Тема: «Периоды детского возраста. Группы здоровья, группы риска»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель занятия: Дать представление о периодах детского возраста,

группах здоровья, группах риска.

План:

1. Период внутриутробного развития.

2. Интранатальный период.

3. Период новорожденности.

4. Период грудного возраста.

5. Ясельный возраст.

6. Дошкольный возраст.

7. Младший школьный возраст.

8. Старший школьный возраст.

9. Группы здоровья.

10. Группы риска.

 

1.Период внутриутробного развития ( 280 дней = 10 лунных месяцев=9 календарных).

а). Фаза эмбрионального развития ( от момента зачатия до 3-х мес. беременности).

В эту фазу формируются внешние части тела и внутренние органы. Поэтому это очень ответственный период развития. В это время особенно опасно действие тератогенных факторов ( физических, химических, механических, биологических), вызывающих уродства плода: греч.- урод, уродство). Действие данных факторов в « критические » периоды формирования органов приводит к аномалиям их развития, т.е. к врожденным уродствам.

 Критические периоды развития органов:

                     мозг - 3-11 нед.,

                     глаза - 4-7 нед.,

                     сердце - 2-7 нед.,

                     уши - 7-12 нед.,

                     зубы -6-12 нед.,

                     губы - 5-6 нед.,

                     небо - 10-12 нед.,

                     конечности- 4-6 нед и т.д.

б) Фаза плацентарного развития. В эту фазу продолжается быстрый рост плода. Питание осуществляется через плаценту. Действие вредных факторов в этот период приводит к дисплазиям (патологическим изменениям органов) или гипоплазиям ( морфологическому недоразвитию органов). Кроме того, возможно развитие внутриутробной гипотрофии, инфицирование плода.

2.Интранатальный период (от начала родовой деятельности до перевязки пуповины).

В данный период возможны нарушения мозгового кровообращения, родовые травмы, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей, развитие асфиксии ит.п.

3.Период новорожденности ( с момента перевязки пуповины до одного месяца жизни).

Это очень ответственный период в жизни детей. Именно в этот период происходит основная адаптация организма ребенка к новым условиям существования. Просто удивительной приспособленностью и пластичностью обладает новорожденный. «Скорость адаптивных изменений в организме в период новорожденности самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой», - говорил проф. И. А. Аршанский. Поэтому важно не упустить драгоценное время. В этот период начинают функционировать органы дыхания, следствием чего является значительная перестройка системы кровообращения, начинает функционировать Ж.К.Т. Кроме того, все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Все это вместе взятое обусловливает важность, необходимость тщательного, внимательного ухода за новорожденным.

В этот возрастной период у ребенка могут быть обнаружены дефекты развития, родовые травмы, гемолитическая болезнь, синдромы дыхательных расстройств и другая патология.

Грудной возраст- ( 1-12мес)

Для этого возраста характерны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста и массы тела. Вместе с тем на данном этапе еще сохраняется незрелость анатомических структур, в результате чего легко возникают срывы, особенно со стороны Ж.К.Т. Таким образом, для грудного периода значительной проблемой является проблема вскармливания. Запомните: единственно физиологическим питанием грудного ребенка является вскармливание грудным молоком матери.

Инфекционные заболевания в этот период встречаются редко, так как дети получают врожденный иммунитет от матери, кроме того, в этом возрасте малыш имеет минимум контактов. Однако во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.

Основная проблема воспитания данного возраста: Как поступить при плаче ребенка? Вот основные правила:

Всегда подходите к плачущему ребенку. Подойдите, тихо поговорите с ним . Но предварительно убедитесь, что ему удобно, не жарко, свет не падает в глаза, все тихо, он сухой, ему не время есть.

Надо ли брать ребенка на руки? Если Вы предоставите его во время плача самому себе, то он будет чувствовать себя несчастным, если же каждый раз Вы будете брать его на руки - то станете его рабой . Хороший выход: после кормления немного подержите его на руках, поласкайте, поговорите с ним. Таким образом , у него накопится определенный запас нежности. В остальное время не берите его. Лучше прикрепите яркую погремушку к кроватке, ведь с «открытием» световых лучей ребенок очаровывается яркими цветами. Французские педиатры считают, что мягкий свет и яркие краски оказывают благотворное влияние на настроение ребенка и на работу его желудка.

Часто спрашивают: « Как отличить плач здорового и больного ребенка?» Запомните: плач здорового малыша звонкий, непрерывный, мощный, он будто его и не утомляет. А при заболевании плач пронзительный, раздирающий, приступами. Иногда это жалобный крик, настоящий стон.

5.Ясельный возраст ( 1 - 3 года ).

Это период относительного покоя. Энергия роста замедляется. Созревает центральная и периферическая Н.С. Происходит становление второй сигнальной системы. Ребенок познает и изучает мир, осознает свое «Я» . Это период «первого упрямства» . Поэтому проблемы воспитания выдвигаются на первый план. В это время мама как бы сдает первый экзамен на воспитательницу. Малыш ищет слабые места у своих родителей. Если ребенок требует чего-то невозможного, твердо скажите «нет». На данном этапе родителям надо немного измениться, стать менее властными, менее покровительственными. Иначе ребенок не обретет своих «крыльев» и, возможно, никогда не «взлетит».

В этом возрасте часто возникает проблема: « Что делать, когда ребенок устраивает « сцену »? Нужно попробовать следующее:

· отвлечь

· попытаться перевести все в шутку, в игру

· попробовать противопоставить гневу свое спокойствие

· иногда можно пригрозить, если, например, случай произошел в общественном месте

В настоящее время установлено, что часто «истерики» возникают потому, что ребенку многое запрещается, ему негде самостоятельно играть, следовательно, у него нет необходимого выхода энергии. И потому с целью профилактики подобных истерик можно попробовать метод, предложенный французскими педиатрами, а именно, организовать такие условия ребенку, при которых ему предоставлялась бы свобода, ведь в возрасте 2-3 лет малыш все хочет делать сам, но он еще нуждается в маме, так как вдали от нее он не чувствует себя в безопасности. Создайте вокруг ребенка безопасную обстановку и предоставьте ему возможность веселиться в своем уголке. Занимаясь делами, прислушивайтесь, что делает малыш, но не ходите туда каждые пять минут. Это будет его раздражать. Без Вас малыш и сам никуда не денется, ведь, как уже отмечалось, Вы для него - олицетворение безопасности, его убежище.

Теперь несколько слов о заболеваниях детей в данном возрасте, в связи с тем, что пассивный иммунитет, полученный от матери, в этом возрасте полностью исчезает, а приобретенный еще недостаточен, а также в результате того, что в ясельном возрасте значительно расширяется контакт, характерны частые заболевания детскими инфекциями.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить, что основными проблемами ясельного возраста являются проблемы воспитания и профилактики детских инфекций.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 206.