах экономики. Это были реформы на модернизацию экономики советского типа.
1990-1991 г.г. Слабеющее государство. Финансирование госрасходов за счет эмиссии, ёчто в условиях государственного регулирования цен привело к нарастанию дефицита (инфляции не могло быть из-за политики фиксированных цен) вплоть до исчезновения товаров.
Падение добычи нефти в 1986 - 87 г.г. Сокращение экспортных поступлений от реализации нефти с $91,4 млрд. в 1983г. до $86,7 млрд. в 1985г.
Лавинообразное нарастание внешнего долга СССР. Расходы на обслуживание в 1984 г. – $5,9 млрд., а в 1986 г. – $15,1 млрд. Товарные кредиты и валютные кредиты брались на погашение внешнего долга и %-ов по ним – ПИРАМИДА.
К концу 1991 г. за один лишь год ВВП сократился на 13%, добыча нефти и угля – на 11%. Экспорт сократился на 35%, сбор зерна – на 24%, государственные закупки – на 46%. Углубление популизма. Внешний долг вырос до $76 млрд.. Дефицит госбюджета составил 30,9% к ВВП.
Недостаток поступлений от экспорта на оплату централизованного импорта и погашения внешнего долга составил в 1991 г. $10,6 млрд. СССР продало Золота из резервов на $3,4 млрд. и растратило валютные средства предприятий во Внешэкономбанке СССР на $5,5 млрд
Три кризиса от СССР, перешедшие в новые постсоветские экономики:
· Инфляционный кризис
· Платежный кризиc
· Системный кризис
Дата: 2019-02-19, просмотров: 227.