Форма обучения: очная, заочная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Год начала подготовки: 2017

 

Киров

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

Автор-составитель:

Караваев Н.В., к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рецензенты:

ПлотниковД.А., к.ю.н., и.о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин ФГБУ ВО «Вятский государственный университет»

Кирсанов К.А., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права и процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от 28 июня  2018 года, протокол № 09.

При составлении рабочей программы были использованы материалы издания: Гражданское право: рабочая программа / Д. А. Белова [и др.]. — М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. — 248 с.

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2018

Оглавление

1. Наименование дисциплины: Б1.Б.9 «Гражданское право». 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

3. Указание место учебной дисциплины в структуре образовательной программы.. 10

4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся. 11

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 12

5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 19

5.2. Лекции. 35

5.3. Практические занятия. 52

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 110

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 111

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 111

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 117

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 124

7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 150

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 161

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 179

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 179

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 222

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 222

 

 


1. Наименование дисциплины: Б1.Б.9 «Гражданское право»

 

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Целью освоения учебной дисциплины «Гражданское право» является понимание сущности основных цивилистических конструкций и осмысление содержания доктринальных положений гражданского права, приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям, ознакомление с современными теоретическими проблемами гражданского права, а также проблемами правоприменения. Достижение обозначенных целей позволит обучающемуся продолжить профессиональное образование в магистратуре и/или успешно начать профессиональную деятельность.

С учетом указанной цели задачами дисциплины «Гражданское право» выступает изучение общих положений гражданского права (предмет и метод гражданского права, иерархия источников гражданского права); изучение гражданско-правого статуса субъектов гражданского права; особенностей правового режима объектов гражданского права; изучение отношений собственности и других вещных прав; изучение общих положений об обязательствах и договорах; изучение отдельных видов договорных и внедоговорных обязательств; изучение особенностей наследования имущества граждан; изучение гражданско-правового регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины.

- правоприменительная;

- экспертно-консультационная.

В рамках учебной дисциплины «Гражданское право» осуществляется подготовка студентов к выполнению следующих профессиональных задач в рамках видов профессиональной деятельности:

правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

экспертно-консультационная деятельность:

- осуществление правовой экспертизы документов;

- консультирование по вопросам права.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения по разделам (знания, умения, владение компетенциями
1. 1 Общая характеристика  гражданского права (темы № 1, 2)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно определять , регулируется ли конкретное отношение нормами гражданского права; уметь оценивать соотношение источников гражданского права по юридической силе ; уметь определять действие источников гражданского права во времени , в пространстве и по кругу лиц ; избирать не -обходимые формы и способы защиты субъективного права и интереса . Владеть навыками анализа и толкования  норм источников; применения принципов гражданского права; определения юридической силы источников
2 Гражданское правоотношение (темы № 3–10)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать  понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие правоспособность и дееспособность субъектов гражданского права; уметь определять режим объектов гражданских прав ; уметь давать консультации по вопросам совершения сделок с недвижимым имуществом и ценными бумагами ; уметь оценивать действительность заключенной сделки; уметь правильно исчислять сроки, а также оценивать правильность применения судом норм об исковой давности . Владеть навыками определения статуса субъектов гражданского права; оформления документов для регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц ; составления учредительных документов юридических лиц , локальных актов; представления интересов кредиторов и должников в процедурах  банкротства; правильного оформления сделок различных видов; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
3 Право собственности и другие вещные права (темы № 11– 16)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь  правильно применять нормы , определяющие основания приобретения и прекращения права собственности; точно определять моменты перехода рисков случайной гибели и бремени содержания ; давать консультации по вопросам приобретения и прекращения вещных прав на жилое помещение , земельные участки; избирать верные способы защиты нарушенного вещного права. Владеть навыками составления виндикационного , негаторного исков, заявлений об установлении факта владения и иных; защиты прав и интересов собственника при изъятии имущества по различным основаниям ; урегулирования споров между участниками общей собственности; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
4 Обязательственное  право. Общие  положения  (темы № 17–22)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь определять вид гражданско -правового обязательства , верно оформлять перемену лица в обязательстве , избирать необходимый в конкретной ситуации способ обеспечения исполнения обязательства , правильно при -менять нормы об ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства . Владеть навыками составления договоров залога и поручительства , банковской гарантии , соглашений о новации, отступном; ведения преддоговорных споров ; организации и (или) проведения торгов, культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
5 Обязательства  по передаче имущества в собственность и пользование (темы № 23–38)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно толковать и применять нормы, регулирующие природу, порядок заключения и содержание договоров купли-продажи , мены, дарения, ренты , аренды и безвозмездного пользования, применять нор-мы законодательства о защите прав потребителей при продаже товаров. Владеть навыками составления договоров купли - продажи , мены, дарения, ренты , аренды и безвозмездного пользования; правильного определения способа защиты стороны в договоре ; организации различных форм размещения заказов на поставку для государственных и муниципальных нужд; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
6 Обязательства по выполнению работ (темы № 39–44)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно толковать нормы , регулирующие содержание , порядок заключения и исполнения договоров подряда, договоров на выполнение научно -исследовательских , опытно-конструкторских и технологических работ. Владеть навыками составления договоров подряда, договоров на выполнение научно -исследовательских , опытно-конструкторских и технологических работ; составления проект но-сметной документации , актов и претензий, касающихся исполнения договоров на выполнение работ; организации различных форм размещения заказов на подряд  для государственных и муниципальных нужд; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
7 Обязательства  по оказанию услуг. Транспортные обязательства (темы № 45–48)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь толковать и применять нормы, регулирующие возмездное оказание услуг (в т.ч. услуг связи, туристских , медицинских), договоры перевозки и иные обязательства в сфере оказания транспортных услуг, договоры транспортной экспедиции . Владеть навыками оценки законности содержания договоров на оказание отдельных видов услуг; составления договоров перевозки грузов, коммерческих и иных актов и претензий; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
7.1 Обязательства  по оказанию услуг (темы № 49– 57)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие договоры в банковской сфере ( в т.ч. договоры банковского счета и вклада), порядок безналичных расчетов , договоры хранения , страхования, поручения, комиссии , агентирования, коммерческой концессии. Владеть навыками составления договоров, расчетных документов , доверенностей, складских документов ; составления правовых заключений о возможности привлечения кредитных и страховых организаций к ответственности за нарушение закона и договора; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
8 Обязательства  из иных сделок (темы № 59–61)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать  понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие обязательства из договора простого товарищества , а также обязательства из односторонних сделок ( публичного обещания награды , конкурса , игр и пари ). Владеть навыками составления договоров простого товарищества ; навыками организации конкурсов ; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
9 Внедоговорные обязательства (темы № 62, 63)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать  понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие порядок возмещения вреда, причиненного имуществу , здоровью , вследствие смерти кормильца , а также основания предъявления требований о предупреждении причинения вреда; верно использовать возможность предъявления кондикционных исков. Владеть навыками составления претензий, исковых заявлений о возмещении вреда и из неосновательного обогащения; расчет размера вреда; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
10 Права на результаты интеллектуальной деятельности  и средства  индивидуализации (темы № 64–67)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать  понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие основания возникновения прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ; определять содержание интеллектуальных прав , сроки их действия и ограничения; правильно определять  формы и способы защиты прав авторов и правообладателей. Владеть навыками составления договоров об отчуждении исключительных прав, об уступке права на получение патента и т.д; владеть основами оценки патентоспособности решения; оказания консультационной помощи авторам и правообладателям; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
11 Наследственное право (тема № 68)   ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15 Знать понятия и теоретические положения, относящиеся к данному разделу. Уметь правильно применять нормы , регулирующие наследование по закону и по завещанию , порядок принятия наследства , отказа от наследства , особенности наследования отдельных объектов гражданских прав . Владеть навыками составления завещаний, заявлений о принятии наследства и о выдаче свидетельства о праве на наследство ; выработки правовой позиции при предъявлении исков об оспаривании завещания; культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

 

В результате освоения дисциплины «Гражданское право» обучающийся должен:

знать: источники гражданского права; понятия и основные теоретические положения науки гражданского права; актуальные проблемы правового регулирования; правовые позиции высших судебных органов по гражданско-правовым вопросам;

уметь: выявлять и анализировать проблемы правового регулирования гражданских правоотношений, давать оценку проектам нормативных актов, толковать нормы гражданского права, анализировать локальные акты, обобщать судебную практику и правовые обычаи, давать обоснованные юридические заключения и консультации по гражданско-правовым вопросам, правильно составлять и оформлять договоры, претензии, акты и иные юридические документы;

владеть: навыками работы с гражданским законодательством, судебной практикой, локальными актами и правовыми обычаями; навыками поиска научной (специальной) литературы, необходимой для решения теоретических и практических вопросов.

Формирование компетенций (в целом по учебной дисциплине)

В результате изучения дисциплины «Гражданское право» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

в правоприменительной деятельности:

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

 

3. Указание место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Гражданское право» является дисциплиной базовой части блока 1 ОП.

Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Философия (для юристов)», «Иностранный язык. Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика для юристов», «Введение в профессию и профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право».

При изучении учебной дисциплины «Гражданское право» студент должен обладать следующими «входными» знаниями:

- лексико-грамматический минимум по юриспруденции в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами (положениями гражданского законодательства зарубежных стран и материалами судебной практики);

- основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве;

- основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;

- методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

- природа и сущность права, основные закономерности его возникновения и развития, система права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; закономерности и особенности становления и развития права России, а также зарубежных стран.

Кроме того, студенты должны уметь:

- применять философские принципы и законы, формы и методы познания в юридической деятельности; читать и переводить иноязычные тексты профессиональной направленности;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, имеющей значение для реализации правовых норм в конкретной ситуации;

- оперировать юридическими понятиями и категориями теории государства и права, конституционного права; работать с правовыми актами; обладать первичными навыками анализа правовых норм и правовых отношений.

Поэтому изучению учебной дисциплины «Гражданское право» должно предшествовать изучение таких дисциплин, как «Философия (для юристов)», «Иностранный язык. Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика для юристов», «Введение в профессию и профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право».

Освоение учебной дисциплины «Гражданское право» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин: «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Предпринимательское право», «Международное частное право», «Нотариат», а также прохождения производственной практики и итоговой государственной аттестации.

 

4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц; 684 часа

 

Форма обучения - очная

 




Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры Семестры Семестры 3 4 5 6 Контактная работа всего, в том числе: 312 82 82 82 66 Лекции 90 22 24 22 22 Практические занятия 222 60 58 60 44 Самостоятельная работа (всего), 300 98 134 26 42 Промежуточная аттестация (час.) 72 36 36 Форма промежуточной аттестации зачет экзамен зачет экзамен Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 684/19 180/5 252/7 108/3 144/4

 

Форма обучения - заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов

курс курс
2 3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 72 38 34
Лекции (час.) 20 10 10
Практические занятия (час.) 52 28 24
Самостоятельная работа (всего час.) 586 381 205
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 26 13 13
Фома промежуточной аттестации Зачет, экзамен Зачет, экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 684/19 432/12 252/7

 

Форма обучения – заочная ускоренная на базе СПО

Вид учебной работы

Всего

Часов

Курс курс
1 2
Контактная работа всего, в том числе (час.): 54 28 26
Лекции (час.) 16 8 8
Практические занятия (час.) 38 20 18
Самостоятельная работа (всего час.) 581 328 253
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 13 4 9
Фома промежуточной аттестации Зачет Экзамен
Переаттестация 36 36  
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 684/19 396/11 288/8

 

Форма обучения – заочная ускоренная на базе ВПО

Вид учебной работы

Всего

Часов

Курс курс
1 2
Контактная работа всего, в том числе (час.): 54 28 26
Лекции (час.) 16 8 8
Практические занятия (час.) 38 20 18
Самостоятельная работа (всего час.) 617 328 289
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 13 4 9
Фома промежуточной аттестации Зачет Экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 684/19 360/10 324/9

 

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 19 зачетных единиц;

684 часа, включая 72 часа на два экзамена)

П/п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Виды учебной деятельности

И трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы

Текущего

Контроля

Лекции Практические занятия СРС

Й семестр

Дата: 2019-02-19, просмотров: 167.