Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.
Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.
Функции чувств:
1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
4. функция, синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.
Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.
Принято выделять низшие и высшие чувства:
· Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических, или физиологических потребностей человека.
· Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.
Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.
Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.
Качества чувств:
По знаку отношения: положительные, отрицательные, безразличное.
Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно – к тому, что его отталкивает, вызывает отвращение, неудовольствие. Безразличное или нейтральное отношение, выражается в заявлении «всё равно».
Интенсивность эмоциональных отношений (сильные, слабые, поверхностные). Различия в интенсивности чувств видны на примере следующего ряда: положительное отношение к значимому – дружба – любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меняется, причём часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отрицательным.
Устойчивость эмоциональных отношений. (устойчивость – неустойчивость) Не всегда эмоциональные отношения характеризуются устойчивостью. Особенно отличаются неустойчивостью отношений дети. Так, в течении одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые эмоциональные отношения могут быть довольно устойчивыми, принимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности.
Широта эмоциональных отношений. У каждой личности в процессе её развития формируется сложная многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективных отношений. Чем к большему числу объектов человек выражает своё отношение, тем шире эта система, тем богаче сама личность, тем больше у неё по выражению Эриксона, «радиусов значимых отношений».
Генерализованность и дифференцированность отношений. Многообразие или узость отношений тесно связаны с дифференцированностью отношений. Напр., младшим школьникам учебная дисциплина может быть интересна потому, что им нравится учитель. Это генерализованное положительное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школьников как личностей.
Обобщенность эмоциональных отношений, возникает тогда, когда человек обобщает эмоциональные впечатления и знания и руководствуется ими в проявлении своего отношения к чему-либо. Напр., положительное отношение к физ-ре будет при регулярных занятиях и понимании роли их для организма.
Субъективность эмоциональных отношений. Для чувств характерна субъективность, т. к. одни и те же явления могут иметь для разных людей различное значение. Более того, для ряда чувств характерна их интимность, т. е. глубоко личный смысл переживаний.
Никандров и Сонина (1996) выделяют ещё одно свойство чувств – прочность. Оно связано с сопротивляемостью разрушающим его воздействиям и скорее отражает степень привязанности к объекту. Говоря о глубинечувств они полагают, что оно связано с устойчивостью и прочностью чувства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 431.