Проблема субъекта и объекта познания общественной жизни. Диалектика субъекта и объекта. Проблема постижения объективно – истинного знания в познании явлений общественной жизни.
Понятие общества. Общество и природа. Единство и различие законов общества и природы. Общество как система, основные элементы системы общества. Механизмы изменения социальных систем. Социальные формации и цивилизации.
Тема 13:
Источники и движущие силы развития общества
Потребности, интересы, способности как сущностные силы человечества, их диалектика. Развитие общества как естественно-исторический процесс накапливания творческого потенциала человечества – база исторического процесса. Субъекты и движущие силы истории. Социальные группы и их типология: малые, средние, большие социальные прослойки. Нации. Нация как субъект исторического процесса. Взаимодействие социальных групп как источник общественных изменений. Соотношение индивидуального и коллективного вклада в историю. Народ как подвижная сила и субъект истории. Революция и реформа.
Тема 14:
Общественный прогресс: закономерности, тенденции, противоречия
Формирование идеи общественного прогресса в истории философской мысли. Соотношение понятий “развитие”, “прогресс”, “регресс”. Сущность и критерии общественного прогресса. Свободное развитие существенных сил человека – важнейший критерий общественного прогресса. Исторические типы общественного прогресса. Единство и разнообразие мировой истории. История как прогресс свободы.
Соотношение понятий культуры и цивилизации. Переход от дикости к цивилизации. Исторические типы культуры и цивилизации. Цивилизация как социокультурное явление. Философское понятие культуры как критерий общественного прогресса, как средство развития человека. Развитие личности и индивидуальности как проблема культуры и цивилизации. Единство и разнообразие в развитии культуры.
Тема 15:
Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
Происхождение и сущность глобальных проблем. Характеристика основных глобальных проблем: политических, экологических, демографических и других. Иерархия глобальных проблем. Экологический кризис. Будущее человечества в мире глобальных проблем. Роль социального прогнозирования: экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование: сценарии будущего, экспертные оценки.
2.
Тематический план изучения дисциплины
Для студентов направлений подготовки: 35.03.04 Агрономия, 35.03.05 Садоводство
Названия содержательных разделов и тем | Количество часов | |||||||||||
очная форма | заочная форма | |||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||||
л | п | лаб | инд | с. р. | л | п | лаб | инд | С.р. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Раздел 1. История философии | ||||||||||||
Тема 1. Философия – душа человеческой культуры | 8 | 4 | 2 | 2 | 8 | 1 | 7 | |||||
Тема 2. Философия Древнего мира | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 1 | 7 | |||||
Тема 3. Средневековая философия | 6 | 2 | 4 | 6 | 6 | |||||||
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени | 6 | 2 | 1 | 3 | 6 | 6 | ||||||
Тема 5. Философия Просвещения | 6 | 2 | 4 | 6 | 6 | |||||||
Тема 6. Европейская и отечественная философия ХIХ века | 6 | 2 | 1 | 3 | 6 | 1 | 5 | |||||
Тема 7. Современная философия | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 1 | 7 | |||||
Итого по разделу 1 | 48 | 16 | 6 | 26 | 48 | 4 | 44 | |||||
Раздел 2. Основные проблемы философии | ||||||||||||
Тема 8. Проблемы онтологии | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 8 | ||||||
Тема 9. Диалектика как теория развития и метод познания | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 1 | 7 | |||||
Тема 10. Проблемы антропологии | 7 | 2 | 2 | 3 | 7 | 1 | 6 | |||||
Тема 11. Проблемы гносеологии | 7 | 2 | 2 | 3 | 7 | 7 | ||||||
Итого по разделу 2 | 30 | 8 | 6 | 16 | 30 | 2 | 28 | |||||
Раздел 3. Социальная философия | ||||||||||||
Тема 12.Социадьная философия: основные методологические проблемы | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 8 | ||||||
Тема 13. Источники и движущие силы развития общества | 8 | 2 | 1 | 5 | 8 | 1 | 7 | |||||
Тема 14. Общественный прогресс: закономерности, тенденции, противоречия | 7 | 2 | 1 | 4 | 7 | 1 | 6 | |||||
Тема 15. Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности | 7 | 1 | 6 | 7 | 7 | |||||||
Итого по разделу 3 | 30 | 6 | 4 | 20 | 30 | 2 | 28 | |||||
Всего часов | 108 | 30 | 16 | 62 | 108 | 8 | 100 |
Тематический план изучения дисциплины
Для студентов направления подготовки: 36.03.02 Зоотехния,
Дата: 2019-02-19, просмотров: 202.