Возникновение характера, его природа является предметом давних дискуссий психологов. Вопрос о природной основе характера имеет большое значение для понимания особенностей воздействия природной организации человека на проявления его характера.
В зарубежной характерологии естественные основы характера обычно раскрываются через представление о структуре личности. 3. Фрейд представил личность через триаду "Оно", "Я", "Над-Я".
Представители учения о психоанализе (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и их последователи) считают, что познать человека, его характер можно только путем проникновения в сферу подсознательного, в самую глубокую часть интимного мира, где, по их мнению, сосредоточены личные потребности и конфликты индивида, его нерешенные проблемы, гнойные очаги, которые отравляют его жизнь.
В подсознании хранится весь пережитый опыт, который не присутствует в сознании в настоящее время, но который стимулирует аномальные формы поведения, порожденные нераскрытыми конфликтами, которые беспокоят субъекта.
Отсюда, проникнуть в подсознание можно лишь с помощью таких методов, как анализ описок, обмолвок, запоминаний, фантазий и сновидений человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.д. Однако сводить изучение характера только к проникновению в сферу подсознательного неправомерно, прежде всего потому, что в таком случае крайне ограничивается его познание.
Ф. Лерш предложил теорию наложения трех слоев:
Представления Ф. Лерша о природных основах характера созвучны с представлениями отечественных характерологов, которые решают этот вопрос, исходя из учения И. П. Павлова. Согласно учению о высшей нервной деятельности темперамент выражает качества нервной системы и является проявлением определенного типа нервной деятельности в характере и поведении человека.
Темперамент представлен в каждой черте характера, но ярче всего - в волевых и эмоциональных чертах. К тому же, чем выше интеграл черты, тем больше он "сдержанный", тем меньше его динамическая выразительность. У индивидов с разным темпераментом одни и те же и одинакового уровня развития черты характера различаются по динамической выразительности, благодаря чему становятся или "яркими", или отодвинутыми вглубь, приятными или неприятными (К. Д. Ушинский).
Типы нервной деятельности и темперамент непосредственно связанны с формированием характера. Однако через нервную систему на характер влияет и деятельность эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной, мышечной систем и всего организма в целом. Это указывает на сложные особенности природной и материальной основы характера.
Существует мнение, что черты характера, присущие индивидам, являются естественными, наследственно приобретенными. Это объясняется тем, что процесс социального созревания, приобретения системы устоявшихся черт характера происходит почти незаметно. К тому же через физиологические особенности функционирования головного мозга, эндокринной системы одни и те же социальные воздействия вызывают у разных людей неодинаковый психологический эффект.
Однако несомненным является то, что быт, условия жизни в семье, работа, обучение, воспитание и самовоспитание - все это школа человеческих характеров.
Знание характера - важное условие общения людей. Это путь к решению проблемы совместимости.
Еще Аристотель и Платон предлагали определять характер по чертам лица. Эта характерология основывалась на нечто наивной гипотезе. Предлагалось отыскать во внешности человека черты сходства, с каким-то животным, а затем отождествлять его характер с характером этого животного.
Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос свидетельствует о лени; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - о ограниченности, неразумности; нос, как у льва, - важность; волос тонкий, как шерсть у коз, овец и зайцев, - несмелость; волос жесткий, как у львов и кабанов, - храбрость.
Давнюю историю имеет хиромантия - определение характера человека и предсказания его судьбы по линиям на ладони.
В XVIII ст. получила распространение физиогномическая система И. Лафатера, который считал, что голова человека является "зеркалом души", и изучение ее строения, конфигурации черепа, мимики - основной путь для познания человеческого характера. О гениальности Гете, по мнению И. Лафатера, наибольшей степени свидетельствует его нос, который "знаменует продуктивность, вкус и любовь - иначе говоря, поэзию". Никакого научного метода наблюдения Лафатер предложить не мог, и его физиогномика имела беллетристический характер.
Характерологическое учение, которое разработал австрийский врач Ф. Галли, получило название френологии (от греч. "Fren" - разум). Основу учения Ф. Галли составляло утверждение, что все свойства характера имеют четко специализированные центры в полушариях головного мозга. Степень развития этих свойств напрямую зависит от величины соответствующих частей мозга.
Современные антропология, анатомия, психология не имеют никаких достоверных данных о том, что характер человека зависит от строения тела, формы черепа, конфигурации лица, цвета волос или кожи, длины конечностей и т.д.
Ч. Дарвин в своей книге "О проявления чувств у человека и животных" писал, что каждый индивид сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, по своим личным наклонностям, эти мышцы могут быть более развитыми, и поэтому линии и морщины лица, которые получаются в результате обычного сокращения, могут стать более глубокими и заметными.
Эти идеи Ч. Дарвина стали толчком для исследований многих психологов, которые начали строить свои физиогномические учения на описании и трактовке выражения лица и состояния его мышечных тканей. Составляли своеобразные физиогномические справочники по психологическому толкованию мимики.
Эти наблюдения в определенном смысле отличаются от фантастических построений Лафатера, Галле и др. Очевидно, существует определенная зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера. Например, портреты великих мастеров живописи передают в выражении лица черты характера человека. Однако эта зависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера не является закономерной. То или иное выражение лица, морщины могут иметь не одну, а много причин возникновения.
Итак, внешний вид человека сам по себе не может быть источником исчерпывающих сведений о его характере, однако для определения характера определенную роль играет внимательное изучение внешности.
Формы проявления характера разнообразны. Часто мы почти безошибочно догадываемся об основных особенностях характера другого человека по выражению лица и глаз, с ходу, осанки, по тому, как она сидит, пишет, разговаривает, как и что делает.
Например, взгляд бывает завышенным, вызовом, ревнивым, безжалостным, напуганным, ледяным, проницательным, лукавым, глупым, умным, строгим, прилипчивым, внимательным, открытым, добрым, ласковый, правдивым, искренним. Люди смотрят лениво, холодно, вопросительно, с интересом, пристально, спокойно т.д.
Движения лица определенным образом связаны с психическим образом человека. Выразительными характерологическими показателями является улыбка, мимика, движение губ. Так, губы могут скривиться от злости, приобрести очертания чувственности, решительности или бессилия.
С лица может не сходить улыбка, печальная или несмелая, кислая или подхалимская, удивленная или униженная, бессмысленная или мошенническая, добрая или нехорошоя, ядовитая или спокойная. Человек может смеяться вульгарно, глупо, искренне, незлобно, отчаянно, нагло, счастливо т.д.
Многие черты характера приобретают четкую объективацию в общетелесных внятных и моторных движениях. Например, объятиями можно выразить приветливость, сдержанность, искренность. Сидеть можно серьезно, беззаботно, решительно. Развязная походка присуща, как правило, и соответствующему индивиду; статная - рассудительному и серьезному человеку. Активные и энергичные люди обычно ходят прямо и решительно.
Издавна люди обращали внимание на почерк как на одну из возможных форм проявления характера человека. Действительно, выработка навыка письма требует специального обучения и специальной системы упражнений. Движения руки, необходимые для письма, закрепляются, приобретают устойчивые индивидуальные особенности, что и обеспечивает образование почерка.
Выработанный почерк неизменный пожизненно, независимо от того, в какое время, где, чем и как мы пишем. На этой основе графологи считают, что толщина, наклон букв, нажим во время письма, пространственное расположение букв, их высота в каждом слове и постоянство написания связь букв в слове и ряд других особенностей письма - все это выражает те или иные черты характера.
Важным источником познания характера является языковое общение людей. "Познай птицу по перьям, а человека по разговорам", - говорит пословица. Например, с тембром, интонацией голоса можно судить о искренности человека, о его склонности к доброте, благоразумия, суровости и т.д. Многое может сказать, например, голос ласковый, несмелый, злостный, взволнованный, победный, сладковатый, нежный.
Вопрос о формах проявления характера интересный и сложный. На него нелегко ответить однозначно. Поэтому и сегодня хорошие остаются слова известного нейрофизиолога Н. А. Бернштейна: "Нет никакого сомнения, что в каждом живом организме почти все связано со всем, и индивидуальные черты личности человека не могут не выкаблучиваться в чертах его лица, его почерке, походке, тембре и интонациях его голоса и т.д. Но записаны эти черты личности такими кодами, которых современная наука пока еще не в состоянии прочитать и декодировать ".
Дата: 2019-02-19, просмотров: 249.