Бакалаврская работа – это результат выполнения индивидуального задания на основе полученных профессиональных умений и компетенций, сформированных за время освоения учебных программ и прохождения учебных и производственных практик.
При выполнении и защите бакалаврской работы студент должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции:
Готовность сознавать социальную значимость своей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1):
должен знать: социальную значимость своей профессии;
должен уметь: сознавать социальную значимость своей профессии;
должен владеть: мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
Готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами (ОПК-2):
должен знать: нормативно-правовые документы профессиональной деятельности;
должен уметь: осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами;
должен владеть: готовностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами.
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3):
должен знать: психофизические, возрастные особенности и индивидуальные образовательные потребности обучающихся;
должен уметь: организовывать образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
должен владеть: приемами и средствами осуществления образовательно-коррекционного процесса с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4):
должен знать: основы психолого-педагогического сопровождения;
должен уметь: планировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен владеть: навыками осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5):
должен знать: современные компьютерные и информационные технологии;
должен уметь: использовать современные компьютерные и информационные технологии;
должен владеть: навыками использования в профессиональной деятельности современных компьютерных и информационных технологий.
Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ПК-1):
должен знать: основные подходы и коррекционно-образовательные программы;
должен уметь: реализовывать коррекционно-образовательные программы на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
должен владеть: навыками личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к диагностике лиц с ОВЗ.
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2):
должен знать: основные подходы к организации коррекционно-развивающей среды;
должен уметь: реализовывать коррекционно-компенсаторную работу в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
должен владеть: способами составления методического обеспечения коррекционно-компенсаторной работы.
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-3):
должен знать: принципы образовательно-коррекционной работы, структуру нарушений лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен уметь: планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен владеть: способностью к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности (ПК-4):
должен знать: основы организации образовательно-коррекционной деятельности;
должен уметь: осуществлять организацию собственной образовательно-коррекционной деятельности;
должен владеть: навыками совершенствования и анализа собственной образовательно-коррекционной деятельности.
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5):
должен знать: общие требования к организации и осуществлению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ;
должен уметь: анализировать практические ситуации с целью уточнения структуры нарушения;
должен владеть: способностью выбора индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ.
Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы (ПК-6):
должен знать: основы мониторинга достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
должен уметь: осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы;
должен владеть: способностью осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы.
Способность анализировать практические ситуации с целью уточнения структуры речевого нарушения (СК-1):
должен знать: структуру речевого нарушения;
должен уметь: анализировать и уточнять практические ситуации;
должен владеть: практическими навыками анализа структуры речевого нарушения.
Способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи (СК-2):
должен знать: индивидуальные особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен уметь: осуществлять коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен владеть: техническими навыками осуществления коррекционного процесса с учетом индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Готовность к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7):
должен знать: основы психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен уметь: взаимодействовать с ближайшим заинтересованным окружением и проводить психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
должен владеть: навыками организации психолого-педагогического сопровождения семьи лице ограниченными возможностями здоровья.
Требования к структуре и объему Бакалаврской работы
Объем бакалаврской работы – не менее 50 листов формата А 4 (без приложений).
Структурными элементами бакалаврской работы являются:
‑ титульный лист;
‑ оглавление;
‑ введение;
‑ основная часть;
‑ заключение;
‑ библиографический список;
‑ приложения.
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту.
Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав, пунктов и подпунктов плана бакалаврской работы. Их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, отражать ее внутреннюю логику. Не рекомендуется вопросы плана формулировать назывными предложениями, они должны носить поисковый характер. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава, пункт или подпункт.
Введение (2‑3 страницы) содержит:
‑ актуальность исследования;
‑ степень научной разработанности проблемы;
‑ объект исследования;
‑ предмет исследования;
‑ цель исследования;
‑ гипотезу;
‑ задачи исследования;
‑ теоретико-методологические основы исследования;
‑ эмпирические основы исследования;
‑ теоретическую и практическую значимость исследования;
‑ базу эмпирического исследования;
‑ описание структуры работы.
Основная часть содержит две главы: теоретическую и практическую.
Теоретическая глава может включать анализ работ зарубежных и отечественных авторов по проблеме исследования. В ней автором могут излагаться сущность исследуемой проблемы, различные подходы к ее решению и их оценка, обосновываться и излагаться его собственные позиции. Объем теоретической главы – 18-20 страниц.
В практической главе (18-20 страниц) осуществляется описание используемых методов эмпирического исследования, анализ фактических материалов по исследуемому вопросу. В практической главе должно быть представлено краткое описание методических приемов и способов психолого-педагогических коррекционно-развивающих и диагностических процедур, которые использовались студентом в формирующем эксперименте (если таковой проводился) или предлагаются студентом в качестве конкретных предложений и рекомендаций.
Заключение логично завершает проведенное исследование и синтезирует наиболее значимые итоги бакалаврской работы. Объем заключения примерно равен объему введения и составляет 2-3 страницы.
Библиографический список должен содержать не менее 30 источников, включая источники на иностранных языках.
Приложения включают вспомогательный материал, который не вошел в содержание с целью сокращения объема бакалаврской работы. Объем приложений не регламентируется.
Методические рекомендации к выполнению
отдельных разделов бакалаврской работы
Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (образец титульного листа представлен в Приложении Б).
В «Оглавлении» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “ОГЛАВЛЕНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Во «Введении» следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.
Под актуальностью темы исследования принято понимать степень ее соответствия социальным запросам, интересам логопедической практики и потребностям науки. Обосновывая актуальность исследования, нужно охарактеризовать конкретный вклад различных авторов, школ и направлений в разработку темы, а также определить недостаточно разработанные аспекты темы. Степень разработанности темы показывает уровень изученности заявленной проблематики в научной литературе. Тему исследования можно считать актуальной, если она отвечает потребностям практики, не имеет однозначного научного решения, является недостаточно разработанной в современной логопедии при ее высокой практической значимости.
Способы обоснования актуальности:
‑ по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;
‑ анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;
‑ выявляются причины, порождающие результат;
‑ анализируются тенденции развития практики и ее нужды;
‑ выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.
Рассмотрим возможную логику обоснования актуальности на примере темы бакалаврской работы по логопедии «Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи»:
‑ обоснование актуальности научного изучения проблемы профилактики дислексии и дисграфии;
‑ обоснование значимости своевременной диагностики предпосылок нарушения письменной речи в дошкольном возрасте и организации работы по профилактике дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.
Обоснование актуальности выбранной темы по каждому из предложенных пунктов должно быть достаточно кратким, не перегруженным цитатами и ссылками на источники.
От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Проблема является основным критерием актуальности намеченного исследования. Поиск, осознание и формулировка проблемы исследования – это исходный пункт творческой деятельности. Источником проблемы, как правило, становятся узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике. Переход от практической задачи к научной проблеме осуществляется путем выполнения трех относительно обособленных действий:
– изучение, выявление, осознание и формулирование тех запросов практики к теории, которые требуют, но не имеют теоретического решения;
– анализ теории объекта и смежных наук с целью установления границ познанного в исследуемой области, осознания этих границ и фиксации (описания) установленной ограниченности;
– выделение тех проблемных вопросов практики, которые обращены к теории.
В психолого-педагогических исследованиях проблема формулируется в виде:
‑ проблемной ситуации – учитывая запросы практики к теории, дается характеристика «белых пятен» в ней;
‑ проблемного вопроса – выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования. Часто начинается со слов: «каковы», «как», «в какой мере» и т.п.;
‑ проблемной задачи – обозначается предполагаемый результат исследования. Формулируется как цель: «выявить предпосылки дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Зачастую проблема формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы бакалаврской работы.
Далее переходят к формулировке цели бакалаврской работы. Цель, как правило, определяется темой и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.
Цель исследования логически вытекает из проблемы и представляет собой мысленное предвидение его результата. Структура цели:
‑ целевой объект – та часть теории и практики, в пределах которой идет реализация исследования;
‑ целевой предмет – это часть объекта цели, которая подвергается непосредственному исследованию в рамках целевого объекта. Предмет в проблеме – составная часть известного целого, в цели – ядро исследования;
‑ целевое действие – то действие исследователя, которое он должен совершить над предметом в рамках объекта исследования, например, раскрыть, выявить, установить.
Цель должна отвечать следующим требованиям:
‑ быть проверяемой;
‑ быть контролируемой;
‑ быть диагностируемой;
‑ быть однозначной.
Цели работы могут быть разнообразными: определение характеристик явлений, не изученных ранее / мало изученных / противоречиво изученных; выявление взаимосвязи явлений; изучение динамики явления; обобщение, выявление общих закономерностей, создание классификации, типологии; разработка программы, методик; адаптация технологий, т. е. приспособление имеющихся технологий для использования их в решении новых проблем. Достижение цели ВКР ориентирует студентов на решение выдвинутой проблемы в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.
Обращаясь к теме профилактики дислексии, мы могли бы так сформулировать цель работы: разработка комплекса методик для выявления предрасположенности к дислексии и профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Формулировка цели по исследованию особенностей грамматического строя речи у школьников с дисграфией может быть поставлена следующим образом: изучение особенностей грамматического строя речи у младших школьников с дисграфией. Цель по коррекции лексико-грамматического недоразвития у детей с дизартрией может быть такой: разработать и апробировать комплекс речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Следующим важным шагом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения и порождающее проблемную ситуацию. Формулируя объект исследования, следует помнить, что он существует объективно, является источником информации, статичен, над ним не производится преобразующих действий. Объектом специально-педагогического исследования является весь процесс специального образования, связанный с целенаправленной коррекционно-развивающей деятельностью. Объектом исследования бакалаврской работы может быть:
– система логопедической работы в школе;
– деятельность логопеда в определенных условиях и направлениях;
– преподавание какого-то предмета для детей с нарушениями речи и т.д..
В наших примерах объект исследования может определяться как «процесс профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи», или «дисграфия как одно из нарушений письменной речи», или «логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с дизартрией».
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь), та часть объекта исследования, которая подлежит изучению и преобразованию. Предмет исследования динамичен, способен изменяться под влиянием исследовательских действий в течение времени, отведенного на выполнение исследования.
В теме «Профилактика дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» предмет исследования формулируется как способы (методы) профилактики дислексии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовательской работе «Особенности грамматического строя речи у младших школьников с дисграфией» как особенности грамматического строя речи у младших школьников с дисграфией в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. В теме «Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей дошкольного возраста с дизартрией» – комплекс речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Объект и предмет могут частично совпадать с темой исследования, но лучший вариант – когда предмет ỳже объекта и темы. При определении объекта и предмета исследования необходимо учитывать, что объект дает ответ на вопрос «что рассматривается?», а предмет отвечает на вопрос «как рассматривается объект, в каких отношениях, связях, аспектах, функциях?».
Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. Важно, что в исследованиях по логопедии гипотеза должна подтверждаться как теоретическими, так и эмпирическими данными. Содержание гипотезы несет новизну исследования, которая является его несомненной ценностью.
Гипотеза не должна быть очевидной и отражать явные предположения, иначе их проверка, а тем более исследование, не имеет смысла.
Гипотеза должна быть верифицируемой, т.е. проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточными, конкретными и операционализируемыми. Следует определить экспериментальные и (при необходимости) математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет.
Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах. Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат проверке путем сбора и обработки данных. Соответственно, экспериментальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, т.е. сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке. Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, как «больше», «меньше», «выше», «ниже».
Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Например, «мы предполагаем, что особенности грамматического строя речи у младших школьников с дисграфией проявляются на уровне словоизменения, словообразования, синтактической структуры предложения и связного текста» или «логопедическая работа по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией будет эффективна при использовании специально разработанного комплекса речевых упражнений, направленного на увеличение объема активного словаря, формирование навыков словообразования и развитие грамматических способностей оформления фразовой речи».
От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач бакалаврской работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью и гипотезой. Задачей научного исследования не может быть подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками и прочие учебные задачи, это лишь вспомогательные средства в научном исследовании. Типы задач:
‑ изучение теории вопроса. Начинается глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и т. п.; например: изучить теоретические аспекты проблемы дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, или определить современные научно-теоретические подходы к изучению и коррекции дисграфии у младших школьников, или провести теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией;
‑ изучение состояния практики и проявления предмета исследования: охарактеризовать, изучить, вскрыть, установить, оценить, проследить и т.п.; например: выявить риск возникновения дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, или изучить теоретические аспекты особенностей грамматического строя речи младших школьников с дисграфией;
‑ описание эксперимента, направленного на проверку гипотезы: выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить и т. п.; например: выявить уровень сформированности предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР, или провести эмпирическое изучение особенностей грамматического строя речи младших школьников с дисграфией, или осуществить экспериментальное исследование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией;
‑ разработка на основе исследования практических рекомендаций: разработать, составить, описать, наметить и т. п.; например: разработать рекомендации по профилактике дислексии и дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, или разработать рекомендации по формированию грамматического строя речи младших школьников с дисграфией, или разработать комплекс речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией.
Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов бакалаврской работы. Они должны быть точными и краткими. Оптимальное количество задач – четыре – пять.
После формулировки задач следует указать теоретико-методологические основы исследования, т.е. теории, технологии, методики с указанием фамилий ученых, на труды которых опиралось проведенное исследование. Методологическая база исследования представляет собой краткое описание основных идей и подходов к решению данной проблемы на основе анализа имеющихся в этой области достижений. Указывая основные направления научного поиска, осуществленного в бакалаврской работе, и их персональных представителей, вначале следует называть первичные научные источники (кто первым начал разрабатывать данное направление), затем – вторичные (более поздние и современные) исследования.
Далее во введении должны быть представлены эмпирические основы или методы исследования: это способы решения задач, выдвигаемых в исследовании. Обычно представляют методы:
‑ теоретические или общие, к которым относят: историко-генетический метод (исторический анализ проблемы); методы анализа, синтеза; метод моделирования теоретически возможной ситуации (структуры урока, содержания раздела учебной программы и т. д.); метод сравнения, основанный на сопоставлении компонентов изучаемой структуры логопсихологического или логопедического процесса на входе с соответствующими компонентами результата на выходе; метод обобщения, включающий восхождение от конкретного (эмпирического) к абстрактному и, наоборот, от абстрактного к конкретному (теоретически осмысленному); метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов, диалектики для процессов различной природы и др.;
‑ эмпирические, среди которых могут быть названы группы методов (например, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы опроса, тестирования) и конкретные методики (например: методика исследования пассивного словаря);
‑ методы математической статистики, которые в последнее время находят широкое применение в логопсихологических и логопедических исследованиях. Методы математической обработки данных важно использовать и для анализа результатов инновационной практической логопедической или логопсихологической работы. Для этого необходимо регистрировать конкретные логопедические и поведенческие показатели участников исследования до и после курса коррекционно-развивающей работы, которые могут статистически обрабатываться и использоваться для подтверждения эффективности курса занятий. Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придает доказательность выводам такой работы, способствуют повышению достоверности выводов как в научном исследовании, так и в разработке в области практической логопедии. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием таких показателей, как среднее арифметическое и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных. Выбирать математические методы обработки эмпирических данных нужно в процессе планирования исследования. Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных – очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.
Теоретическая значимость исследования может состоять в теоретическом обобщении в какой-либо области знаний, в достижении непосредственной цели исследования, в анализе определенной проблемы. Теоретическая значимость, таким образом, состоит в расширении и уточнении известных современной науке теоретических аспектов рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов исследования логопедической практике (в том числе специалистами смежных специальностей), а также изменениями, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебно-воспитательный процесс, в методику преподавания. Следует кратко описать, в чем конкретно состоит ценность результатов, и кто может их использовать.
База исследования – это организация/учреждение, в которой/ом была выполнена экспериментальная часть исследования. Может быть записана так: «Экспериментальное изучение проводилось на базе ДОУ №59 г. Кирова» или «Экспериментальной базой для выполнения бакалаврской работы стало ДОУ №59 г. Кирова».
Завершает введение описание структуры бакалаврской работы, что может выглядеть следующим образом: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 30 источников, трех приложений (если они есть). Иногда указывают количество таблиц, схем и рисунков в работе.
Основная часть бакалаврской работы состоит из двух глав. Количество разделов и подразделов в каждой главе студент определяет самостоятельно, исходя из задач исследования. В основной части необходимо показать глубину проработки вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. Работая над основной частью, следует ответственно подойти к подбору литературных источников. Наибольшую ценность представляют материалы научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.
Содержание глав основной части должно полностью раскрывать тему исследования. Особое внимание при этом уделяется языку и стилю написания бакалаврской работы. Студент должен показать владение специальным терминологическим аппаратом, свидетельствующим об общем уровне подготовки будущего логопеда, о его профессиональной культуре. Редактирование бакалаврской работы осуществляется самостоятельно студентом – автором работы. Необходимо помнить ряд важных моментов.
Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет ее изложить так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.
Каждую главу основной части следует завершать краткими (1/3 – 1/2 страницы) выводами, что способствует усилению логики изложения проведенного исследования.
Первая глава носит общетеоретический характер. В задачу данного раздела бакалаврской работы входит ознакомление читателя с состоянием дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. В нем следует рассмотреть краткую историю вопроса на основе работ отечественных и зарубежных авторов, а также современное состояние исследований в этой области. Излагать материал стоит не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию подходов, фактов. В целях краткости изложения значительную часть материала целесообразно представлять в форме таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.
Анализируя литературу, рекомендуется выявить:
‑ что особенно удалось автору в изучении данной проблемы;
‑ чем отличается позиция автора от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;
‑ в чем автор полемизирует с другими исследователями;
‑ какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;
‑ какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему;
‑ какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе;
‑ какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.
При написании теоретической части необходимо выдерживать терминологическую однозначность, обосновать свое понимание или отношение к уже разработанным другими исследователями понятиям. В их толковании помогут энциклопедии, словари, учебники, монографии по теме исследования.
При написании бакалаврской работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, дефектологическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая наука и образование», «Педагогика», «Народное образование», «Детский психолог», «Специальная психология», «Специальное образование», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Логопедия», «Логопед в детском саду», «Логопедия сегодня», «Школьный логопед», «Коррекционная педагогика», «Дошкольная педагогика», «Известия вузов специальной психологии», «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Мир образования», сетевое издание « Альманах Института коррекционной педагогики РАО» и другие
Ссылки на источники приводятся в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страницы, если имеет место дословное цитирование. Допустимо ссылаться на обзорные работы или монографии, цитирующие конкретный источник по теме исследования, указав в скобках (цит. по … - далее указывается номер источника в библиографическом списке).
Вторая глава носит практический (экспериментальный) и аналитический характер. Структура второй главы выпускной квалификационной работы по логопедии будет определяться типом психолого-педагогического эксперимента: констатирующего или формирующего.
В первом разделе второй главы представлена организация эмпирического исследования, его этапы;
‑ испытуемые (респонденты);
‑ критерии исследования (если работа носит исследовательский характер, содержит только констатирующий эксперимент);
‑ методы/методики эмпирического исследования;
‑ методы обработки и анализа данных;
‑ результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение (при наличии формирующего эксперимента);
‑ выводы.
Испытуемые (респонденты) – указывается экспериментальная база исследования, дается необходимая характеристика испытуемых (пол, возраст, образование и другие параметры, направленные на решение задач исследования), с указанием их количества, принципов отбора и т.д. Для работ в дефектологической области значимой бывает характеристика той формы нарушенного развития, которая определена предметом исследования. При этом следует обратить особое внимание на необходимость соблюдения этики исследования, что конкретизируется в требовании сохранения анонимности респондентов при необходимости использования их индивидуальных данных, обозначение в закодированном виде всех упоминаний и ссылок на испытуемых, исключение упоминания таких сведений, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность.
Критерии изучения исследуемого феномена и оценки эффективности проведенного эксперимента – важная часть эмпирического раздела бакалаврской работы. Это своего рода маркеры, наблюдаемые проявления изучаемого феномена, а в случае формирующего эксперимента ‑ основа для оценки его эффективности.
Используемые методики – описание конкретных методик, основного материала и способов обработки. Описание должно быть кратким, но достаточным для понимания читателем их сути, что особенно важно при использовании методик, не получивших широкого распространения. Если методика разработана автором, переведена или адаптирована, следует обосновать правомерность ее применения в исследовательских целях.
Методы обработки – кратко описываются те методы параметрической и непараметрической статистики, которые были использованы для обработки эмпирических данных. По возможности приводятся точные формулы со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы.
В аналитическую часть работы может быть включено пилотажное исследование, которое проводится с целью апробации диагностического инструментария на группе, не участвующей в основном эксперименте.
Анализ результатов констатирующего эксперимента представляет результаты эмпирического исследования и их интерпретацию. С помощью таблиц, графиков, диаграмм констатируются практические результаты и их достоверность, выявляются закономерности, проводится количественный и качественный анализ полученных данных, критический анализ результатов данного эмпирического исследования в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее установленными фактами. Как правило, анализ результатов констатирующего эксперимента заканчивается формулировкой проблемы, на решение которой будет направлен формирующий эксперимент.
Второй и третий разделы второй главы будут иметь принципиальное различие в работах исследовательского типа и в работах с формирующим экспериментом.
Рассмотрим вначале работу исследовательского типа. Во втором разделе второй главы в этом случае проводится анализ полученных результатов сравнительного исследования или исследования, выявляющего какие-либо особенности изучаемого явления. Композиция этого подраздела определяется логикой решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Схемы и графики должны содержать все необходимые данные, разъяснять условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п. В целом данный раздел призван дать исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно выдвинутой гипотезы. Важно помнить, что результаты научного исследования могут как подтвердить гипотезу, так и опровергнуть ее. Поэтому не стоит бояться отрицательного результата, любой ценой доказывая истинность гипотезы.
Обязательным разделом второй главы ВКР исследовательского плана являются конкретные предложения, рекомендации по совершенствованию, оптимизации каких-либо психолого-педагогических процессов, логопедических феноменов, изучению которых было посвящено бакалаврское исследование. По своему содержанию предложения и рекомендации должны носить самостоятельный характер, отличаться аргументированностью и целесообразностью, соответствовать современным теоретическим концепциям и передовому мировому опыту. Разрабатывая рекомендации, следует учитывать, что они должны быть конкретными, понятными, адресованными определенной целевой аудитории (рекомендации педагогам, воспитателям, родителям, подросткам и т.п.), основываться на результатах проведенного теоретического и эмпирического исследования.
Если выпускная квалификационная работа предполагает выполнение формирующего эксперимента, то в таком случае второй раздел второй главы посвящен его описанию. Здесь может быть представлена коррекционно-развивающая программа, научное обоснование и характеристика приемов / методов / способов педагогического воздействия и т.п..
В третьем разделе описываются результаты контрольного эксперимента, проводится анализ эффективности разработанной и апробированной коррекционной программы, комплекса упражнений, приемов так же, как это делалось при анализе результатов констатирующего эксперимента.
Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги бакалаврской работы. Выводы оформляются в виде абзацев, располагаемых в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.
Библиографический список должен включать не менее тридцати наименований литературных источников, в том числе на иностранных языках, и быть оформлен в соответствии с установленными требованиями.
В библиографический список необходимо включать только те источники, которые непосредственно использовались студентом в работе и на которые имеются ссылки в основной части работы.
При написании бакалаврской работы следует обратиться к общепсихологическим, общепедагогическим, дефектологическим, методическим и специальным периодическим изданиям, имеющим отношение к теме исследования.
Следует отметить, что значительное количество книг и периодических изданий можно найти в сети Интернет. Интернет-ресурсы, на которых представлены необходимые для написания курсовой работы источники, доступны студентам с сайта ВятГУ.
Так, электронный ресурс eLIBRARY.RU содержит уникальный фонд периодических изданий по широкому кругу проблем общей и специальной психологии, дефектологии (адрес для работы: http://www.elibrary.ru/defaultx.asp); электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (адрес для работы: www.biblioclub.ru) и электронно-библиотечная система издательства «ЛАНЬ» (адрес для работы http://e.lanbook.com) предоставляют доступ к учебной и научной литературе, справочникам, словарям, энциклопедиям.
Обязательным является использование в бакалаврской работе источников на иностранных языках, поиск которых значительно может облегчить обращение к журналам издательства Sage Publications (адрес для работы: http://online.sagepub.com/).
Приложения содержат вспомогательный материал, который с целью сокращения объема бакалаврской работы не вошел в основную часть. Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В него могут войти таблицы, которые занимают более одной страницы, рисунки, схемы, тексты психодиагностических методик и т.п. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагать в порядке появления ссылок на них. Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.
Требования к этапам и срокам выполнения бакалаврской работе
Дата: 2019-02-19, просмотров: 208.