Этапы выполнения бакалаврской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определив тему и научного руководителя, студент должен составить и согласовать с научным руководителем план выполнения бакалаврской работы, в котором фиксируется содержание действий по достижению намеченной цели и временные рамки их выполнения. Следует помнить, что временнÓй ресурс – один из самых важных при выполнении научных исследований. Правильное распределение во времени объема работ, своих сил и возможностей позволит, во-первых, в полной мере испытать удовлетворение от самогÓ процесса научного исследования, и, во-вторых, даст будущему специалисту возможность на практике применить эффективные системы управления временем (например, тайм-менеджмент), без которых немыслим современный успешный человек.

Следующим этапом выполнения бакалаврской работы является формирование и структурирование информационного тематического поля. Анализ литературных источников позволяет выдвинуть гипотезу и уточнить задачи, определить приоритеты и конкретизировать понятийный аппарат исследования. Погружение в тему целесообразно начинать с обзорных материалов, представленных в соответствующих учебных пособиях, дающих общую ориентировку в теме. Затем обязательно нужно обратиться к работам тех авторов, которые стояли у истоков изучения данной проблемы. Постепенно сужая спектр рассматриваемых вопросов, сконцентрироваться на всестороннем изучении предмета исследования, проанализировать его во всем богатстве проявлений и взаимосвязей. Здесь неоценимую помощь студенту окажут периодические издания, материалы научных конференций, издания научных институтов и лабораторий, в которых, как правило, содержатся результаты последних исследований «узких» специалистов, современные представления и подходы к проблеме исследования. Бакалаврская работа предполагает также обращение к зарубежному опыту исследования проблемы. При этом источниками информации являются как отечественные, так и зарубежные (на иностранных языках) издания, информационные ресурсы сети Интернет.

На основе теоретического анализа проблемы выстраивается модель эмпирического исследования. Эмпирическая часть бакалаврской работы может включать следующие этапы:

‑ формулирование гипотезы, основной цели и задач;

‑ разработка программы эксперимента;

‑ определение путей и способов фиксирования результатов экспериментального исследования;

‑ проведение эксперимента;

‑ обработка, количественный и качественный анализ результатов;

‑ обобщение полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций.

Бакалаврская работа может включать только констатирующий эксперимент или предусматривать проведение также формирующего и контрольного экспериментов. Констатирующий эксперимент предполагает проведение практического исследования изучаемого явления с использованием методов наблюдения, тестов, беседы, анкетирования, анализа продуктов деятельности, документов и др. В формирующем эксперименте через создание специальных условий раскрываются закономерности и механизмы изучаемого явления. Результаты проведенной формирующей работы, состоятельность гипотезы исследования уточняются в контрольном эксперименте. Вопрос о виде эксперимента решается студентом совместно с руководителем, исходя из цели и задач бакалаврской работы.

Особое внимание в психолого-педагогическом эксперименте требуется обратить на выделение критериев и признаков, по которым определяется успешность эксперимента, истинность выдвинутой гипотезы, подбор валидных и надежных диагностических методов.

Анализируя результаты эксперимента, необходимо установить причинно-следственнные связи, объяснить полученные факты на основе рассмотренных ранее теоретических положений. Кроме того, целесообразно обратиться к теоретическим и практическим исследованиям других авторов, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам их исследований.

Интерпретировать, объяснять полученные данные следует в той же последовательности, в какой представлены результаты в выше рассмотренных этапах. Это обеспечивает стройность и логику изложения.

Полученные материалы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам даются краткие и понятные пояснения и расшифровки.

Написание текста бакалаврской работы и оформление его в соответствии с имеющимися требованиями является завершающим этапом выполнения. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, определить четкую структуру работы. Важно завершить этот этап в намеченные сроки, чтобы своевременно начать подготовку к процедуре защиты.

Особое внимание при выполнении бакалаврской специалиста следует уделить вопросам этики научного исследования. Отличительной чертой исследований в дефектологической области является то, что в качестве испытуемых выступают лица, имеющие те или иные отклонения в развитии. Поэтому к общим требованиям профессиональной этики – сохранение анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность – добавляются следующие:

‑ сохранение медицинской тайны диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни респондентов;

‑ умение выстраивать и контролировать оптимальную дистанцию общения с респондентом во время проведения эксперимента;

‑ соблюдение принципа «принимающей нейтральности» в отношении всех аспектов жизни респондента, с одной стороны, и неравнодушие к личности респондента и его ситуации, с другой.

К особенностям исследований в дефектологической сфере относится также высокий уровень их дифференциальной направленности, что выдвигает на первый план качественный, а не количественный подход в анализе экспериментальных данных. Этот подход не отрицает использование методов параметрической и непараметрической статистики, а лишь отводит им вспомогательную роль в повышении точности и объективности полученных данных.

 

Требования к оформлению бакалаврской работы

Общие требования к оформлению бакалаврской работы

Требования к оформлению бакалаврских работ по дефектологическому направлению регламентируются следующими действующими ГОСТами:

‑ ГОСТ Р 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: национальный стандарт РФ. – Введ. 2009–01–01. – М.: Стандартинформ, 2008;

‑ ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004:

‑ ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.

- ГОСТ Р 7.0.12-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [Текст]. – Введ. 2012-09-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2012.

Исходя из перечисленных выше ГОСТов, разработаны общие требования к оформлению бакалаврских работ:

‑ изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;

‑ логическая последовательность изложения материала;

‑ достоверность и взаимная увязка данных между собой;

‑ обоснованность выводов и рекомендаций;

В содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:

‑ теоретические аспекты исследуемого вопроса;

‑ краткая характеристика объекта исследования;

‑ выводы и конкретные предложения по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента.

Серьезное внимание при написании бакалаврской работы должно быть уделено ее языку и стилю, которые свидетельствуют об общем уровне профессиональной культуры автора.

Характерными особенностями бакалаврской работы должны быть смысловая законченность, целостность, логичность и связность, достигаемые использованием формально-логического стиля изложения материала.

Практикой выработан ряд основных правил построения устойчивых речевых, грамматических и стилистических оборотов в работах научно - и учебно-исследовательского характера, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствующий требованиям уровень изложения материала. Важнейшими из них являются:

1) применение специальных функционально-синтаксических средств связи, указывающих на последовательность (логику) развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, впоследствии и др.), противоречивые отношения (однако, тем не менее, несмотря на ..., в то время как ... и др.), причинно-следственные отношения (благодаря чему, следовательно, поэтому, по причине того что, вследствие чего и др.), переход от одной мысли к другой (необходимо оценить, перейдем к ..., следует остановиться на ...), итог или вывод (таким образом, следует отметить, итак, в итоге, в заключение следует сказать ... и др.), объект или предмет (данный, этот, следующий, указанный, названный, отмеченный и др.);

2) использование характерных для научной речи оборотов, раскрывающих свойства предметов и явлений, а также степень развития процессов. Например, не принято употреблять сравнительные прилагательные или наречия, образованные с помощью приставки «по» (повыше, помедленнее и др.), суффиксов «-еньк-», «-иньк-», «-айш-», «-ейш-», (маленький, огромнейший, высочайший). Как правило, при характеристике свойств предметов или явлений для образования превосходной степени используются слова «наиболее», «наименее», «максимально» в сочетании с прилагательными (наиболее высокий максимально результативный), а для описания развития процессов - причастия, образованные от прилагательных с помощью суффиксов «-ущ-», «-ющ-» (растущий, доминирующий);

3) применение указательных местоимений (этот, тот, такой), не конкретизирующих предмет, а выражающих связи между частями высказывания (например: «на основании анализа значений этих показателей можно дать оценку ...»). В то же время неопределенные местоимения (что-то, кое-что и др.) в научной речи использовать не принято;

4) использование специальных вводных слов или словосочетаний (по сообщению ..., согласно мнению ..., по данным ...), указывающих на источник данных и обеспечивающих объективность изложения материала;

5) избежание экспрессивных языковых элементов, придающих эмоциональную окраску излагаемому материалу;

6) применение специальных терминов, позволяющих в краткой форме давать развернутые характеристики установленных фактов, понятий, явлений, процессов;

7) использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно- и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала выпускной квалификационной работы.

Требования к оформлению печатного текста работы

 

Печатный текст бакалаврской работы выполняется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с соблюдениям следующих требований:

· текст набирается шрифтом Times New Roman, цвет шрифта черный, кегль 14, интервал 1,5, абзацный отступ 1,25 (5 знаков), текст выравнивается по ширине;

· размер полей: левое – 30 мм, правое ‑10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм;

· полужирный шрифт не применяется. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, выделяя их шрифтами разной гарнитуры;

· наименование структурных элементов работы служат заголовками этих элементов и не нумеруются, располагаются в середине строки без точки и печатаются прописными буквами без кавычек и подчеркивания: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЯ;

· каждый структурный элемент начинается с новой страницы;

· названию глав основной части предшествует их обозначение с указанием соответствующего порядкового номера. Название глав записывается в середине строки без точки в конце:

ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы внимания

·  разделы и подразделы, пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа;

· номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точка не ставится, например: 1.1, 1.2, 1.3 или 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.;

· после номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят;

· если раздел или подраздел имеет только один подпункт, то нумеровать его не стоит;

· заголовки разделов и подразделов записываются с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Перенос в заголовках не допускается;

· между заголовками структурных элементов работы и разделов основной части и текстом должна быть пропущена одна строка;

· если после заголовка подраздела входит менее трех строк текста, то он переносится на следующую страницу;

· страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ВКР. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки;

· на титульном листе номер не ставят, но включают его в общую нумерацию;

· внутри пунктов могут быть перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте работы на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации используются арабские цифры. Например:

а) _______;

б) _______:

1)_________;

2)_________;

в) ________.

· листы Приложения включаются в общую нумерацию страниц;

· иллюстрации и таблицы располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице;

· графики, диаграммы, схемы и иллюстрации в тексте должны соответствовать требованиям ЕКСД (единой системы конструкторской документации);

· иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, он обозначается “Рисунок 1”. Слово «Рисунок» и его наименование располагаются под иллюстрацией в середине строки без кавычек и подчеркиваний: «Рисунок 3 – Динамика показателей объёма словаря прилагательных в контрольной и экспериментальной группах»;

· рисунок приложения обозначается отдельной нумерацией арабскими цифрами перед буквой обозначения приложения, например: Рисунок А.3;

· при ссылках на иллюстрации следует писать: «…в соответствии с рисунком 2»;

· таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Его помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире:

Таблица 2 - Динамика уровня тревожности

     
     
     

· таблицы, за исключением таблиц приложений, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией;

· на все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке писать слово «Таблица» с указанием ее номера (например: Таблица 1…);

· таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу), при этом на странице, где она начинается, после головки таблицы вставляют строку с нумерацией граф, а на следующей странице таблицу начинают со строки номеров граф и над таблицей слева помещают надпись “Продолжение таблицы 1” с указанием ее номера без названия и точки в конце;

· таблицу каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Так, если таблица приведена в приложении В, то она должна быть обозначена “Таблица В.1”;

· заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят;

· не рекомендуется включать в таблицу отдельную графу «Единицы измерения». Если все показатели таблицы имеют одинаковую единицу измерения, то ее сокращенное наименование помещают над таблицей в конце заголовка, отделив от него запятой. Единица измерения, общая для всех показателей графы (строки), указывается в заголовке соответствующей графы (строки) после их наименования и также отделяется запятой;

· если цифровые данные в какой-либо строке или клетке таблицы не приводятся, то в ней ставится прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков;

· заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф;

· располагать таблицы и иллюстрации следует так, чтобы они читались без поворота курсовой работы или с поворотом по часовой стрелке;

· сокращения слов при оформлении таблиц, глав, параграфов и т.д. за исключением общепринятых (г. – год, ч – час и т.п.) не допускаются;

· допускается в таблице применять шрифт меньший, чем в тексте;

· не допускается разделять заголовки и подзаголовки таблицы диагональными линиями;

· уравнения и формулы выделяются из текста в отдельную строку, их разрешается вписывать чернилами черного цвета;

· уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножение, применяют знак «х»;

· формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке;

· расшифровка значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должна быть приведена с новой строки в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку расшифровки начинают со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишется без абзацного отступа. Например:

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К=С2 : П ,                                                                                  (1)

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,

П – количество ошибок;

· в работе допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами;

· ссылки являются обязательным элементом работы. Они сообщают точные сведения о заимствованных автором источниках. Необходимо сопровождать ссылками не только цитаты, но любое позаимствованное из литературы положение или цифровой материал. Наличие ссылок на источники свидетельствует о проделанной студентом работе по углубленному изучению вопросов и его научной добросовестности;

· во внутритекстовых ссылках на произведение, включенное в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками, например:

“Л.В. Кузнецова [13] и В.И Лубовский [18] сравнивают ...”;

· если ссылаются на определенные страницы первоисточника, ссылку оформляют следующим образом:

“Л.С. Выготский [20, с. 29] пишет ...”;

· при ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например, [18, т. 1, с. 75];

· если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в квадратных скобках через запятую указываются номера этих работ, например:

“Ряд авторов [5, 11, 17] считают ...”

· выдержки из литературных источников могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки»;

·  наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Такая ссылка располагается под текстом, отделяется от него прямой линией и записывается, как правило, меньшим шрифтом после знака сноски – порядкового номера в виде арабских цифр. В основном тексте фраза, связанная с данным первоисточником, также помечается в конце знаком сноски, оформленным как верхний индекс. Например:

“В своей работе В.В. Лебединский отмечает, что «регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде», грубые вредоносные воздействия могут разрушить прочно закрепленные функции.”1

____________________________________________________________

1Лебединсикий В.В. Нарушения психического развития детей. ‑ М.: Издательство московского университета, 1985. ‑ С. 19.

· ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения работы следует указывать их порядковым номером, например: «... в разд.4», «... по п.3.3.4»;

· приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы.

· приложения начинаются с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами в порядке русского алфавита, например: Приложение А;

· приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой;

· в приложение включаются листы с данными математической статистики.

В библиографический список включаются все источники, использованные в работе, в следующей последовательности:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Кодексы;

4. Федеральные законы;

5. Указы и распоряжения Президента РФ;

6. Постановления Правительства РФ и ее субъектов;

7. Законы субъекта РФ;

8. Все остальные литературные источники (в том числе ГОСТы) в алфавитном порядке.

Источники, включаемые в библиографический список, нумеруются последовательно арабскими цифрами с точкой. Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно-инструктивные акты

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон № 273 - ФЗ: Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. ]: Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). ‑ Ст. 7598.

Государственные стандарты

ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2003. – 47 с.

Книги одного автора

Прихожан, А.М. Работа с тревожными детьми [Текст] / А.М. Прихожан – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 223 с.

Книги двух авторов

Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.

Четыре и более четырех авторов

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.Л. Либлинг. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 197 с.

Аналитическое библиографическое описание:

из журнала

Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадревич // Дефектология, № 5, 2002. – С. 3 – 27.

или

Аксенова, Л.И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет [Текст] / Л.И. Аксенова, А.А. Лисеев, Н.Ш. Тюрина, Е.В. Шкадревич // Дефектология. – 2002. ‑ № 5. ‑ С. 3 – 27.

из книги с автором

Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности [Текст] // Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий – СПб.: Питер, 2009. – с. 192 – 248.

из книги без автора

Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология личности: сб. статей / сост. А. Б. Орлов. – М.: Вопросы психологии, 2001. – С. 62-92. – (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

или

Детская психотерапия [Текст] // Психотерапевтическая энциклопедия / общ. Редакция Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 132 -134.

Диссертации

Ткач, Е. Н. Социальная рефлексия учителя как условие и средство его профессионального саморазвития [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Е. Н. Ткач. – Хабаровск, 2000. – 170 с.

Электронные ресурсы

Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек [Электронный ресурс]: материалы конф. «LIBCOM-2007». – Электрон. текстовые дан. – М. : ГПНТБ России, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.

Национальный информационно библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка. – М.: Центр «ЛИБНЕТ», 2004. – Режим доступа: http://www.nilc.ru/ (дата обращения: 15.11.12).

Логинова Л. Г. Сущность результата дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Г. Логинова // Образование: исследовано в мире: междунар. науч. пед. Интернет-журн. 21.10.10. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=366 (дата обращения: 7.04.13).

 

Требования к защите бакалаврской работы

 

Подготовка к защите бакалаврской работы

Завершающим этапом выполнения студентом бакалаврской работы является ее защита.

К защите бакалаврской работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной профессиональной образовательной программы по направлениям высшего образования, успешно сдавшие итоговые государственные экзамены и представившие бакалаврскую работу с отзывом руководителя в установленные срок.

Кафедра предоставляет бакалаврскую работу вместе с письменным отзывом руководителя и рецензией ответственному секретарю ГЭК не позднее, чем за один рабочий день до защиты.

Получение отрицательного отзыва и рецензии не является препятствием к представлению бакалаврской работы на защиту.

Копия рецензии должна быть вручена студенту ответственным лицом от кафедры не позднее, чем за три календарных дня до защиты бакалаврской работы при наличии требования со стороны студента.

Защита бакалаврской работы проводится в соответствии с расписанием работы государственных экзаменационных комиссий, утвержденным проректором по учебной работе по представлению декана факультета.

 

Рекомендации по составлению текста выступления на защите бакалаврской работы

Подготовив бакалаврскую работу к защите, студент-выпускник готовит выступление (доклад), наглядную информацию ‑ схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал, оформленный в виде презентации ‑ для использования во время защиты. Могут быть подготовлены специальные раздаточные материалы для членов ГАК.

Квалифицированное представление дипломного исследования во многом определяет его оценку. Ведь оценка в значительной мере выставляется и за то, как студент-выпускник ее представит.

При подготовке к защите студенту необходимо выполнить все указания, данные в рецензии, учесть замечания в тексте работы и предварительно ответить на заданные вопросы.

Остановимся на содержании выступления и использовании результатов дипломного исследования.

Обязательными моментами доклада, требующими хотя бы краткого освещения во время защиты бакалаврской работы, являются:

1) цель и задачи исследования;

2) объект и предмет исследования;

3) гипотеза;

4) методы и методики;

5) процедура исследования (в общих чертах);

6) основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач вашего исследования, а не с использованными способами обработки данных;

7) выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.

Желательно вслух проговорить выступление заранее и отметить затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.

Отметим типичные ошибки выступающего на защите бакалаврской работы:

· выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования. Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений;

· выступающий пространно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы. Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор неизбежно получается фрагментарным;

· в докладе отсутствуют выводы или изложены излишне кратко. Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.

Текст выступления должен быть выстроен на основе текста бакалаврской работы. Основу выступления составляют Введение и Заключение, а также выводы в конце каждой из глав.

В выступлении должны быть использованы только те графики, рисунки и схемы, которые приведены в выпускной квалификационной работе. Использование в выступлении данных, не приведенных в дипломной работе, недопустимо.

Компьютерная презентация (КП) позволяет студенту-выпускнику последовательно и структурировано изложить материалы исследования, а также наглядно продемонстрировать членам Государственной аттестационной комиссии наиболее значимые моменты выпускной квалификационной работы. Поэтому желательно сопровождать выступление КП с использованием 7‑10 слайдов.

Основными принципами при составлении подобной КП являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование эффектов анимации).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 179.