СЛАВЯНЕ (РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН, ХОЗЯЙСТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОНЕЦКОГО КРАЯ (ЭКСПЕДИЦИЯ Е.П.КОВАЛЕВСКОГО, А.И.ОЛИВЬЕРИ, А.Б.ИВАНИЦКОГО, А.В.ГУРЬЕВА)

Процесс активного исследования и изучения региона начинается в XIX веке. В 1827 году горным инженером Евграфом Петровичем Ковалевским была составлена первая геологическая карта Донбасса, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Он же впервые в статье, опубликованной в «Горном журнале», употребил название «Донбасс» - «Донецкий бассейн», которым инженер назвал территории, раньше именуемые «южно-российскими землями» или «новороссийским краем». Со временем термин «Донбасс», прочно вошел в обиход.

Ковалевский Евграф Петрович (1790 -1867) — русский горный инженер и государственный  деятель, почетный член Петербургской Академии Наук. Биография Евграфа Петровича тесно переплеталась с Донецким краем. На Луганском литейном заводе он сформировался как специалист и впоследствии оказывал большое влияние на развитие экономики Донбасса.

В 1820-х гг. Ковалевский провел первое крупное исследование геологического строения Донбасса, представив его как геологически единое целое. В своих статьях он первым обозначает границы Донецкого кряжа, приводит расположение пород земной коры, описывает механизм и время их образования.

Е. Ковалевский также дал прогноз о наличии в районе г. Бахмута залежей каменной соли.

Позже он был губернатором Томской губернии, директором департамента горных и соляных дел, действительным тайным советником и членом сената, попечителем Московского учебного округа, министром народного просвещения России.

Память благодарных потомков хранит имя этого человека, много сделавшего для становления и укрепления нашего родного Донбасса.

В 1827-1828 гг. экспедиция горного инженера А. И. Оливьери в районе Старобешева обнаруживает несколько угольных пластов. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, начатые в 1832 г. экспедицией горного инженера А. Б. Иваницкого.

Во второй четверти XIX века уголь в крае приобрел широкую популярность. Возникла необходимость в его промышленной разработке и добыче, для организации которых в крупных масштабах сюда был направлен опытный горный инженер Алексей Васильевич Гурьев . Изучив материалы геологических разведок своих предшественников, он в 1841 году исследовал верховья Кальмиуса и подтвердил возможность промышленной эксплуатации месторождений каменного угля.

В докладной записке Гурьев отмечал: «Уголь особенно годен на все металлургические работы, в проплавку руд, на выделку железа и рельсов и на отопку пароходов и железных дорог».

Подтверждением этому стало строительство Александровского рудника (ныне часть Киевского района г. Донецка). Центральная шахта рудника, открытая в 1842году, носила название Гурьевской (сегодня - шахта им. Н.Засядько). Здесь использовалась первая в Донбассе паровая подъемная машина, а в механических мастерских изготавливали оборудование и инструменты для горных работ.

Позже были открыты шахты «Михайловская» и «Елизаветинская» Уголь, добываемый на шахтах рудника, успешно продавался. Его ценили за хорошее качество, большую теплотворную способность.

С развитием горного дела и угледобычи, металлургии и машиностроение Донбасс становится одним из основных центров тяжелой промышленности России. Возникает необходимость в вывозе добываемой и производимой здесь продукции в другие регионы. Для этого в крае начинают строиться железные дороги.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ.

К 9 в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С 6 в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы).

Итак, к 9 в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к 9 в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли прийти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

Так было образовано первое государство восточных славян.

Норманнская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Ф. Миллер, З. Байер, в 18 в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманнской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНБАССЕ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ (КОРФ Н.А., АЛЧЕВСКАЯ Х.Д.)

Население нашего края - это удивительная совокупность людей, чрезвычайно разных и всесторонне талантливых, преданно служивших своему отечеству! В сочетание слов «служить отечеству» каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого-то это значит - защищать его в случае войны до последний капли крови. Для других, служить отечеству - это быть верным своему народу. А для третьих - это возможность создавать новое и неведомое, поддержать в жизни тех, кому это сейчас наиболее необходимо, определить и выполнить то Божье предназначение, с которым ты пришел на эту землю. К тем, кто положил свои богатство, таланты, вдохновение и титанический труд на благо родного края и его народа и «светочи» земли Донецкой.

Среди прогрессивных педагогов второй половины XIX века видное место занимает Николай Александрович Корф (18341883).

В ХV-м веке немецкие предки древнего аристократического рода Корфов, уходящего корнями в рыцарское средневековье, перебрались в Прибалтику и стали российскими дворянами. В роду были и воеводы, и послы, и генералы. Но Николай не пошел по их стопам. В 14 лет, учась в частном Александровском пансионе и зная в совершенстве английский, французский, немецкий языки, он выбрал свое дальнейшее предназначение - «служение народу». После окончания учебы он служил в министерстве юстиции. Но светская жизнь интересовала молодого барона мало, и, несмотря на увещевания знатных родственников, он бросил службу и уехал в село Нескучное (ныне Великоновоселковский район).

Обладая незаурядным организаторским талантом, он организовывал в крае школы нового типа - земские, в которых отменил телесные наказания. Сам написал для учеников книгу для чтения «Наш друг» и другие детские книжки, активно используемые в школах России.

Два раза в год — осенью и весной — Корф объезжал школы, анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследование школ в присутствии родителей учащихся.

Николай Александрович вникал во все проблемы, вплоть до нехватки дров для отопления. Зная, как много зависит от личности учителя, занимался подготовкой молодых педагогов.

За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училищного Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных земских школ, в том числе в селах Великоновоселковского района — Времьевке, Майорском, Комаре, Улаклы, Константинополе, Андреевке. Стараниями неугомонного барона только в Мариупольском уезде народных школ за 14 лет стало втрое больше, чем было на момент создания уезда.

Деятельность барона Корфа сделала его имя популярным во всей России, а история поставила его имя в один ряд не только со знаменитыми предками - генералами и государственными деятелями, но и с выдающимися людьми своего времени. В 1870 г. он избирается членом Санкт- Петербургского педагогического общества, а в 1871 г. — Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

Донецкий край очень многим обязан Николаю Корфу. В память о нем, а также о его не менее знаменитом зяте - основателе и руководителе знаменитого Московского художественного театра (МХаТ) Владимире Немировиче-Данченко в усадьбе барона в селе Нескучное создан музей а в Нескучненской школе открыта мемориальная доска, посвященная знаменитому земляку.

В ряду имен великих педагогов второй половины Х1Х-начала ХХ века законное место занимает Христина Даниловна Алчевская (1841-1920).

Отец Христины категорически выступал против обучения грамоте женщин, в том числе и родной дочери, что было трагедией для девочки, которой самостоятельно пришлось овладевать знаниями. Возможно, именно эти обстоятельства и определили цель ее жизни - обучить как можно больше людей грамоте, посвятив себя педагогической работе.

В 1861 году девушка начинает работать учительницей в только что открывшейся в Харькове женской воскресной школе, а после запрещения правительством деятельности воскресных школа в 1862 году Христина пригласила всю группу к себе домой и продолжала занятия в своей квартире.

В 1870 г. после долгих хлопот Алчевской удается официально открыть бесплатную женскую воскресную школу, деньги на строительство и содержание которой давал её муж Алексей Кириллович - предприниматель и меценат.

Постоянно проживая в Харькове, семья Алчевских на лето приезжала в имение, находящееся в селе Алексеевка в нескольких километрах от нынешнего города Алчевска.

В первый свой приезд весной 1878 года Христина Даниловна поинтересовалась: как здесь обстоят дела с образованием. Оказалось, что никто и никогда в селе не обучал грамоте ни взрослых, ни детей. Тогда Алчевская начала обучение крестьянских детишек в своем саду или на веранде господского дома. Взрослым она читала книги по вечерам или в праздничные дни.

А к осени следующего года на средства семьи в Алексеевке была открыта народная школа, которую Христина Даниловна называла «своей», всегда интересовалась успехами детей в учебе, присылала в школу учебники, художественную литературу, оказывала помощь в проведении праздников; встречая Новый год, каждый ученик получал конфеты и пряники.

Более полувека отдала Христина Алчевская делу просвещения народа, разработке эффективных методов обучения взрослых, женскому образованию, написала несколько книг и учебных пособий, была участницей педагогических экспозиций на многих всероссийских и международных выставках и по-праву заслуживает того, чтобы о ней в нашем крае надолго сохранилась добрая память.

 

В ПОДОНЦОВЬЕ И ПРИАЗОВЬЕ

Салтово- маяцкая археологическая культура эпохи железного века датируется серединой 8-началом 10 веков. Эта культура занимала территорию степного Подонья, Приазовья, Тамани, Восточного Крыма, Нижнего Поволжья и Прикаспийского Дагестана, в период господства на этой территории Хазарского каганата. Она включала в себя разные языковые группы: ираноязычных аланов, тюркоязычных болгар, хазар и другие кочевые и полукочевые племена. Название получила благодаря двум крупным древним городищам - близ села Верхний Салтов (Северский Донец) и Маяцкому городищу (место впадения в Дон реки Тихая).

Поселения салтово-маяцкой культуры представлены кочевьями, селищами и городищами, часть из которых возникла на остатках античных поселений. Все поселения располагались на берегах рек. Крупные города: Итиль, Семендер, Саркел и другие.

Жилища можно разделить на два вида : временные - юрты и постоянные- землянки и полуземлянки. Строили их из камня, дерева, глины. Салтово-маяцкое население выращивало пшеницу, виноград, просо, ячмень, крупный и мелкий рогатый скот, ходили на промыслы (рыбалка, охота и др.) У них было развито гончарство - мастерили из глины столовую, кухонную и тарную посуду, было развито городское ремесленное производство посуды. Также они занимались обработкой железа. Сырьем кузнецов были бурый железняк и железистые кварцы.

Для аланского населения характерны захоронения в катакомбах. Они могли быть одиночными, парными или семейными усыпальницами. Мужчин хоронили с их вооружением, а женщин с туалетными принадлежностями. В захоронение ставили глиняные сосуды, скорее всего с пищей. Иногда встречались ритуальные захоронения коней.

 

Берендеи.

Берендеи чаще всего — обиженные печенегами, позже половцами мелкие кочевые роды тюркского происхождения, не выдерживавшие столкновений в Диком поле и становившиеся федератами (данниками) русских князей. Наряду с торками и другими племенами упоминаются в летописях также под названием чёрных клобуков.

В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за «помощью», подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наемникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел.

Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, «с родом своим». Они хотят за службу не денег, как того требовали варяги у новгородцев, но города для жительства (бенефицию).

С конца XI века берендеи с согласия киевских князей осели на Киевщине (преимущественно в Поросье, вдоль реки Роси) с обязанностью принимать участие в походах киевских князей. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам. В XIII веке, во время монголо-татарского нашествия, берендеи частично ассимилировались с Золотой Ордой, частично ушли в Болгарию.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА III

(История России, 9 класс, Ч.2., параграф 25, стр. 31)

 

ОБРАЗОВАНИЕ НОВОРОССИИ. ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II.

 

250 лет назад сначала в правовых актах, после на географических картах впервые появилось наименование «Новороссия». Это название получила новая российская губерния, которая была создана на бывших землях Запорожского войска путем преобразования военно-поселенческой области Новая Сербия. Предложения по созданию и обустройству Новороссийской губернии были утверждены Екатериной II 2 апреля (по старому стилю — 22 марта) 1764 года.

Важно отметить, что Екатерина Великая уделяла огромное внимание безопасности и освоению южных рубежей Российской империи.

Вскоре после обретения самодержавной власти Екатерина II предприняла ряд шагов, оказавших огромное влияние на судьбу Новороссийского края. Императрица ввела существенные льготы для иммигрантов: предоставление земли, освобождение от налогов и всякого рода повинностей, беспроцентные ссуды на обзаведение жильем и хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Иностранным переселенцам, создававшим своё производство, разрешалось вести торговлю и даже беспошлинно вывозить товары за границу. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения.

Весной 1764 года Новосербское поселение и одноименный воинский корпус были преобразованы в Новороссийскую губернию под единой властью наместника (главного командира). Летом того же года губернии были подчинены Славяно-Сербская провинция, Украинская укрепленная линия и Бахмутский казачий полк.

Эти шаги послужили началом воплощения широкомасштабного плана обустройства Новороссийской губернии, разработанного первым губернатором края. В мае ‑ июне 1764 года были определены новые торговые города и таможни.

Быстрому заселению Новороссии способствовало разрешение на переезд в пределы новой губернии для жителей Малороссии (ранее, переселение малороссов в Новую Сербию не приветствовалось). Данным разрешением активно пользовались и старообрядцы, жившие в малороссийских местечках.

Другим важным ресурсом пополнения населения Новороссийского края стало переселение дворянами, обзаводившимися землями на юге, собственных крепостных крестьян из центральных губерний России.

Таким образом, были созданы необходимые условия для многонациональной, но преимущественно великоросско-малороссийской колонизации Новороссии. Результатом этой политики стал стремительный рост населения в южных пределах европейской России.

Массовая раздача земель в нашем крае пришлась на 1776 - 1782 гг., после того, как в 1775году указом императрицы Екатерины II Запорожская Сечь была ликвидирована. Необходимость в ней отпала после того, как, одержав решающие победы в войне с Турцией во второй половине XVIII в., Россия получила выход к Азовскому и Черному морям. Царское правительство принимает меры к скорейшему заселению юга Малороссии, в том числе и донецких степей. Земли запорожцев стали раздавать русским и украинским помещикам, иностранцам, пожелавшим переселиться на территорию края. Таких людей стали называть колонистами. За 6 лет в пределах земель Войска Запорожского было основано 488 поселений.

Колонизация заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны.

Колонист - переселенец, занимающийся земледелием.

Первыми иностранными колонистами края стали выведенные из Крыма греки- христиане, которым царское правительство предложило переселиться в пределы Азовской губернии.

Организатором вывода греков из Крыма стал главнокомандующий российской армией Петр Румянцев, которого поддержала Екатерина, своим указом от 9 марта 1778 года разработав программу их переселения в Азовскую или Новороссийскую губернию. Выполнять программу поручили генералиссимусу Александру Суворову.

21 мая 1779 г. Екатерина II подписала грамоту, определившую условия размещения греков на берегу Азовского моря на землях, напоминавших покинутые ими в Крыму, и жалуя эти земли «вечно... без всяких в казну нашу податей». Это была одна из самых значительных привилегий, предоставляемых правительством.

В начале XIX века в регионе появляются немецкие, еврейские, итальянские колонисты.

Идея пригласить в Донецкий край немцев также принадлежала графу Румянцеву, который во время Семилетней войны обратил внимание на высокий уровень развития хозяйства немецких крестьян. В 1788 году они переселились в Россию. К 1823 г. в крае существовало 24 немецких колонии, в том числе Карловка, Мариновка, Александровка, Мемрик. Немецкой столицей края стал город Остгейм (ныне Тельманово). Результат пребывания меннонитов на Донбассе проявился очень скоро: красивые ухоженные поселения, огромные урожаи, новые породы животных. Помимо этого ими было насаждено огромное количество деревьев (так называемые лесополосы), защищавшие местность от ветра.

Новые жители края стремились сохранить не только свою веру, язык, но и культурные традиции. Поселения различных национальных групп отличались и внешне, и внутренним устройством. Однако, живя рядышком, культуры различных народов перемешивались, обогащались, дополняли друг друга, что способствовало развитию Донбасса и созданию его неповторимого многонационального колорита.

 

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята «Русская Правда» — первый писаный свод законов на Руси.

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии стал Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

 

ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю - экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества - феодалы и феодально-зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре - феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину - десятую часть доходов с населения и иные, включая судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители. Другие - считают, что смерды - это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина - закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу - денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и "невольная челядь".

Челядь была почти полностью бесправной. Они стали первыми крепостными.

В Древнерусском государстве еще отсутствовало закрепощение крестьян. Феодальная зависимость исторически может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса. Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному феодализму.

 

ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ

Жизнь и быт человека зависит от его заработной платы, обеспеченности пищей, жильѐм, одеждой и т.д. В 1880-е гг. средний месячный заработок рабочих составлял около 20 рублей, к концу XIX в. он увеличился до 30 рублей. Так, например, среднемесячный заработок горных рабочих при 10-13-часовом рабочем дне в 1899 г. равнялся 26 руб. 40 коп. Иностранные работники получали в 3-5 раз больше, чем местные.

Условия труда были тяжѐлыми. Суточный заработок большинства не превышал в среднем 1 руб. – 1 руб.20 коп., а для низко квалифицированных рабочих – 60-90 коп. за день. Женский труд оплачивался на 25%, а подростков – на 50% ниже мужского. На рудниках, заводах преобладал ручной труд. Забойщики по 12 часов в смену долбили обушком уголь, чтобы добыть не менее 62 пудов. Высокооплачиваемые составляли лишь 7-8% от общего числа рабочих. Их зарплата с учѐтом вычетов колебалась от 60 до 100 рублей в месяц.

Нередко заработную плату выдавали в виде «талонов», которые отоваривали в рудничных и заводских магазинах. Цены на продукты, отпускаемые в кредит из «харчевной лавки», были намного выше рыночных.

На большинстве шахт и заводов заработная плата выдавалась нерегулярно. К тому же из заработка вычитывали многочисленные штрафы, налагаемые иногда просто по усмотрению хозяина, а также по одному рублю за доставку угля и воды с человека в месяц. Основная масса рабочих жила в рабочих посѐлках, которые возникли вокруг заводов и рудников, железнодорожных станций.

В запущенном состоянии было медицинское обслуживание трудящихся. Открытые больницы не могли удовлетворить всех, кто нуждался в лечении.

 

 

ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА

Великое княжество Литовское возникло в результате присоединения славянских земель и было в основном славянским по составу, языку, письменности государством. Огромно было влияние русской православной культуры; экономическое и культурное развитие славян оказало благотворное воздействие на развитие литовского княжества.

Возникновение Великого княжества Литовского относят в разных источниках от правления Миндовга (примерно 1251 год) до правления Гедемина (1316 - 1341 г.г.). Централизация и рост Княжества Литовского диктовались одной целью - выжить, находясь между Орденом, Москвой и Ордой. Поскольку к моменту возникновения государственности уровень политического, экономического и культурного развития литовцев был значительно ниже, литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли. Эти обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение и православие, усваивают русский язык и культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории - в Новогородке (Новогрудок - ныне город в Белоруссии).

При Гедемине столица переносится. Поскольку земли ВКЛ не знали татаро-монгольского нашествия, её экономические и культурные центры не были разрушены. Процессы экономического, политического и культурно-этнического сближения и объединения шли гораздо быстрее, чем на соседних великорусских землях.

С начала XIV века Великое княжество Литовское - доминирующая держава в своем регионе. Земли княжества при Ольгерде (1345 - 1377) простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей.

Ольгерд, который был женат на сестре великого князя тверского Михаила, поддерживал Тверь в её соперничестве с Москвой. Но проходящее тот же процесс централизации и усиления Московское государство не собиралось отдавать свои земли, а московские князья - свою власть. В 1368, 1370 и 1372 гг. войско Ольгерда подходило к Москве, но каменные стены нового кремля не позволили ему взять город. К тому же на западных рубежах Ольгерд воевал с крестоносцами, Крестоносцы, в отличие от призрачных надежд на все русские земли, виделись Ольгерду более серьезной угрозой. В 1372 году после третьего похода литовский князь был вынужден подписать с князем Дмитрием Ивановичем (Донским) «вечный мир», по которому признавал Северо-Восточную Русь законным владением («отчиной») Москвы и отказывался от своих претензий на этот регион.

С конца 80-х гг. XV в. века происходит несколько литовско-русских войн. Победу в них одержала Москва. По договору 1503 г. к Русскому государству отошла огромная территория в верховьях Оки и Днепра, включавшая 70 волостей и 19 городов, в т.ч. Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль, Гомель и др.

После вхождения ВКЛ в состав Речи Посполитой военные и политические действия против Русского государства продолжались регулярно - достаточно вспомнить Лжедимитрия I и II, польско-русскую войну 1609-1610 годов, Мининское ополчение 1612 года и т.д.

Во второй половине 14 века Литва и Польша подвергались частым нападениям со стороны Тевтонского ордена. Поэтому часть литовской знати решила объединиться с Польшей, чтобы вместе вести борьбу против крестоносцев.

В 1385г. была заключена уния (союз, объединение) Литвы и Польши. Литовский князь Ягайло женился на польской наследнице Ядвиге, и стал одновременно Великим князем Литовским и польским королем.

Государственной религией в Великом княжестве Литовском, как и в Польше стало католичество, что вызвало недовольство православного населения. Преимущество в Литве получили поляки и католики, что привело к новому периоду борьбы за независимость Литвы во главе с князем Витовтом.

В 1392г. он добился независимости Великого княжества Литовского, при условии, что государственной религией в Литве будет католичество. Новая угроза со стороны тевтонских рыцарей вынудила объединить силы и создать польско-литовско-русскую армию.

В 1410 г. силы объединенной армии нанесли сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в битве у деревни Грюнвальд, что положило конец дальнейшим нападениям рыцарей на эти земли. 

 

 

СЛАВЯНЕ (РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН, ХОЗЯЙСТВО, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ)

Главным занятием восточных славян было земледелие. Основная часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому, прежде чем пахать землю, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни, сжечь траву. Землю обрабатывали несколько лет, а когда она переставала приносить хороший урожай, участок забрасывали и расчищали новый. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. В более южных – степных районах славяне распахивали участки, использовали их несколько лет, а когда урожаи снижались – распахивали новые. Такая форма земледелия называется переложной. Славяне пахали землю сохой, потом боронили. Славяне выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, гречиху. Хлеб был главным продуктом. Из овощей выращивали репу, брюкву, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Славяне занимались и скотоводством. Разводили коров, лошадей, коз, свиней, домашнюю птицу. Важную роль в жизни славян играл сбор меда диких пчел – бортничество. У славян было развито ремесло – кузнечное дело, бондарство (изготовление бочек), ткачество. Славяне были хорошими охотниками. Шкуры диких животных шли на изготовление одежды и на продажу.

Древние авторы описывают славян как людей высокого роста, крепкого телосложения, обладающих незаурядной физической силой и выносливостью. У них были русые волосы и светлые глаза. Селились славяне по берегам рек и озер. Строили дома – небольшие полуземлянки. Стены домов, посуду делали из дерева. Крышу крыли ветвями и обмазывали глиной. В домах не было закрытых печей – только открытые очаги, для выхода дыма в потолке делалось отверстие. В доме могло быть несколько выходов. Славяне отличались добродушием и гостеприимством. Славяне славились как хорошие смелые воины. Трусость считалась наибольшим позором. Славяне использовали луки и стрелы, копья, деревянные щиты. Железные мечи и щиты были редкостью

Итак, славяне селились по берегам рек и озер. Основным занятием их было земледелие. Также они выращивали крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Славяне занимались бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством. Славяне строили дома – полуземлянки, которые отапливались «по-черному». Славяне славились как отважные и умелые воины.

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих местах», т.е. объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял старейшина, обладавший большой властью. По мере расселения славян на обширных пространствах родовые связи стали распадаться. Родовую общину сменила соседская (территориальная) – вервь.

Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а поля были поделены между семейными хозяйствами. На общий совет – вече – сходились все домохозяева округи. Оин выбирали старейшин для ведения общих дел. Во время нападений врагов славяне собирали народное ополчение, которое строилось по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи).

Отдельные общины объединялись в племена, а те в свою очередь – в союзы племен. Существовало 12 (по другим данным 15) восточнославянских племенных союзов. В летописи они называются племенами. Наиболее многочисленными из них были поляне, обитавшие в среднем течении Днепра, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов. Центром полян был город Киев, основанный (по легенде князем Кием). Центром ильменских словен стал город Новгород.

На Руси правителя называли князь. Возможно слово происходит от славянского «ко-нязь» - конный витязь. Людей, которые помогали и служили князю называли дружиной. Это были воины которые воевали вместе с князей, а в мирное время осуществляли княжеские поручения и тем, самым осуществляли государственное управление. Большую часть времени князья проводили в военных походах и в сборах дани с подчиненного населения. Но, племена платили дань и добровольно – как защитнику в случае нападения врагов. Кроме того, князь являлся и высшим судьей. Князь отвечал за поддержание мирных отношений с соседями и обеспечивал безопасность торговли (купцов – гостей). Князь с дружиной лично ездил за данью к подчиненным племенам. На месте устанавливая сколько необходимо выплатить. Такую форму дани ввел князь Олег, и называлась она полюдье.

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОНЕЦКОГО КРАЯ (ЭКСПЕДИЦИЯ Е.П.КОВАЛЕВСКОГО, А.И.ОЛИВЬЕРИ, А.Б.ИВАНИЦКОГО, А.В.ГУРЬЕВА)

Процесс активного исследования и изучения региона начинается в XIX веке. В 1827 году горным инженером Евграфом Петровичем Ковалевским была составлена первая геологическая карта Донбасса, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Он же впервые в статье, опубликованной в «Горном журнале», употребил название «Донбасс» - «Донецкий бассейн», которым инженер назвал территории, раньше именуемые «южно-российскими землями» или «новороссийским краем». Со временем термин «Донбасс», прочно вошел в обиход.

Ковалевский Евграф Петрович (1790 -1867) — русский горный инженер и государственный  деятель, почетный член Петербургской Академии Наук. Биография Евграфа Петровича тесно переплеталась с Донецким краем. На Луганском литейном заводе он сформировался как специалист и впоследствии оказывал большое влияние на развитие экономики Донбасса.

В 1820-х гг. Ковалевский провел первое крупное исследование геологического строения Донбасса, представив его как геологически единое целое. В своих статьях он первым обозначает границы Донецкого кряжа, приводит расположение пород земной коры, описывает механизм и время их образования.

Е. Ковалевский также дал прогноз о наличии в районе г. Бахмута залежей каменной соли.

Позже он был губернатором Томской губернии, директором департамента горных и соляных дел, действительным тайным советником и членом сената, попечителем Московского учебного округа, министром народного просвещения России.

Память благодарных потомков хранит имя этого человека, много сделавшего для становления и укрепления нашего родного Донбасса.

В 1827-1828 гг. экспедиция горного инженера А. И. Оливьери в районе Старобешева обнаруживает несколько угольных пластов. Продолжаются поисковые работы в районе Кальмиуса, начатые в 1832 г. экспедицией горного инженера А. Б. Иваницкого.

Во второй четверти XIX века уголь в крае приобрел широкую популярность. Возникла необходимость в его промышленной разработке и добыче, для организации которых в крупных масштабах сюда был направлен опытный горный инженер Алексей Васильевич Гурьев . Изучив материалы геологических разведок своих предшественников, он в 1841 году исследовал верховья Кальмиуса и подтвердил возможность промышленной эксплуатации месторождений каменного угля.

В докладной записке Гурьев отмечал: «Уголь особенно годен на все металлургические работы, в проплавку руд, на выделку железа и рельсов и на отопку пароходов и железных дорог».

Подтверждением этому стало строительство Александровского рудника (ныне часть Киевского района г. Донецка). Центральная шахта рудника, открытая в 1842году, носила название Гурьевской (сегодня - шахта им. Н.Засядько). Здесь использовалась первая в Донбассе паровая подъемная машина, а в механических мастерских изготавливали оборудование и инструменты для горных работ.

Позже были открыты шахты «Михайловская» и «Елизаветинская» Уголь, добываемый на шахтах рудника, успешно продавался. Его ценили за хорошее качество, большую теплотворную способность.

С развитием горного дела и угледобычи, металлургии и машиностроение Донбасс становится одним из основных центров тяжелой промышленности России. Возникает необходимость в вывозе добываемой и производимой здесь продукции в другие регионы. Для этого в крае начинают строиться железные дороги.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ.

К 9 в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

Политические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. С 6 в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы).

Итак, к 9 в. восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства. Но завершающий факт образование государства восточных славян связан с их северными соседями - жителями Скандинавии (современные Дания, Норвегия, Швеция). В Западной Европе жителей Скандинавии называли норманнами, викингами, а на Руси - варягами. В Европе викинги занимались разбоем и торговлей. Вся Европа трепетала перед их набегами. На Руси условий для морского разбоя не было, поэтому варяги в основном торговали и нанимались к славянам в военные дружины. Славяне и варяги находились примерно на одной ступени общественного развития - у варягов также происходило разложение родоплеменного строя и складывание предпосылок для образования государства.

Как свидетельствует летописец Нестор в "Повести временных лет", к 9 в. новгородцы и некоторые северные племена славян попали в зависимость к варягам и платили им дань, а южные племена славян платили дань хазарам. В 859 г. новгородцы прогнали варягов и перестали платить дань. После этого у славян началась междоусобица: они не могли прийти к соглашению о том, кому же править ими. Тогда в 862 г. новгородские старейшины обратились к варягам с просьбой: прислать им на княжение кого-либо из варяжских предводителей. На призыв новгородцев откликнулся варяжский конунг (предводитель) Рюрик. Так в 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю Рюрику. Случилось так, что потомки Рюрика смогли укрепиться у восточных славян в качестве предводителей.

Роль варяжского предводителя Рюрика в русской истории заключается в том, что он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

После смерти у Рюрика остался малолетний сын Игорь. Поэтому править в Новгороде стал другой варяг - Олег. Вскоре Олег решил установить свой контроль над всем течением Днепра. Южным участком торгового пути "из варяг в греки" владели киевляне.

В 882 г. Олег пошёл походом на Киев. Там в это время правили дружинники Рюрика Аскольд и Дир. Олег обманом выманил их за городские ворота и убил. После этого он смог закрепиться в Киеве. Два самых крупных восточнославянских города были объединены под властью одного князя. Далее Олег установил границы своих владений, обложил всё население данью, на подвластной ему территории стал следить за порядком и обеспечивать защиту этих территорий от вражеских нападений.

Так было образовано первое государство восточных славян.

Норманнская теория. Летописный рассказ о призвании на Русь в качестве правителей варягов послужил основой для возникновения норманнской теории образования Древнерусского государства. Её создателями стали немецкие учёные Ф. Миллер, З. Байер, в 18 в. приглашённые работать в Россию императрицей Елизаветой Петровной. Немецкие учёные утверждали, что создание государственности на Руси - результат действия варягов. Горячим противником норманнской теории был великий русский учёный М.В. Ломоносов.

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНБАССЕ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВВ. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ ДОНЕЦКОГО КРАЯ (КОРФ Н.А., АЛЧЕВСКАЯ Х.Д.)

Население нашего края - это удивительная совокупность людей, чрезвычайно разных и всесторонне талантливых, преданно служивших своему отечеству! В сочетание слов «служить отечеству» каждый человек вкладывает свой смысл. Для кого-то это значит - защищать его в случае войны до последний капли крови. Для других, служить отечеству - это быть верным своему народу. А для третьих - это возможность создавать новое и неведомое, поддержать в жизни тех, кому это сейчас наиболее необходимо, определить и выполнить то Божье предназначение, с которым ты пришел на эту землю. К тем, кто положил свои богатство, таланты, вдохновение и титанический труд на благо родного края и его народа и «светочи» земли Донецкой.

Среди прогрессивных педагогов второй половины XIX века видное место занимает Николай Александрович Корф (18341883).

В ХV-м веке немецкие предки древнего аристократического рода Корфов, уходящего корнями в рыцарское средневековье, перебрались в Прибалтику и стали российскими дворянами. В роду были и воеводы, и послы, и генералы. Но Николай не пошел по их стопам. В 14 лет, учась в частном Александровском пансионе и зная в совершенстве английский, французский, немецкий языки, он выбрал свое дальнейшее предназначение - «служение народу». После окончания учебы он служил в министерстве юстиции. Но светская жизнь интересовала молодого барона мало, и, несмотря на увещевания знатных родственников, он бросил службу и уехал в село Нескучное (ныне Великоновоселковский район).

Обладая незаурядным организаторским талантом, он организовывал в крае школы нового типа - земские, в которых отменил телесные наказания. Сам написал для учеников книгу для чтения «Наш друг» и другие детские книжки, активно используемые в школах России.

Два раза в год — осенью и весной — Корф объезжал школы, анализировал и сам давал уроки. Он практиковал также обследование школ в присутствии родителей учащихся.

Николай Александрович вникал во все проблемы, вплоть до нехватки дров для отопления. Зная, как много зависит от личности учителя, занимался подготовкой молодых педагогов.

За пять лет деятельности Н. А. Корфа в качестве члена уездного училищного Совета по его инициативе и при поддержке населения было создано около ста начальных земских школ, в том числе в селах Великоновоселковского района — Времьевке, Майорском, Комаре, Улаклы, Константинополе, Андреевке. Стараниями неугомонного барона только в Мариупольском уезде народных школ за 14 лет стало втрое больше, чем было на момент создания уезда.

Деятельность барона Корфа сделала его имя популярным во всей России, а история поставила его имя в один ряд не только со знаменитыми предками - генералами и государственными деятелями, но и с выдающимися людьми своего времени. В 1870 г. он избирается членом Санкт- Петербургского педагогического общества, а в 1871 г. — Московского университета и Комитета грамотности. В 1873 г. Петербургский комитет грамотности присудил ему золотую медаль.

Донецкий край очень многим обязан Николаю Корфу. В память о нем, а также о его не менее знаменитом зяте - основателе и руководителе знаменитого Московского художественного театра (МХаТ) Владимире Немировиче-Данченко в усадьбе барона в селе Нескучное создан музей а в Нескучненской школе открыта мемориальная доска, посвященная знаменитому земляку.

В ряду имен великих педагогов второй половины Х1Х-начала ХХ века законное место занимает Христина Даниловна Алчевская (1841-1920).

Отец Христины категорически выступал против обучения грамоте женщин, в том числе и родной дочери, что было трагедией для девочки, которой самостоятельно пришлось овладевать знаниями. Возможно, именно эти обстоятельства и определили цель ее жизни - обучить как можно больше людей грамоте, посвятив себя педагогической работе.

В 1861 году девушка начинает работать учительницей в только что открывшейся в Харькове женской воскресной школе, а после запрещения правительством деятельности воскресных школа в 1862 году Христина пригласила всю группу к себе домой и продолжала занятия в своей квартире.

В 1870 г. после долгих хлопот Алчевской удается официально открыть бесплатную женскую воскресную школу, деньги на строительство и содержание которой давал её муж Алексей Кириллович - предприниматель и меценат.

Постоянно проживая в Харькове, семья Алчевских на лето приезжала в имение, находящееся в селе Алексеевка в нескольких километрах от нынешнего города Алчевска.

В первый свой приезд весной 1878 года Христина Даниловна поинтересовалась: как здесь обстоят дела с образованием. Оказалось, что никто и никогда в селе не обучал грамоте ни взрослых, ни детей. Тогда Алчевская начала обучение крестьянских детишек в своем саду или на веранде господского дома. Взрослым она читала книги по вечерам или в праздничные дни.

А к осени следующего года на средства семьи в Алексеевке была открыта народная школа, которую Христина Даниловна называла «своей», всегда интересовалась успехами детей в учебе, присылала в школу учебники, художественную литературу, оказывала помощь в проведении праздников; встречая Новый год, каждый ученик получал конфеты и пряники.

Более полувека отдала Христина Алчевская делу просвещения народа, разработке эффективных методов обучения взрослых, женскому образованию, написала несколько книг и учебных пособий, была участницей педагогических экспозиций на многих всероссийских и международных выставках и по-праву заслуживает того, чтобы о ней в нашем крае надолго сохранилась добрая память.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 1384.