Психологическая служба в основной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Документация

Рабочая документация школьного психолога

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.

- Нормативная документация

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Конвенция ООН «О правах ребенка»;

• Положение о психологической службе в системе образования;

• Положение о практическом психологе образования;

• положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

Документы включенный в пакет учетно-отчетной документации педагога-психолога:

планирование

  1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения;

Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором школы:

- основные виды работ по каждому направлению работы;

- время проведения работ;

- контингент.

. Недельная циклограмма;

План работы на месяц;

Журнал учёта видов деятельности педагога-психолога

Консультирование

учёт индивидуальных консультаций (могут быть как с родителем, педагогом, ребёнком).

- Просвещение и профилактика (Родительские собрания, классные часы, тренинги: толерантность, особенности данного возраста, вред табакокурения)
2. групповых исследований (диагностика-класса);
3. Развивающая и коррекционная работа (учет индивидуальных и групповых форм работы (цель, по результатам диагностики);

Результаты психодиагностического исследования; (Справка по каждому исследованию);
5. Карта ребенка;
7. Индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения;

(домашнее обучение, дети 8 вида, подготовка к ЕГЭ, адаптация)
8. Формы статистического и аналитического отчетов (отчёт за год - анализ работы за учебный год);






Рабочая документация школьного психолога

План работы психолога

Журнал учета индивидуальных консультаций

В случае необходимости дальнейшей работы с клиентом каждая последующая встреча так же должна фиксироваться в журнале учета индивидуальных консультаций.

Результаты психодиагностические исследований

При проведении групповых психодиагностических исследований психолог обязан иметь справку по результатам исследования. В ней указываются:

- цель исследования;
- батарея методик;
- дата проведения работы;
- контингент;
- сводная таблица результатов (баллы, характеристики и т.д.);
- выводы и рекомендации.






Индивидуальная психологическая карта учащихся

Заводится в тех случаях, когда тот или иной ребенок находится по той или иной причине под систематическим психологическим контролем. В обязательном порядке они заводятся на учащихся классов компенсирующего обучения. Желательно индивидуальные психологические карты детей заполнять во время их психологического обследования при приеме в школу и при переходе учащихся с одной ступени на другую.

Планы групповой работы

Если психолог ведет ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он обязан иметь план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы или детского учреждения и психологом РОО.

6. Психологическое заключение

Если администрация школы или другой официальный орган требует у психолога заключение, которое может стать основой того или иного административного решения, психолог по требованию этих органов обязан дать экспертное заключение, которое должно содержать в ceбe следующие моменты:

- по чьей инициативе выдается заключение;
- дата, время и место проведения исследования;
- цель исследования;
- применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия методов на случай знакомства с материалами заключения специалистов);
- характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);
- выводы и рекомендации (в соответствии с целью исследования).






Отчет о работе за год

ДОКЛАД

«Документация

Школьного психолога»

Подготовила: педагог – психолог Тисличенко Т.А..

Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях образовательного учреждения является оформление разного рода документации. Она сопровождает каждое направление работы психолога - от коррекционно-диагностической до просветительской и профилактической деятельности. Документация практического психолога образовательного учреждения подразделяется на несколько видов: нормативная, специальная и организационно-методическая.

Нормативная документация

Нормативная* документация (от лат. norma – руководящее начало, образец, точное предписание) представляет собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В этот перечень входят:

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Конвенция ООН «О правах ребенка»;

• Положение о психологической службе в системе образования;

• Положение о практическом психологе образования;

• положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

• инструктивные письма и приказы вышестоящего (центрального) руководящего органа.

Специальная документация

Специальная документация (от лат. specialis – особый) - это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:

• психологические заключения:

• коррекционные карты;

• протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью:

• карты (истории) развития;

• психологические характеристики:

Три первые вида документации являются закрытыми для непрофессионалов. Два остальных вида открыты для доступа лиц, заинтересованных в информации. Их основная цель состоит в ознакомлении с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (класса, возрастной группы).

Выписка

Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу. Образец выписки представлен ниже.

Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, в котором отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование и руководителя образовательного учреждения. При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса (приложение № 1).

В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районных и окружных психологических кабинетов, специалисты смежных квалификаций).

Модели реализации

Под моделью деятельности психологической службы понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с педагогами, родителями и учащимися), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять:

· информационную;

· пропедевтическую (греч. propadeuo – «предварительно обучаю»);

· профилактическую (греч. prophjlaktikos – «предохранительный», «предохраняющие меры »);

· диагностическую;

· коррекционную функции психологической службы в системе образования.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

В России можно выделить несколько основных моделей деятельности психологической службы образования, в рамках которых существенно различаются основное содержание и направленность деятельности психолога учреждений образования. Условно эти модели можно обозначить как «Служба поддержки образования», «Служба психологического сопровождения», «Служба содействия», «Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе» и «Служба психологического здоровья».

Основное содержание каждого подхода, а также основания для построения соответствующего содержания и направленности работы специалиста представлены в следующих положениях.

1. Служба сопровождения

«Под сопровождением развития понимается такая помощь ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Сопровождение – это мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников».

«Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия».

«Под психологическим сопровождением мы понимаем систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития».

2. Служба поддержки образования

«Работа психолога… должна опираться на новые методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Последнее позволяет говорить о необходимости создания целостной системы психологического обеспечения развивающего образования, которая в качестве основных своих составляющих должна включать: разработку научно обоснованных концепций и программ обучения; междисциплинарное проектирование новых детоцентрических моделей содержания образования... создание принципиально новых моделей подготовки самих психологов... создание эффективных форм психологической подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя...».

3. Служба обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе

«Главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся».

4. Служба содействия

«Целями службы являются:

- содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;

- содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

- оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности».

Получить полный текст

 

5. Служба психологического здоровья

«Главной целью деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста».

«Цель психологической службы – психическое и психологическое здоровье личности ребенка в образовательном пространстве...».

Если в основу типологии положить два вопроса и варианты ответа на них:

- За первым вопросом для нас скрывается принципиальная позиция психолога данного образовательного учреждения относительно способа решения психологических задач. Один вариант – решение своих профессиональных задач посредством психологического обеспечения деятельности других специалистов: педагогов-предметников, классных руководителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования и др. Другой вариант – решение профессиональных задач в процессе непосредственной работы с учащимися и их родителями. И в том и в другом случае нелишним будет добавление слова «преимущественно». Отнесем к преимущественному то, что задано в функционале, определено как основное, внесено в перспективный план работы и т. д.

Общие положения.

1.1 Психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

1.2 Деятельность психологической службы школы ориентирована на учащихся, на администрацию и на педагогических работников школы, их психологическую поддержку и обеспечение их психического здоровья.

1.3 Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение, личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.

1.4 Сотрудниками психологической службы являются социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, медицинский работник школы, логопед.

1.5 Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов.

1.6 Сотрудники психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.


2. Основные направления деятельности психологической службы


2.1 Основными направлениями деятельности -психологической службы являются:

· практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы;

· прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения социальным и психологическим знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса;

· научно-исследовательское направление: в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологом и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.


2.2 Основные виды деятельности:

2.2.1 Психологическое просвещение - приобщение взрослых (учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям, к знаниям по сохранению и укреплению здоровья.

2.2.2 Используют активные формы психологического взаимодействия с учащимися, родителями, педагогами, направленные на развитие ЗОЖ.

2.2.2 Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья детей на всех этапах школьного возраста.

2.2.3 Участие в работе психолого-медико-педагогической консилиума школы.

2.2.4 Психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

2.2.5 Психологическая диагностика - выявление особенностей социального и психологического развития ребенка, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

Психологическая диагностика осуществляется по следующим направлениям:

· Выявление уровня психологической готовности детей к школе.

· Диагностика уровня адаптации детей к школе.

· Диагностика уровня адаптации детей при переходе из начального в среднее звено школы.

· Диагностика уровня адаптации детей при переходе из среднего в старшее звено школы.

· Диагностика профессионального самоопределения учащихся.

· Диагностика личностных особенностей детей группы риска.

· Диагностика творческих способностей учащихся.

· Диагностика межличностных взаимоотношений учащихся.

· Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся.

2.2.6 Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

2.2.7 Психологическая коррекция - разработка рекомендаций, программы социальной и психологическо-коррекционной или развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы.

2.2.8 Организация групповой и индивидуальной работы с дезадаптированными учащимися, учащимися внутришкольного учёта (ВШУ), с детьми находящимися в социально-опасном положении (СОП) и их семьями.


3. Ответственность сотрудников психологической службы

3.1 Сотрудники психологической службы несут персональную ответственность:

· за точность психологического диагноза;

· адекватность диагностических и коррекционных методов;

· ход и результаты работы с учащимися;

· обоснованность выдаваемых рекомендаций.

3.2 Сотрудники психологической службы несут ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и другой документации Службы.


4 Обязанности и права сотрудников психологической службы

4.1 Сотрудники психологической службы обязаны:

· руководствоваться Уставом школы, Кодексом психолога, должностными инструкциями, настоящим Положением;

· участвовать в работе методических семинаров школы, а также в мероприятиях проводимых вышестоящими организациями, социальных и психологических конференций и семинаров;

· постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы;

· рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;

· в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка;

· работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся;

· хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта координационной работы;

· информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение предыдущего пункта.

4.2 Сотрудники психологической службы имеют право:

· принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;

· посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся;

· знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;

· проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);

· выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;

· вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;

· иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией;

· обращаться в случае необходимости через администрацию школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику;

· обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;

· обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;

· ставить перед администрацией школы вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса;

· участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д.;

· определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.

6. ФГОС Основного общего образования (работа педагога-психолога) должностные обязанности

l Проводит психологическую диагностику (было добавление: различного профиля и предназначения) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

l       Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

l      Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

l      Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).

l     Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

l    Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

Ранее было только:

l Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

l Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам практического применения психологии , ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

l      Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

l      Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.






Должен знать

l приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

l     законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

l методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

l     методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

l    современные педагогические технологии: продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

l основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

l    технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

l    методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

l    правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

l    правила по охране труда и пожарной безопасности.

Психологическая служба в основной школе

1. Структура психологической службы в общеобразовательной школе может быть представлена в виде схемы (рис. 1).

Психодиагностическая функция психолога состоит в измерении какого-либо качества, особенности человека, постановке диагноза на этой основе, сопоставлении результатов с результатами других испытуемых. С помощью психодиагностики психологи могут осуществлять контроль за формированием необходимых знаний у учащихся, оценивать умственное и личностное развитие школьников в процессе учебы, а также давать оценку качеству образования. Диагностика является средством, способствующим более эффективной организации работы.

После того, как проведена диагностика того или иного качества, можно осуществить работу по коррекции или развитию этого качества. Коррекционно-развивающая деятельность обычно проводится в форме обучения, консультации или тренинга. Тренинг же обычно проводится для развития определенных навыков и умений в учебе, общении и для формирования значимых качеств личности.

Составной частью коррекционно-развивающей работы является преподавание психологии и психологическое просвещение. Эта деятельность может осуществляться в нескольких формах: уроки и факультативы для учащихся, лекции и психологические клубы для педагогов и родителей, конференции.

Психологическое просвещение – первый шаг в приобщении педагогов, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Посредством просвещения педагогов знакомят с различными отраслями психологии, учащихся – с основами самовоспитания.

Преподавание – специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-исторического опыта, формированию умений и навыков. Для этого психолог должен обладать ценностями и идеалами, глубокими знаниями в своей области, способностями и педагогической техникой.

Также психолог может проводить консультации, т.е. особым образом организованное общение с учениками и их родителями, педагогами или их группами. Чаще всего психологи консультируют: администрацию школ, учителей, родителей, учащихся и группы учащихся, отдельные классы. Следует отметить, что в консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.

В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым(и), определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во время консультации психологи помогают решить многие вопросы.

Социально-педагогическая деятельность психолога заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное развитие и саморазвитие человека, педагогическую коррекцию поведения, нормализацию взаимоотношений с окружающей средой, обеспечение социальной защиты. Главной направленностью этого вида деятельности является содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача социально-педагогической деятельности специалиста – поддержать, стимулировать и обеспечить условия развития способностей человека.

В качестве приоритетного направления этого вида деятельности психолог выделяет профилактическую работу, которая направлена на то, чтобы выявить и предотвратить возможные жизненные трудности, кризисные ситуации и проблемы человека.

Профессиональная деятельность психолога в образовательных учреждениях предполагает также обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка.

 

Документация

Рабочая документация школьного психолога

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации, сопровождающей каждое направление деятельности педагога-психолога.

- Нормативная документация

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Конвенция ООН «О правах ребенка»;

• Положение о психологической службе в системе образования;

• Положение о практическом психологе образования;

• положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением;

Документы включенный в пакет учетно-отчетной документации педагога-психолога:

планирование

  1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения;

Основным документом психолога является годовой план работы, утвержденный директором школы:

- основные виды работ по каждому направлению работы;

- время проведения работ;

- контингент.

. Недельная циклограмма;

План работы на месяц;

Журнал учёта видов деятельности педагога-психолога

Консультирование

учёт индивидуальных консультаций (могут быть как с родителем, педагогом, ребёнком).

- Просвещение и профилактика (Родительские собрания, классные часы, тренинги: толерантность, особенности данного возраста, вред табакокурения)
2. групповых исследований (диагностика-класса);
3. Развивающая и коррекционная работа (учет индивидуальных и групповых форм работы (цель, по результатам диагностики);

Результаты психодиагностического исследования; (Справка по каждому исследованию);
5. Карта ребенка;
7. Индивидуальные и групповые программы психологического сопровождения;

(домашнее обучение, дети 8 вида, подготовка к ЕГЭ, адаптация)
8. Формы статистического и аналитического отчетов (отчёт за год - анализ работы за учебный год);






Дата: 2019-02-19, просмотров: 190.