Дети с тяжёлой речевой патологией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1 отделение: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5 лет); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет); 2 отделение: 1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); 2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 6 лет);  

Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития воспитанника осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима и оказания специализированной помощи, что обеспечивает формирование и полноценное развитие речи воспитанников, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

Педагогические работники:

учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель- логопед, библиотекарь и др. 

Примечание: 1 отделение – дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

       2 отделение – дети с тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи.

 

YI

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

1 ступень-начальное общее образование (нормативный срок освоения 4-5лет);

2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 3 года);

3 ступень-среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Восстановление, формирование и развитие двигательных функций, коррекция недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Педагогические работники:

учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, учитель- логопед, библиотекарь и др.

YII

Дети с задержкой психического развития

1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-5 лет );

2 ступень-основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

Обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы; активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности.

YIII

Дети с умственной отсталостью

Сроки обучения

9-11 лет с выдачей свидетельств установленного образца, которые могут быть увеличены на 1 год за счёт открытия подготовительного класса.

 

Коррекция отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество.

В дополнение к вышеперечисленным педагогическим должностям по учреждениям YI-YII видов: учитель-дефектолог.

Примечание: В учреждениях данного вида с 10-11 летним образованием трудовое обучение в 10-11 классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки с организацией обучения разным по уровню сложности видам труда с учётом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учётом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

                 

 

 

3. Принципы комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Все дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, имеют право поступить в специальные учреждения независимо от пола и социального положения.

По возрастным критериям все учреждения для лиц с нарушенным развитием делятся на три типа:

дошкольные учреждения (детские сады, детские дома, дошкольные отделения при специальных школах, группы при массовых детских садах;

школы и школы-интернаты для различных категорий аномальных детей;

вечерние школы для взрослых, производственно-технические училища, техникумы (или спец. группы при обычных техникумах), где учебно-воспитательный процесс строится по типу учреждений массового назначения, но с учетом особенностей воспитанников, обусловленных дефектом.

Основными общими принципами комплектования учебно-воспитательных учреждений для детей с нарушением в развитии являются следующие:

комплексный подход к диагностике с участием специалистов различного профиля;

всесторонний системный анализ аномалий развития;

динамический подход с учетом процесса развития ребенка, открывающий не только уровень настоящего состояния возможностей обследуемого, но и зону ближайшего развития;

качественный анализ особенностей деятельности ребенка по выполнению диагностических заданий (понимание ребенком задания, уровень его самостоятельности, использование предложенной помощи и т.д.);

индивидуальный подход к ребенку, создание спокойной, доброжелательной обстановки, помогающей ребенку раскрыть свои способности.

 

4. Основные тенденции развития системы специального образования

 

В последние годы сеть образовательных учреждений для детей и подростков с проблемами в развитии расширилась, появились учреждения для ранее не включавшихся в образовательное поле детей с ограниченными возможностями (для детей с умеренной степенью умственной отсталости, комплексными дефектами и др.). В образовательных учреждениях общего назначения растёт число детей с ограниченными возможностями, включённых в общий образовательный процесс (интеграция).

На заседаниях коллегии Минобразования России (октябрь 1993 г., декабрь 1993 г., апрель 1995 г.) были рассмотрены и приняты проекты типовых положений о различных видах специализированных образовательных учреждений для детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье, поведении, интеллекте и пр. (Например, Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением и др.). Также, на одном из заседаний Коллегии Министерства образования РФ было принято решение о создании в стране 40 специализированных учреждений для обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков, склонных к правонарушениям.

Как показывает практика, процесс дифференциации обучения аномальных детей продолжается в связи с необходимостью полного охвата всех нуждающихся в специальной помощи.

По мере углубления дифференциации обучения потребуется, с одной стороны, создание новых типов специальных школ и дошкольных учреждений, развертывание внешкольных учреждений, специальных служб (медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров и.т.п.), которые будут осуществлять профилактику дефектов, готовить родителей к работе с аномальными детьми в домашних условиях.

С другой стороны - организация наиболее адекватных условий дифференцированного подхода к обучению детей внутри отдельных категорий аномального развития.

В настоящее время все больше увеличивается количество детей, имеющих сложные дефекты развития, при которых сочетаются два и более первичных нарушений (например, нарушения зрения или слуха и нарушения центральной нервной системы).

 Кроме того, в системах социальной защиты населения и здравоохранения также необходимы специалисты-дефектологи для работы с различными категориями взрослых аномальных, инвалидов, лиц с отклонениями в поведении и трудностями в воспитании; малолетними правонарушителями и детьми с эмоционально-волевыми нарушениями; для индивидуальной воспитательной и коррекционной работы в семье, имеющей аномального ребенка; для работы с хронически больными детьми, детьми-эпилептиками, с теми категориями аномальных детей, которые раньше не были включены в систему дефектологической помощи.

Таким образом, дифференцированная и имеющая тенденцию к дальнейшей дифференциации и диверсификации система специальных учреждений, обеспечивающая практическую реализацию научных дефектологических исследований, нуждается в высококвалифицированных специалистах-дефектологах, обладающих широким общедефектологическим кругозором и имеющих углубленную теоретическую и практическую подготовку в одной или нескольких областях коррекционной педагогики.

 

Материалы для самостоятельной работы

Задания теоретического характера.

Докажите, что дети, имеющие один дефект развития, не могут обучаться и воспитываться с детьми, имеющими другой дефект. Обоснуйте вывод о необходимости разветвленной системы специальных учреждений и эффективности дифференцированной коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми.

Как установлено Л.С.Выготским и другими исследователями, основные закономерности психического развития одинаковы для нормально развивающихся и аномальных. Назовите эти закономерности. Объясните, как вы понимаете это положение Л.С.Выготского. Для ответа воспользуйтесь «Дефектологическим словарем», «Психологическим словарем».

Задание практического характера.

Законспектируйте и обсудите статью «Комплектование специальных школ» из «Дефектологического словаря».

 

Задание обобщающего характера.

Назовите, какие существуют в нашей стране специальные дошкольные учреждения для аномальных детей, на какие категории детей они рассчитаны.

Коррекция и компенсация каких именно нарушений развития осуществляется в каждом типе учреждений?

В условиях разветвленной системы организации специальной помощи детям педагог должен иметь четкое представление о системе учреждений для аномальных детей в целом, о специфике работы каждом из них. В связи с этим, пользуясь «Дефектологическим словарем» и другими пособиями, составьте сводную таблицу (схему) учреждений для аномальных детей по следующей форме:

 

 

Вид аномалии в развитии ребенка Тип специального учреждения Противопоказание к приему ребенка
     

Список литературы: 5, 8, 21, 23, 31, 42-44, 51, 55-58, 67, 70, 71, 78, 79.

 

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 281.