Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний.
В подавляющем большинстве случаев астенические состояния в силу ряда причин не распознаются у детей своевременно, родители таких детей не обращаются за помощью к врачам-психиатрам, а особенности поведения детей, обусловленных в действительности болезненным состоянием, расцениваются как недисциплинированность. Анализ причин неуспеваемости детей этой группы проводится неправильно, неуспеваемость рассматривается как неспособность к обучению или как результат интеллектуального недоразвития ребенка, и дети необоснованно направляются во вспомогательные школы.
Изучение большой группы неуспевающих детей (более 120 человек), проведенное кафедрой, показало, что у большинства обследованных были астенические явления в различной степени выраженности.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при астении должны быть отнесены повышенная утомляемость и истощаемость. При этом особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению.
У многих детей имелись различные явления вегетативной дисфункции. У одних — только повышенная потливость тела, особенно кис-1сй и стоп, у других — неустойчивость сосудистого тонуса, мраморный цвет кожных покровов, колебания артериального давления, головокружения, у третьих — неустойчивость ритма сердечной деятельности и дыхания, нарушения моторной функции кишечника и др.
При всей сложности этиологических факторов при астении у обследованных детей можно выделить следующие группы астенических состояний:
1. Астенические состояния как следствие перенесенных заболеваний.
2. Астенические состояния как результат текущего заболевания.
3. Астенические состояния, обусловленные наследственно-конституциональными факторами.
В каждой из названных групп можно еще выделить:
а) астенические состояния как следствие органической дефектности мозга;
б) астенические состояния как результат функционально-динамических нарушений в центральной нервной системе.
В последнюю группу должны быть включены и астении, связанные с переутомлением ребенка, и все варианты астении, сопровождающие детские невротические реакции. Выделение этих видов астении принципиально важно, так как возникновение, течение, сложное переплетение астенических проявлений с психогенными невротическими симптомами болезни требуют специальных лечебно-коррекционных мероприятий.
У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляются не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. В ряде характеристик из школы наблюдательные педагоги описывают поведение таких детей на уроке следующим об разом: «...не может высидеть полностью урока, уже через 10-15 минут не слушает, начинает вертеться, перекладывает тетради, задевает соседа по парте... на замечания почти не реагирует». Эти особенности астении у детей отличают ее от астении у взрослых (Сухарева Г. Е.) и дают основание для отнесения таких детей в категорию недисциплинированных. Повы шенная двигательная активность является, видимо, одной из фаз утомления, так как вслед за двигательным беспокойством у ребенка на какое-то время наступает вялость, сонливость. В этом состоянии ребенок уже абсолютно выключен из урока и на замечания педагога не может реагиро вать. У части детей фаза вялости, повышенной сонливости наступает, минуя фазу двигательной расторможенности.
Многим детям свойственны частые колебания настроения, легкая эмо циональная ранимость, повышенная впечатлительность. Своеобраз но приподнятое настроение часто бывает при двигательной расторможен ности и сопровождается шаловливостью, проказливостью, свойственной детям более младшего возраста. Меры дисциплинарного нажима на та ких детей могут быть полезными лишь в единичных случаях, на очень короткое время, на начальных этапах и при условии редкого их примене ния. В общем-то эти меры, в том числе и меры общественного воздей ствия, применяемые в условиях, когда у ребенка имеются уже хроничес кие школьные неудачи и образовалась система психоконфликтных отношений, чаще усиливают упрямство и могут приводить к появлению примитивных реакций защиты и протеста в разной их форме.
У части детей с астениями наблюдается состояние усталости. Они встают не отдохнувшими, без чувства бодрости, с легкой головной болью. Иногда эти дети жалуются на боли в сердце, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта, вялость, какое-то общее недомогание, боли в суставах и др. Некоторым из них свойственна легкая ипохондричность, страхи, опасение за свое здоровье, головные боли, нарушение аппетита и сна. Состояния соматического дискомфорта особенно часто бывают при астениях у детей с субклинически текущим ревматизмом или хронически протекающими гнойными инфекциями (хронические тонзиллиты, отиты, воспаления придаточных пазух носа, холециститы), а также иногда у детей с постинфекционной астенией.
У детей с астенией при хроническом тонзиллите основная симптоматика носит стертый характер, течение длительное и монотонное. Повышенная психическая ранимость нередко способствует появлению у них нарушений психогенного характера (вторичных по происхождению).
Особое место среди детей, страдающих астеническими состояниями, занимают дети, которые, имея интеллект, примерно соответствующий возрасту, не справляются преимущественно с темпом прохождения программы массовой школы. Среди этих детей есть ученики и с так называемыми западаниями или неравномерностью школьных знаний, они не могут освоить счет, письмо и чтение. Эта группа детей входит в состав более обширной группы, объединяемой общим названием: дети с временной задержкой психического развития. Исследование, проведенное на кафедре, показало, что это понятие сборное. ; У детей цереброастенической группы наряду с примерно нормальным, соответствующим возрасту ребенка, интеллектом имеются задержки в развитии наиболее поздних и молодых в онтогенетическом отношении сторон психической деятельности. Обычно эти дети в массовой школе становятся неуспевающими учениками. Иногда их необоснованно переводят во вспомогательные школы. При анализе ; причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать патологическую утомляемость и истощаемость, которые являются основными признаками астенических состояний и снижают потенциальные возможности обучения или ведут к неуспеваемости. Детей с астениями целесообразно направлять на различные сроки, в зависимости от их | состояния, в санаторные и лесные школы, в которых должен быть специально разработан комплекс лечебно-педагогических оздоровительных мероприятий. Для обучения детей с временными задержками психического развития необходима организация специальных школ.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 207.