Модель Портера. Власть поставщиков и потребителей. Товары заменители
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модель конкуренции Портера выделяет поставщиков в качестве конкурентной силы потому, что поставщики стремятся получить за свои товары наивысшие цены, между ними и фирмами обычно возникает острая борьба. Власть поставщиков зависит от характера рынка сырья и комплектующих, от возможностей выбора и величины издержек в момент разрыва отношений между сторонами.

Рыночная власть поставщиков невелика и тогда, когда они работают с отраслью, являющейся их главным потребителем, и когда их благополучие напрямую связано с благополучием отрасли.

Если же на рынке поставщиков доминируют несколько компаний, продукция их уникальна, а переключение на другого поставщика сложно или дорого, то поставщики имеют реальную рыночную власть. В этом случае регулируют цены они. Поставщик имеет рыночную власть и тогда, когда он может поставлять комплектующие изделия дешевле, чем это обойдется фирме при самостоятельном их изготовлении.

Поставщики будут обладать значительной рыночной властью, если:

- доминирует небольшое число компаний, а уровень производства в них выше, чем в отрасли, в которую поставляется данная продукция;

- продукция группы является уникальной или высокодифференцированной, или высоки издержки переключения компаний-покупателей;

- отсутствуют конкурирующие поставщики продукции в отрасль;

- отрасль не является значимой для поставщиков.

 Рыночная власть покупателей

 Покупатели обладают значительной рыночной властью, когда они информированы о ценах и качестве товаров, имеют рычаги для контроля цен, качества, условий обслуживания и других условий приобретения товара.

Модель Портера выделяет следующие условия, когда покупатели будут обладать значительной властью:

- отрасль характеризуется высокой концентрацией производства или компании осуществляют закупки в больших объемах;

- приобретаемая предприятиями продукция стандартизована или является недифференцированной;

- цена приобретаемой продукции составляет значительную часть стоимости товаров компаний-покупателей;

- отрасль, в которой оперируют компании-покупатели, характеризуется низкой прибыльностью, а поэтому они весьма чувствительны к ценам поставок;

- закупаемая продукция не позволяет потребителю добиться существенной экономии;

- приобретаемая продукция не имеет существенного значения для качества товаров или услуг компании-покупателя;

- покупатели имеют возможность интеграции вниз по технологической цепочке и организации самостоятельного производства товаров, которые они приобретают в отрасли-поставщике.

Ситуация, когда компания имеет возможность выбирать потребителей своей продукции, называется отбором потребителей. Если в рамках модели Портера компания не имеет подобного преимущества, то попытка поставлять товары всем подряд, делает ее позицию уязвимой.

Товары заменители

Согласно модели Портера, товары-заменители могут влиять на конкурентную ситуацию в отрасли. Если товары-заменители дешевле, и покупатели готовы их принять, то вы вынуждены снижать цены, а это заставляет вас искать способы снижения издержек.

Модель 5 конкурентных сил Портера выделяет товары-заменители, которые заслуживают особого внимания:

- отличаются низкими издержками переключения на них в отрасли;

- производятся в отраслях с высоким уровнем прибыльности, или в этих отраслях возрастает конкуренция, которая приводит к снижению цен или повышению качества.

Таким образом, применяя модель пяти сил Портера для анализа конкурентной окружающей среды, можно оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Согласно модели Портера, чем сильнее конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и, следовательно, конкурентная привлекательность отрасли падает.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 252.