Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.09 «География»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2018 г.

 

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

 

Авторы-составители:

 

К.э.н., доцент, преподаватель Садовникова Юлия Юрьевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 12

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 19

6.1. Основная литература. 19

6.2. Дополнительная литература. 19

6.3. Нормативно-правовые документы.. 19

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 19

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.09 «География» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о системе комплексных социально ориентированных географических знаний;

закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства;

о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

об основных проблемах взаимодействия природы и общества;

– сформированы умения:

применения географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

использование карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций;

использование географических знаний о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

– сформированы навыки:

географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.09 «География» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре в объеме 38 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере общественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем 36 часов (в том числе 14 часов – лекционные занятия, 22 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающегося – 2 часа.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет.

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Содержание курса

Тема 7. Зарубежная Европа

Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время. Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации. Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора». Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.

Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении труда

Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.

Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.

Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград.

Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию въездного туризма.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.

Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения. Четыре субрегиона зарубежной Европы. 

Тема 9. Африка

Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.

Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преобладание президентских республик.

Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна национальных революций в Северной Африке в 2011 г. Организация Африканского единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми. Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства. Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.

Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.

Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.

Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности. Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и Тропическую Африку.

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.

Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР.

 

Примеры тестовых заданий

Вопрос 1. Какое соответствие «сельскохозяйственная культура – страна мировой лидер по ее выращиванию» является верным:

1) кукуруза-Франция

2) рис-Китай

3) хлопчатник-США

4) пшеница-Россия

 

Вопрос 2. В каком из перечисленных регионов России угледобывающая промышленность является одной из основных отраслей хозяйства?

1) Ставропольский край

2) Кемеровская область

3) Волгоградская область

4) Вологодская область

 

Тема 7. Зарубежная Европа

Примерные вопросы для проведения опроса:

1. Зарубежная Европа как один из ведущих регионов современного мира.

2. Особенности ЭГП, площадь территории и границы.

3. Природные условия и ресурсы зарубежной Европы.

4. Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства. Основные религии.

5. Место региона в мировом хозяйстве.

 

Примерные темы для подготовки реферата:

1. Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира.

2. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. 3) площадь территории и границы.

3. Изменения политической карты региона в новейшее время.

4. Экономическая и отраслевая специализация стран Зарубежной Европы.

Тема 9. Африка

Примерные вопросы для проведения опроса:

1. Общая характеристика и особенности географического и экономического положения стран Африки.

2. Государственный строй. Субрегионы Африки.

3. Население Африки. Воспроизводство населения. Сложность этнического состава.

4. Отраслевая структура хозяйства: место Африки в мире.

Примерные темы для подготовки реферата:

1. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания политической независимости после второй мировой войны.

2. Развивающиеся страны Африки, включая наименее развитые.

3. Горнодобывающая промышленность, тропическое и субтропическое земледелие.

4. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически развитой и развивающейся страны.

5. Территория Африки и отдельных её стран.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

БД.09 «География»

по специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

на базе основного общего образования

«Бухгалтер»

квалификация

профиль «Социально-экономический»

очная форма обучения

 

 

Год набора – 2018 г.

 

 

Ростов-на-Дону, 2018 г.

 

Авторы-составители:

 

К.э.н., доцент, преподаватель Садовникова Юлия Юрьевна

Рассмотрена и рекомендована для использования в учебном процессе

ЦМК по гуманитарным, социальным и общественным дисциплинам блока среднее общее образование

 

Протокол от 01 июня 2018 г. № 04

 

Председатель ЦМК Сивакова Яна Евгеньевна

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 12

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 18

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 19

6.1. Основная литература. 19

6.2. Дополнительная литература. 19

6.3. Нормативно-правовые документы.. 19

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 19

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по курсу, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина БД.09 «География» обеспечивает следующие результаты, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

– сформированы знания:

о системе комплексных социально ориентированных географических знаний;

закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства;

о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

об основных проблемах взаимодействия природы и общества;

– сформированы умения:

применения географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

использование карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций;

использование географических знаний о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

– сформированы навыки:

географического мышления для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.

2. Объем и место дисциплины в структуре ППССЗ

Дисциплина БД.09 «География» относится к базовым дисциплинам блока среднее общее образование учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дисциплина изучается на 1 курсе во 2 семестре в объеме 38 часов.

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в сфере общественных наук.

Дисциплина реализуется после изучения общеобразовательных дисциплин учебного плана основного общего образования.

Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем 36 часов (в том числе 14 часов – лекционные занятия, 22 – практические занятия) и на самостоятельную работу обучающегося – 2 часа.

Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – дифференцированный зачет.

 

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации


Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР Тема 1 Современная политическая карта мира. Типология государств по формам правления и устройства, уровню экономического развития 4 2 - 2 - - О Тема 2 География мировых природных ресурсов 5 2 - 2 - 1 КР Тема 3 География населения мира 4 2 - 2 - - О, Р Тема 4 Типы городов и их функции. Оценка процессов урбанизации в России 4 2 - 2 - - О, Р Тема 5 Научно-техническая революция и мировое хозяйство 4 2 - 2 - - О, Р Тема 6 География отраслей мирового хозяйства 4,5 2 - 2 - 0,5 Д, Т Тема 7 Зарубежная Европа 2 - - 2 - - О, Р Тема 8 Зарубежная Азия. Австралия 2 - - 2 - - О, Р Тема 9 Африка 2 - - 2 - - О, Р Тема 10 Северная и Латинская Америка 2 - - 2 - - О, Р Тема 11 Глобальные проблемы человечества 4,5 2 - 2 - 0,5 Д, Э

Всего:

38 14 - 22 - 2 Дифференциро-ванный зачет

Примечание:

* – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), эссе (Э), реферат (Р), доклад (Д).

Содержание курса

Дата: 2019-02-19, просмотров: 192.