ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины «Менеджмент», предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования.
Самостоятельная работа является важной составляющей в изучении учебной дисциплины «Менеджмент». Объем самостоятельной работы составляет 50% от аудиторных занятий.
Целью методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:
· способность занимать в обучении активную позицию;
· готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
· умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
· привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
· осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время.
В ходе учебных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. При конспектировании желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент».
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Менеджмент» выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Результаты выполнения обучающимися самостоятельной работы оценивается преподавателем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И НОРМЫ ВРЕМЕНИ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
№ п/п | Название раздела или темы | Вид (форма выполнения) самостоятельной работы | Форма проверки | Количество часов |
1 | Тема 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент», характерные черты современного менеджмента | Выполнение заданий Темы 1 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 4 |
2 | Тема 2. Организация как система | Выполнение заданий Темы 2 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 6 |
3 | Тема 3. Основные функции управления | Выполнение заданий Темы 3 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 6 |
4 | Тема 4. Связующие процессы в управлении | Выполнение заданий Темы 4 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 10 |
5 | Тема 5. Управление организационной культурой и организационными изменениями | Выполнение заданий Темы 5 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 4 |
6 | Тема 6. Основы финансового менеджмента | Выполнение заданий Темы 6 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 2 |
Итого | 32 |
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«МЕНЕДЖМЕНТ». ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Дайте определения понятиям:
Менеджмент–это ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менеджер - это _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы предпосылки возникновения менеджмента?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого? Заполните таблицу.
Подход | Содержание |
Процессный | |
Системный | |
Ситуационный |
4. Заполните таблицу.
Школы менеджмента | Период | Основоположники | Основной вклад школы |
Школа научного управления | |||
Административная школа управления | |||
Школа человеческих отношений |
5. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.
Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления.
6. Перечислите виды менеджмента современных организаций с учетом функциональных областей:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента
Сравнительная характеристика
японской и американской моделей менеджмента
Критерии | ЯПОНИЯ | США |
Характер принятия решений | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | |
Характер ответственности | Индивидуальная ответственность | |
Структура управления | Строго формализованная структура управления | |
Процедура контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Форма контроля | Индивидуальный контроль руководителя | |
Оценка работы и служебный рост | Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | |
Основные качества руководителя | Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | |
Ориентация управления | Ориентация управления на группу | |
Оценка управления | Оценка управления по индивидуальному результату | |
Характер отношений с подчиненными | Личные неформальные отношения с подчиненными | |
Карьера | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей | Подготовка руководителей универсального типа | |
Оплата труда | Оплата по индивидуальным достижениям | |
Найм работников | Долгосрочная занятость работников в фирме |
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
8. Организация как объект менеджмента представляет собой
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Среда организации – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различают:
___________________ и _________________ среду организации.
10. Заполните схему.
Внешняя среда предприятия
11. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:
№ п/п | Термин | Обозначение | Определение |
1 | Организация | А | Отделение управленческой работы от всей остальной |
2 | Задача | Б | Сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы |
3 | Горизонтальное разделение труда | В | Система отношений, предполагающих соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействия сотрудников |
4 | Сложность внешней среды | Г | Разделение всей работы на составляющие компоненты |
5 | Вертикальное разделение труда | Д | Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели |
6 | Внутренние перемены | Е | Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки |
7 | Формальная структура организации | Ж | Ситуационные факторы внутри организации |
8 | Взаимозависимость факторов внешней среды | З | Число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать |
Ответы:
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –
12. Дайте определение понятию «внутренняя среда организации»:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечислите факторы внутренней среды организации:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Система:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Открытая организация:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Закрытая организация:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Типы совместной деятельности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Приведите пример совместной деятельности в вашей учебной группе, укажите тип
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. SWOT анализа это
_______________________________________________________________________________________________________________________________
20. Пример сильной стороны организации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Пример слабой стороны организации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Пример угрозы со стороны внешней среды
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Опишите пример возможностей со стороны внешней среды
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Приведите пример стратегии существующей российской компании
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25. Заполните таблицу. Раскройте содержание каждого метода управления и приведите примеры.
Методы управления | ||
Экономические | Организационно-распорядительные | Социально-психологические |
Сущность: Примеры: | Сущность: Примеры: | Сущность Примеры: |
Основные функции управления
1. Заполните схему цикла менеджмента
2. План – это ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите и опишите принципы планирования
1. | |
2 | |
3. | |
4. | |
4. Миссия фирмы – это______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Цель фирмы – это _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Цели организации должны быть:
1. _______________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________
5.________________________________________________________________________
7. Приведите примеры целей деятельности организации
Функциональная область | Цель |
Финансы | |
Производство | |
Кадры | |
Маркетинг |
8. Укажите различия между стратегическим и тактическим планированием
Характеристика | Стратегическое планирование | Тактическое планирование |
Потребность | ||
Временной уровень | ||
Лица, принимающие решения | ||
Характер проблемы | ||
Степень регулированности |
9. Нарисуйте схемы и сформулируйте достоинства и недостатки ключевых организационных структур.
Линейная структура
Достоинства | Недостатки |
Функциональная структура
Достоинства | Недостатки |
Матричная структура
Достоинства | Недостатки |
Дивизиональная структура
Достоинства | Недостатки |
10. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
11. Делегирование – это _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Полномочия – это __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Преимущества делегирования:
Для руководителя | Для подчиненных |
14. Чем обусловлено нежелание руководителей делегировать полномочия?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________15. Ответственность означает_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Мотивация– это __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Заполните схемы
Современные теории мотивации
Содержательные | Процессуальные |
Теория потребностей Маслоу
потребности сущность
Двухфакторная теория Герцберга
Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими.Заполните таблицу.
Группа факторов | Факторы | Влияние на деятельность людей |
Гигиенические (связанные с условиями работы) | ||
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководством) |
18. Контроль __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.Заполните схему и поясните каждый из видов контроля
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Приведите примеры предварительного, текущего и заключительного контроля
Предварительный | Текущий | Заключительный |
21. Координация – это _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Организационная культура
1. Корпоративная культура
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Типы корпоративной культуры:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Функции корпоративной культуры
1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________
4. Проявления корпоративной культуры
1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________7.____________________________________________________________________________8.____________________________________________________________________________9.____________________________________________________________________________10.___________________________________________________________________________11.___________________________________________________________________________12.___________________________________________________________________________
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1. Финансовый менеджмент – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Основная цель финансового менеджмента _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Результат анализа финансовой деятельности _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составные части анализа финансовой деятельности фирмы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Лица, заинтересованные в финансовой информации о фирме _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Администрация должна постоянно иметь информацию ор финансовом состоянии фирмы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении дисциплины «Менеджмент», предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования.
Самостоятельная работа является важной составляющей в изучении учебной дисциплины «Менеджмент». Объем самостоятельной работы составляет 50% от аудиторных занятий.
Целью методических рекомендаций по организации внеаудиторной самостоятельной работы является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:
· способность занимать в обучении активную позицию;
· готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
· умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
· привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;
· осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время.
В ходе учебных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. При конспектировании желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.
В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины «Менеджмент».
Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Менеджмент» выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Результаты выполнения обучающимися самостоятельной работы оценивается преподавателем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И НОРМЫ ВРЕМЕНИ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Таблица 1
№ п/п | Название раздела или темы | Вид (форма выполнения) самостоятельной работы | Форма проверки | Количество часов |
1 | Тема 1. Сущность и содержание понятия «менеджмент», характерные черты современного менеджмента | Выполнение заданий Темы 1 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 4 |
2 | Тема 2. Организация как система | Выполнение заданий Темы 2 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 6 |
3 | Тема 3. Основные функции управления | Выполнение заданий Темы 3 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 6 |
4 | Тема 4. Связующие процессы в управлении | Выполнение заданий Темы 4 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 10 |
5 | Тема 5. Управление организационной культурой и организационными изменениями | Выполнение заданий Темы 5 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 4 |
6 | Тема 6. Основы финансового менеджмента | Выполнение заданий Темы 6 в рабочей тетради | Проверка рабочей тетради | 2 |
Итого | 32 |
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ
«МЕНЕДЖМЕНТ». ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1. Дайте определения понятиям:
Менеджмент–это ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менеджер - это _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы предпосылки возникновения менеджмента?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Существует три подхода к менеджменту: процессный, системный, ситуационный. Как вы понимаете, что лежит в основе каждого? Заполните таблицу.
Подход | Содержание |
Процессный | |
Системный | |
Ситуационный |
4. Заполните таблицу.
Школы менеджмента | Период | Основоположники | Основной вклад школы |
Школа научного управления | |||
Административная школа управления | |||
Школа человеческих отношений |
5. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем.
Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления.
6. Перечислите виды менеджмента современных организаций с учетом функциональных областей:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента
Сравнительная характеристика
японской и американской моделей менеджмента
Критерии | ЯПОНИЯ | США |
Характер принятия решений | Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия | |
Характер ответственности | Индивидуальная ответственность | |
Структура управления | Строго формализованная структура управления | |
Процедура контроля | Четко формализованная процедура контроля | |
Форма контроля | Индивидуальный контроль руководителя | |
Оценка работы и служебный рост | Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост | |
Основные качества руководителя | Основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль | |
Ориентация управления | Ориентация управления на группу | |
Оценка управления | Оценка управления по индивидуальному результату | |
Характер отношений с подчиненными | Личные неформальные отношения с подчиненными | |
Карьера | Деловая карьера обуславливается личными результатами | |
Подготовка руководителей | Подготовка руководителей универсального типа | |
Оплата труда | Оплата по индивидуальным достижениям | |
Найм работников | Долгосрочная занятость работников в фирме |
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
8. Организация как объект менеджмента представляет собой
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Среда организации – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Различают:
___________________ и _________________ среду организации.
10. Заполните схему.
Внешняя среда предприятия
11. Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, отмеченных цифрами, найдите соответствующее определение, обозначенное буквой:
№ п/п | Термин | Обозначение | Определение |
1 | Организация | А | Отделение управленческой работы от всей остальной |
2 | Задача | Б | Сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы |
3 | Горизонтальное разделение труда | В | Система отношений, предполагающих соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействия сотрудников |
4 | Сложность внешней среды | Г | Разделение всей работы на составляющие компоненты |
5 | Вертикальное разделение труда | Д | Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели |
6 | Внутренние перемены | Е | Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки |
7 | Формальная структура организации | Ж | Ситуационные факторы внутри организации |
8 | Взаимозависимость факторов внешней среды | З | Число и разнообразие факторов, на которые организация вынуждена реагировать |
Ответы:
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 –
8 –
12. Дайте определение понятию «внутренняя среда организации»:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечислите факторы внутренней среды организации:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Система:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Открытая организация:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Закрытая организация:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Типы совместной деятельности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Приведите пример совместной деятельности в вашей учебной группе, укажите тип
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. SWOT анализа это
_______________________________________________________________________________________________________________________________
20. Пример сильной стороны организации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Пример слабой стороны организации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Пример угрозы со стороны внешней среды
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Опишите пример возможностей со стороны внешней среды
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Приведите пример стратегии существующей российской компании
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25. Заполните таблицу. Раскройте содержание каждого метода управления и приведите примеры.
Методы управления | ||
Экономические | Организационно-распорядительные | Социально-психологические |
Сущность: Примеры: | Сущность: Примеры: | Сущность Примеры: |
В чем отличие экономических методов управления от административных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата: 2019-02-19, просмотров: 356.