Компас с плавающей стрелкой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Установка. Магнит. Стальное перо. Стеклянная чашечка с чистой водой (кристаллизатор) (см. в решении и задачу 12).

Условие задачи. Сообразите, как из выставленных перед вами предметов построить компас, используя стальное перо в качестве стрелки компаса? (Вспомните задачу 12.)

Дополнения. 1. Как следует намагничивать перо для получения наилучшего результата?

2. Каким полюсом магнита следует намагничивать острый конец пера для того, чтобы на нем образовался северный полюс?

3. Не применяются ли где-нибудь на практике системы компасов с плавающей магнитной системой?

Решение и пояснения

122. (7-й кл.) Стальное перо, намагниченное с помощью магнита, кладут на поверхность воды, налитой в чашечку (способ указан в задаче 12).

Дополнения, 1. Перо кладут на стол выпуклой стороной вверх. Затем на середину пера накладывают, например, южный полюс магнита, который двигают от середины к острому концу пера. После этого магнит поворачивают и накладывают на середину пера северный полюс, двигая его к тупому концу пера. Такое поочередное намагничивание одного и другого конца пера проделывается несколько раз.

 

2. Южным.

3. До начала текущего столетия во флоте применялись компасы только с плавающей в жидкости подвижной системой, так как она позволяла сохранять плоскость горизонта (поверхность воды) при колебаниях корабля.

При длительном стоянии чашечки с водой поверхность воды покрывается пылью. Это препятствует свободному вращению пера-магнита в магнитном поле Земли. Поэтому вода должна быть свежей или храниться в закрытой бутылке. В последнем случае следует внести соответствующие изменения в условие задачи.

Компас с подвешенной стрелкой.

Установка. Аккумулятор с отмеченными знаками полюсов (емкость 30–40 ампер-час).

Предохранительный реостат (см. в решении). Выключатель. Соединительные провода. Иголка. Медная проволока с эмалевой изоляцией (диаметр ее 0,2 мм), длиной 30 см. Тонкая некрученая ниточка длиной в 40 см.

Условие задачи. Как с помощью выставленных предметов сделать намагниченную стрелку, определить знаки ее полюсов и указать с ее помощью, в каком направлении находятся северный и южный полюса Земли?

Решение и пояснения

123. (7-й кл.) По всей длине иголки наматывается плотно, виток к витку, изолированная проволока. Концы проволоки через выключатель и реостат присоединяются к аккумулятору. Через некоторое время цепь размыкается. Полюса, возникшие на намагниченной иголке, определяются на основании направления тока в витках, о котором судят по отметкам (+) и (–) полюсов на аккумуляторе. После этого обмотка с иголки снимается и подвешивается на нити в горизонтальном положении.

До опыта следует в цепь аккумулятора включить последовательно амперметр, реостат с движком и соленоид, наматываемый на иголку. Установив максимальную, возможную для данной установки силу тока, закрепить движок с помощью проволоки для того, чтобы во время решения задачи учащиеся не начали с ним манипулировать. Можно поступить и иначе: подобрать постоянное предохранительное сопротивление без движка.

Остаточный магнетизм.

Установка. Электромагнит, укрепленный в штативе полюсами вниз и включенный в цепь гальванических элементов последовательно с ключом. Пластина из железа или большой гвоздь прямоугольного сечения и т. п. Все эти железные предметы, притянутые электромагнитом, не должны самостоятельно отрываться от его полюсов при размыкании цепи электромагнита. Поэтому надо подобрать такой железный предмет, у которого при относительно малом весе было бы нужное для опыта значение остаточного магнетизма.

Условие задачи. Положите железную пластинку на ладонь левой руки и приложите ее к полюсам электромагнита. Пластинка не притягивается к ним. Тогда, держа ее на ладони так, чтобы расстояние между полюсами и пластинкой равнялось примерно 1 см, замкните цепь электромагнита, нажав правой рукой на ключ. Железная пластинка отделится от вашей ладони, притянувшись к полюсам электромагнита. Разомкните цепь, сняв руку с ключа. Пластинка не отделится от полюсов. Понадобится некоторое заметное усилие, для того чтобы оторвать пластинку от полюсов. Теперь снова приложите пластинку к полюсам. Она, как и раньше, не будет к ним притягиваться.

Как вы объясните такое поведение пластинки в ваших опытах?

Дополнение. Положите на ладонь железную пластинку и накройте ее кусочком бумаги. Затем замкните цепь электромагнита, нажав на ключ, и поднесите на ладони пластинку вместе с листком бумаги к полюсам электромагнита. Пластинка притянется, зажав между собой и полюсами бумажку. Теперь разомкните цепь электромагнита, сняв руку с ключа. Пластинка немедленно отделится от полюсов и упадет вместе с бумажкой на ладонь вашей руки. Чем объяснить это новое явление? Какую роль играла бумажка?

Решение и пояснения

124. (7, 10-й кл.) Ответ дается в теме задачи (см. также дополнение).

Дополнение (дается вместе с задачей). Остаточный магнетизм зависит от способности молекулярных магнитиков сохранять свое ориентированное направление в железе. Этой ориентации способствует замкнутая магнитная цепь, т. е. такая цепь, при которой железная пластинка непосредственно касается железных полюсов электромагнита. В этом случае намагниченная пластинка после размыкания электрической цепи электромагнита удерживает в ориентированном положении молекулярные магнитики его сердечника, поле которых, в свою очередь, увеличивает число ориентированных молекулярных магнитиков пластинки. Это может создать силу взаимного притяжения, достаточную для удержания пластинки полюсами. Если же оторвать пластинку от полюсов, то молекулярные магнитики сердечника полностью дезориентируются (мягкое железо), а молекулярные магнитики пластинки дезориентируются частично. Наконец, если проложить бумажку между полюсами и пластинкой, то уже с самого начала опыта создаются такие условия, при которых ориентированное расположение молекулярных магнитиков может оказаться недостаточным для удержания пластинки полюсами при разомкнутой цепи электрического тока.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 217.