Крайне актуален вопрос о педагогической этике - деонтологии, по отношению к родителям, попавшим в тяжелейшие жизненные обстоятельства, со стороны тех лиц, которые, в силу профессиональных обязанностей, принимают участие в их судьбе.
Перефразируя выражение В.М.Бехтерева: «Если ближнему после беседы с врачом не становится легче – это не врач », мы можем сказать, что если мать ребенка после беседы с психологом или педагогом-дефектологом, уходит подавленной, убитой, не видящей перспективы развития ребенка, то это не специалист. Необходимо помнить, что необучаемых детей нет.
Главный принцип медицинской деонтологии (deon - долг, logos - наука) – принцип гуманного, чуткого отношения к больному, отношения, исключающего любые действия и слова, травмирующие больного, наносящие вред его состоянию.
Независимо от того, в каком состоянии находится аномальный ребенок, психолог неизменно должен быть чуток к нему, заинтересован в его судьбе. Спокойный тон речи, свобода и естественность в общении – это необходимые условия в работе с аномальным ребенком. В разговоре с родственниками надо всегда помнить древнюю заповедь: «Помни, что говорить, кому говорить и как тебя поймут».
Работа с родителями базируется на следующих принципах.
Соблюдение интересов больного ребенка, предполагающее создание адекватных условий для его обучения, воспитания и лечения, как в школе, так и дома.
Щадящая форма сообщения родителям особенностей их ребенка с раскрытием психологической структуры дефекта и указанием его положительных сторон. Родителям необходимо не просто сообщить диагноз и решение специалистов, но доступно и понятно рассказать об особенностях их ребенка. Объяснить, как нужно заниматься, на что обратить внимание. При этом всегда надо учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень.
Учитывая все вышесказанное, представляется целесообразным проведение таких форм психолого-педагогической помощи семьям, которые направлены на стабилизацию психологического климата в семье, снятие напряжения. Это такие формы, как группы психотерапии, группы встреч, семейные вечера, на которых родители могут обсудить свои проблемы с теми, кто имеет такие же проблемы, проводить совместно семейный досуг, комнаты психологической разгрузки и т.д.
4. Проблема гуманного отношения к лицам с нарушениями в развитии
Сегодня важнейшей является проблема расширения контактов между детьми с отклонениями в развитии и их здоровыми сверстниками, а также создание специальных ассоциаций педагогов, врачей, психологов, родителей аномальных детей. Аномальные дети и их семьи остро нуждаются в поддержке всего общества. Поэтому необходимо всячески стимулировать и развивать готовность общественности и каждого члена общества помогать лицам с отклонениями в развитии. Нужно добиваться признания всех человеческих прав этой категории лиц.
Необходимо формировать правильные представления об их проблемах среди здоровых людей. Это важно не только для детей с отклонениями в развитии, но и, прежде всего, для нравственно-этического воспитания всего подрастающего поколения, нравственного оздоровления общества в целом.
Небезосновательной представляется и рекомендация систематического специализированного психолого-педагогического просвещения родителей детей с недостатками развития. Одной из задач специалистов при этом является показать, в чем состоит специфика воспитания ребенка с тем или иным недостатком развития, и где это воспитание не должно отличаться от воспитания здоровых детей. Родители должны знать об особенностях и клинических проявлениях заболевания у их ребенка, владеть навыками помощи, ухода и воспитания. Эти и другие представления родители должны иметь возможность получать с помощью различных информационных материалов, типа памяток, буклетов и т. д.
Материалы для самостоятельной работы
Задания теоретического характера.
В чем состоит проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
Расскажите об особенностях психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
В чем заключаются деонтологические правила в работе с семьей ребенка, имеющего проблемы в развитии.
Каковы, на Ваш взгляд, пути решения проблемы гуманизации отношения к лицам с нарушениями в развитии.
Задание практического характера.
Составьте классификацию видов семей, имеющих проблемного ребенка, занесите их в таблицу.
Список литературы: 23, 42, 45, 46, 86, 87.
Глава 4. Возможности включения лиц с ограниченными возможностями в социальное пространство через интеграцию систем общего, специального и дополнительного образования
Основные конструктивные вопросы и понятия:
Возможности дополнительного образования для развития ребенка, имеющего ограниченные возможности.
Значение детско-подростковых клубов по месту жительства в социальной адаптации детей с проблемами в развитии.
Проблема подготовки педагогов к работе в учреждениях дополнительного образования с детьми, имеющими нарушения в развитии.
Проблемный анализ темы.
Мощным стимулом для развития детей с проблемами в развитии, расцвета их возможностей, расширения диапазона интересов, созидательной активности является досуг, где процесс формирования и развития каждого ребенка осуществляется на основе доминирующих потребностей. В системе дополнительного образования детей сложились наиболее оптимальные педагогические технологии, способствующие как профилактике вторичных отклонений, так и коррекции нарушенных функций у детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, созданы необходимые условия для выравнивания стартовых возможностей развития личности, выбора индивидуальной формы образования, обеспечения воспитаннику «ситуации успеха».
Задачи:
познакомить с возможностями дополнительного образования для развития ребенка, имеющего ограниченные возможности;
рассмотреть возможности детско-подростковых клубов по месту жительства в аспекте интеграции детей с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников;
довести до понимания специфические особенности функционирования детско-подростковых клубов по месту жительства;
- изучить проблему подготовки педагогов к работе в учреждениях дополнительного образования с детьми, имеющими нарушения в развитии
1. Возможности дополнительного образования для развития ребенка, имеющего ограниченные возможности
Особое значение система дополнительного образования имеет для той категории детей, которые по тем или иным причинам не способны преодолеть требования общего среднего образования. В данном случае она зачастую является основной, а иногда и единственно возможной для успешной интеграции этих детей в среду нормально развивающихся сверстников. Социальная насыщенность детского досуга могла бы стать благоприятной средой «мягкого» вхождения ребенка с нарушениями в развитии в социум, помочь ему максимально раскрыть свой потенциал.
В настоящее время созданы и успешно функционируют различные реабилитационные центры, призванные оказать помощь проблемным детям различных категорий. Но в данном случае речь идет о временной интеграции.
Для постоянного оказания помощи детям с отклонениями в развитии необходимо приблизить учреждения, оказывающие профильную помощь, к месту жительства этих детей, что с одной стороны, позволит сделать эту помощь стабильной, а с другой стороны, не потребует материальных затрат от семьи ребенка.
В современных условиях возникла потребность в качественно ином подходе к пониманию социальной роли и функций дополнительного образования как одного из важнейших социальных институтов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 302.