Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Проведение социологических исследований необходимо для получения: ●полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;
· надежной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества ее искажений;
· репрезентативной, информации. Специфика исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое. Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др. Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:
● разработка программы и приемов исследования; ●проведение эмпирического исследования;● обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.
29. Программа социологического исследования
Программа социологического исследования — документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ. Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Программа состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического). МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ: ● Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности. ● Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования. ● Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация). ●Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.● Формулировка рабочих гипотез. ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:● Принципиальный (стратегический) план исследования● Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения●Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации●Содержательный анализ результатов исследовании●Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т. д.
30. Методы сбора социологической информации (наблюдение, эксперимент, анализ документов)
. В зависимости от источника информации она может быть первичной, когда информация получена из первых рук в ходе наблюдения (или опроса) или вторичной, если информация получена из уже опубликованных материалов. Методы анализа документов. К методам сбора социологической информации относят три основных метода: анализ документов, наблюдение, опрос. Сбор вторичной социологической информации начинается с изучения документов. Этот метод означает использование любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Документы делятся на 4 типа:
●письменные - материалы архивов, прессы, личные документы;
●иконографические - кинодокументы, фотографии, видеоматериалы, картины; ●статистические - данные в цифровом изложении; ●фонетические документы - магнитофонные записи, грампластинки. Наблюдение.
Социологическое наблюдение – метод сбора информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях. Он позволяет получить первичную социологическую информацию. В процессе наблюдения производится непосредственная регистрация происходящих событий. В отличие от обыденного, повседневного наблюдения социологическое наблюдение четко формулирует цели и задачи, указывает на объект предмет наблюдения, продумывает способы фиксации наблюдения, обработку и интерпретацию полученных результатов. Массовый опрос. Анкетирование и интервью. Опрос – это метод сбора данных, при котором социолог непосредственно обращается с вопросами к респондентам. Применяется опрос в тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективном состоянии человека, мотивации поступков, мнениях, отношениях к событиям, потребностях и намерениях.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Анкетирование – опрос, при котором респондент (тот, кто отвечает на вопросы) получает и дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкетах.
Анкетирование бывает индивидуальным и групповым. Групповое анкетирование проводится по месту учебы, работы.
Интервью – вид опроса, при котором респондент получает вопросы от социолога-интервьюера в устной форме и устно отвечает на них. Интервьюер либо записывает ответы на магнитофон, либо как-то фиксирует на бумаге, либо запоминает их. Методом сбора социологической информации может быть анализ документов (контент - анализа). Контент-анализ – это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или записи на каких-либо иных физических носителях. Социометрия. Социометрия – это метод исследования, применяемый для анализа внутригрупповых (межличностных) отношений в малых группах. С помощью социометрической процедуры можно, во-первых, выявить степень сплоченности-разобщенности в группе; во-вторых, определить позиции каждого члена группы с точки зрения симпатий-антипатий, выявив при этом «лидера» и «аутсайдера»; и, наконец, выявить внутри группы отдельные сплоченные подгруппы с их неформальными лидерами.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.