Гражданская оборона в Российской федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2

Гражданская оборона в Российской федерации

(учебное пособие)

 

2018



Перечень обозначений и сокращений

 

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы

АХОВ - аварийное химическое опасное вещество

Д       - доза облучения

ДДС  - дежурно-диспетчерская служба

ДУ    - домоуправление

ДЭЗ   - дирекция эксплуатации зданий

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба

ЖЭК - жилищно-эксплуатационная контора

КБ    - конструкторское бюро

МОСЧС - Московская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

МЧС России - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НАСФ - нештатные аварийно-спасательные формирования

НИИ - научно-исследовательский институт

НИУ - научно-исследовательские учреждения

ПВР  - пункт временного размещения

ПДП - пункт длительного проживания

ПОО - потенциально опасный объект

ППЭ - промежуточный пункт эвакуации

ПРУ  - противорадиационное укрытие

ПРХН - пункт радиационного, химического и биологического наблюдения

ПЭП - приемный эвакуационный пункт

РОО  - радиационный опасный объект

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

РХБЗ - радиационная, химическая и биологическая защита

СЗ     - санитарное звено

СЗК  - средства индивидуальной защиты кожи

СИЗ  - средства индивидуальной защиты

СИЗОД - средства индивидуальной защиты органов дыхания

СНиП - строительные нормы и правила

СНЛК - сеть наблюдения и лабораторного контроля

СЭП - сборный эвакуационный пункт

УВД  - управление внутренних дел

ХОО - химически опасный объект

ЭК    - эвакуационная комиссия

ЭПК - эвакуационная приемная комиссия

 

           



Введение

Мы вступили в новый XXI век. Предыдущий век оказался самым воинственным в истории человечества. За последние 100 лет от вооруженного насилия погибло около 150 млн. человек, из которых около одной трети приходится на Россию (СССР). Причем, как свидетельствует мировая статистика, бедствия, и страдания мирного населения в ходе имевших место военных конфликтов постоянно возрастали. Если удельный вес жертв среди мирного населения в первой мировой войне составил 5% от всех погибших, то второй мировой войне - 50%, в войне в Корее - 84%, а во Вьетнаме - около 90%.

Кроме того, во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к росту человеческих жертв и материального ущерба от аварий и катастроф природно-техногенного и экологического характера, особенно в зонах вооруженных конфликтов в военное время.

В связи с этим защита населения и территорий от всевозможных опасностей военного и мирного времени стали сегодня общечеловеческой задачей.

 

Критерии отнесения территорий к I группе по ГО

Таблица 1

Критерии а б в г
Численность населения, млн. чел. > 1 от 0,5 до 1 от 0,5 до 1  
Кол-во организаций особой важности по ГО   > или = 3    
Кол-во организаций первой (второй) категории по ГО     >50  
% населения либо территории города, попадающие в ЗВОХЗ, ЗВОРЗ или ЗВКЗ       >50


Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утвержден постановлением Правительства РФ от 16 августа 2016 года №804.

Согласно Положению отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат важнейшие действующие, реконструируемые, технически перевооружаемые, строящиеся и проектируемые организации:

-  имеющие мобилизационное задание (заказ);

- представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

- являющиеся уникальными культурными ценностями.

Силы гражданской обороны

В состав сил гражданской обороны входят спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.

Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и организациях.

Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников создаются нештатные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания, подготовки, оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) изложен в методических рекомендациях по порядку создания НАСФ, утвержденных приказом МЧС от 23.12.2005г. №999.

Примерные программы подготовки личного состава НАСФ утверждаются МЧС России.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакуационные приемные комиссии, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходимой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в заданных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника повсеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил гражданской обороны, в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, коммунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения гражданской обороны в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и других мероприятий.

Все мероприятия гражданской обороны проводятся дифференцированно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают возможность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемого воздействия по городам и объектам тыла страны.

Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом №28-ФЗ от 12.02.1998г. обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Финансирование бюджетных организаций осуществляется:

- подчиненных федеральным органам исполнительной власти - за счет средств федерального бюджета;

- подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления - за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Внебюджетные организации финансируют мероприятия по ГО за счет собственных средств.

Заключение

Таковы цели, задачи, структура и порядок функционирования Гражданской обороны Российской федерации и Московской области, состав органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты населения, территории, материальных и культурных ценностей Российской Федерации от опасностей, возникающих при угрозе возникновения войны, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Кроме того, Гражданская оборона должна быть готовой «во взаимодействии с силами и средствами РСЧС, обеспечить защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Тема 2

Гражданская оборона в Российской федерации

(учебное пособие)

 

2018



Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.