Правовая охрана и защита лесов и земель лесного фонда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Охрана и защита лесов от пожаров

За последние несколько лет в российском законодательстве произошли изменения в части охраны лесов от пожаров. Но основные изменения произошли в 2007 году с принятием нового Лесного Кодекса Российской Федерации и реформирования лесного хозяйства как отрасли права. Однако, нельзя не заметить, что законодательная база в этой сфере полна «пробелов» и проблем.

На данный момент основными законодательными актами Российской Федерации, регулирующие отношения в области тушения лесных пожаров, являются:

1. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // "Парламентская газета", N 209, 14.12.2006.

2. Приказ Рослесхоза от 28.02.2011 N 36 "Об организации охраны лесов от пожаров в 2011 году"

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" // "Российская газета", N 147, 11.07.2007.

4. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 10.11.2015) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2415.

                             

                Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №417 утверждены правила пожарной безопасности в лесах.
                   В соответствии с данными Правилами, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
3. Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
4.  Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
 5. Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности

Для восполнения «пробелов» федерального законодательства на уровне субъектов, был принят ряд законодательных актов в области охраны лесов от пожаров. В определенном регионе или области есть свои законодательные акты, и в целом, они близко подобрались к решению проблемы лесных пожаров.

До принятия Лесного Кодекса в 2007 году охрана лесов от пожаров производилась федеральными органами. Однако, ЛК РФ упразднил данную службу охраны лесов от пожаров, а это значит, что функции по тушению пожаров легли на плечи субъектов РФ. Но субъекты оказались не готовы к такой деятельности, потому что они не имели ни средств, ни кадров, ни других материальных и технических возможностей.

Действующее законодательство не разграничивает обязанности органов государственной власти, местного самоуправления, собственников и арендаторов. Поэтому, не всегда понятно – кто именно отвечает за то, чтобы определенная территория не сгорела.

Охрана лесов от пожаров должна стать основным направлением государственной политики, которое будет обеспечивать экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. И эта система должна подстраиваться под меняющиеся природные условия.

Для увеличения эффективности борьбы с пожарами, как минимум нужно предпринять следующее:

¾ использовать стационарные пункты наблюдения (вышки, мачты);

¾ установить на этих вышках камеры и круглосуточно вести наблюдение за пожароопасными районами;

¾ заменить старую пожарную технику;

¾ постоянно совершать авиапатрулирование в пожароопасных районах;

¾ развивать центры дистанционного мониторинга лесных пожаров с целью обнаружения очагов возгорания.

В Российской Федерации за пожарную безопасность в стране отвечает МЧС России. Согласно действующему законодательству, МЧС России отвечает за выработку и реализацию государственной политики в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Однако, не совсем ясно, с какого именно уровня чрезвычайной ситуации к тушению пожаров подключается МЧС. В соответствии с действующим законодательством, уровень лесных пожаров должен быть федеральным, чтобы к его ликвидации подключилась МЧС. Но, как было сказано ранее, тушение пожаров больше не лежит на федеральных органах. Следовательно, обязанность по ликвидации пожаров на региональном уровне лежит на субъектах. И можно сказать одно – в действующем законодательстве не закреплено положение о том, что на региональном уровне, тушением пожаров занимаются субъекты РФ.

Так же необходимо отметить, что действующими нормативно-правовыми актами в области лесных отношений, не предусмотрено информирование населения о состоянии пожарной безопасности на землях лесного фонда. Исключение составляют ситуации, когда из-за пожаров ситуация становится чрезвычайной.

Не совсем ясна роль арендаторов и других лесопользователей в борьбе с лесными пожарами. Обязанности по тушению пожаров у них возникают не сразу после заключения договора, а только после выполнения целого ряда процедур – государственная регистрация договора, проект освоения лесов, государственная экспертиза и др. И самое интересное – арендатор не вправе тушить лесные пожары без лицензии. Данная инициатива со стороны арендатора уголовно наказуема.

Стоит отметить, что у арендаторов нет возможности помогать с тушением лесных пожаров, т.к. законодатель не посчитал нужным обеспечить арендатором материальной и технической базой.

Из-за этого охрана и защита лесов становится очень затруднительной. Это повлияло на сокращение численности арендаторов, которые реально способны работать в лесу. Стало больше случаев расторжения договоров аренды лесных участков.

Федеральный закон № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вводит обязательное лицензирование по тушению лесных пожаров.

 Однако, введение этой нормы оставляет пожарных без реальной помощи со стороны лесопользователей. Ведь лесопользователь не обязан получать лицензию на тушение пожаров.

Без лицензии, лесопользователь не может быть привлечен к тушению пожаров.

Положение о лицензированном тушении лесных пожаров закреплено в ФЗ № 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а конкретно в статье 12, пункте 14. Он выглядит так: «В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры».

Защита лесов и лесных насаждений от незаконной вырубки

 

Охрана лесов от незаконных рубок на сегодняшний день нуждается в дополнительном правовом обеспечении. В соответствии с Кодексом, леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Можно только предполагать, что под словами «от иного негативного воздействия» подразумевается охрана лесов от незаконных рубок. Тем не менее определения незаконной рубки ни Кодекс, ни лесное законодательство в целом не дает.

Под незаконной рубкой принято понимать рубку лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов, либо рубку по документам, выданным с нарушением действующих правил, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в разрешительных документах. Но такое определение законом не установлено. Оно базируется на определении, которое дало постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 5 ноября 1998 г. И оно устарело в связи с отменой разрешительных документов на заготовку древесины, действовавших в то время.

Незаконная рубка - это добыча, перевозка, хранение и переработка древесины, кустарников и лиан с нарушение действующего законодательства.

Органы государственной власти рассматривают нелегальные рубки как правонарушение, за которое виновник должен понести соответствующее наказание. В соответствии с российским законодательством, незаконные рубки относятся к экологическим правонарушениям. А на практике, они не классифицируются как опасные или значимые. Но, по сути, завладение древесиной, которая была добыта и заготовлена незаконно, следует квалифицировать как хищение государственного имущества.

Правонарушения в лесном законодательстве приводят к серьезным негативным последствиям – экологическим, экономическим и социальным. Появляются неравные конкурентные условия для легального теневого бизнеса.

Существенной проблемой для экологических организаций будет возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению нелегальных рубок.

Законом предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность. Привлечение лиц к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает их от обязанности возместить причиненный вред.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.

 Тем не менее, правовая ответственность за оборот незаконно заготовленной древесины в законодательстве Российской Федерации не установлены.

В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

 Особая ценность этой категории заключается в наличии большого разнообразия природных и биологических ресурсов. Эта особенность позволяет использовать в хозяйственной деятельности не только землю, но и находящиеся на ней леса.

Также следует отметить, что наряду с экологическим, правовым и техническим аспектам обеспечения рационального использования лесных систем важен и экономический аспект. Переход к экономическим методам управления ресурсами привет к тому, что государство ввело плату за их использование в разных формах - земельный налог, арендная плата, штрафы за ущерб экологии и др. Раньше лесопользование и землепользование было бесплатным. Это негативно отразилось на качестве природных ресурсов, ухудшилось их состояние.

Следующей проблемой является постоянное ухудшение качества используемых населением лесных участков в РФ, уменьшается доля хозяйственно-продуктивных лесов. Причиной этому служит нерациональное ведение лесозаготовок и низкая интенсивность выращивания новых лесов в лесном хозяйстве в России.

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 281 дополняет меры противопожарного обустройства лесов указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к одним из которых относятся:

- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;

- создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;

- принятие мер, повышающих ответственность за нарушение противопожарной безопасности на землях лесного фонда.

Результатом рационального использования земель лесного фонда будет повышение эффективности использования земель лесного фонда, а также реализация грамотно продуманной государственной политики в сфере государственного управления землями и взаимодействие государства непосредственно с народом в вопросах касающихся земельно-лесных правоотношений.

 







Дата: 2019-02-19, просмотров: 203.