Критерии | Оценка | Зачет |
Все задания выполнены, сделаны выводы по каждому из заданий | отлично | Зачтено |
Задания выполнены верно, нет выводов по каждому из них | хорошо | |
3 задания выполнены правильно, нет выводов по выполненным заданиям | удовлетворительно | |
Задания не выполнены или выполнены все неверно | неудовлетворительно | Не зачтено |
4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации:
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету:
1. Понятие "экология". Предмет, цели, задачи экологии как науки и
учебной дисциплины.
2. Окружающая среда: понятие, структура, составляющие, состояние.
3. Атмосфера, гидросфера, литосфера, структура, состав, границы, значение, состояние.
4. Биосфера: основные понятия, компоненты, структура, границы.
5. Механизмы, регулирующие целостность и сбалансированность
биосферы. Ассимиляционный потенциал биосферы.
6. Экосистема - основная единица биосферы, структура.
7. Эстафетный принцип передачи информации о состоянии
загрязнения. Законы Коммонера.
8. Проблемы экологии (глобальные, региональные, локальные, системные).
9. Причины и источники экологических проблем (естественные и антропогенные).
10. Классификация и основные характеристики загрязнений ОС
11. Проблема оценки уровня давления на окружающую среду.
12. Нормирование и стандарты качества окружающей среды.
13. Понятие, принципы и критерии устойчивого развития.
14. Цели и задачи устойчивого развития.
15. Экологизация экономики - основа устойчивого развития.
16. Две составные части природопользования: природные ресурсы и ОПС.
17. Экологическое право как регулятор общественных отношений по поводу использования, воспроизводства качества среды и природных ресурсов.
18. Система экологического контроля и мониторинга.
19. Издержки и выгоды экологизации производства.
20. Механизм платного природопользования. Лимиты.
21. Плата за загрязнение ОС: виды и формы.
22. ОВОС: понятие, цели, задачи. Этапы и участники.
23. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью. Бабл-принцип в экологии.
24. Экологический контроль: формы, методы, виды.
25. Экологическая экспертиза: цели, принципы, виды.
26. Экологический мониторинг: цели, принципы, уровни и виды.
27. Экологический аудит: сущность и этапы проведения.
28. Экологическое страхование.
29. Экологический менеджмент: цели, задачи, функции, объекты и субъекты экологического менеджмента.
30. Экологическая сертификация.
31. Схема взаимодействия предприятия с окружающей природной средой (экономические и экологические следствия).
32. Заинтересованность бизнеса в чистом производстве. Экологические риски.
33. Цели, задачи «зеленых» производств. «Зеленая» продукция.
34. «Зеленый» бизнес-план.
35. «Зеленый» бухучет.
36. Место менеджера-эколога в реализации целей экобезопасного производства.
37. Понятие и проблема отходов.
38. Управление отходами.
39. Чистое, малоотходное и безотходное производство.
40. Природно-ресурсный потенциал регионов Юга России.
41. Оценка экологической ситуации в регионах Юга России.
42. Структура государственных природоохранных органов РФ на различных уровнях.
43. Региональная экологическая политика, ее основные направления.
44. Компетенция органов местного самоуправления и место в системе управления экологической безопасности: функции, полномочия, нормативно-правовая основа.
Шкала оценивания:
«Зачтено (отлично)» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
«Зачтено (Хорошо)» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
«Зачтено (удовлетворительно)» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
«Не зачтено» - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
4.4.Методические материалы промежуточной аттестации:
Дифференцированный зачет проводится на последнем практическом занятии по расписанию.
Дифференцированный зачет предусматривает устный ответ на 2 вопроса в билете. В процессе дифференцированного зачета студенту предоставляется время на подготовку к устному ответу 20-30 минут.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету представлены в п. 4.3 рабочей программы дисциплины.
Оценка освоения знаний, умений и навыков студента проводится на основании шкалы оценивания, представленной в п. 4.3 рабочей программы дисциплины.
Для подготовки необходимо использовать учебную литературу и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представленные в п. 6 рабочей программы дисциплины, а так же теоретические и практические материалы, полученные в процессе освоения дисциплины.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Успешное освоение дисциплины предполагает повседневную активную, творческую работу студента. Изучение дисциплины «Экология» следует начинать с прослушивания курса лекций. Лекционный материал обязательно дополняется изучением учебников из списка основной, дополнительной литературы и других источников.
Обязательным условием успешного освоения дисциплины является выполнение практических заданий. При подготовке к выполнению практического задания студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей. В течение занятия студенту необходимо решить задания, выданные преподавателем, выполнение которых зачитывается, как текущая работа студента на «неудовлетворительно», «удовлетворительно, «хорошо» и «отлично». Не выполненные своевременно практические работы должны быть отработаны и сданы преподавателю. Последний срок сдачи практических работ - заключительное занятие по курсу.
При выставлении оценки могут быть применены рекомендательные критерии:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнении.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка;
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Федорук А.Т. Экология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Федорук А.Т.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 462 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20197.
6.2. Дополнительная литература.
1. Акимова Т.А. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 495 c. — 978-5-238-01204-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52051.html
Дата: 2019-02-19, просмотров: 291.