ОСНОВЫ ПРАВА
Методические указания по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы и рекомендации по её оформлению
для учащихся заочной формы обучения по специальности
2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство (по направлениям)»
Минск
2018
Одобрено цикловой комиссией преподавателей учебных дисциплин. Протокол № 1 от 31 августа 2018.
В методических указаниях дана общая характеристика дисциплины, цели и задачи ее изучения, связь с другими учебными дисциплинами, программа дисциплины. Приведены практические задания, вариант оформления контрольной работы.
Составил преподаватель Ю.И.Минальд
Содержание
1 Пояснительная записка................................................................... 4
2 Примерный тематический план...................................................... 5
3 Содержание дисциплины «Основы права»............................................. 6
4 Методические указания по выполнению домашней контрольной работы 9
5 Варианты домашней контрольной работы ................................................... 10
6 Пример выполнения практической задачи
домашней контрольной работы....................................................................................... 14
7 Десятибалльная шкала и показатели оценки результатов
учебной деятельности обучающихся по дисциплине «Основы права».. 15
8 Нормативные правовые акты....................................................... 16
9 Перечень рекомендуемой литературы......................................... 16
Пояснительная записка
Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регуляцию социальных отношений в масштабах всего общества. Право призвано обеспечить стабильное существование конституционного строя, защиту фундаментальных демократических ценностей. Реализация правовых норм способствует гармонизации отношений индивида и общества. Предмет «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи.
Изучение дисциплины «Основы права» учащимися заочной формы обучения осуществляется в соответствии с Типовой учебной программой «Основы права» для реализации образовательных программ среднего специального образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь №26 04.05.2016 года и учебным планом учреждения образования.
Изучение дисциплины учащимися заочной формы обучения предполагает следующие этапы:
1 Первый этап – самостоятельное изучение учебной дисциплины в соответствии с тематическим планом и содержанием учебной дисциплины, изложенными в типовой учебной программе и данных методических указаниях.
2 Второй этап – выполнение домашней контрольной работы, согласно полученному варианту контрольной работы. При выполнении контрольной работы учащийся имеет право получить необходимую консультацию преподавателя, во время предусмотренное календарно-тематическим планом и планом работы заочной формы обучения.
3 Третий этап – проведение с учащимися классных занятий при их нахождении на сессии, в виде занятий по систематизации и обобщении знаний, практических занятий по темам определенным-тематическим планом.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» учащийся должен уметь:
- осуществлять сознательный выбор правомерного поведения;
- применять необходимые нормативные правовые акты для повышения уровня индивидуальной правовой культуры, для принятия юридически грамотных решений в своей профессиональной деятельности и активного участия во всех сферах жизни общества.
2 Примерный тематический план
Раздел, тема | Количество учебных часов по учебному плану | Количество учебных часов заочной формы обучения | ||||
Всего | В том числе на практич. занятия | Всего | В том числе на самостоятельное изучение | На аудиторное изучение | ||
Всего | В том числе на практич. | |||||
1.Общая теория государства и права | ||||||
1.1Понятие общей теории государства и права. |
|
|
| |||
1.2 Система права и система законодательства | ||||||
2. Права человека – высшая ценность общества | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3. Основные отрасли права | 16 | 15 | 16 | 13 | 2 | 2 |
3.1.Основы конституционного права | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
3.2.Основы административного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.3.Основы гражданского права | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
3.4.Основы трудового права | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 |
3.5.Основы жилищного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.6.Основы семейного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.7.Основы экологического права | ||||||
3.8.Основы уголовного права | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
3.9.Основы международного права. Международное гуманитарное право | 3 | 2 | 3 | 3 | ||
Обязательная контрольная работа | 1 | - | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | 2 | ||
Всего | 20 | 16 | 20 | 16 | 4 | 2 |
3Содержание дисциплины
Вариант 1
1 Понятие и сущность административного права. Субъекты и объекты административного права. Граждане как субъекты административного права.
2 Охрана труда.
3 Задача.
Сергеев в возрасте 15 лет был принят учеником мастера по ремонту деревянной тары. По роду работы ему приходилось постоянно переносить тяжелые ящики и находиться в складском помещении, где низкая температура.
Вопросы:
В каком порядке принимаются на работу лица, моложе 16 лет?
На какие органы возложен контроль, за соблюдением нормальных условий труда подростков?
Какие нормы переноски тяжестей допустимы для лиц моложе 18 лет? Какие нарушения допущены администрацией по условиям задачи?
Вариант 2
1 Понятие, сущность и виды административной ответственности. Понятие административного правонарушения и его виды. Административная ответственность несовершеннолетних.
2 Понятие и особенности гражданского права. Участники гражданских правоотношений. (субъекты гражданского права) и объекты гражданских правоотношений.
3 Задача.
В магазине самообслуживания у расчетного стола при предъявлении товара контролеру-кассиру покупатель, легкомысленно не взяв корзину, уронил банку с майонезом. Следующий покупатель поскользнулся (майонез не успели убрать с пола) выронил 3-литровую банку яблочного сока, которая разбилась.
Вопросы:
Что такое риск случайной гибели вещи?
Кто по условиям задачи несет убытки, связанные с боем банки майонеза и банки яблочного сока?
Вариант 3
1 Понятие и источники трудового права. Правоотношения в сфере трудового права, понятия и виды. Субъекты трудового права.
2 Источники права Республики Беларусь. Виды нормативно - правовых актов. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
3 Задача.
Работница бухгалтерии (бухгалтера), которая одна воспитывает двух детей в возрасте до 16 лет написала заявление о предоставлении ей одного свободного дня в неделю , в дополнение к двум выходным дням. Начальник ей в этом отказал, мотивируя большой производственной загруженностью. Разрешите данную ситуацию. Кто в ней прав? Оцените действия сторон.
Вариант 4
1 Сделки. Понятие и виды сделок
2 Основные принципы жилищного права. Источники жилищного права. Понятие жилищного фонда и виды жилищных фондов в Республике Беларусь.
3 Задача.
Плотник Чернов опоздал на работу на час без уважительной причины, за что администрацией ему был объявлен выговор. Спустя 1,5 месяца Чернов снова опоздал на работу на 40 минут. Администрация предприятия обратилась в профком с просьбой дать согласие на увольнение Чернова за систематические нарушения трудовой дисциплины.
Вопросы:
Какие виды дисциплинарных взысканий вы знаете и в каком порядке они налагаются?
Какими нормативными актами регулируется порядок наложения дисциплинарных взысканий?
Как оформляются дисциплинарные взыскания и заносятся ли они в трудовую книжку работника?
Вариант 5
1 Понятие правонарушения и его признаки. Виды правонарушений.
2 Понятие семейного права. Семейные правоотношения. Понятие брака и семьи. Порядок и условия заключения брака. Брачный договор. Прекращение брака.
3 Задача.
а) Несовершеннолетний в возрасте 17 лет на свою заработную плату, но без согласия родителей, приобрел в магазине транзисторный приемник.
Родители, ссылаясь на то, что их несовершеннолетний сын израсходовал
зарплату без их согласия потребовали от директора магазина принять в
магазин приемник, купленный сыном, и вернуть им стоимость приемника.
б) Школьник в возрасте 11 лет вместо необходимого ему учебника
стоимостью 700руб. купил в магазине книжку Маршака и коробку
карандашей. Мать отобрала у него эти предметы и потребовала от
директора магазина принять их обратно, а уплаченные за них деньги
вернуть ей. Свое требование она обосновала тем, что малолетние без
разрешения родителей не имеют права совершать какие-либо сделки.
Вопросы:
Что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность? Какие лица считаются несовершеннолетними? Обладают ли несовершеннолетние лица дееспособностью? Допустили ли нарушение правил торговли продавцы, продавшие радиоприёмник подростку, а также книжку и карандаши малолетнему? Обязан ли магазин принять обратно радиоприемник, книжку и карандаши и вернуть за них деньги?
Вариант 6
1 Понятие уголовного права. Источники уголовного права. Понятие уголовной ответственности и ее цели. Понятие и признаки наказания, его значение. Виды наказания.
2 Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность работников
3 Задача.
Работницу бухгалтерии (бухгалтера), которая воспитывает двух детей в возрасте до 14 лет, руководитель предприятия в категоричной форме направил в командировку. Она отказалась ехать. Начальник объявил ей выговор. Разрешите данную ситуацию. Кто в ней прав? Оцените действия сторон.
Вариант 7
1 Понятие гражданина и гражданства. Основания получения гражданства Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус гражданина Республики Беларусь.
2 Трудовой договор. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.
3 Задача
При производстве работ СМУ треста "Лавсанстрой " повредило высоковольтный кабель. Вследствие неподачи электроэнергии в течении пяти часов возник простой на Могилевском домостроительном комбинате. Комбинат предъявил СМУ иск о взыскании убытков. В их состав вошли: выплата заработной платы за время простоя; расходы по устранению аварии (замена поврежденного кабеля); неполученные доходы, в связи с простоем.
Вопросы:
Какая ответственность предусмотрена за причинение вреда? Каковы пределы ответственности виновного за причинение вреда? Какое на ваш взгляд, решение примет решение суд по данному исковому заявлению?
Вариант 8
1 Понятие и предмет конституционного права. Источники конституционного права. Понятие, сущность и юридические свойства конституции.
2 Понятие собственности и права собственности. Формы собственности по законодательству Республики Беларусь.
3 Задача
17-летний Конанов был принят учеником столяра, с недельным испытательным сроком. Через три дня он был уволен, как не выдержавший
испытание.
Вопросы:
С какой целью применяется при приеме на работу испытательный срок?
Каким категориям рабочих и служащих не должно устанавливаться испытание? Оцените действие администрации предприятия, уволившего Конанова.
Вариант 9
1 Интеллектуальная собственность и авторское право.
2 Брачный договор. Права и обязанности супругов, личные и имущественные.
3 Задача.
Дежурная аптека работает круглосуточно. К администрации аптеки обратилась фармацевт Демидова с просьбой освободить ее от работы в вечернее и ночное время, так как у нее двое детей в возрасте 3 и 6 лет.
Вопросы:
Какая работа считается ночной? Какова продолжительность работы в ночное время? Как оплачивается рабочим и служащим работа в ночное время при сдельной и повременной оплате труда? Обосновано ли требование фармацевта Демидовой?
Вариант 10
1 Понятие и виды юридических лиц и их характеристика.
2 Основные международные документы по правам человека.
3 Задача:
Климов перед отъездом в геологическую экспедицию передал на хранение своему соседу Зимину магнитофон, телевизор и ковер ручной работы. В отсутствие Климова Зимин подарил ковер своей дочери к свадьбе, вспомнив, что Климов обещал сделать ей дорогой подарок. Климов, возвратившись из экспедиции, предъявил к дочери Зимина иск об истребовании ковра.
Вопросы:
Что такое добросовестное и недобросовестное владение? Кто по условию задачи является добросовестным владельцем? Изменится ли решение, если Климов не подарил ковер, а сдал в комиссионный магазин?
Пример выполнения практической задачи домашней контрольной работы
Задача:
Уборщица детских яслей зерносовхоза Зубко была уволена с работы за систематическое нарушение трудовой дисциплины с согласия профкома. При рассмотрении дела в суде выяснилось, что, налагая дисциплинарные взыскания, администрация не требовала объяснений у Зубко и не знакомила ее с приказами. Суд восстановил Зубко в прежней должности. Правильно ли поступил суд? Обоснуйте решение суда.
Решение:
Применение дисциплинарных взысканий мы можем считать незаконными, поскольку нарушена статья 199 ТК РБ, где говорится, что до применения дисциплинарного взыскания с работника должно быть затребовано письменное объяснение по существу совершенного им проступка.
Кроме того, администрация должна была объявить под расписку приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов в пятидневный срок. Доказательством пребывания работника в состоянии опьянения может быть медицинское заключение врачей наркологического диспансера или медпункта на предприятии. Если же работник отказался пройти освидетельствование, то в такой ситуации доказательством может быть акт, составленный по поводу его пребывания в состоянии опьянения и подписанный свидетелями.
Поэтому решение суда о восстановлении работника на прежнем рабочем месте при прежних условиях труда законно, т.к. администрацией предприятия нарушена статья 35, пункт 3 и статья 42 ТК РБ.
7 Десятибалльная шкала и показатели оценки результатов учебной деятельности обучающихся по учебной дисциплине «Основы права»
Баллы | Показатели оценки | |
1 | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.) | |
2 | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий | |
3 | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу | |
4 | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу | |
5 | Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу | |
6 | Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач/заданий | |
7 | Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний) | |
8 | Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование | |
9 | Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении задании) | |
10 | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) | |
Нормативные правовые акты
Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875 – ХII (с изм. и доп. Приятыми на Респ. Референдумах 24.11.1996, 17.10.2004) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь4 января 1999 г. №1/0 2001 г. №2/744.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.121998 №218-3 (в ред. от 08.07.2008 №336-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 20 марта 2001 г. №2/744.
Жилищный кодекс Республики Беларусь от 22.03.1999 №248-3// Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 24 марта 1999 г. №2/23.
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от09.07.1999 № 2788-3 (в ред. от 15.07.2009 №43-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июня 1999 г.№2/53.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007.
Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Минск : Амалфея, 2010.
Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07. 1999 №275-3 (в ред. от 15.06.2009 №26-3) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г.№2/50.
Избирательный кодекс Республики Беларусь.- 3-е изд., с изм. и доп. – Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2004.
Кодекс Республики Беларусь об образовании(принят Палатой Представителей 2.12.2010 г. Одобрен Советом Республики 22.12.2010 г.). Вступает в силу с 1.09.2011 г.
О гражданстве Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 1 08.2002 №136-3 (в ред. от 22.06.2006 №129-3) // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006, 2/1231.
О правах ребенка: закон Республики Беларусь от19.11.1993№2570 – ХII (в ред. от 10.11.2008 №451-3) // Нац. Реестр правовых актов Республики Беларусь 16 марта 2001 г. №2/408
О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 9 в ред. от 05.05.2009 №5 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь 27 ноября 2006 г. № 1/8110.
Список литературы
Основы права: учебник / Л.М. Рябцев (и др.); под общ. ред. Л.М. Рябцева, В.Г. Тихини, Г.Б Шишко. Минск, 2008.
Основы права: учебное пособие / Т.В. Воронович (и др.); под общ. ред. А.Г.Тиковенко. Минск: РИПО, 2015.
ОСНОВЫ ПРАВА
Методические указания по изучению учебной дисциплины, задания для контрольной работы и рекомендации по её оформлению
для учащихся заочной формы обучения по специальности
2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство (по направлениям)»
Минск
2018
Одобрено цикловой комиссией преподавателей учебных дисциплин. Протокол № 1 от 31 августа 2018.
В методических указаниях дана общая характеристика дисциплины, цели и задачи ее изучения, связь с другими учебными дисциплинами, программа дисциплины. Приведены практические задания, вариант оформления контрольной работы.
Составил преподаватель Ю.И.Минальд
Содержание
1 Пояснительная записка................................................................... 4
2 Примерный тематический план...................................................... 5
3 Содержание дисциплины «Основы права»............................................. 6
4 Методические указания по выполнению домашней контрольной работы 9
5 Варианты домашней контрольной работы ................................................... 10
6 Пример выполнения практической задачи
домашней контрольной работы....................................................................................... 14
7 Десятибалльная шкала и показатели оценки результатов
учебной деятельности обучающихся по дисциплине «Основы права».. 15
8 Нормативные правовые акты....................................................... 16
9 Перечень рекомендуемой литературы......................................... 16
Пояснительная записка
Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регуляцию социальных отношений в масштабах всего общества. Право призвано обеспечить стабильное существование конституционного строя, защиту фундаментальных демократических ценностей. Реализация правовых норм способствует гармонизации отношений индивида и общества. Предмет «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи.
Изучение дисциплины «Основы права» учащимися заочной формы обучения осуществляется в соответствии с Типовой учебной программой «Основы права» для реализации образовательных программ среднего специального образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь №26 04.05.2016 года и учебным планом учреждения образования.
Изучение дисциплины учащимися заочной формы обучения предполагает следующие этапы:
1 Первый этап – самостоятельное изучение учебной дисциплины в соответствии с тематическим планом и содержанием учебной дисциплины, изложенными в типовой учебной программе и данных методических указаниях.
2 Второй этап – выполнение домашней контрольной работы, согласно полученному варианту контрольной работы. При выполнении контрольной работы учащийся имеет право получить необходимую консультацию преподавателя, во время предусмотренное календарно-тематическим планом и планом работы заочной формы обучения.
3 Третий этап – проведение с учащимися классных занятий при их нахождении на сессии, в виде занятий по систематизации и обобщении знаний, практических занятий по темам определенным-тематическим планом.
В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» учащийся должен уметь:
- осуществлять сознательный выбор правомерного поведения;
- применять необходимые нормативные правовые акты для повышения уровня индивидуальной правовой культуры, для принятия юридически грамотных решений в своей профессиональной деятельности и активного участия во всех сферах жизни общества.
2 Примерный тематический план
Раздел, тема | Количество учебных часов по учебному плану | Количество учебных часов заочной формы обучения | ||||
Всего | В том числе на практич. занятия | Всего | В том числе на самостоятельное изучение | На аудиторное изучение | ||
Всего | В том числе на практич. | |||||
1.Общая теория государства и права | ||||||
1.1Понятие общей теории государства и права. |
|
|
| |||
1.2 Система права и система законодательства | ||||||
2. Права человека – высшая ценность общества | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3. Основные отрасли права | 16 | 15 | 16 | 13 | 2 | 2 |
3.1.Основы конституционного права | 2 | 1 | 2 | 2 | ||
3.2.Основы административного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.3.Основы гражданского права | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
3.4.Основы трудового права | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 |
3.5.Основы жилищного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.6.Основы семейного права | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3.7.Основы экологического права | ||||||
3.8.Основы уголовного права | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
3.9.Основы международного права. Международное гуманитарное право | 3 | 2 | 3 | 3 | ||
Обязательная контрольная работа | 1 | - | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | 2 | ||
Всего | 20 | 16 | 20 | 16 | 4 | 2 |
3Содержание дисциплины
Раздел 1 Общая теория государства и права
Тема 1.1 Понятие общей теории государства и права, ее значение для изучения отраслевых юридических дисциплин
Предмет и методология общей теории государства и права. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство. Понятие, сущность и социальное назначение права. Реализация права.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 271.