Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.10 «Экология»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2018 г.

 

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.


 Авторы-составители:

 

К.э.н., доцент, преподаватель Садовникова Юлия Юрьевна

преподаватель Тимейчук Людмила Николаевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 7

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 15

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

6.1. Основная литература. 15

6.2. Дополнительная литература. 16

6.3. Нормативные правовые документы. 16

6.4. Интернет-ресурсы. 16

7. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 16

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.10 «Экология» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество – природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

-  владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о системе комплексных социально ориентированных экологических знаниях;

об основных проблемах взаимодействия природы и общества;

о закономерностях развития экологических систем различных уровней;

о современных экологических теориях, концепциях, нормативно-правовых аспектах управления природопользованием и охраной ОПС;

– сформированы умения:

классифицировать экологическую информацию по типам и видам, а также по степени достоверности, опасности и важности,

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

использование экологических знаний о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях.

использовать научную и нормативно-правовую информацию в целях анализа воздействия антропогенной деятельности на экосистемы;

– сформированы навыки:

оценки экологических данных, поступающих из открытых источников, воздействия хозяйственной деятельности на ОПС;

проектной деятельности в сфере экологоориентированной деятельности в целях повышения экобезопасности и экосознания;

определения собственной и общественной позиции по отношению к явлениям современной жизни, связанным с экологическими последствиями и воздействиями на ОПС.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.10 «Экология» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре в объеме 38 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере общественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем 36 часов (в том числе 14 часов – лекционные занятия, 22 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающегося – 2 часа.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет.

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Содержание курса

Тема 1 . Теоретические основы предмета «Экология»: цели, задачи, основные понятия и компоненты

Предмет. Цели и задачи курса. Прикладная экология. Окружающая природная среда (биосфера) как целостная и сбалан­сированная система, структура и компоненты. Среда обитания. Компоненты ОПС. Понятие атмосферы, структура, состав, роль как компонента биосфе­ры. По­нятие гидросферы, структура. Состояние водных ресурсов: виды и источ­ники загрязнения, экологические последствия. Литосфера - понятие, структура, значение. Почва, ее состав, роль в биосфере и народном хозяйстве. Законы Коммонера. Среда и факторы среды, их классификация. Закономерности действия абиотических и биотических факторов и механизмы адаптация организмов к ним.

Вариант 1.

1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

2. Понятие популяции и сообщества. Типы популяций и сообществ.

3. Механизмы саморегуляции и гомеостаза популяций.

Вариант 2.

1. Основные пути приспособления организмов к окружающей среде.

2. Типы взаимодействия организмов.

3. Популяционный уровень организации живого вещества: структура и динамика популяций.

 

Критерии оценки тестов

1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.

2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:

Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа

ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом

НВ – количество неверных вариантов

ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.

Например: ОВ = 3; ПВ = 2; НВ = 1. Количество баллов, присваиваемых студенту –0,5.

3. На решение одного теста дается 2 минуты.

Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.

Показатель % Оценка

Процент набранных баллов из 100% возможных

Выше 85 % Отлично
71-85 % Хорошо
51-70% Удовлетворительно
До 50 % Неудовлетворительно

 

Примерный комплект разноуровневых заданий для выполнения контрольных работ

Задание 1. Заполните таблицу, распределив экологические факторы по группам.

Абиотические Биотические Антропогенные
     
     
     

Загрязнение атмосферы, температура, вырубка лесов, состав воздуха, осушение болот, паразитизм, симбиоз, загрязнение водной среды, давление, свет, состав воды, ветер, уничтожение животных, влажность, состав почвы, гравитация, разрушение почвы.

Задание 2.   Перечислите.

1. Международные организации по охране окружающей среды:

межгосударственные

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

неправительственные

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

2. Российские организации по охране окружающей среды:

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

· ___________________________________________________

Задание 3.  Дополните предложение, отвечая на вопрос, какова связь экономики и экологии?

1) Экономика не может развиваться без учета ……………………………. факторов, а экология без ……………….............................. вливаний, как и любая другая наука;

2) Обе науки имеют общие задачи. Экология решает задачу изучения ……………… экосистем, их способности противостоять техногенным нагрузкам. Экономика изучает развитие………………… социального общества (как экосистему) с точки зрения внедрения тех или иных финансовых отношений;

3) Обе науки имеют общие законы. Например, закон ………………………;

4) Обе науки имеют общие методы изучения: ……………………………………………………………………………………… и другие.

Примерный комплект вопросов для выполнения контрольных работ

1 вариант.

1. Управление природоохранной деятельностью - понятие, формы, уровни.

2.    Экологическое страхование.

3.   «Зеленый бизнес-план». Моментальный анализ.

4.   Экологический менеджмент на предприятии: цели, задачи, выгоды внедрения.

5. Задача.

2 вариант.

1. Система экологического контроля. Экологический Мониторинг.

2. Платежи за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.

3. Цели, задачи «зеленых» производств. «Зеленая» продукция.

4. Корпоративный экологический менеджмент: сущность, система.

5. Задача.

3 вариант.

1. ОВОС и экологическая экспертиза.

2. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью. Бабл-принцип.

3. Экологический маркетинг.

4. Управление отходами в системе экоменеджмента производства.

5. Задача.

4 вариант.

1. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды и природопользования в РФ.

2. Финансово-экономические методы управления природоохранной деятельностью.

3. Экологическая сертификация.

4. «Зеленый » бухучет.

5. Задача.

5 вариант.

1. Понятия «охрана природы» и «природопользование». Природные ресурсы и их виды.

2. Административные и организационные методы природоохранного регулирования.

3. Схема взаимодействия предприятия с окружающей природной средой.

4. Экологический аудит.

5. Задача.

Примерные задачи

Задача 1. Металлургический комбинат на Урале (kэ атм = 2,0) в течение года выбросил в атмосферу следующее количество загрязняющих веществ: двуокиси азота – 150 т (ПДВ составляет 120 т; базовый норматив платы за загрязнение атмосферного воздуха составляет: в пределах ПДВ – 415 руб./т, в пределах ВСВ – 2 075 руб./т); фенола – 12 т (ПДВ составляет 16 т; базовый норматив платы за загрязнение атмосферного воздуха составляет: в пределах ПДВ – 5 500 руб./т, в пределах ВСВ – 27 500 руб./т).

Определите сумму платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах ПДВ, ВСВ и общую плату за загрязнение.

Приведите структуру общей платы за загрязнение атмосферного воздуха.

Задача 2. Машиностроительный завод в течение года сбросил в р. Свияга (kэвод=1,08) следующее количество загрязняющих веществ: нефти и нефтепродуктов – 68 т (ПДС составляет 70 т, базовый норматив платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты: в пределах ПДС – 44 350 руб./т, в пределах ВСС – 221 750 руб./т); хрома трехвалентного – 1 т (ПДС составляет 1,5 т, ВСС – 2 т, базовый норматив платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты: в пределах ПДС – 443 500 руб./т, в пределах ВСС – 2 217 500 руб./т).

Определите сумму платы за сброс загрязняющих веществ в реку Свияга в пределах ПДС, ВСС, за сверхлимитный сброс и общую плату за загрязнение.

Интернет-ресурсы.

1. http://www. Минприродыро.рф - Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области  

 

7. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины

Материально-техническая база:

- для проведения лекционных занятий – аудитории, оснащенные проекторами.

- для проведения практических занятий - аудитории, оснащенные рабочими местами для студентов и преподавателя (стол, стул).

Информационные технологии и информационные справочные системы:

- система тестирования «INDIGO» [Электронный ресурс] режим доступа: http://test.uriu.ranepa.ru:85

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.10 «Экология»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2018 г.

 

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.


 Авторы-составители:

 

К.э.н., доцент, преподаватель Садовникова Юлия Юрьевна

преподаватель Тимейчук Людмила Николаевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 7

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 15

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 15

6.1. Основная литература. 15

6.2. Дополнительная литература. 16

6.3. Нормативные правовые документы. 16

6.4. Интернет-ресурсы. 16

7. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 16

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.10 «Экология» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество – природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

-  владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о системе комплексных социально ориентированных экологических знаниях;

об основных проблемах взаимодействия природы и общества;

о закономерностях развития экологических систем различных уровней;

о современных экологических теориях, концепциях, нормативно-правовых аспектах управления природопользованием и охраной ОПС;

– сформированы умения:

классифицировать экологическую информацию по типам и видам, а также по степени достоверности, опасности и важности,

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

использование экологических знаний о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях.

использовать научную и нормативно-правовую информацию в целях анализа воздействия антропогенной деятельности на экосистемы;

– сформированы навыки:

оценки экологических данных, поступающих из открытых источников, воздействия хозяйственной деятельности на ОПС;

проектной деятельности в сфере экологоориентированной деятельности в целях повышения экобезопасности и экосознания;

определения собственной и общественной позиции по отношению к явлениям современной жизни, связанным с экологическими последствиями и воздействиями на ОПС.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.10 «Экология» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре в объеме 38 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере общественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем 36 часов (в том числе 14 часов – лекционные занятия, 22 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающегося – 2 часа.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет.

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР Тема 1 Теоретические основы предмета «Экология»: цели, задачи, основные понятия и компоненты 4 2 - 2 - - О Тема 2 Общая экология. Сообщества и популяции 6,5 2 - 4 - 0,5 КР Тема 3 Биосфера и экосистема как важнейшие компоненты окружающей среды 4,5 2 - 2 - 0,5 Р, Т Тема 4 Социальная экология. Экологическая демография 4 2 - 2 - - О Тема 5 Взаимоотношения общества и природной среды в процессе хозяйственной деятельности 6,6 2 - 4 - 0,5 КР, О Тема 6 Оценка эколого-экономической ситуации РФ и ее регионов в современный период. Экологическая политика РФ и зарубежных стран 6 2 - 4 - - О, Р Тема 7 Основы управления охраной окружающей среды и природопользования: методы, средства, формы 6,5 2 - 4 - 0,5 КР, Т

Всего:

38 14 - 22 - 2 Дифференциро -ванный зачет

Примечание:

* – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), реферат (Р), диспут (Д).

Содержание курса

Тема 1 . Теоретические основы предмета «Экология»: цели, задачи, основные понятия и компоненты

Предмет. Цели и задачи курса. Прикладная экология. Окружающая природная среда (биосфера) как целостная и сбалан­сированная система, структура и компоненты. Среда обитания. Компоненты ОПС. Понятие атмосферы, структура, состав, роль как компонента биосфе­ры. По­нятие гидросферы, структура. Состояние водных ресурсов: виды и источ­ники загрязнения, экологические последствия. Литосфера - понятие, структура, значение. Почва, ее состав, роль в биосфере и народном хозяйстве. Законы Коммонера. Среда и факторы среды, их классификация. Закономерности действия абиотических и биотических факторов и механизмы адаптация организмов к ним.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.