Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи , где находятся предметы , которые тебя окружают . Напиши то , что ты скажешь , по образцу
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мисаренко Г . Г .

М 65 Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Ин­ститут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель­ство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

 

 

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи . Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия , соответствую­щие теме , и формирует план учебных действий , необходимых для пра­вильного решения грамматических и орфографических задач .

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе , воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми , испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка .

ISBN 5-488-00092-5                                                        ® АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

 

Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая по­могает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последо­вательных действий, выполнение которых гарантирует пра­вильный результат. А одной из главных причин ошибок учени­ков являются как раз их неправильные действия.

Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непосле­довательно, применяя совсем не те операции, которые необ­ходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориен­тировочной основы действий. Помимо этого, ученики прини­мают во внимание только смысловое значение слова и не уме­ют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практи­ческом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на суще­ственные признаки.

Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребё­нок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рас­сказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же само­му себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполне­ния поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, выполня­ют три функции:

• формируют учебную деятельность;

 

 

3

• развивают у детей аналитическое мышление: учат срав­нивать две стороны одного и того же объекта (смысловое со­держание слова и формальные признаки части речи), отли­чать существенные и несущественные признаки, абстрагиро­ваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые

недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и при­тяжательными прилагательными.

 

Технологический план и содержание работы

№ упр .

Задача упражнений

стр .   1 2-6 7 8 9-10 11-15

Диагностическое, показывает степень пони­мания частей речи

 

Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос

 

Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существитель­ные

 

Учит детей различать глаголы и существи­тельные, опираясь на смысл слова и грам­матический вопрос, закрепляет понимание вида глагола

 

Диагностические, показывают степень пони­мания предлогов

 

Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения

 

6 7-19 19-20 20-22 23-24 25-33   16-18 19 20-21 22 23-28 29-33 Уточняют употребление предлогов, исправ­ляют речевые ошибки   Акцентирует внимание учеников на при­лагательных   Формируют операции поиска прилага­тельных в предложении   Учит различать качественные и притяжа­тельные прилагательные   Развивают операционные умения класси­фицировать слова как части речи   Учат различать приставки и предлоги  

34-36

36-37

38-39

40-41

42-53

54-63

         

 

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) вклю­чает в себя несколько вариантов материала для работы, объе­динённых одним заданием и одним технологическим планом дей­ствий. Они помечены номером упражнения и номером вариан­та, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указы­вает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном слу­чае взрослый решает отдельно.

 

5

1. Рассмотри картинку . Назови как можно больше существи­тельных ( слов , называющих предметы ), прилагательных ( слов , называющих признаки предметов ) и глаголов ( слов , называющих действия предметов ) и напиши их в три ко­лонки .

 

Образец:

 

 

существ. прилагат. глаголы
кто? что? какое? какая? какое? какие? что делает? что делают?
собачка белая бегает

 

 

6

2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходя­щие глаголы . Расскажи по плану , как ты будешь выполнять задание .

План действий.

 

1) : Фёдор Петрович что сделал?  нам что делать?  свои вещи в чемоданы, потому что после обеда    что сделает? машина и    что сделает? нас в город.

2) : Фёдор Петрович (сказал, велел, прика­зал) нам (складывать, собирать) свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (при­едет, придёт, прибудет) машина и (отвезёт, захватит) нас в город.

 

3) : Фёдор Петрович велел нам собирать свои вещи в чемоданы, потому что после обеда придёт машина и отвезёт нас в город.

 

2-1. Голодный рак  что сделал?  под какую-то ко­рягу и  что стал делать? ,  не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он  что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это   что сделала?  в канаву водяная крыса.

 

2-2. Ребята  что делали? по воде кораблики. Брат что делал?  их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка  что делала? к ним

паруса из тря-

 

 

7

почек. На самый большой кораблик они  что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.

 

2- 3. Весь день сова  что делала?  в своём дупле, а вечером что

    сделала?  на поле мышей  что де­лать?. Мыши со страху

  что сделали?  в норки. Долго сова  что делала?  над полем,

  но ни одной мышки не  что сделала?.

 

2 - 4. Мама  что сделала?  из магазина курицу. Она что сделала?

     ее в холодильник и  что сделала?:

    — Если папа что сделает?  с работы раньше меня, пусть  

        что сделает?  суп. И мама что сделала?   из дома.

                                                                 ( По В. Дра­гунскому.)

 

2 - 5. Весна. Птички  что делают? . Неохота как-то в школу   что

    делать? . И решил я туда не  что делать? . Портфель я  что

    сделал?  под лестни­цу. А сам  что сделал?  за угол и  что

    сделал? на проспект.  Что сделал? руки в карманы, что

   делаю?  по проспекту, на витрины мага­зинов что делаю? и

   песенку  что делаю?. (По Н. Носову.)

 

 

8

2 - 6. Шляпа  что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?

     возле комода на полу. А посередине комнаты  что делал?   

         стол. Вовка и Ва­дик что делали?  за столом и что делали?

     картинки. Вдруг позади них что-то  что сделало? на пол.

     Мальчики  что сделали?  и что сделали? на полу возле

     комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала?  к дивану.

                                                                            (По Н. Носову.)

 

2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?

  корове на спину.  Что делает?  она по коровьей спине и

   что делает?.

  — Корова, корова, зачем тебе хвост? Коро­ва, корова, зачем

   тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как

   что сделает?  себя хвостом по спине — и  что сделала? муху.

   Что сделала?   муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)

 

2-8. Прошлым летом я что делал?  на даче. Од­нажды ко мне в гости

   что  сделал? Мишка. Наутро мама собралась что делать?

в город. Она  что сделала?  нам хлеба на два дня, ва­ренья,

    чтобы мы чай  что делали?. Она что сделала?  нам, где

    какие продукты  что делают?, и что сделала?  как варить

    суп и кашу. А потом  что сделала? на станцию.

                                                           (По Н. Но­сову.)

 

9

2-9. Что сделал? урок математики. Ребята  что сделали?  на 

   свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что

   делать?  на ней примеры. А я в это время  что сделал?

   под парту. Что делаю?  под партой и  что делаю?.

   «Вот  что сделает? учитель к классу лицом. Он что

   сделает?,, что меня нету, и очень что сделает .

   « А куда это Петров что сделал??» _ в недоумении

     что сделает?  он ребят». (По В. Голявкину.)

 

3. Прочитай группы слов парами и постарайся понять , ка­кой глагол в каждой группе называет законченное дей­ствие , а какой — ещё не законченное . Поставь к ним во­просы и сравни , будут ли они одинаковыми . Спиши глаголы в два столбика . Расскажи по плану , как надо выполнять задание .

 

План действий.

 

1) : птица летела — птица прилетела

 

2) : птица летела (летела, летела...) — что делала? — незаконченное действие; птица прилетела (уже прилетела, и всё) — что сделала? — законченное действие.

 

3) : незаконченное действие — что _делала?;

законченное действие — что сделала?

10

 

4) :

что дела...? что сдела...?       
летела прилетела

 

3-1. Он говорит — он скажет. Она моет — она вымоет.

  Мы рисуем — мы нарисуем. Они танцуют — они

  станцуют. Они завяжут — они завязывают.

  Вы едете — вы приедете. Ты пьёшь — ты выпьешь.

  Мы красим — мы выкрасим. Я мажу — я намажу.

 

3-2. Она показывает — она покажет. Мы подви­гаемся —

   мы подвинемся. Он накрутит — он накручивает.

   Она заметает — она заме­тёт. Они подгоняют —

    они подгонят. Вы за­плетаете — вы заплетёте.

   Он подчищает — он подчистит. Она вылижет —

   она вылизы­вает.

 

3-3. Он занял — он занимал. Она натёрла — она натирала.

     Мы напихали — мы напихива­ли. Он принюхивался —

 он принюхался. Они размокли — они размокали.

  Мы купа­емся — мы выкупались. Она наказывала —

она наказала. Вы наклеили — вы наклеи­вали. Мы

 закрашивали — мы закрасили. Она зашивала —

         она зашила.

 

11

3 - 4. Мы выпустили — мы выпускаем. Он заво­дит — он завёл.

    Они зажгли — они зажигают. Ты смотришь — ты посмотрел.

    Она выпила — она пьёт. Она чистит — она по­чистила.

    Вы прочитали — вы читаете. Он допрыгал — он прыгает.

    Мы разглядыва­ем — мы разглядели. Она отрезает — она

    отрезала. Ты купил — ты покупаешь.

 

3 - 5. Макать в чай — макнуть в чай. Бултыхать­ся в воде —

     бултыхнуться в воду. Топнуть ногой — топать ногами.

     Щипать за руку — щипнуть за руку. Хлестать по кустам —

     хлестнуть по кустам.

 

3 - 6. Таскает в зубах — притащит в зубах. Мы­лит руки — намылит

     руки. Брызжет в раз­ные стороны — брызнет в разные

     стороны. Толкнёт в бок — толкает в бок. Вырулива­ет на

     дорогу — вырулит на дорогу.

 

3 - 7. Задарит подарками — задаривает подарка­ми. Закрутит

     гайки — закручивает гайки. Застёгивает рукав — застегнёт

     рукав. За­толкнёт в дырку — заталкивает в дырку. Отхватит

     кусок — отхватывает кусок.

 

3 - 8. Пишет письмо — напишет письмо. Вяжет шарф — свяжет

     шарф. Скачет к лесу —прискачет к лесу. Хранит овощи —

    сохранит овощи. Гасит костёр — загасит костёр. Стрижёт

    волосы — дострижёт волосы. Учит стихи — выучит стихи.

 

 

12

 

3-9. Появилась вечером — появляется вечеров. Заплывает далеко —

   заплывёт далеко. На денут пальто — надевают пальто.

   Засыпает в кресле — заснула в кресле. Снимет пальто —

   снимает пальто. Затолкнёт в чемодан — заталкивает

   в чемодан. Высверлит дырку — высверливает дырку.

 

4. Поставь к глаголам вопросы .

Расскажи по плану , что надо делать , чтобы вопрос по ставить правильно .

 

План действий.

 

1) : всегда найдётся работа

 

2) :

 

3) : что делает?найдётся

  что сделает? — найдётся

4-1. Испугался ужа, назову Винтиком, разбивается на части, слышишь разговор, называет Винтиком,

  разбилась на части, пугается ужа, услышишь разговор.

 

 

13

4-2. Упал на землю, приучает к земле, спрыг­нул на землю,

   падает на землю, появляет­ся на земле, приучил к земле,

   спрыгивает на землю, появился на земле.

 

4-3. Нахватал кусков хлеба, выдёргивает гвоз­ди, поел супчику,

   натирает пол, хватает за руку, прихлёбывает горячий чай,

   натёр до блеска, выдернем из кучи.

 

4-4. Заворачивает в газету, распугивает ворон, полил цветы,

   защёлкал клювом, завернул за угол, напугал сестру,

   весь день полива­ет, по веточкам пощёлкивает.

 

4-5. Подписал договор, приехали в город, при­гласим на бал,

   подписывает договор, укра­шали площадку, приезжают

   в город, укра­сили площадку, приглашаем на бал.

 

4-6. Отвернулись друг от друга, откушу кусо­чек, встречают

   поезда, проведём лето, от­ворачивается от огня,

   откусывает полови­ну, встретила подругу, провожаю

    в дорогу.

 

4-7. Застилали половиками, спросили у бабуш­ки, расписывает

   цветами, посматривает на дорогу, расписал цветами,

   застелю полови­ками, спрашивает у учителя, посмотрит

   в окно.

 

 

14

5.    Измени по образцу глаголы так , чтобы они отвечали на вопрос что делать ? или что сделать ? Расскажи по плану , как надо выполнять задание .

План действий.

 

1) : разглядываю, закричал

 

2) : я разглядываю — что _делаю? что делать? — разглядывать

закричал — что сделал? что сделать? — закричать

 

3) : разглядывает — разглядывать, закри­чал — закричать

4) )

 

5-1. Мы рассказываем, ты глотаешь, она отку­сила, мы заметим,

   он вернулся, я провожаю.

 

5-2. Мы помним, она стоит, они побегут, я по­ставлю, он

   разворачивает, он приручил, они прыгают, ты смотришь.

 

5-3. Я не понимал, мы отдохнули, мы посмея­лись, я понял,

   ты отдыхаешь, мы доказы­ваем, они посмеиваются, я

   докажу, вы по­дарите.

 

15

5-4. Царевна пригорюнилась, капельки блестят, свалился с крыши,

  мальчишки визжат, не поможет лекарство, вытащит из-за

  пазухи, бросает в стороны.

 

5-5. Красит стену краской, размазывает грязь по щекам, закричал

  во всё горло, передви­гает стулья, получит «пятёрку», садится

  в автобус, намажет хлеб маслом.

 

5-6. Приведут за руку, приводят ко мне, трёт глаза, простишься с

   батюшкой, провалил­ся сквозь землю, осинка дрожит,

   как заль­ётся слезами, ожидаешь радости.

 

5-7. Васька подскочил, направишься к площа­ди, смеёшься надо

   мной, начинайте урок, погладила по плечу, трогает за руку,

   выле­зает из конуры, заиграла музыка.

 

5-8. Чищу пиджак, выполняет поручение, во­оружились топорами,

   получается ерунда, шмыгнул носом, выбираешь пять яблок,

   набил на лбу шишку, если вы захотите.

 

9. Перенесли на руках, просыпается утром, назначим на

воскресенье, хочешь конфету, утешали его, появилась в дверях,

помога­ем больному, принимаемся за работу, стро­ят киоски.

 

16

 

6. Найди и выпиши все глаголы . Определи , закончено дей­ствие или нет .

 

6-1. Голубь легко взмахнул крыльями и взле­тел в небо. Человек

  оглянулся и осторожно постучал в дверь. Все захлопали в

  ладоши и громко засмеялись. Тайком от матери я ломал

  сосульки и обсасывал их.

 

6-2. Такой человек мухи не обидит. До меня дошли новые вести.

  Сеня вернулся в класс. Каждый хвастался своей храбростью.

  Анд­рей получил письмо. Стрелка коснулась цифры «5». Иван

  Максимович спокойно по­смотрел на врача.

 

6-3. Вечером мы прибыли домой. Три доски су­шились на солнце.

  Дворник собирал остат­ки прошлогодней листвы. Иногда дятел

  охо­тится за птенцами. Такие дни случаются в начале лета. Из

  тучи назойливо сыпался мелкий дождь.

 

6-4. Витя достал отцовские инструменты, и на­чалась работа. На

   кухне кипел и фырчал небольшой чайник. Солнце закатилось,

   и над землёй стоит алое сияние. Лоси про­хаживаются вдоль

   берега, медленно пьют чистую воду.

 

17

6-5. Вчера вечером похолодало. Вокруг всё за­мерло. Приз

  присудили команде девочек. В сухом воздухе пахнет

  полынью. В тени становилось холодно. Вечером в саду

  легко дышится. В степи заметно темнело.

 

6-6. Сосновые шишки жарко горели в большом самоваре.

  Дым далеко отгонял комаров. Мы выносили стол и

  ставили под дерево, уса­живались на пеньках, пили чай с

   мёдом и разговаривали. Петрусь рассказывал, а я слушал

   и удивлялся его фантазиям.

 

6-7. Алексей заторопился к самолёту. Он караб­кался по

   скользкому крылу, цеплялся за борт кабины. С трудом

   он закинул в каби­ну одну ногу, подтянул другую и грузно

   сел. Мотор самолёта фыркнул, потом послыша­лось ровное

      гудение. (По Б. Полевому.)

 

6-8. Скоро мы с ним попрощались и отправи­лись домой.

  Журавль провожал нас. Он дошёл с нами до колодца,

  а там повернул назад. Немного пробежался, подпрыгнул

  и полетел низко-низко. Ноги у него волочи­лись по воздуху.

  Он даже не подобрал их. (По В. Путилину.)

 

18

6-9. Я выскочила на порог и увидела войну: скворец выгонял

   из домика воробьев. Ле­тел пух, крик стоял такой, что

   даже кошка подняла вверх морду и наблюдала за

   пота­совкой. Скворец победил, и вечером я слу­шала,

   как он свистел, щёлкал и в лад пес­не шевелил крыльями.

                                                                   (По В. Пескову.)

 

7. Подумай , все ли выделенные слова называют предметы . Рассмотри план действий и постарайся понять , как мож­но себя проверить .

 

План действий.

 

1) : сидит на краешке и дышит целебным воздухом

 

2) : (на) краешке краешек что? = правильно; дышит что? = неправильно, надо: ды­шит что делает? воздухом воздух что? = правильно

 

7-1. Вставай! За окном уже петух прокричал, а в саду

   зорянка запела. Новый день на дворе!

7-2. Днём кувшинка нежится на воде, а ночью ныряет под воду. Сожмёт белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине. (По В. Бианки.)

 

 

19

7-3. Нашёл лягушонок сыроежку с дождевой во­дой и давай

   в ней плескаться, словно в тазу. А потом сел на краешке

   и дышит целебным воздухом. Завидно даже. (По В. Бианки.)

 

7-4. У кузнечиков на левом крылышке зубчи­ки, на правом —

  жилки. Крылышки трут­ся друг о друга, зубчики задевают

  жилки, получается стрекотание. (По В. Бианки.)

 

7-5. Не любит крот ясного солнца и свежего вет­ра: всю

  жизнь в тёмном сыром подземелье. Землю копает,

  туннели строит, червяков ловит, даже за сухой травой

  для гнезда на­верх не вылезает, а втягивает её за корни

  прямо из-под земли. (По В. Бианки.)

 

8. Рассмотри план действий и расскажи , как ты будешь спи­сывать слова в три столбика .

 

План действий.

 

1) : Машет руками

 

2) : машет что делает? — глагол руками — руки что? — существительное

 

что дела...? что сдела...? кто? что?
машет   руки

 

20

 

Выбери любой вариант упражнения и работай по плану. 8-1.

 

8-1 Плеснула хвостом. Хлопочет по хозяйству. За деревьями

ревело. От души пожалели. Из кармана выпали. Хватает

зубами. Стих­ли за поворотом. Встаёт с постели.

 

8-2. Закачалась от воздуха. Слонялся по горо­ду. На службу

  выходит. Подозревает об опасности. Применить к случаю.

  Караулит в подъезде. Стороной обходит. Привыкли к темноте.

 

8-3. Залез под кучу валежника. На краю дерев­ни жили. Спрятала

  в корзину с ягодами. Со дна моря поднималось. Забился в

  угол комнаты. Взяла щепотку соли. Получили награду за труд.

 

8-4. Обнимает друга. Вздремнуть после обеда. Лошадку впрягли.

   Кушает за столом. На коврах борются. Сияет отблесками.

   Играла на пианино. Заманивает в глубину. Спаса­ет

   купальщиков.

 

8-5. Выдрала кустик с корнем. Притащил вед­ро воды. Конец

   верёвки опустился. Купи­ли лыжи с ботинками. Болтается

  на кон­чике хвоста. В кастрюле булькало. Упало с берега в

  канаву.

 

21

8-6. Нашёл орешек без скорлупки. Спиной к забору устроился.

  Осины зубами пилит. Окинет взглядом с высоты. Увидел

  за по­воротом речки. Завалили лодку рыбой. Сладко зевает.

  Успел вовремя.

 

8-7. Таскал банки в погреб. Утёрла кулачками слёзы. Поставил

   в сарае мышеловку. По сне­гу пробрался к будке. Осыпался

   с макушек кустов. Глазками в темноте сверкнул. За­метили

  дырку в бортике.

 

8-8. Заболело под лопаткой. Тронул за плечо. Беспокоится о

  пустяках. Замирала от радо­сти. Тычет линейкой. Ползает

  на корточ­ках. В кухню возвращается. Причины не нашёл.

  Под машиной заурчало.

 

8-9. Высовывалась из окна. Презирает мальчи­шек. В стороне

   мелькнуло. К тепловозу по­дошли. Встретимся у вокзала.

   Рассказывал с увлечением. Тормозами скрипит.

    Разго­няется по шоссе. Затянули песню.

 

8-10. Бежит за мячиком. Поднимает карандаш. К пиджакам

    пристегнули. Покрывают че­репицей. Мигнул фонарём.

   От стыда покрас­нел. Накладывает на тарелки. Шмякнулся

   на клумбу. Из рюкзака вытащили.

 

22

 

9. Рассмотри картинку и постарайся объяснить, о чём рас­сказывает каждый предлог . Впиши предлоги в таблицу . Добавь ещё , какие ты знаешь .

 

23

10. Рассмотри картинку и посчитай , сколько предлогов тебе понадобится , чтобы рассказать , где находится ( или отку­да появляется ) каждый предмет . Напиши предлоги вместе со словами - предметами .

 

Образец:

 

 На траве, в кустах...

 

 

 

24

Мисаренко Г . Г .

М 65 Учимся определять части речи: Учебн. пособие. — М.: Ин­ститут инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издатель­ство Оникс, 2005. — 64 с: ил. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).

 

 

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников при определении частей речи . Последовательное выполнение уп­ражнений пособия помогает детям осмыслить понятия , соответствую­щие теме , и формирует план учебных действий , необходимых для пра­вильного решения грамматических и орфографических задач .

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе , воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми , испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка .

ISBN 5-488-00092-5                                                        ® АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005 © ООО «Издательство Оникс», 2005 © Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

 

Определение принадлежности слова к той или иной части речи является важной операцией правописания, которая по­могает верно выбрать способ проверки. Как и любая другая грамматическая операция, она включает в себя ряд последо­вательных действий, выполнение которых гарантирует пра­вильный результат. А одной из главных причин ошибок учени­ков являются как раз их неправильные действия.

Дети зачастую выполняют задания бессистемно, непосле­довательно, применяя совсем не те операции, которые необ­ходимы в данном случае. Это называется отсутствием ориен­тировочной основы действий. Помимо этого, ученики прини­мают во внимание только смысловое значение слова и не уме­ют проанализировать его с грамматических позиций. Другими словами, они определяют части речи на интуитивно-практи­ческом уровне, далеко не всегда опираясь при этом на суще­ственные признаки.

Для коррекции этих недостатков в начале почти каждого упражнения дан готовый план действий. Его цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу; в-третьих, развивать речь ребёнка. Необходимо, чтобы ребё­нок, приступая к работе, внимательно изучил этот план, рас­сказал кому-нибудь (взрослому, соседу по парте) или же само­му себе порядок действий. Проговаривание поможет ему при помощи внешней речи хорошо осмыслить процесс выполне­ния поставленного задания. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.

Упражнения, представленные в данном пособии, выполня­ют три функции:

• формируют учебную деятельность;

 

 

3

• развивают у детей аналитическое мышление: учат срав­нивать две стороны одного и того же объекта (смысловое со­держание слова и формальные признаки части речи), отли­чать существенные и несущественные признаки, абстрагиро­ваться от одних признаков, концентрируя внимание на других и т. п.;

• повышают уровень орфографической грамотности. Помимо этого, в сборник включены упражнения, которые

недостаточно представлены в учебниках, — на практическое усвоение совершённого и несовершенного вида глагола и на понимание смысловых различий между качественными и при­тяжательными прилагательными.

 

Технологический план и содержание работы

№ упр .

Задача упражнений

стр .   1 2-6 7 8 9-10 11-15

Диагностическое, показывает степень пони­мания частей речи

 

Развивают умение находить в предложении глаголы, понимать на практическом уровне вид глагола и правильно ставить вопрос

 

Показывает способы, с помощью которых можно различать глаголы и существитель­ные

 

Учит детей различать глаголы и существи­тельные, опираясь на смысл слова и грам­матический вопрос, закрепляет понимание вида глагола

 

Диагностические, показывают степень пони­мания предлогов

 

Акцентируют внимание детей на предлогах и помогают уточнить их значения

 

6 7-19 19-20 20-22 23-24 25-33   16-18 19 20-21 22 23-28 29-33 Уточняют употребление предлогов, исправ­ляют речевые ошибки   Акцентирует внимание учеников на при­лагательных   Формируют операции поиска прилага­тельных в предложении   Учит различать качественные и притяжа­тельные прилагательные   Развивают операционные умения класси­фицировать слова как части речи   Учат различать приставки и предлоги  

34-36

36-37

38-39

40-41

42-53

54-63

         

 

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) вклю­чает в себя несколько вариантов материала для работы, объе­динённых одним заданием и одним технологическим планом дей­ствий. Они помечены номером упражнения и номером вариан­та, например: 2-1, 2-2, 2-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указы­вает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном слу­чае взрослый решает отдельно.

 

5

1. Рассмотри картинку . Назови как можно больше существи­тельных ( слов , называющих предметы ), прилагательных ( слов , называющих признаки предметов ) и глаголов ( слов , называющих действия предметов ) и напиши их в три ко­лонки .

 

Образец:

 

 

существ. прилагат. глаголы
кто? что? какое? какая? какое? какие? что делает? что делают?
собачка белая бегает

 

 

6

2. Вместо вопросов подбери по смыслу наиболее подходя­щие глаголы . Расскажи по плану , как ты будешь выполнять задание .

План действий.

 

1) : Фёдор Петрович что сделал?  нам что делать?  свои вещи в чемоданы, потому что после обеда    что сделает? машина и    что сделает? нас в город.

2) : Фёдор Петрович (сказал, велел, прика­зал) нам (складывать, собирать) свои вещи в чемоданы, потому что после обеда (при­едет, придёт, прибудет) машина и (отвезёт, захватит) нас в город.

 

3) : Фёдор Петрович велел нам собирать свои вещи в чемоданы, потому что после обеда придёт машина и отвезёт нас в город.

 

2-1. Голодный рак  что сделал?  под какую-то ко­рягу и  что стал делать? ,  не проплывёт ли мимо какая-нибудь рыбка. Вдруг он  что де лает? , как что-то в воду — бултых! Это   что сделала?  в канаву водяная крыса.

 

2-2. Ребята  что делали? по воде кораблики. Брат что делал?  их ножиком из сосновой коры. Сестрёнка  что делала? к ним

паруса из тря-

 

 

7

почек. На самый большой кораблик они  что сделали? маленького мышонка и что сделали? его в плаванье.

 

2- 3. Весь день сова  что делала?  в своём дупле, а вечером что

    сделала?  на поле мышей  что де­лать?. Мыши со страху

  что сделали?  в норки. Долго сова  что делала?  над полем,

  но ни одной мышки не  что сделала?.

 

2 - 4. Мама  что сделала?  из магазина курицу. Она что сделала?

     ее в холодильник и  что сделала?:

    — Если папа что сделает?  с работы раньше меня, пусть  

        что сделает?  суп. И мама что сделала?   из дома.

                                                                 ( По В. Дра­гунскому.)

 

2 - 5. Весна. Птички  что делают? . Неохота как-то в школу   что

    делать? . И решил я туда не  что делать? . Портфель я  что

    сделал?  под лестни­цу. А сам  что сделал?  за угол и  что

    сделал? на проспект.  Что сделал? руки в карманы, что

   делаю?  по проспекту, на витрины мага­зинов что делаю? и

   песенку  что делаю?. (По Н. Носову.)

 

 

8

2 - 6. Шляпа  что делала? на комоде. Котёнок Васька что делал?

     возле комода на полу. А посередине комнаты  что делал?   

         стол. Вовка и Ва­дик что делали?  за столом и что делали?

     картинки. Вдруг позади них что-то  что сделало? на пол.

     Мальчики  что сделали?  и что сделали? на полу возле

     комода шляпу. Вдруг шляпа что сделала?  к дивану.

                                                                            (По Н. Носову.)

 

2-7. Что сделала? откуда-то одна надоедливая муха и что сделала?

  корове на спину.  Что делает?  она по коровьей спине и

   что делает?.

  — Корова, корова, зачем тебе хвост? Коро­ва, корова, зачем

   тебе хвост? Корова что делала?, что делала? , а потом как

   что сделает?  себя хвостом по спине — и  что сделала? муху.

   Что сделала?   муха на землю — и дух вон! (По В. Бианки.)

 

2-8. Прошлым летом я что делал?  на даче. Од­нажды ко мне в гости

   что  сделал? Мишка. Наутро мама собралась что делать?

в город. Она  что сделала?  нам хлеба на два дня, ва­ренья,

    чтобы мы чай  что делали?. Она что сделала?  нам, где

    какие продукты  что делают?, и что сделала?  как варить

    суп и кашу. А потом  что сделала? на станцию.

                                                           (По Н. Но­сову.)

 

9

2-9. Что сделал? урок математики. Ребята  что сделали?  на 

   свои места. Учитель что сделал? к доске и стал что

   делать?  на ней примеры. А я в это время  что сделал?

   под парту. Что делаю?  под партой и  что делаю?.

   «Вот  что сделает? учитель к классу лицом. Он что

   сделает?,, что меня нету, и очень что сделает .

   « А куда это Петров что сделал??» _ в недоумении

     что сделает?  он ребят». (По В. Голявкину.)

 

3. Прочитай группы слов парами и постарайся понять , ка­кой глагол в каждой группе называет законченное дей­ствие , а какой — ещё не законченное . Поставь к ним во­просы и сравни , будут ли они одинаковыми . Спиши глаголы в два столбика . Расскажи по плану , как надо выполнять задание .

 

План действий.

 

1) : птица летела — птица прилетела

 

2) : птица летела (летела, летела...) — что делала? — незаконченное действие; птица прилетела (уже прилетела, и всё) — что сделала? — законченное действие.

 

3) : незаконченное действие — что _делала?;

законченное действие — что сделала?

10

 

4) :

что дела...? что сдела...?       
летела прилетела

 

3-1. Он говорит — он скажет. Она моет — она вымоет.

  Мы рисуем — мы нарисуем. Они танцуют — они

  станцуют. Они завяжут — они завязывают.

  Вы едете — вы приедете. Ты пьёшь — ты выпьешь.

  Мы красим — мы выкрасим. Я мажу — я намажу.

 

3-2. Она показывает — она покажет. Мы подви­гаемся —

   мы подвинемся. Он накрутит — он накручивает.

   Она заметает — она заме­тёт. Они подгоняют —

    они подгонят. Вы за­плетаете — вы заплетёте.

   Он подчищает — он подчистит. Она вылижет —

   она вылизы­вает.

 

3-3. Он занял — он занимал. Она натёрла — она натирала.

     Мы напихали — мы напихива­ли. Он принюхивался —

 он принюхался. Они размокли — они размокали.

  Мы купа­емся — мы выкупались. Она наказывала —

она наказала. Вы наклеили — вы наклеи­вали. Мы

 закрашивали — мы закрасили. Она зашивала —

         она зашила.

 

11

3 - 4. Мы выпустили — мы выпускаем. Он заво­дит — он завёл.

    Они зажгли — они зажигают. Ты смотришь — ты посмотрел.

    Она выпила — она пьёт. Она чистит — она по­чистила.

    Вы прочитали — вы читаете. Он допрыгал — он прыгает.

    Мы разглядыва­ем — мы разглядели. Она отрезает — она

    отрезала. Ты купил — ты покупаешь.

 

3 - 5. Макать в чай — макнуть в чай. Бултыхать­ся в воде —

     бултыхнуться в воду. Топнуть ногой — топать ногами.

     Щипать за руку — щипнуть за руку. Хлестать по кустам —

     хлестнуть по кустам.

 

3 - 6. Таскает в зубах — притащит в зубах. Мы­лит руки — намылит

     руки. Брызжет в раз­ные стороны — брызнет в разные

     стороны. Толкнёт в бок — толкает в бок. Вырулива­ет на

     дорогу — вырулит на дорогу.

 

3 - 7. Задарит подарками — задаривает подарка­ми. Закрутит

     гайки — закручивает гайки. Застёгивает рукав — застегнёт

     рукав. За­толкнёт в дырку — заталкивает в дырку. Отхватит

     кусок — отхватывает кусок.

 

3 - 8. Пишет письмо — напишет письмо. Вяжет шарф — свяжет

     шарф. Скачет к лесу —прискачет к лесу. Хранит овощи —

    сохранит овощи. Гасит костёр — загасит костёр. Стрижёт

    волосы — дострижёт волосы. Учит стихи — выучит стихи.

 

 

12

 

3-9. Появилась вечером — появляется вечеров. Заплывает далеко —

   заплывёт далеко. На денут пальто — надевают пальто.

   Засыпает в кресле — заснула в кресле. Снимет пальто —

   снимает пальто. Затолкнёт в чемодан — заталкивает

   в чемодан. Высверлит дырку — высверливает дырку.

 

4. Поставь к глаголам вопросы .

Расскажи по плану , что надо делать , чтобы вопрос по ставить правильно .

 

План действий.

 

1) : всегда найдётся работа

 

2) :

 

3) : что делает?найдётся

  что сделает? — найдётся

4-1. Испугался ужа, назову Винтиком, разбивается на части, слышишь разговор, называет Винтиком,

  разбилась на части, пугается ужа, услышишь разговор.

 

 

13

4-2. Упал на землю, приучает к земле, спрыг­нул на землю,

   падает на землю, появляет­ся на земле, приучил к земле,

   спрыгивает на землю, появился на земле.

 

4-3. Нахватал кусков хлеба, выдёргивает гвоз­ди, поел супчику,

   натирает пол, хватает за руку, прихлёбывает горячий чай,

   натёр до блеска, выдернем из кучи.

 

4-4. Заворачивает в газету, распугивает ворон, полил цветы,

   защёлкал клювом, завернул за угол, напугал сестру,

   весь день полива­ет, по веточкам пощёлкивает.

 

4-5. Подписал договор, приехали в город, при­гласим на бал,

   подписывает договор, укра­шали площадку, приезжают

   в город, укра­сили площадку, приглашаем на бал.

 

4-6. Отвернулись друг от друга, откушу кусо­чек, встречают

   поезда, проведём лето, от­ворачивается от огня,

   откусывает полови­ну, встретила подругу, провожаю

    в дорогу.

 

4-7. Застилали половиками, спросили у бабуш­ки, расписывает

   цветами, посматривает на дорогу, расписал цветами,

   застелю полови­ками, спрашивает у учителя, посмотрит

   в окно.

 

 

14

5.    Измени по образцу глаголы так , чтобы они отвечали на вопрос что делать ? или что сделать ? Расскажи по плану , как надо выполнять задание .

План действий.

 

1) : разглядываю, закричал

 

2) : я разглядываю — что _делаю? что делать? — разглядывать

закричал — что сделал? что сделать? — закричать

 

3) : разглядывает — разглядывать, закри­чал — закричать

4) )

 

5-1. Мы рассказываем, ты глотаешь, она отку­сила, мы заметим,

   он вернулся, я провожаю.

 

5-2. Мы помним, она стоит, они побегут, я по­ставлю, он

   разворачивает, он приручил, они прыгают, ты смотришь.

 

5-3. Я не понимал, мы отдохнули, мы посмея­лись, я понял,

   ты отдыхаешь, мы доказы­ваем, они посмеиваются, я

   докажу, вы по­дарите.

 

15

5-4. Царевна пригорюнилась, капельки блестят, свалился с крыши,

  мальчишки визжат, не поможет лекарство, вытащит из-за

  пазухи, бросает в стороны.

 

5-5. Красит стену краской, размазывает грязь по щекам, закричал

  во всё горло, передви­гает стулья, получит «пятёрку», садится

  в автобус, намажет хлеб маслом.

 

5-6. Приведут за руку, приводят ко мне, трёт глаза, простишься с

   батюшкой, провалил­ся сквозь землю, осинка дрожит,

   как заль­ётся слезами, ожидаешь радости.

 

5-7. Васька подскочил, направишься к площа­ди, смеёшься надо

   мной, начинайте урок, погладила по плечу, трогает за руку,

   выле­зает из конуры, заиграла музыка.

 

5-8. Чищу пиджак, выполняет поручение, во­оружились топорами,

   получается ерунда, шмыгнул носом, выбираешь пять яблок,

   набил на лбу шишку, если вы захотите.

 

9. Перенесли на руках, просыпается утром, назначим на

воскресенье, хочешь конфету, утешали его, появилась в дверях,

помога­ем больному, принимаемся за работу, стро­ят киоски.

 

16

 

6. Найди и выпиши все глаголы . Определи , закончено дей­ствие или нет .

 

6-1. Голубь легко взмахнул крыльями и взле­тел в небо. Человек

  оглянулся и осторожно постучал в дверь. Все захлопали в

  ладоши и громко засмеялись. Тайком от матери я ломал

  сосульки и обсасывал их.

 

6-2. Такой человек мухи не обидит. До меня дошли новые вести.

  Сеня вернулся в класс. Каждый хвастался своей храбростью.

  Анд­рей получил письмо. Стрелка коснулась цифры «5». Иван

  Максимович спокойно по­смотрел на врача.

 

6-3. Вечером мы прибыли домой. Три доски су­шились на солнце.

  Дворник собирал остат­ки прошлогодней листвы. Иногда дятел

  охо­тится за птенцами. Такие дни случаются в начале лета. Из

  тучи назойливо сыпался мелкий дождь.

 

6-4. Витя достал отцовские инструменты, и на­чалась работа. На

   кухне кипел и фырчал небольшой чайник. Солнце закатилось,

   и над землёй стоит алое сияние. Лоси про­хаживаются вдоль

   берега, медленно пьют чистую воду.

 

17

6-5. Вчера вечером похолодало. Вокруг всё за­мерло. Приз

  присудили команде девочек. В сухом воздухе пахнет

  полынью. В тени становилось холодно. Вечером в саду

  легко дышится. В степи заметно темнело.

 

6-6. Сосновые шишки жарко горели в большом самоваре.

  Дым далеко отгонял комаров. Мы выносили стол и

  ставили под дерево, уса­живались на пеньках, пили чай с

   мёдом и разговаривали. Петрусь рассказывал, а я слушал

   и удивлялся его фантазиям.

 

6-7. Алексей заторопился к самолёту. Он караб­кался по

   скользкому крылу, цеплялся за борт кабины. С трудом

   он закинул в каби­ну одну ногу, подтянул другую и грузно

   сел. Мотор самолёта фыркнул, потом послыша­лось ровное

      гудение. (По Б. Полевому.)

 

6-8. Скоро мы с ним попрощались и отправи­лись домой.

  Журавль провожал нас. Он дошёл с нами до колодца,

  а там повернул назад. Немного пробежался, подпрыгнул

  и полетел низко-низко. Ноги у него волочи­лись по воздуху.

  Он даже не подобрал их. (По В. Путилину.)

 

18

6-9. Я выскочила на порог и увидела войну: скворец выгонял

   из домика воробьев. Ле­тел пух, крик стоял такой, что

   даже кошка подняла вверх морду и наблюдала за

   пота­совкой. Скворец победил, и вечером я слу­шала,

   как он свистел, щёлкал и в лад пес­не шевелил крыльями.

                                                                   (По В. Пескову.)

 

7. Подумай , все ли выделенные слова называют предметы . Рассмотри план действий и постарайся понять , как мож­но себя проверить .

 

План действий.

 

1) : сидит на краешке и дышит целебным воздухом

 

2) : (на) краешке краешек что? = правильно; дышит что? = неправильно, надо: ды­шит что делает? воздухом воздух что? = правильно

 

7-1. Вставай! За окном уже петух прокричал, а в саду

   зорянка запела. Новый день на дворе!

7-2. Днём кувшинка нежится на воде, а ночью ныряет под воду. Сожмёт белые лепестки в кулачок и нырнёт с головой. Спит всю ночь в глубине. (По В. Бианки.)

 

 

19

7-3. Нашёл лягушонок сыроежку с дождевой во­дой и давай

   в ней плескаться, словно в тазу. А потом сел на краешке

   и дышит целебным воздухом. Завидно даже. (По В. Бианки.)

 

7-4. У кузнечиков на левом крылышке зубчи­ки, на правом —

  жилки. Крылышки трут­ся друг о друга, зубчики задевают

  жилки, получается стрекотание. (По В. Бианки.)

 

7-5. Не любит крот ясного солнца и свежего вет­ра: всю

  жизнь в тёмном сыром подземелье. Землю копает,

  туннели строит, червяков ловит, даже за сухой травой

  для гнезда на­верх не вылезает, а втягивает её за корни

  прямо из-под земли. (По В. Бианки.)

 

8. Рассмотри план действий и расскажи , как ты будешь спи­сывать слова в три столбика .

 

План действий.

 

1) : Машет руками

 

2) : машет что делает? — глагол руками — руки что? — существительное

 

что дела...? что сдела...? кто? что?
машет   руки

 

20

 

Выбери любой вариант упражнения и работай по плану. 8-1.

 

8-1 Плеснула хвостом. Хлопочет по хозяйству. За деревьями

ревело. От души пожалели. Из кармана выпали. Хватает

зубами. Стих­ли за поворотом. Встаёт с постели.

 

8-2. Закачалась от воздуха. Слонялся по горо­ду. На службу

  выходит. Подозревает об опасности. Применить к случаю.

  Караулит в подъезде. Стороной обходит. Привыкли к темноте.

 

8-3. Залез под кучу валежника. На краю дерев­ни жили. Спрятала

  в корзину с ягодами. Со дна моря поднималось. Забился в

  угол комнаты. Взяла щепотку соли. Получили награду за труд.

 

8-4. Обнимает друга. Вздремнуть после обеда. Лошадку впрягли.

   Кушает за столом. На коврах борются. Сияет отблесками.

   Играла на пианино. Заманивает в глубину. Спаса­ет

   купальщиков.

 

8-5. Выдрала кустик с корнем. Притащил вед­ро воды. Конец

   верёвки опустился. Купи­ли лыжи с ботинками. Болтается

  на кон­чике хвоста. В кастрюле булькало. Упало с берега в

  канаву.

 

21

8-6. Нашёл орешек без скорлупки. Спиной к забору устроился.

  Осины зубами пилит. Окинет взглядом с высоты. Увидел

  за по­воротом речки. Завалили лодку рыбой. Сладко зевает.

  Успел вовремя.

 

8-7. Таскал банки в погреб. Утёрла кулачками слёзы. Поставил

   в сарае мышеловку. По сне­гу пробрался к будке. Осыпался

   с макушек кустов. Глазками в темноте сверкнул. За­метили

  дырку в бортике.

 

8-8. Заболело под лопаткой. Тронул за плечо. Беспокоится о

  пустяках. Замирала от радо­сти. Тычет линейкой. Ползает

  на корточ­ках. В кухню возвращается. Причины не нашёл.

  Под машиной заурчало.

 

8-9. Высовывалась из окна. Презирает мальчи­шек. В стороне

   мелькнуло. К тепловозу по­дошли. Встретимся у вокзала.

   Рассказывал с увлечением. Тормозами скрипит.

    Разго­няется по шоссе. Затянули песню.

 

8-10. Бежит за мячиком. Поднимает карандаш. К пиджакам

    пристегнули. Покрывают че­репицей. Мигнул фонарём.

   От стыда покрас­нел. Накладывает на тарелки. Шмякнулся

   на клумбу. Из рюкзака вытащили.

 

22

 

9. Рассмотри картинку и постарайся объяснить, о чём рас­сказывает каждый предлог . Впиши предлоги в таблицу . Добавь ещё , какие ты знаешь .

 

23

10. Рассмотри картинку и посчитай , сколько предлогов тебе понадобится , чтобы рассказать , где находится ( или отку­да появляется ) каждый предмет . Напиши предлоги вместе со словами - предметами .

 

Образец:

 

 На траве, в кустах...

 

 

 

24

Оглянись вокруг себя и при помощи предлогов скажи , где находятся предметы , которые тебя окружают . Напиши то , что ты скажешь , по образцу .

Образец:

 

Цветы на, книги в, чашка на, блюдце под...

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 248.