и психологическое заключение
Психологическая характеристика позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, то есть особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сфер, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и пр.
Психологические заключения являются основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация (от лат. differemtia – различие, различение) психологических заключений как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с различением представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов; во-вторых, с различением психодиагностических технологий, находящихся в компетенции психологов.
Модели реализации
Под моделью деятельности психологической службы понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с педагогами, родителями и учащимися), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:
· информационную;
· пропедевтическую (греч. propadeuo – «предварительно обучаю»);
· профилактическую (греч. prophjlaktikos – «предохранительный», «предохраняющие меры »);
· диагностическую;
· коррекционную функции психологической службы в системе образования.
Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
В России можно выделить несколько основных моделей деятельности психологической службы образования, в рамках которых существенно различаются основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования. Условно эти модели можно обозначить как «Служба поддержки образования», «Служба психологического сопровождения», «Служба содействия», «Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе» и «Служба психологического здоровья».
Основное содержание каждого подхода, а также основания для построения соответствующего содержания и направленности работы специалиста представлены в следующих положениях.
1. Служба сопровождения
«Под сопровождением развития понимается такая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Сопровождение – это мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников».
«Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия».
«Под психологическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития».
2. Служба поддержки образования
«Работа психолога… должна опираться на новые методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Последнее позволяет говорить о необходимости создания целостной системы психологического обеспечения развивающего образования, которая в качестве основных своих составляющих должна включать: разработку научно обоснованных концепций и программ обучения; междисциплинарное проектирование новых детоцентрических моделей содержания образования... создание принципиально новых моделей подготовки самих психологов... создание эффективных форм психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя...».
3. Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе
«Главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся».
4. Служба содействия
«Целями службы являются:
- содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности».
Получить полный текст
5. Служба психологического здоровья
«Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста».
«Цель психологической службы – психическое и психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве...».
Если в основу типологии положить два вопроса и варианты ответа на них:
- За первым вопросом для нас скрывается принципиальная позиция психолога данного образовательного учреждения относительно способа решения психологических задач. Один вариант – решение своих профессиональных задач посредством психологического обеспечения деятельности других специалистов: педагогов-предметников, классных руководителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования и др. Другой вариант – решение профессиональных задач в процессе непосредственной работы с учащимися и их родителями. И в том и в другом случае нелишним будет добавление слова «преимущественно». Отнесем к преимущественному то, что задано в функционале, определено как основное, внесено в перспективный план работы и т. д.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 188.