Форма обучения: очная, заочная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Год начала подготовки: 2017

 

Киров

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 г. № 1511, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от «___» сентября 2018 года, протокол № 01.

 

 

 

Автор-составитель: к.ю.н., доцент В.А. Кислухин

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018


 

Оглавление

1. Наименование дисциплины: Б1.Б.8 «Административное право». 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы.. 14

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 14

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 16

5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 22

5.2. Лекции. 30

5.3. Практические занятия. 45

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 73

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся. 74

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 74

7.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 79

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 83

7.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 107

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 119

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 160

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 160

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 162

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 162

 

 


1. Наименование дисциплины: Б1.Б.8 «Административное право»

 

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цели освоения учебной дисциплины – изучение студентами учебного материала, освещающего содержание административного права; исследование административно-правовых норм, составляющих подотрасли и институты административного права; получение практических навыков применения административного законодательства.

К задачам учебной дисциплины относятся:

- знание общих теоретических положений административного права (понятия, предмета, метода, функций, субъектов административного права; понятия и особенностей административно-правовых норм и административных правоотношений, их классификаций);

- умение практически отграничить административно-правовые нормы и административные правоотношения от норм других отраслей права и правоотношений, регулируемых данными отраслями;

- способность охарактеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставить и исследовать особенности административно-правового статуса субъектов административного права (граждан; государственных органов, в том числе органов исполнительной власти; государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности; государственных и негосударственных коммерческих (предприятий) и некоммерческих (учреждений) организаций и общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления);

- выявление, осознание и формулирование проблем в части форм и методов реализации исполнительной власти, их соотношение с формами и методами государственного управления;

- формирование способностей: вспомнить, обнаружить, избрать необходимую норму, касающуюся административного правонарушения и процесса привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения; сравнить, толковать и квалифицировать деяние как правонарушение, регулируемое нормами административного права;

- формулирование задачи, на решение которой направлен процесс обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти;

- знать, анализировать, исследовать, сформулировать и оценить особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины:

- нормотворческая, 

- правоприменительная,

- правоохранительная.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент при овладении программой курса:

нормотворческая деятельность:

- разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;

правоприменительная деятельность:

- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

- составление юридических документов;

правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- охрана общественного порядка;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:




Знать:

- мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

- методы и средства поиска, систематизацию и обработку правовой информации;

- природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

- механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования и реализации права;

- особенности государственного и правового развития России;

- роль государства и права в политической системе общества; особенности конституционного строя РФ, правового положения граждан, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

Уметь:

- применять: философские и логические принципы, законы, формы и методы познания в юридической деятельности; нравственные нормы и правила поведения в конкретных сферах юридической деятельности;

- применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;

- оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

Владеть:

- навыками философско-правового анализа, оценки своих действий и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали, сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в процессе обучения; юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами.

В связи с этим к видам профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках Административного права, следует отнести:

— замещение должностей государственной службы — профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных образований (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации), государственных органов (органов

государственной власти и иных государственных органов) и лиц, замещающих государственные должности различных уровней (в том числе Президента Российской Федерации, членов Правительства РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, федеральных судей и др.);

— судейскую деятельность, в том числе деятельность, связанную: с привлечением различных субъектов к административной ответственности и к специальным видам дисциплинарной ответственности (например, производство по рассмотрению грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые, в соответствии с действующим законодательством, возможно применение дисциплинарного ареста как вида дисциплинарного взыскания); с оспариванием актов, принятых различными государственными органами и органами местного самоуправления; с разрешением споров о компетенции между государственными органами, в том числе

различных уровней и др.;

— прокурорскую деятельность, в частности, деятельность по надзору за обеспечением законности: нормативных правовых и индивидуальных правовых актов различных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц; деятельности государственных органов, имеющих право на применение различных мер государственного принуждения в отношении физических лиц;

— следовательскую и дознавательную деятельность, в том числе по проверке обращений граждан по различным вопросам;

— деятельность юрисконсульта по делам, одной из сторон по которым выступает государственный орган, орган местного самоуправления или их должностное лицо, причём указанные дела могут иметь как позитивную (например, государственная регистрация или получение какой-либо необходимой информации), так и негативную (например, возбуждение дела об административном правонарушении или рассмотрение поступившей жалобы) направленность для субъектов, чьи интересы представляет юрисконсульт;

— адвокатскую деятельность, прежде всего применительно к представлению интересов участников производства по делам об административных правонарушениях и др.

К профессиональным задачам, к выполнению которых готовится студент при изучении «Административного права», следует отнести:

— знание общих теоретических положений административного права (понятия, предмета, метода, функций, субъектов административного права; понятия и особенностей административно-правовых норм и административных правоотношений, их классификаций);

— умение практически отграничить административно-правовые нормы и административные правоотношения от норм других отраслей права и правоотношений, регулируемых данными отраслями;

— способность охарактеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставить и исследовать особенности административно-правового статуса субъектов административного права (граждан; государственных органов, в том числе органов исполнительной власти;

государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности; государственных и негосударственных коммерческих (предприятий) и некоммерческих (учреждений) организаций и общественных и религиозных организаций, органов местного самоуправления);

— выявление, осознание и формулирование проблем в части форм и методов реализации исполнительной власти, их соотношение с формами и методами государственного управления;

— формирование способностей: вспомнить, обнаружить, избрать необходимую норму, касающуюся административного правонарушения и процесса привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения; сравнить, толковать и квалифицировать деяние как правонарушение, регулируемое нормами административного права;

— формулирование задачи, на решение которой направлен процесс обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти;

— знать, анализировать, исследовать, сформулировать и оценить особенности государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах;

— приобретение других знаний и навыков в области административного права.

В результате изучения дисциплины «Административное право» студент должен обладать следующими компетенциями:

-  способностью соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);

- способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9).

 

№ п/п. Наименование модуля (тем, охватываемых модулем) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
 

Часть 1

1. Модуль 1: Введение в курс административного права. Исполнительная власть и административное право Предмет и метод административного права. Административно-правовые нормы и отношения ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: механизм исполнительной власти, систему административного права, механизм и средства административно-правового регулирования, роль и место административного права в системе российского права; — основные положения административного права, в том числе сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов и др.; уметь: оперировать административно-правовыми понятиями и категориями; анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений и др.; владеть: административно-правовой юридической терминологией в рамках модуля; — навыками работы с источниками административного права; — навыками анализа административно-правовых норм и отношений в рамках модуля и др.
2. Модуль 2: Административно-правовой статус гражданина. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Административно-правовой статус государственных служащих. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений   ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: особенности административно-правового статуса граждан, других субъектов административного права; — специфику организации и функционирования системы органов исполнительной власти Российской Федерации, взаимодействия органов исполнительной власти с другими государственными органами и органами местного самоуправления в России; — вопросы организации и функционирования системы государственной службы, видов государственной службы, общие условия прохождения государственной службы в целом, и государственной гражданской службы и др.; уметь: анализировать, толковать и правильно применять административно-правовые нормы, характеризующие административно-правовой статус различных субъектов административного права; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, определяющих административно-правовой статус субъектов административного права и др.; владеть: юридической терминологией по вопросам административно-правового статуса субъектов административного права; — навыками: работы с нормативными правовыми актами, определяющими административно-правовой статус субъектов административного права; анализа правоприменительной и правоохранительной практики, применительно к деятельности различных субъектов административного права; принятия необходимых мер защиты прав и свобод человека и гражданина как субъекта административного права и др.
3. Модуль 3: Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти. Административное правонарушение и административная ответственность. Административный процесс   ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: формы и методы реализации исполнительной власти и их соотношение с формами государственного управления, меры административно-принудительного характера; — понятие, виды административных правонарушений; особенности административной ответственности и ее место в системе юридической ответственности, соотношение административной ответственности и административного наказания; формы и методы проведения административных и дисциплинарных расследований, методики рассмотрения административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых государственными служащими и лицами, замещающими государственные должности; — формы и методы осуществления административно-процедурной деятельности и др.; уметь: оперировать административно-правовыми понятиями и категориями; анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения правоотношений, связанных с реализацией исполнительной власти, привлечением к ответственности за административные правонарушения, порядком применения административно-процессуальных норм; — осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов по темам модуля; давать квалифицированные консультации по вопросам форм и методов реализации исполнительной власти, привлечения нарушителей к административной ответственности и порядку применения административно-процессуальных норм; — правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению в процессе административных производств, выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению административных и дисциплинарных правонарушений, давать оценку и содействовать предупреждению коррупционного поведения в процессе реализации исполнительной власти и др.; владеть: юридической терминологией по теме модуля; — навыками анализа: правовых явлений по темам модуля; юридических фактов, административно-правовых норм и правоотношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти, в том числе связанных с привлечением субъектов правонарушений к административной ответственности; правоприменительной и правоохранительной практики по данным вопросам; — способностью разрешения проблем и коллизий в процессе правоприменения по указанным вопросам, — методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений и др.

Часть 2

4. Модуль 4: Законность в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовые основы организации государственного управления   ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: понятия законности, дисциплины, целесообразности при реализации исполнительной власти, способы обеспечения законности при реализации исполнительной власти; сущность, цели и виды различных административно-правовых режимов; — понятие административно-правовой организации государственного управления; основные сферы, комплексы, отрасли государственно-управленческой деятельности; соотношение территориального и регионального государственного управления; понятие государственного регулирования и его соотношение с государственным управлением и др.; уметь: оперировать административно-правовыми понятиями и категориями; — анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения правоотношений, связанных с реализацией исполнительной власти по темам модуля; — осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов по темам модуля; давать квалифицированные консультации по вопросам обеспечения законности в процессе реализации исполнительной власти, отнесения актов к той или иной сфере, комплексу, отрасли государственного управления; — правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению по темам модуля и содействовать предупреждению коррупционного поведения в процессе реализации исполнительной власти и др.; владеть: юридической терминологией по теме модуля; — навыками анализа: правовых явлений по темам модуля; юридических фактов, административно-правовых норм и правоотношений, возникающих при обеспечении законности в процессе реализации исполнительной власти; правоприменительной и правоохранительной практики по данным вопросам; — способностью разрешения проблем и коллизий в процессе правоприменения по указанным вопросам, — методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений и др.
5. Модуль 5: Управление экономической сферой   ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: понятие государственного управления в экономической сфере, ее направления, особенности осуществления по каждому из направлений, сущность, цели и способы осуществления государственного управления и регулирования по каждому из направлений экономической деятельности и др.; уметь: оперировать административно-правовыми понятиями и категориями; — анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения правоотношений, связанных с реализацией исполнительной власти по темам модуля; — осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов по темам модуля; давать квалифицированные консультации по вопросам обеспечения законности в процессе реализации исполнительной власти, отнесения актов к экономической сфере и комплексам и отраслям государственного управления, которые входят в указанную сферу; — правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению по темам модуля, и содействовать предупреждению коррупционного поведения в процессе реализации исполнительной власти и др.; владеть: юридической терминологией по теме модуля; — навыками анализа: правовых явлений по темам модуля; юридических фактов, административно-правовых норм и правоотношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти в экономической сфере; правоприменительной и правоохранительной практики по данным вопросам; — способностью разрешения проблем и коллизий в процессе правоприменения по указанным вопросам, — методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в экономической сфере и др.
6. Модуль 6: Управление социально-культурной сферой. Управление административно-политической сферой   ОПК-1; ПК-1; ПК-6; ПК-9 Знать: понятия государственного управления в социально- культурной и административно-политической сферах, их направления, особенности осуществления по каждому из направлений, — сущность, цели и способы осуществления государственного управления и регулирования по каждому из направлений социально-культурной и административно-политической деятельности и др.; уметь: оперировать административно-правовыми понятиями и категориями по темам модуля; — анализировать юридические факты, являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения правоотношений, связанных с реализацией исполнительной власти по темам модуля; — осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов по темам модуля; давать квалифицированные консультации по вопросам обеспечения законности в процессе реализации исполнительной власти, отнесения актов к социально-культурной и административно-политической сферам и отраслям (областям) государственного управления, которые входят в указанные сферы; — правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению по темам модуля, и содействовать предупреждению коррупционного поведения в процессе реализации исполнительной власти и др.; владеть: юридической терминологией по теме модуля; — навыками анализа: правовых явлений по темам модуля; юридических фактов, административно-правовых норм и правоотношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти в социально-культурной и административно-политической сферах; правоприменительной и правоохранительной практики по данным вопросам; — способностью разрешения проблем и коллизий в процессе правоприменения по указанным вопросам; — методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений в социально-культурной и административно-политической сферах; — способностью преподавать в учреждениях общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования административно-правовую дисциплину на необходимом теоретическом и методическом уровне; управлять самостоятельной работой обучающихся основам административно-правовых дисциплин в учреждениях общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования; эффективно осуществлять правовое воспитание обучающихся в учреждениях общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования и др.

 

3. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы

 

«Административное право» относится к базовой части блока 1 ОП.

Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «Конституционное право», «Уголовное право», «Финансовое право».

При изучении учебной дисциплины «Административное право» студент должен обладать следующими «входными» знаниями:

- знание общетеоретических категорий и концепций юридической науки, основных понятий о государстве и праве;

- наличие базовых представлений об основных отраслях российского права;

- умение осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов,

- умение осуществлять поиск, толкование судебной практики;

- умение осваивать учебную литературу, излагать свои мысли и участвовать в обсуждение заданных проблем;

- умение участвовать в занятиях, проводимых в интерактивных формах;

- наличие навыков выполнения письменных работ;

- умение подбирать, изучать, обсуждать монографические и иные научные исследования.

Поэтому изучению учебной дисциплины «Административное право» должно предшествовать изучение таких дисциплин, как «Теория государства и права», «История государства и права России», «Конституционное право», «Логика», «Судоустройство и правоохранительные органы» и другие дисциплины.

Освоение учебной дисциплины «Административное право» необходимо как предшествующее для изучения таких дисциплин, как «Предпринимательское право», «Конкурентное право», «Земельное право», «Финансовое право», «Налоговое право», «Таможенное право», «Экологическое право».

4. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

Форма обучения - очная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестры Семестры
2 3 4
Контактная работа всего, в том числе: 136 36 50 50
Лекции 54 18 18 18
Практические занятия 82 18 32 32
Самостоятельная работа (всего), 80 36 22 22
Промежуточная аттестация (час.) 36 36
Форма промежуточной аттестации зачет зачет экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 252/7 72/2 72/2 108/3

 


Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры Семестр Семестр
2 3 4
Контактная работа всего, в том числе (час.): 28 8 12 8
Лекции (час.) 10 4 6  
Практические занятия (час.) 18 4 6 8
Самостоятельная работа (всего час.) 207 60 92 55
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 17 4 4 9
Фома промежуточной аттестации зачет зачет экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 252/7 72/2 108/3 72/2

 

Форма обучения – заочная ускоренная на базе ВО

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 8 12
Лекции (час.) 2 4
Практические занятия (час.) 6 8
Самостоятельная работа (всего час.) 231 231
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 9 9
Фома промежуточной аттестации экзамен экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 252/7 252/7

 

Форма обучения – заочная ускоренная на базе СПО

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр Семестр Семестр
1 2 3
Контактная работа всего, в том числе (час.): 20 2 6 12
Лекции (час.) 8 2 2 4
Практические занятия (час.) 12   4 8
Самостоятельная работа (всего час.) 183 34 62 87
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 13 4 9
Переаттестация 36 36
Фома промежуточной аттестации     зачет экзамен
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 252/7 36/1 108/3 108/3

 


5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

 

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц;

252 часа, включая 36 часов на экзамен).

 

П/п

Раздел (тема)

Учебной

дисциплины

Семестр



Дата: 2019-02-19, просмотров: 192.