Исследуя аксиомы, выясняя их значение для права, не следует отождествлять их с близкой по смысловому значению категорией — принципами права, хотя между ними имеется определенное сходство.
Отличия:
Принципы права — это общие начала, руководящие идеи, которые выражают волю и интересы народа при регулировании общественных отношений нормами права. Они характеризуют право с точки зрения того, каким оно должно быть, чтобы удовлетворять интересам общества. Система принципов права предопределена условиями его существования.
Аксиомы, выступающие как правила нравственности и справедливости. Они складываются в обществе как требования морали, предъявляемые к праву. Поскольку в морали всегда есть общечеловеческое содержание, то именно аксиомы являются выражением этого общечеловеческого содержания применительно к праву. Поэтому и существует преемственность между правовыми аксиомами в различных исторических типах права. Аксиомы могут без заметных изменений (если говорить об их содержании, а не сущности) переходить из одного исторического типа права в другой, играя важную роль в регулировании общественных отношений. Между тем ни о какой преемственности системы принципов различных исторических типов права говорить не приходится.
Взаимосвязь:
Указывая на различия между принципами и аксиомами, нельзя обойти и вопросы о тесной связи, существующей между ними. Принципы строятся на основе учета правовых аксиом. В определенных условиях развития общества правовые аксиомы и принципы могут совпадать. В полном объеме, например, совпадают принцип справедливости, закрепленный в праве, и соответствующая аксиома («право должно быть справедливым»).
Моральное и политическое в праве сочетаются гармонично лишь тогда, когда в нем действительно воплощаются нравственные представления всего народа и нравственность становится имманентной стороной политики государства.
Конечно, вовсе не обязательно, чтобы каждая правовая аксиома была выражена в конкретном правовом принципе. Аксиомы могут закрепляться в праве и иными путями. Поэтому набор аксиом и система принципов права не совпадают. Число принципов всегда ограничено и относительно невелико, число же правовых аксиом растет от эпохи к эпохе, сближая право с моралью. Опыт свидетельствует: чем полнее и четче отражены в нормах права и правовых принципах юридические аксиомы, тем совершеннее нравственные основы права.
2. Система регулирования в обществе:
индивидуальный и нормативный уровень
Регулировать (в социальной жизни) – значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в рамки, целенаправленно его упорядочивать. Социальное регулирование, таким образом, - это процесс, определяющий порядок в обществе. Определяется тремя факторами:
Рис. 4
Остановимся на двух следующих видах социального регулирования:
А) Индивидуальный и нормативный уровень. Технико-юридические нормы
Индивидуальное (казуальное) регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Индивидуальное – это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства (позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств лиц, характера (возникающих отношений)). Но очевидны и его значительные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют довольно широкие возможности для субъективистских решений. Основное юридическое средство индивидуального регулирования - индивидуальный акт (например, юридический прецедент и т.п.)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.