Предмет и структура курса теории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и структура курса теории государства и права.

(Теория государства и права - это азбука юриспруденции, которая содержит основы изучения юридических слов и терминов, а так же является обобщающей политико-правовой наукой.

Объектом теории государства и права – являются взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах (правотворчестве, правореализации, в правоприменительных, правоохранительных, судебных и правоисполнительных органов публичной власти и иных субъектов реализации норм права), а также выражаются (отображаются в сознании субъектов) в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих источниках права.

Предметом является часть объекта. Его составляют основные общие объекты, закономерности теории государства и права. А так же их формы, механизмы и тд.

Особенности структуры изучения курса теории государства и права:

1) Изучается государство и право, как единый предмет.

2) Изучается от простого к сложному (от государства к праву).

Структура курса теории государства и права – это научные факты, знания, представления и гипотезы, которые представлены не в хаотичном, а в систематизированном виде. Образуемая таким образом система не является неизменной, она отображает перемены происходящие в объекте, предмете и содержании правоведения.

Данные знания подразделяются на вопросы общей теории государства и на вопросы общей теории права

К основным вопросам теории государства относятся:
1) происхождение государства
2) понятие и свойства государства
3) типология и формы государства
4) механизм (аппарат) и функции государства
5) политическая система общества и гражданское общество.

К основным вопросам теории права относятся:
1) происхождение права, право древнего мира (право первобытного общества и древнего государства),
2) понятие и виды правовых систем
3) понятие и предназначение права
4) формы (источники) права
5) правотворчество
6) нормы права
7) система права
8) система и действие нормативных правовых актов
9) правовые отношения
10) реализация юридических норм
11) толкование норм права
12) правовое сознание и правовая культура
13) правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
14) законность и правопорядок)

 




















Характеристика первобытного общества

(Первобытное общество – первая в истории развития человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. (Бабаев В.К.)

История развития общества первобытного разделяется на два периода:

Понятие государства и его свойства (признаки)

Типология государства

(Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

1) формационного подхода

2) цивилизационного подхода

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:
1) рабовладельческое;
2) феодальное;
3) буржуазное;
4) социалистическое.

Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

Выделяются следующие типы цивилизаций:
1) древние государства;
2) средневековые государства;
3) современные государства.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.

В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:
1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима различают:
1) демократические государства;
2) авторитарные государства;
3) тоталитарные государства.

В зависимости от формы правления государства делятся на:
1) монархии;
2) республики.

В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:
1) идеологизированные
2) деидеологизированные.

Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.)

 

















Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

1) (по рождению) — приобретение гражданства по факту рождения.

Формы получения гражданства :

По праву крови или получение гражданства через брак родителей — ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.

По праву почвы (земли) — ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот гражданство может быть легко восстановлено (США, Испания, Литва, Финляндия и др.)

По наследству — редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы.
(укоренение) — вступление в гражданство лица по желанию.

Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных).
В рамках натурализации иногда выделяют:

Регистрацию — приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).

Дарование гражданства — обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).

Прекращение гражданства
Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из) гражданства:

Отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина.Федерального закона«О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства.

Лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства. (В России, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть произвольно лишён своего гражданства.)

Смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды, а также лица, которые могут оказаться на территории передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы))

 




Посткапиталистическая

Достоинства формационной типологии:
продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Слабые стороны:
формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).)

 





Виды политического режима

Среди ученых нет единого мнения по вопросу видов политического (государственного) режима.Учитывая точки зрения авторов по данному вопросу, все же представляется более целесообразным и рациональным четко обозначить и характеризовать демократический

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство. совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.)

 

Основные виды СМИ

К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

Периодическое печатное издание(издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами.;)

Радиопрограмма;(совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.)

Телепрограмма; (Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений Аудиовизуальное сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров, предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств. и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. ) видео- и кинохроникальные программы;(совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год.)

Специализированные средства массовой информации.(это та часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.)

В процессе деятельности средств массовой информации не допускается:

а) Цензура массовой информации, т.е. требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;

б) Совершение уголовно наказуемых деяний.

в) Разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

д) Распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В процессе деятельности средств массовой информации запрещается:

а) Использование в передачах и программах скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;

б) Распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ.)

 

Теории правопонимания.

(Правопонимание — совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

1. Теологическая теория права.
2. Теория естественного права.
3. Историческая школа права.
4. Социологическая концепция права.
5. Психологическая теория права.
6. Классовая (экономическая) теория права.
7. Теория позитивного права.

1. Теологическая теория права.

Основатель богослов Фома Аквинский, Аврелий Августин (Блаженный)
Божественный закон — это Библия, в ней изложены представления об истине и она необходима по двум причина:
а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;
б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

2. Теория естественного права. (Сократ и Цицерон)

Основателем теории естественного права признан Гуго Гроций
1. Право — это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности).
2. Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями;
3. У каждого человека в обществе с момента его рождения есть права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе.

3. Историческая школа права.

Ее основателями были немецкие юристы — Густав Гуго, Георг Пухта, Карл Фридрих Савиньи
Основные положения исторической школы права:
1. Право — это историческое явление, возникает как средство общения между людьми.
2. Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи.
4. Социологическая концепция права.
Авторы: Евгений Эрлих, Леон Дюги, Роско Паунд.

Право — не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов.
Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить только подчиняясь какой-нибудь дисциплине.

5. Психологическая теория права.

Эта теория создана Львом Иосифовичем Петражицким.
1. Право — это результат проявления психики человека, его переживаний и эмоций.
2. Источник права — чувства, инстинкты, психика людей.
3. Результаты психической деятельности человека проявляются в нормах позитивного права.

6. Классово-экономическая теория (Карл Маркс, Ленин.)

По мнению Карла Маркса, право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу. Право производно от государства и определяется его волей. Сущность права в его классовости и материальной обусловленности. В.И. Ульянов полагал, что право — это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений.

7. Теория позитивного права.

Теория позитивного права включает в себя:
а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);
б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);
в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).
б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):
Право — система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права — правовой порядок.
в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).
Право — формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.)





























Правовой обычай

(Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на протяжении длительного исторического развития. Определенная часть из них перестает соответствовать потребностям общества и утрачивает свое значение, "уступая дорогу" другим, более востребованным.

Правовой обычай — это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.

Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В литературе авторы, в частности проф. Виктор Лаврентьевич Кулапов, называют два формальных требования к правовому обычаю:

1) он должен существовать и применяться в течение продолжительного времени;
2) он должен не противоречить действующему законодательству.

По мнению проф. Геннадия Илларионовича Муромцева, неоднозначно место правового обычая в системе источников права. Здесь возможны:

а) полное отрицание правового обычая (ст. 7 французского Гражданского кодекса);
б) признание правового обычая в качестве субсидиарного источника права (ст. 5 Гражданского кодекса РФ);
в) признание за правовым обычаем юридической силы, равной закону и даже превосходящей его, что характерно для стран, где существует дуализм гражданского и торгового права (Франция, ФРГ, Япония);

Правовой обычай является основным источником права для стран традиционно-религиозной правовой семьи (страны Азии, Африки).

Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:

1) носят локальный характер;
2) тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными (в Индии обычное право входит в структуру индусского права);
3) основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
4) применение обеспечивается санкцией государства;
5) отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.)








Закон: понятие и виды

(Закон — это нормативный правовой акт, принятый законодательным (представительным) органом государственной власти в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, содержащий нормы права и регламентирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:
Федеральные законы;
Законы субъектов федерации.

Федеральные законы:
а) Конституция РФ — нормативный правовой акт, имеющий наивысшую юридическую силу, содержащий систему правовых норм, регулирующих отношения между человеком и обществом, между человеком и государством, а также основы организации и функционирования государства;
б) федеральные конституционные законы(это такие законы, которые вносят изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, которые принимаются для регулирования вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108).);
в) кодексы (лат. книга) — систематизированный нормативный правовой акт, направленный на регулирование определенной сферы общественных отношений.;
г) тематические федеральные законы.
Федеральные законы(принимаются по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обязательное издание некоторых федеральных законов предусмотрено в самой Конституции. Это, например, законы о гражданстве Российской Федерации, об альтернативной военной службе, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти, о полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры Российской Федерации.)

Законы субъектов федерации ( принимаются представительными (законодательными) органами субъектов Федерации. Порядок и процедура принятия данных законов определяются конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также регламентами представительных (законодательных) органов субъектов Федерации).:
конституции (уставы) субъектов федерации;
конституционные или уставные законы субъектов федерации;
кодексы субъектов федерации;
тематические законы субъектов федерации.)












Гипотеза и ее виды

(Гипотеза — это часть нормы права, которая указывает на обоснованное предположение, факты, условия, жизненные обстоятельства, с возникновением которых входит в действие диспозиция.

Гипотеза это часть предложения, которая состоит из слов — если, в случае, при наличии и др.
Гипотеза может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Определить гипотезу можно через следующие черты:

1) гипотеза – это обязательная форма развития любого познавательного процесса. Она является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми фактами;
2) построение гипотезы обязательно должно сопровождаться выдвижением предположения;
3) данное предположение рождается на основе рассмотрения материала, на базе неоднократных наблюдений.

Разновидности гипотез:
простая;
сложная;
альтернативная.

Простая гипотеза — являясь частью нормы права, указывает на одно определенное условие (предположение, юридический факт), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.

Сложная гипотеза — часть нормы права, указывающая на два и более определенные условия (предположения, юридические факты), с возникновением которых вступает в действие диспозиция.

Альтернативная гипотеза — часть нормы права, указывающая на одно либо (или) другое определенное условие (предположение, юридический факт), с возникновением которого вступает в действие диспозиция.)







Диспозиция и ее виды

(Диспозиция — часть нормы права, содержащая в себе права и обязанности субъектов.

Диспозиция это часть предложения, которая состоит из слов — вправе, имеет право, должен, обязан, необходимо и др. Диспозиция может быть расположена в начале, в середине или в конце предложения.

Виды диспозиции:

1)простая
2)сложная
3)отсылочная
4)бланкетная

1)Простая диспозиция — часть нормы права, содержащая в себе одно право или одну обязанность субъектов.

2)Сложная диспозиция — часть нормы права, содержащая в себе несколько прав и (или) обязанностей субъектов.

3)Отсылочная диспозиция — часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в этой или другой статье этого же нормативного акта.

4)Бланкетная диспозиция — часть нормы права, в которой сделано указание на права и (или) обязанности, содержащихся в соответствующей статье другого нормативного акта.)




Санкция и ее виды

(Санкция — часть нормы права, указывающая на вид или на вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав или обязанностей).

Санкция понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных последствий для нарушителя она может предусматривать:

а) меры ответственности (штраф, выговор, лишение свободы и др.);
б) меры предупредительного воздействия (арест имущества, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.);
в) меры защиты (восстановлениенапрежнейработерабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.);
г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта

Виды санкций:
абсолютно-определенные;
относительно-определенные;
альтернативные.

Абсолютно-определенная санкция — часть нормы права, указывающая на конкретный, точный вид или на конкретный, точный вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и (или) обязанностей).

Относительно-определенная санкция — часть нормы права, указывающая на низший и высший предел размера вида юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей).

Альтернативная санкция — часть нормы права, указывающая на один вид и размер либо, или на другой вид и размер юридического наказания за нарушение, невыполнения диспозиции (прав и/ или обязанностей).)

66. Понятие и структура системы права

(Системы права — это внутреннее строение права, разграниченное на:

1) юридические нормы (исходный компонент, из которых и складывается в конечном счете системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права),
2) правовые институты (это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права),
3) отрасли (это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Структура системы права
По мнению проф. Морозовой Л.А, система права включает в себя следующие элементы:
1) нормы права;
2) субинституты права;
3) правовые институты;
4) подотрасли права;
5) отрасли права;
6) крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей
6.1) материальное право
6.2) процессуальное право
6.3) публичное и
6.4) частное право)




















Примеры институтов права или правовых институтов

в конституционном праве – правовые институты: формы государства, гражданства, президента, депутата, правительства, избирательной комиссии.
в гражданском праве – правовые институты: сделок, права собственности, договора купли-продажи, договора поставки
в муниципальном праве – правовые институты: муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации, вопросов местного значения, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан)
в административном праве – правовые институты: административного правонарушения, административного наказания, административной ответственности, административных комиссий.
в уголовном праве – правовые институты: преступления, уголовного наказания, субъектов уголовно-правовых отношений.

Подотрасль — совокупность норм, которая регулирует крупную (по сравнению с институтом права), обособленную часть общественных отношений, составляющих предмет регулирования отрасли.
В гражданском праве — наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.
В земельном праве — лесное, водное, горное право.
В финансовом праве — таможенное, налоговое, бюджетное право.
Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений.

В состав отрасли права входят институты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения

Три звена отраслей права:

1) профилирующие (фундаментальные) отрасли — государственное (конституционное) право,
три материальных отрасли: гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли: гражданское процессуальное право, административное процессуальное право, уголовное процессуальное право;

2) специальные отрасли — трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;

3) комплексные отрасли — экологическое право, информационное право, предпринимательское право, муниципальное право.)










Субъекты правовых отношений

(Субъекты правовых отношений – это лица либо организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями. (Проф. Мицкевич А.В.)

Правосубъектность – состоит из следующих структурных элементов:

1)правоспособность
2)дееспособность
3)правовой статус субъекта права

Правоспособность – это способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. (ст.17,18,19,20 ГКРФ)

Дееспособность - способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений.

Правовой статус – это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.



Организации:

1) Государственные организации
2) Негосударственные организации
3) РФ в целом)



Виды правоспособности

1) общая правоспособность
2) отраслевая правоспособность
3) специальная (профессиональная)
4) ограниченная правоспособность

Общая правоспособность – способность физического лица иметь конституционные права и обязанности, определяющие его общий правовой статус

пример
а) каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ).
б) право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ)
в) право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22 Конституции РФ)

Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)

Пример
права и обязанности супругов или родителей в семейном праве
права и обязанности сторон в земельном праве
права и обязанности субъектов в лесном праве
права и обязанности лиц в водном праве

Специальная (профессиональная) правоспособность физического лица – способность лица иметь права и обязанности, определяемые определенным видом деятельности или занимаемый должностным положением (статусом).

Пример
статус, права и обязанности президента государства
статус, права и обязанности следователя, прокурора, судьи,
статус, права и обязанности военнослужащего

Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона


Правоспособность физических лиц может быть ограничена:

а) при введении чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»).

б) запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции РФ)

в) не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (часть 3 ст. 32 Конституции РФ)

г) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статья 55 Конституции РФ)

д) лишение родительских прав, если родители:
уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

е) ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности

ж) ограничения, связанные с приобретением оружия

з) при введении чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, ФКЗ РФ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»).)
















Содержание субъективного юридического права

К правомочиям субъективного права относятся:

а) право на собственные фактические действия (использовать вещь по прямому назначению);
б) право на юридические действия (сделки);
г) право требовать от другой стороны исполнение обязанностей (в отношении обязанного лица);
д) право притязания (возможности привести в действие аппарат принуждения

К признакам субъективного юридического права относятся:

а) мера возможного поведения, которая означает границу, предел проявления чего-нибудь. Мера также включает в себя вид и размер возможного поведения. Возможное поведение означает свободный выбор субъектом своего поведения – либо действовать, либо нет;
б) содержание субъективного права устанавливается нормами права и юридическими фактами;
в) осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны;
г) субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов.)







Объекты правовых отношений

(Объекты правовых отношений – это то, на что направлена деятельность субъектов, или реальное благо, на пользование которым и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. (проф. Морозова Л.А.)

Объекты правоотношений - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов. (проф. Бабаев В.К.)

Объекты правоотношений - это материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения. (проф. Мицкевич А. В.)

Виды объектов правоотношений:
а) предметы материального мира – вещи – средства производства, предметы потребления, деньги, ценные бумаги и т.д.;
б) продукты духовного творчества – результаты интеллектуальной деятельности – произведения искусства, литературы;
в) личные неимущественные блага (нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью – жизнь, здоровье, честь, достоинство;
г) поведение участников правоотношений;
д) результаты поведения участников правоотношений.

В законодательстве гражданском существует целый подраздел в котором закреплены разновидности гражданских объектов.
К ним относятся вещи, деньги и ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст.128 ГКРФ)
а так же движимые и недвижимые вещи, предприятие, неделимые вещи, плоды, продукция и доходы, животные, интеллектуальная собственность (ст.130,131,132,133,134,135,136,137,138, 140, 141 ГКРФ))








Понятие и виды проступков

(Проступки – это противоправные, общественно-опасные, виновные деяния субъектов, которые причинили вред другим лицам, но эти деяния не содержат признаков состава преступления. (проф. В.В. Оксамытный)

Виды проступков:


1) дисциплинарные проступки;
2) административные проступки;
3) гражданско-правовые проступки;
4) конституционные проступк.

Дисциплинарный проступок – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред организации деликтоспособным субъектом.

Дисциплинарные проступки можно подразделить на:

1) трудовые проступки;
2) служебные проступки;
3) воинские проступки.

Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) - это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей(ст. 192 Трудового кодекса РФ).

Виды трудового дисциплинарного проступка:

 

а) не добросовестное исполнение обязанностей работника или работодателя, предусмотренных трудовым договором;
б) не соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации;
в) не соблюдение трудовой дисциплины;
г) не выполнение установленных норм труда;
д) не соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда;
е) не бережное отношение к имуществу работодателя и других работников;
ж) несообщение работника работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя

Служебные дисциплинарные проступки:

 

а) дисциплинарный проступок гражданского служащего;
б) дисциплинарный проступок прокурорского работника;
в) дисциплинарный проступок судьи.

 

Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – этопротивоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Административный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

 

1) противоправные деяния, посягающие на права граждан;
2) противоправные деяния, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
3) противоправные деяния в области охраны собственности;
4) противоправные деяния в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
5) противоправные деяния в области промышленности, строительстве и энергетике;
6) противоправные деяние в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
7) противоправные деяния на транспорте;
8) противоправные деяния в области дорожного движения;
9) противоправные деяния в области связи и информации;
10) противоправные деяния в области предпринимательской деятельности;
11) противоправные деяния в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;
12) противоправные деяния в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
13) противоправные деяния, посягающие на институты государственной власти;
14) противоправные деяния в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
15) противоправные деяния против порядка управления;
16) противоправные деяния, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
17) противоправные деяния в области воинского учета.

Гражданско-правовые проступки – это противоправные деяния субъектов, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личными неимущественным отношениями (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба. (проф. А.С.Шабуров)

Виды гражданских правонарушений:

 

а) нарушения требований норм гражданского законодательства;
б) нарушения условий договора;
в) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 393, 397, 401 ГК РФ);
г) пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (ст. 395 ГК РФ);
д) причинение имущественного или личного неимущественного вреда личности.

Конституционные проступки – это противоправные, виновные деяния субъектов (органов публичной власти), наносящие вред государственно-правовому устройству и отношениям, выражающиеся в принятии решений несоответствующих или противоречащих требованиям норм конституции и конституционному законодательству.

Виды конституционных проступков:

 

1) конституционные проступки федеральных органов законодательной (представительной) государственной власти;
2) конституционные проступки президента государства;
3) конституционные проступки федеральных органов исполнительной власти;
4) конституционные проступки законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов федерации;
5) конституционные проступки высших должностных лиц субъектов федерации;
6) конституционные проступки исполнительных органов государственной власти субъектов федерации;
7) конституционные проступки представительных органов муниципальных образований;
8) конституционные проступки глав муниципальных образований;
9) конституционные проступки исполнительных органов муниципальных образований.)











































Объект правонарушения

(Объект правонарушения – это общественные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права.
Безобъектных правонарушений не существует.

Общественные отношения есть сложное явление социальной действительности, состоящее из различных элементов. К ним относятся: субъекты, выступающие сторонами отношения, объекты, по поводу которых устанавливаются регулируемые нормами права отношения, правомерные деяния сторон, норма права как форма реального отношения. На эти элементы отношений и направлено конкретное противоправное посягательство. Объектами противоправных посягательств могут быть:имущественные, трудовые, политические и иные права и интересы субъектов права, государственный и общественный строй, экологическое состояние окружающей среды, жизнь, честь, достоинство, здоровье человека.)


Структура законности

Законность как юридический процесс принятия решения включат в себя следующие элементы:
1) качество действующего закона или иного нормативного правового акта;
2) способность (умение) субъекта (правоприменителя) воспринимать, понимать и правильно интерпретировать нормы закона;
3) учет (анализ) прав, обязанностей и запретов перед принятием решения по реализации норм права, закрепленных в законе или ином нормативном правовом акте;
4) выработка (подготовка и оформление) принимаемого решения в строгом и точном соответствии по своей форме (наименование и реквизиты документа) и своему содержанию (структура и положения документа) требованиям закона;
5) принятие (подписание и регистрация документа) решения по реализации требований закона (норм права) в строгом и точном их соответствии;
6) верное, правильное, строгое, точное и своевременное исполнение принятого решения по реализации требований закона.


Таким образом, наиболее общими структурными элементами законности являются:

1) качество действующих нормативных правовых актов;
2) качество реализации юридических норм, закрепленных в нормативных правовых актах.
Следовательно, чем выше качество нормативных актов и эффективность их реализации, тем выше уровень законности.

Факторы, оказывающие влияние на уровень (состояние) законности:
1) факторы, относящиеся к личности, субъективные факторы.
2) факторы, относящиеся к политическим, экономическим, правовым и иным объективным условиям.
1) к субъективным факторам, влияющим на уровень (состояние) законности относятся:
а) уровень правовых знаний, умений и навыков, их применения в юридической практике;
б) уровень правового сознания, правового воспитания и правовой культуры личности.
2) к объективным факторам, влияющим на уровень (состояние) законности относятся:
а) правовая идеология и политический режим,
б) степень (уровень) развития экономических отношений,
в) состояние стабильности и качество законодательства,
г) эффективная деятельность государственных организаций.

Принципы законности:
1. Принцип приоритета закона над иными нормативными правовыми актами, принцип верховенства закона означает, что все подзаконные нормативные правовые акты должны не противоречить и соответствовать закону.
2. Принцип равенства всех перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны их соблюдать и в равной степени нести юридическую ответственность за нарушение требований закона.
3. Принцип единства законности выражается в единообразном понимании и реализации, применении законов на всей территории государства.
4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
5. Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
6. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
7. Принцип взаимосвязи законности и правового сознания и правовой культуры.)



























Понятие правового порядка

(Правовой порядок является разновидностью общественного порядка.

Общественный порядок— состояние упорядоченности, благополучия, стабильности и спокойствия общественных отношений в обществе.

Под общественным порядком понимается обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов, обеспечивающая упорядоченность общественных отношений и придающая им определенную организационную форму.

Виды общественного порядка определяются сферами общественных отношений:

1) нравственный (духовный) порядок;
2) религиозный порядок;
3) политический порядок;
4) экономический порядок;
5) экологический порядок;
6) технический порядок;
7) правовой порядок.







Предмет и структура курса теории государства и права.

(Теория государства и права - это азбука юриспруденции, которая содержит основы изучения юридических слов и терминов, а так же является обобщающей политико-правовой наукой.

Объектом теории государства и права – являются взаимообусловленные явления государственно-правовой действительности, которые проявляются в реально происходящих в обществе юридических процессах (правотворчестве, правореализации, в правоприменительных, правоохранительных, судебных и правоисполнительных органов публичной власти и иных субъектов реализации норм права), а также выражаются (отображаются в сознании субъектов) в правовых категориях, формах, институтах и закрепляются в соответствующих источниках права.

Предметом является часть объекта. Его составляют основные общие объекты, закономерности теории государства и права. А так же их формы, механизмы и тд.

Особенности структуры изучения курса теории государства и права:

1) Изучается государство и право, как единый предмет.

2) Изучается от простого к сложному (от государства к праву).

Структура курса теории государства и права – это научные факты, знания, представления и гипотезы, которые представлены не в хаотичном, а в систематизированном виде. Образуемая таким образом система не является неизменной, она отображает перемены происходящие в объекте, предмете и содержании правоведения.

Данные знания подразделяются на вопросы общей теории государства и на вопросы общей теории права

К основным вопросам теории государства относятся:
1) происхождение государства
2) понятие и свойства государства
3) типология и формы государства
4) механизм (аппарат) и функции государства
5) политическая система общества и гражданское общество.

К основным вопросам теории права относятся:
1) происхождение права, право древнего мира (право первобытного общества и древнего государства),
2) понятие и виды правовых систем
3) понятие и предназначение права
4) формы (источники) права
5) правотворчество
6) нормы права
7) система права
8) система и действие нормативных правовых актов
9) правовые отношения
10) реализация юридических норм
11) толкование норм права
12) правовое сознание и правовая культура
13) правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
14) законность и правопорядок)

 




















Дата: 2019-02-19, просмотров: 167.