Социальный статус и социальные роли личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СС– социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусовгенеральный (всеобщий, основной)– ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными правами и обязанностями. Это может быть статус человека («Человек – это звучит гордо»), члена данного общества, гражданина (гражданин России), ●предписанные (аскриптивные)– статусы, унаследованные от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения.●приобретенные (достигнутые)– статусы, приобретаемые индивидом в обществе, благодаря его собственным усилиям, например, профессор, врач, актер, студент, милиционер, карманный вор и т.п. Статусы могут быть формализованные (например, директор завода) инеформализованные(лидер компании близких друзей). Явный статус – это статусная позиция, активизированная в определенном социальном контексте, наиболее важная для действий и взаимодействий именно в данной области. Скрытые статусы – все другие позиции, которые занимает субъект, но которые в данный момент не активизированы. Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Типы ролей (по Дж. Морено)●«психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями;●«психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;●«социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).


24. Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.


25. Специфика социологического анализа религии

Религию можно определить как "систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным". Можно выделить следующие основные элементы религии:

а) группа верующих;

б) интерес к явлениям, которые считаются священными и сверхъестественными;

в) вероисповедание, или специфическая система верований;

г) ритуалы, или образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам;

д) представление о "праведном" образе жизни.

2 Существует несколько способов классификации религий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями (протестантами, католиками и пр.). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентируется на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий религий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души - следует ли избрать пассивный (мистицизм) или активный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.

Предметная область социологии религии включает в себя следующие феномены: религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты, их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества.

В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов:

макроуровень: предметом исследования является религия как социальный институт, причины его возникновения и стадии развития, место и роль в обществе, социальные функции, типы религиозных организаций, внутренняя структура религии и взаимосвязь составляющих ее элементов, проблемы функционирования религии в современном обществе, механизмы ее адаптации к социальным изменениям и перспективы ее развития.

микроуровень: предметом исследования становятся религиозность отдельных личностей, различных социально-демографический групп, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования (воспроизводства) религиозности в обществе.


26. Сущность социологии культуры

Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. Содержание социологии культуры составляют: ●существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;●устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;●конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;●оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;●социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;●технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;●специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития. Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного


27. Молодёжь как объект социологического изучения. Молодёжь в социальной структуре белорусского общества

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:● общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;●специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

●эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах;

 Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: ●по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны;

-по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой;●по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семейных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.





Дата: 2019-02-19, просмотров: 216.