Длительность и наукоемкость цикла воспроизводства, использования и охраны лесных ресурсов обуславливает необходимость соблюдения технологического единства научно-технических разработок и производственных процессов, осуществляемых в этой области, а соответственно и исключительную важность научного обеспечения лесной политики.
Научно-технические разработки для государственных нужд, включая проведение фундаментальных исследований, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации других централизованных источников. Финансирование прикладных исследований, ориентированных на конкретных потребителей лесных ресурсов может и должно осуществляться преимущественно за счет их средств. Реформирование системы научных организаций, обеспечивающих научное сопровождение приоритетных направлений развития лесного сектора и организации устойчивого управления лесами на всех уровнях (федеральном, региональном, локальном) должно создавать конкурентную среду в этой сфере деятельности, способствовать конкурсному размещению заказов на разработку научнотехнической продукции.
К приоритетным направлениям научных исследований в сфере устойчивого управления лесами и развития лесного сектора необходимо отнести:
• разработку методов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов и лесопатологического мониторинга;
• разработку методов долгосрочного прогнозирования динамики лесов, обоснования допустимых размеров устойчивого использования лесов в условиях роста антропогенных воздействий и глобальных климатических изменений;
• разработку экологически безопасных интегрированных систем ведения лесного хозяйства и лесопользования, современных технологий и технических средств охраны, защиты и воспроизводства лесов и лесоразведения;
• разработку методов получения быстрорастущих и высокопродуктивных лесных пород с заданными хозяйственными свойствами на основе биотехнологий, методов лесной генетики и селекции;
• разработку системы мероприятий по сохранению биологического разнообразия лесов, повышению их продуктивности, вклада в стабилизацию глобальных биосферных процессов, смягчение последствий глобального изменения климата;
• разработку технологий снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;
• разработку технологий адаптации лесного хозяйства в условиях глобального изменения климата;
• разработку методов использования лесных ресурсов в биоэнергетике.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года предусматривается разработка системы мер по мотивации увеличения доли использования инновационных технологий и разработок в лесном хозяйстве, привлечения средств частных инвесторов в научные исследования, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки, интеграции науки и образования.
Вывод
Леса представляют собой самый распространенный, наиболее высокоорганизованный и значимый для биосферы тип экосистем.
Лесные экосистемы поддерживают естественное состояние воздушной и водной среды, почвы, микроклимата и климата в целом, являются местом обитания огромного количества различных видов животных. Леса по праву считаются экологическим каркасом территории, состояние которого во многом определяет экологическую обстановку как в целом на планете, так и в ее отдельных регионах, особенно многолесных.
На территории нашей страны сосредоточено 2/3 общей площади бореальных лесов и до 80% общих запасов древесины хвойных пород, имеющих важное хозяйственное значение. Потому рациональное использование лесных ресурсов имеет особое значение.
Только научно обоснованное и многоцелевое лесопользование может обеспечить сохранение разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение разнообразных потребностей общества в лесных ресурсах.
Библиографический список
1. Степановских А.С. Экология. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.
2. Цветков, П.А. Лесная экология: учебное пособие для студентов специальности 250201 «Лесное хозяйство» всех форм обучения. - Красноярск: ИЛ СО РАН, СибГТУ, 2008. - 219с.
3. Н.А. Б урдин, В .М. Ш лыков, В .А. Е горнов, В .В. Саханов. Лесопромышленный комплекс. Состояние, проблемы, перспективы. //М.: МГУЛ , 2000. 473 с.
4. Н.А. Б урдин. О стратегических целях и задачах развития лесопромышленного комплекса Р оссии в начале ХХ I века. // Материалы международной научной конференции «Стратегия развития лесопромышленного комплекса в Российской Федерации в XXI веке».Москва, 2000. с. 7–12.
5. Исаев А .С., К оровин Г .Н. А ктуальные проблемы лесной политики в России // «Лесное хозяйство», № 3, 2001, с. 9–12.
6. Боголюбов С. А. Экологическое право. Учебник для вузов.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2013. – 448 с.
7. Экологическое право: Учебник / О.И. Крассов. - 4-e изд., пересмотр. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 624 с.
8. Васильева М.И., Правовое регулирование лесных отношений в новом лесном кодексе РФ // Журнал российского права, 2007, № 1.
9. Долинина Ю. Л., Правовое регулирование использования и охраны лесов // Журнал российского права, 2012, № 2
Дата: 2019-02-19, просмотров: 218.