Сложение двоичных чисел без знака
inc операнд - операция инкремента, то есть увеличения значения операнда на 1;
inc ax; ax:=ax+1
inc x1
add оп1,оп2 - команда сложения с принципом действия: оп1 = оп1 + оп2 (addition)
add al, bl
add ax, 0fe2h
add ebx, x1+2
add x1, 0fh
add x2, ax
adc оп1,оп2 - команда сложения с учетом флага переноса cf. оп1 = оп1 + оп2 + знач_cf
Вычитание двоичных чисел без знака
dec операнд — операция декремента, то есть уменьшения значения операнда на 1;
dec cx ;cx:=cx-1
dec x
sub операнд_1,операнд_2 — команда вычитания; ее принцип действия:
операнд_1 = операнд_1 – операнд_2
sub al, bl; al:=al-bl
sub ax, x1
sub x2, dx
sub eax, 0f35h
sub x2, 22h
sbb операнд_1,операнд_2 — команда вычитания с учетом заема (флага cf ):
операнд_1 = операнд_1 – операнд_2 – значение_cf
mul множитель_1 - операция умножения двух целых чисел без учета знака
Алгоритм работы:
Команда выполняет умножение двух операндов без учета знаков. Алгоритм зависит от формата операнда команды и требует явного указания местоположения только одного сомножителя, который может быть расположен в памяти или в регистре. Местоположение второго сомножителя фиксировано и зависит от размера первого сомножителя
mul dl; ax:=al*dl, dl- множитель_1 , al- множитель_2
mul x1; dx:ax=ax*0ad91h, x1 word- множитель_1 , ax- множитель_2
mul ecx; edx:eax=eax*ecx, ecx- множитель_1 , eax- множитель_2
imul множитель_1 - операция умножения двух целочисленных двоичных значений со знаком
div делитель - выполнение операции деления двух двоичных беззнаковых значений
Алгоритм работы:
Для команды необходимо задание двух операндов — делимого и делителя. Делимое задается неявно и размер его зависит от размера делителя, который указывается в команде
div dl ;ah:al=ax/dl, ax –делимое, dl- делитель , ah-частное, al -остаток
div x1 ;ax:dx=dx:ax/0ad91h, dx:ax –делимое, x1 word- делитель , ax-частное,
;dx -остаток
div ecx ;eax:edx=edx:eax/ecx, edx:eax –делимое, ecx- делитель , eax-частное,
;edx -остаток
idiv делитель - операция деления двух двоичных значений со знаком
Команды сдвига
Все команды сдвига обеспечивают манипуляции над отдельными битами операндов, они перемещают биты в поле операнда влево или вправо в зависимости от кода операции.
Все команды сдвига устанавливают флаг переноса cf.
shl операнд,счетчик_сдвигов (Shift Logical Left) - логический сдвиг влево. Содержимое операнда сдвигается влево на количество битов, определяемое значением счетчик_сдвигов. Справа (в позицию младшего бита) вписываются нули;
shr операнд,счетчик_сдвигов — логический сдвиг вправо.
Алгоритм работы команд:
- очередной “выдвигаемый” бит устанавливает флаг cf;
- бит, вводимый в операнд с другого конца, имеет значение 0;
- при сдвиге очередного бита он переходит во флаг cf, при этом значение предыдущего сдвинутого бита теряется!
sal операнд,счетчик_сдвигов (Shift Arithmetic Left)
sar операнд,счетчик_сдвигов
арифметический сдвиг влево/вправо. Содержимое операнда сдвигается влево/ вправо на количество битов, определяемое значением счетчик_сдвигов. Справа/ Слева в операнд вписываются нули.
Команда sal не сохраняет знака, но устанавливает флаг cf в случае смены знака очередным выдвигаемым битом. В остальном команда sal полностью аналогична команде shl;
Команда sar сохраняет знак, восстанавливая его после сдвига каждого очередного бита.
Команды циклического сдвига
rol операнд,счетчик_сдвигов (Rotate Left) — циклический сдвиг влево.
Содержимое операнда сдвигается влево на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые влево биты записываются в тот же операнд справа.
ror операнд,счетчик_сдвигов (Rotate Right) — циклический сдвиг вправо.
Команды циклического сдвига через флаг переноса cf отличаются от команд простого циклического сдвига тем, что сдвигаемый бит не сразу попадает в операнд с другого его конца, а записывается сначала в флаг переноса cf. Лишь следующее исполнение данной команды сдвига (при условии, что она выполняется в цикле) приводит к помещению выдвинутого ранее бита с другого конца операнда (см. рис. 4).
rcl операнд,счетчик_сдвигов (Rotate through Carry Left) — циклический сдвиг влево через перенос.
Содержимое операнда сдвигается влево на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые биты поочередно становятся значением флага переноса cf.
rcr операнд,счетчик_сдвигов (Rotate through Carry Right) — циклический сдвиг вправо через перенос.
Содержимое операнда сдвигается вправо на количество бит, определяемое операндом счетчик_сдвигов. Сдвигаемые биты поочередно становятся значением флага переноса cf.
Команды передачи управления
По принципу действия, команды микропроцессора, обеспечивающие организацию переходов в программе, можно разделить на три группы:
1. Команды безусловной передачи управления:
- команда безусловного перехода; jmp
- вызова процедуры и возврата из процедуры; call, ret
- вызова программных прерываний и возврата из программных прерываний. Int, iret
2. Команды условной передачи управления:
- команды перехода по результату команды сравнения cmp;
- команды перехода по состоянию определенного флага;
- команды перехода по содержимому регистра ecx/cx.
3. Команды управления циклом:
- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx;
- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx с возможностью досрочного выхода из цикла по дополнительному условию.
jmp адрес_перехода - безусловный переход без сохранения информации о точке возврата. Аналог goto.
jmp m1 m4:
… …
m1: jmp m4
Условные переходы
Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис:
jcc метка_перехода
Мнемокод всех команд начинается с “j” — от слова jump (прыжок), cc — определяет конкретное условие, анализируемое командой. Что касается операнда метка_перехода, то эта метка может находится только в пределах текущего сегмента кода, межсегментная передача управления в условных переходах не допускается.
Для того чтобы принять решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, предварительно должно быть сформировано условие, на основании которого и будет приниматься решение о передаче управления. Источниками такого условия могут быть:
- любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов;
- команда сравнения cmp, сравнивающая значения двух операндов;
- состояние регистра ecx/cx.
Организация циклов
loop метка_перехода (Loop) — повторить цикл
Работа команды заключается в выполнении следующих действий:
- декремента регистра ecx/cx;
- сравнения регистра ecx/cx с нулем:
- если (ecx/cx) > 0, то управление передается на метку перехода;
- если (ecx/cx) = 0, то управление передается на следующую после loop команду
mov cx, количество циклов
м1: тело цикла
loop m1
loope/loopz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Zero Flag = 0) — повторить цикл, пока cx <> 0 или zf = 0.
loopne/loopnz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Not Zero flag=0) — повторить цикл пока cx <> 0 или zf = 1
Недостаток команд организации цикла loop, loope/loopz и loopne/loopnz в том, что они реализуют только короткие переходы (от –128 до +127 байт).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 293.