Понятие семейного права Семейные правоотношения. Понятие брака и семьи. Порядок и условия заключения брака. Брачный договор. Прекращение брака. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор - новый институт семейного права. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление (удочерение). Опека и попечительство. Приемная семья. Охрана детства. Акты гражданского состояния.
Тема 3.7 Основы экологического права
Понятие экологического права. Экологическая функция государства и права. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Компоненты природы, подлежащие правовой охране. Экологические права и обязанности граждан. Право природопользования. Правовая охрана окружающей среды. Правовые основы экономического обеспечения природопользования и охраны окружающей среды. Ответственность за нарушение норм экологического права.
Тема 3.8 Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Источники уголовного права. Понятие и признаки преступления. Понятие и признаки состава преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности и ее цели. Понятие и признаки наказания, его назначение. Виды наказания. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Тема3.9 Основы международного права
Международное публичное право. Понятие, сущность и функции современного международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Нормативная система международного права. Ответственность государств за нарушение норм международного права.
Понятие международного гуманитарного права. Материалы Женевской конвенции 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года. Международное частное право. Понятие и задачи международного частного права. Соотношение международного частного права и международного публичного права. Система международного частного права. Источники международного частного права. Коллизионные нормы.
Методические указания по выполнению домашней контрольной работы
Домашняя контрольная работа выполняется лично каждым учащимся и высылается для проверки в учебное заведение в установленные сроки.
Вариант контрольной работы выполняемой учащимся, определяется порядковым номером учащегося в списке учебной группы.
Номер учащегося в списке учебной группы | Вариант контрольной работы |
№ 1,11 | вариант 1 |
№ 2,12 | вариант 2 |
№ 3,13 | вариант 3 |
№ 4,14 | вариант 4 |
№ 5,15 | вариант 5 |
№ 6,16 | вариант 6 |
№ 7,17 | вариант 7 |
№ 8.18 | вариант 8 |
№ 9.19 | вариант 9 |
№ 10, 20 | вариант 10 |
Требования к оформлению:
Контрольная работа выполняется в отдельной тетради максимально разборчивым почерком, на каждой странице которой необходимо отводить поля для замечаний преподавателя. В контрольной работе не должно быть исправлений. Если в ходе проверки работы, преподавателем, сделаны замечания, то их необходимо устранить до последнего занятия по учебной дисциплине. Не зачтенная контрольная работа выполняется повторно в той же тетради, при этом старая работа сохраняется.
§ При оформлении контрольной работы необходимо:
- переписать каждый вопрос и дать на него полный ответ, приведя нужные примеры;
- ответ на очередной вопрос необходимо начинать писать с новой страницы.
5 Варианты домашней контрольной работы
Вариант 1
1 Понятие и сущность административного права. Субъекты и объекты административного права. Граждане как субъекты административного права.
2 Охрана труда.
3 Задача.
Сергеев в возрасте 15 лет был принят учеником мастера по ремонту деревянной тары. По роду работы ему приходилось постоянно переносить тяжелые ящики и находиться в складском помещении, где низкая температура.
Вопросы:
В каком порядке принимаются на работу лица, моложе 16 лет?
На какие органы возложен контроль, за соблюдением нормальных условий труда подростков?
Какие нормы переноски тяжестей допустимы для лиц моложе 18 лет? Какие нарушения допущены администрацией по условиям задачи?
Вариант 2
1 Понятие, сущность и виды административной ответственности. Понятие административного правонарушения и его виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
2 Понятие и особенности гражданского права. Участники гражданских правоотношений. (субъекты гражданского права) и объекты гражданских правоотношений.
3 Задача.
В магазине самообслуживания у расчетного стола при предъявлении товара контролеру-кассиру покупатель, легкомысленно не взяв корзину, уронил банку с майонезом. Следующий покупатель поскользнулся (майонез не успели убрать с пола) выронил 3-литровую банку яблочного сока, которая разбилась.
Вопросы:
Что такое риск случайной гибели вещи?
Кто по условиям задачи несет убытки, связанные с боем банки майонеза и банки яблочного сока?
Вариант 3
1 Понятие и источники трудового права. Правоотношения в сфере трудового права, понятия и виды. Субъекты трудового права.
2 Источники права Республики Беларусь. Виды нормативно - правовых актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
3 Задача.
Работница бухгалтерии (бухгалтера), которая одна воспитывает двух детей в возрасте до 16 лет написала заявление о предоставлении ей одного свободного дня в неделю , в дополнение к двум выходным дням. Начальник ей в этом отказал, мотивируя большой производственной загруженностью. Разрешите данную ситуацию. Кто в ней прав? Оцените действия сторон.
Вариант 4
1 Сделки. Понятие и виды сделок
2 Основные принципы жилищного права. Источники жилищного права. Понятие жилищного фонда и виды жилищных фондов в Республике Беларусь.
3 Задача.
Плотник Чернов опоздал на работу на час без уважительной причины, за что администрацией ему был объявлен выговор. Спустя 1,5 месяца Чернов снова опоздал на работу на 40 минут. Администрация предприятия обратилась в профком с просьбой дать согласие на увольнение Чернова за систематические нарушения трудовой дисциплины.
Вопросы:
Какие виды дисциплинарных взысканий вы знаете и в каком порядке они налагаются?
Какими нормативными актами регулируется порядок наложения дисциплинарных взысканий?
Как оформляются дисциплинарные взыскания и заносятся ли они в трудовую книжку работника?
Вариант 5
1 Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений.
2 Понятие семейного права. Семейные правоотношения. Понятие брака и семьи. Порядок и условия заключения брака. Брачный договор. Прекращение брака.
3 Задача.
а) Несовершеннолетний в возрасте 17 лет на свою заработную плату, но без согласия родителей, приобрел в магазине транзисторный приемник.
Родители, ссылаясь на то, что их несовершеннолетний сын израсходовал
зарплату без их согласия потребовали от директора магазина принять в
магазин приемник, купленный сыном, и вернуть им стоимость приемника.
б) Школьник в возрасте 11 лет вместо необходимого ему учебника
стоимостью 700руб. купил в магазине книжку Маршака и коробку
карандашей. Мать отобрала у него эти предметы и потребовала от
директора магазина принять их обратно, а уплаченные за них деньги
вернуть ей. Свое требование она обосновала тем, что малолетние без
разрешения родителей не имеют права совершать какие-либо сделки.
Вопросы:
Что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность? Какие лица считаются несовершеннолетними? Обладают ли несовершеннолетние лица дееспособностью? Допустили ли нарушение правил торговли продавцы, продавшие радиоприёмник подростку, а также книжку и карандаши малолетнему? Обязан ли магазин принять обратно радиоприемник, книжку и карандаши и вернуть за них деньги?
Вариант 6
1 Понятие уголовного права. Источники уголовного права. Понятие уголовной ответственности и ее цели. Понятие и признаки наказания, его значение. Виды наказания.
2 Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников
3 Задача.
Работницу бухгалтерии (бухгалтера), которая воспитывает двух детей в возрасте до 14 лет, руководитель предприятия в категоричной форме направил в командировку. Она отказалась ехать. Начальник объявил ей выговор. Разрешите данную ситуацию. Кто в ней прав? Оцените действия сторон.
Вариант 7
1 Понятие гражданина и гражданства. Основания получения гражданства Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус гражданина Республики Беларусь.
2 Трудовой договор. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.
3 Задача
При производстве работ СМУ треста "Лавсанстрой " повредило высоковольтный кабель. Вследствие неподачи электроэнергии в течении пяти часов возник простой на Могилевском домостроительном комбинате. Комбинат предъявил СМУ иск о взыскании убытков. В их состав вошли: выплата заработной платы за время простоя; расходы по устранению аварии (замена поврежденного кабеля); неполученные доходы, в связи с простоем.
Вопросы:
Какая ответственность предусмотрена за причинение вреда? Каковы пределы ответственности виновного за причинение вреда? Какое на ваш взгляд, решение примет решение суд по данному исковому заявлению?
Вариант 8
1 Понятие и предмет конституционного права. Источники конституционного права. Понятие, сущность и юридические свойства конституции.
2 Понятие собственности и права собственности. Формы собственности по законодательству Республики Беларусь.
3 Задача
17-летний Конанов был принят учеником столяра, с недельным испытательным сроком. Через три дня он был уволен, как не выдержавший
испытание.
Вопросы:
С какой целью применяется при приеме на работу испытательный срок?
Каким категориям рабочих и служащих не должно устанавливаться испытание? Оцените действие администрации предприятия, уволившего Конанова.
Вариант 9
1 Интеллектуальная собственность и авторское право.
2 Брачный договор. Права и обязанности супругов, личные и имущественные.
3 Задача.
Дежурная аптека работает круглосуточно. К администрации аптеки обратилась фармацевт Демидова с просьбой освободить ее от работы в вечернее и ночное время, так как у нее двое детей в возрасте 3 и 6 лет.
Вопросы:
Какая работа считается ночной? Какова продолжительность работы в ночное время? Как оплачивается рабочим и служащим работа в ночное время при сдельной и повременной оплате труда? Обосновано ли требование фармацевта Демидовой?
Вариант 10
1 Понятие и виды юридических лиц и их характеристика.
2 Основные международные документы по правам человека.
3 Задача:
Климов перед отъездом в геологическую экспедицию передал на хранение своему соседу Зимину магнитофон, телевизор и ковер ручной работы. В отсутствие Климова Зимин подарил ковер своей дочери к свадьбе, вспомнив, что Климов обещал сделать ей дорогой подарок. Климов, возвратившись из экспедиции, предъявил к дочери Зимина иск об истребовании ковра.
Вопросы:
Что такое добросовестное и недобросовестное владение? Кто по условию задачи является добросовестным владельцем? Изменится ли решение, если Климов не подарил ковер, а сдал в комиссионный магазин?
Пример выполнения практической задачи домашней контрольной работы
Задача:
Уборщица детских яслей зерносовхоза Зубко была уволена с работы за систематическое нарушение трудовой дисциплины с согласия профкома. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что, налагая дисциплинарные взыскания, администрация не требовала объяснений у Зубко и не знакомила ее с приказами. Суд восстановил Зубко в прежней должности. Правильно ли поступил суд? Обоснуйте решение суда.
Решение:
Применение дисциплинарных взысканий мы можем считать незаконными, поскольку нарушена статья 199 ТК РБ, где говорится, что до применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение по существу совершенного им проступка.
Кроме того, администрация должна была объявить под расписку приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов в пятидневный срок. Доказательством пребывания работника в состоянии опьянения может быть медицинское заключение врачей наркологического диспансера или медпункта на предприятии. Если же работник отказался пройти освидетельствование, то в такой ситуации доказательством может быть акт, составленный по поводу его пребывания в состоянии опьянения и подписанный свидетелями.
Поэтому решение суда о восстановлении работника на прежнем рабочем месте при прежних условиях труда законно, т.к. администрацией предприятия нарушена статья 35, пункт 3 и статья 42 ТК РБ.
7 Десятибалльная шкала и показатели оценки результатов учебной деятельности обучающихся по учебной дисциплине «Основы права»
Баллы | Показатели оценки | |
1 | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.) | |
2 | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий | |
3 | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу | |
4 | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу | |
5 | Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу | |
6 | Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач/заданий | |
7 | Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний) | |
8 | Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование | |
9 | Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении задании) | |
10 | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) | |
Нормативные правовые акты
Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875 – ХII (с изм. и доп. Приятыми на Респ. Референдумах 24.11.1996, 17.10.2004) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь4 января 1999 г. №1/0 2001 г. №2/744.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.121998 №218-3 (в ред. от 08.07.2008 №336-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. №2/744.
Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22.03.1999 №248-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 24 марта 1999 г. №2/23.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от09.07.1999 № 2788-3 (в ред. от 15.07.2009 №43-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июня 1999 г.№2/53.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007.
Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск : Амалфея, 2010.
Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07. 1999 №275-3 (в ред. от 15.06.2009 №26-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г.№2/50.
Избирательный кодекс Республики Беларусь.- 3-е изд., с изм. и доп. – Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2004.
Кодекс Республики Беларусь об образовании(принят Палатой Представителей 2.12.2010 г. Одобрен Советом Республики 22.12.2010 г.). Вступает в силу с 1.09.2011 г.
О гражданстве Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 1 08.2002 №136-3 (в ред. от 22.06.2006 №129-3) // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, 2/1231.
О правах ребенка: закон Республики Беларусь от19.11.1993№2570 – ХII (в ред. от 10.11.2008 №451-3) // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь 16 марта 2001 г. №2/408
О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 9 в ред. от 05.05.2009 №5 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 27 ноября 2006 г. № 1/8110.
Список литературы
Основы права: учебник / Л.М. Рябцев (и др.); под общ. ред. Л.М. Рябцева, В.Г. Тихини, Г.Б Шишко. Минск, 2008.
Основы права: учебное пособие / Т.В. Воронович (и др.); под общ. ред. А.Г.Тиковенко. Минск: РИПО, 2015.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 295.