Алюминий один из трех наиболее распространенных элементов земной коры. Его кларк – 8,05. Железо по распространенности занимает второе место после алюминия среди металлов и четвертое среди всех элементов земной коры. Его кларк составляет 4,65. Содержание марганца в земной коре значительно ниже -0,1%. Марганец мигрирует более активно, т.к. значение рН, при котором выпадает в осадок его гидроксид, выше, чем для железа. Железо и марганец активно вовлекаются в биологический круговорот, так как входят в состав многих ферментов.
Биогеохимичекие циклы железа и марганца в решающей степени зависят от условий увлажнения, реакции среды, степени аэрации почвы, условий разложения органического вещества. Амфотерность алюминия обуславливает сильную зависимость его миграции от кислотно-основных условий среды: в нейтральных и слабощелочных водах степей и пустынь он почти не мигрирует, наиболее высока подвижность этого металла в сильно кислых водах районов активного вулканизма и зон окисления сульфидных месторождений. Под защитой органических коллоидов алюминий активно мигрирует в болотных водах. Слабая подвижность алюминия определяет остаточное (за счет выноса более подвижных элементов) накопление его гидроксидов в коре выветривания влажных тропиков и образование бокситов.
Известно, что соединения алюминия, железа и марганца в почвах с промывным режимом мигрируют в вертикальном направлении и образуют иллювиальные горизонты, обогащенные полуторными окислами и марганцем. Многими исследователями доказано, что миграция полуторных окислов в условиях промывного типа водного режима происходит в виде высокодисперсных золей, стабилизированных кислым гумусом. Решающее значение имеют агрессивные фульвокислоты, разрушающие почвенные минералы и образующие с алюминием, железом и марганцем легкоподвижные комплексные соединения.
Соединения железа и марганца активно мигрируют с боковым внутрипочвенным стоком, образуя скопления конкреций в болотах луговых и глеевых почвах, мелководных озерах и лагунах. Это свидетельствует о способности этих соединений мигрировать на весьма большие расстояния. Осаждение железа в аккумулятивных ландшафтах происходит в виде карбонатов железа, окислов разной степени гидратированности, а также фосфатов и гуматов. В степях и пустынях в условиях щелочной среды эти элементы мигрируют слабо.
Миграция железа и марганца возможна и в составе живого вещества. После отмирания организмов и их минерализации в почве часть этих элементов закрепляется в почве, другая же часть поступает в природные воды. Возвращаясь в почву, они начинают новый биогеохимический цикл.
В результате процессов выветривания железо в огромных количествах выносится в океаны. Вынос железа реками в океан происходит в разнообразных формах – в виде грубых взвесей обломков минералов и пород, содержащих железо в кристаллической решетке (силикатов, в т.ч. глинистых минералов), в виде коллоидов, содержащих железо в абсорбированном состоянии, в виде гидратов, гуматов и органических соединений закисного железа.
Биогеохимический цикл железа и марганца существенно нарушается техногенными процессами, причем, несмотря на значительно более высокое содержание в земной коре железа, технофильность этих элементов примерно равна. В ноосфере алюминий играет исключительно важную роль, но технофильность его почти в 100 раз ниже, чем у железа. [12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема глобальных биогеохимических циклов тяжелых металлов, оказывающих токсическое влияние на все живое на планете действительно очень важна и требует от всего человечества немало финансовых и интеллектуальных затрат. Однако нужно отметить, что решение сложившейся ситуации требуется незамедлительно хотя бы потому, что токсичные металлы могут оказаться в организме любого человека, ведь как мы уже выяснили для их внедрения в экологические системы существует множество различных путей.
Задача людей состоит не только в том, чтобы защитить свой организм от негативного влияния токсичных металлов, но также в умении заботиться о благополучии окружающей среды в той же мере, что о себе.
Вполне вероятно, что при должной заинтересованности людей может произойти полном очищении природы от всевозможных токсинов, загрязнителей морей, почв, воздуха, которым мы все с вами дышим.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Руководство по профессиональным заболеваниям, под ред. Н.Ф. Измерова, Москва, “Медицина”, 1983.
2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. - М.: Высшая школа, 1988.
3. Токсичность тяжелых металлов в организме человека и животных // Интернет-ресурс: http://biofile.ru/bio/19957.html (Дата обращения: 03.10.18)
4. Токсическое действие металлов на организм // Интернет-ресурс: https://revolution.allbest.ru/ecology/00400891_1.html (Дата обращения: 03.10.18)
5. Тяжелые металлы — загрязнители природной среды // Интернет-ресурс: http://yznaika.com/notes/197#15 (Дата обращения: 05.10.18)
6. Химия окружающей среды : учебник для СПО / Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина, Л. С. Суханова ; под ред. Т. И. Хаханиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 216 с. — Серия : Профессиональное образование.
7. Токсичные металлы 1 группы опасности // Интернет-ресурс: https://medbe.ru/materials/bioneorganika/toksichnye-metally-1-gruppy-opasnosti/ (Дата обращения: 11.10.18)
8. Отравление токсичными ионами металлов // Интернет-ресурс: https://www.ronl.ru/referaty/bezopasnost_zhiznideyatelnosti/1199/ (Дата обращения: 13.10.18)
9. Тяжелые металлы и их удаление из стоков, почв // Интернет-ресурс: http://masters.donntu.org/2006/feht/mihalskaya/library/art06.htm (Дата обращения: 14.10.18)
10. Рэуце Н., Кырста С. Борьба с загрязнением почвы. - М.: Агропромиздат, 1986
11. Ковда В.А. Биогеохимия почвенного покрова. М.: Наука. 1985. 243 с.
12. Биогеохимические циклы тяжёлых металлов в ландшафтах // Интернет-ресурс: https://knowledge.allbest.ru/chemistry/3c0a65635b2bd79a4d43b894212 (Дата обращения: 16.10.18)
ГЛОССАРИЙ
Биогеохимический цикл – это биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий цикличный характер. (Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. — 2-е изд., исправл. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986)
Токсичность – это свойство некоторых химических соединений и веществ биологической природы при попадании в определенных количествах в живой организм (человека, животного и растения) вызывать нарушения его физиологических функций, в результате чего возникают симптомы отравления (интоксикации, заболевания), а при тяжелых отравлениях – гибель. (Источники: Методы определения токсичности и опасности химических веществ, под редакцией Саноцкого И.В. –М., 1970)
Кофактор – это небелковое вещество, которое обязательно должно присутствовать в организме в небольших количествах, чтобы соответствующие ферменты смогли выполнить свои функции. В состав кофактора входят коферменты и ионы металлов (например, ионы натрия и калия). (Толковый словарь по медицине. 2013)
Абсорбция – это химический или физический процесс впитывания одного вещества другим.( Научно-технический энциклопедический словарь)
Ингибитор (лат. inhibeo, inhibitum сдерживать, останавливать) – это общее название веществ, подавляющих или задерживающих течение физиологических и физико-химических (главным образом ферментативных) процессов. (Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.)
Техногенный – это процесс, риск и др., связанный с технической и технологической деятельностью людей. (Словарь экологических терминов и определений, 2010)
Тератогенное действие (от греч. τερατος «чудовище, урод, уродство») — нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов — некоторых физических, химических с возникновением морфологических аномалий и пороков развития. (Wikimedia Foundation. 2010)
Электрохимические методы анализа – это совокупность методов качественного и количественного анализа, основанных на электрохимических явлениях, происходящих в исследуемой среде или на границе раздела фаз и связанных с изменением структуры, химического состава или концентрации анализируемого вещества. Э. м. а. делятся на пять основных групп: потенциометрию, вольтамперометрию, кулонометрию, кондуктометрию и диэлектрометрию.( Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.)
Спектрометрический метод : Метод, основанный на измерении распределения измеряемой характеристики ионизирующего излучения, обычно энергии частиц или фотонов, по заданному параметру.( Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.)
Гипергенез – это совокупность процессов химического и физического преобразования минеральных веществ в верхних частях земной коры и на ее поверхности (при температуре ниже 80° С) под воздействием атмосферы, гидросферы и живых организмов. (Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.)
Техногенез – это целенаправленный процесс технической (геологической) деятельности человека в биосфере и околоземном пространстве. ( Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.)
Ари́дный кли́мат (от лат. aridus — сухой) — сухой климат с высокими температурами воздуха, испытывающими большие суточные колебания, и малым количеством атмосферных осадков (100—150 мм/год) или полным их отсутствием.
Биофильные элементы —поглощаемые из геохим. среды (почвы, воды) организмами и используемые в процессах жизнедеятельности. (Геологический словарь: в 2-х томах. — М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца. 1978.)
Кла́рковое число́ (или кларки элементов, ещё чаще говорят просто кларк элемента) — числа, выражающие среднее содержание химических элементов в земной коре, гидросфере, Земле в целом, космических телах и др. геохимических или космохимических системах.
Иллювиальный горизонт — это горизонт, в котором происходит накопление веществ, вынесенных из вышележащих (элювиальных) горизонтов. Подразделяются по характеру аккумулирующихся в них веществ (карбонаты, полуторные окислы, гипс и т. д.), например гумус иллювиальный, иллювиально-карбонатный. (Толковый словарь по почвоведению. — М.: Наука. Под редакцией А.А. Роде. 1975.)
Технофильные элементы – это рассеянные элементы, не обладающие способностью к концентрированию в земной коре. К ним относятся Rb, Sc, Ga, In, Tl, Hf, Ge, Se, Те, Re, Cd, Br, I и нек-рые др. С технологической точки зрения рассеянными являются элементы, практически не образующие собственных месторождений и добываемые попутно при переработке руд др. элементов или из нерудного сырья (зола углей, отходы коксования и т. п.).( Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. И. Л. Кнунянца. 1988.)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучает бионеорганическая химия?
2. Какие источники поступления тяжелых металлов бывают?
3. Какие восемь наиболее опасных токсичных металлов попадают в организм человека?
4. Каким образом в организм человека попадает ртуть?
5. Каким образом в организм человека попадает свинец?
6. Каким образом в организм человека поступает кадмий?
7. Назовите источники попадания в организм алюминия.
8. каким образом в человеческий организм поступает мышьяк?
9. Дайте определение тяжелым металлам.
10. Какие основные группы аналитических методов для определения тяжелых металлов существуют?
ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
1. Бионеорганическая химия изучает в первую очередь поведение десяти металлов жизни в живом организме, а также она изучает биологически функциональные соединения металлов (а также некоторых неметаллов, например, селена).
2. Источники поступления тяжелых металлов делятся на природные (выветривание горных пород и минералов, эрозийные процессы, вулканическая деятельность) и техногенные (добыча и переработка полезных ископаемых, сжигание топлива, движение транспорта, деятельность сельского хозяйства).
3. Контролируется восемь наиболее опасных токсичных примесей: ртуть, свинец, олово, кадмий, медь, цинк, железо, мышьяк.
4. При производстве хлора электролитическим методом возможно образование сточных вод, загрязненных хлором, ртутью и ее солями. Ртутные соединения, сбрасываемые в водоемы, имеют свойство накапливаться в рыбе. Из растительных продуктов ртути более всего содержится в какао-бобах, а, следовательно, и в шоколаде.
5. Свинец поступает в организм из окружающей среды и воды, главным образом, из-за выхлопных газов и выбросов твердых частиц из заводов, сжигания угля, коррозии труб с содержанием свинца, аккумуляторных батарей и сточных вод.
6. Кадмий может попасть в организм с пищей или отравленной тяжелыми металлами водой. Источники попадания в организм человека кадмия: выбросы заводских и фабричных труб; автомобильный смог; работа на тяжелом производстве; лекарственные препараты, в состав которых входят соответствующие химические соединения, также могут послужить источниками заражения.
7. Главными источниками увеличенного поступления алюминия в организм являются алюминиевая посуда, загрязненный воздух, консервированная пища и иногда водопроводная вода.
8. Мышьяк как микроэлемент в организм человека поступает с питьевой, минеральной водой, соками, винами, морепродуктами, пестицидами, гербицидами, медицинскими препаратами.
9. Тяжёлые мета́ллы — химические элементы со свойствами металлов (в том числе и полуметаллы) и значительным атомным весом либо плотностью. К тяжелым металлам относятся более 40 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева, масса атомов которых составляет свыше 50 атомных единиц.
10. В настоящее время существуют две основные группы аналитических методов для определения тяжелых металлов: электрохимические и спектрометрические методы.
ТЕСТ
1. Что изучает бионеорганическая химия?
а) биологически функциональные соединения металлов (а также некоторых неметаллов)
б) соединения углерода, их структуру, свойства, методы синтеза
в) качественный и количественный состав химических веществ с помощью различных методов анализа
г) химические элементы, их простые и сложные вещества, а также закономерности превращения этих веществ
2. Сколько химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева относятся к тяжелым металлам?
а) 30
б) 35
в) 40
г) более 40
3. Выберите 2 вида источников поступления тяжелых металлов в окружающую среду?
а) природные
б) антропогенные
в) глобальные
г) техногенные
4. Какой из металлов является высокотоксичным, кумулятивным (т. е. способным накапливаться в организме) ядом?
а) кальций
б) железо
в) ртуть
г) натрий
5. Наиболее опасное для организма органическое соединение ртути.
а) фенилмеркурат
б) метилртуть
в) бутилртуть
г) пентилртуть
6. Какое органическое соединение свинца наиболее опасно для человека?
а) тетраэтилсвинец
б) диэтилсвинец
в) гексаэтилсвинец
г) тетраацетат свинца
7. Какое соединение никеля является чрезвычайно ядовитым?
а) NiAs
б) Ni(CO)4
в) NiSO4
г) NiNO3
8. Какой металл из-за высокой токсичности получил прозвище «химический СПИД»?
а) мышьяк
б) железо
в) таллий
г) цинк
9. Выберите металлы, которые относятся к I классу опасности.
а) марганец
б) барий
в) медь
г) ртуть
10. Наиболее серьезным источником загрязнения окружающей среды свинцом являются
а) электростанции, работающие на угле
б) бытовые печи, работающие на угле
в) выхлопы автомобильных двигателей
г) глиняная посуда
11. Потенциальным источником загрязнением кадмием являются
а) удобрения
б) выхлопные газы
в) электростанции
г) вентиляционные выбросы
12. К какому классу опасности относится марганец?
а) I
б) II
в) III
13. Выберите 2 метода для определения тяжелых металлов, которые существуют в настоящее время.
а) химический
б) электрохимический
в) спектрометрический
г) физический
14. Основная среда, в которую попадают тяжёлые металлы.
а) атмосфера
б) водная среда
в) пиросфера
г) почва
15. В каких почвах накапливается натрий в условиях сухого климата?
а) солончаковых
б) глинястых
в) песчаных
г) известковых
16. Где накапливается магний?
а) в океанах
б) в почве
в) в атмосфере
г) в пиросфере
17. Выберите металл, который наиболее распространен в земной коре.
а) титан
б) алюминий
в) цинк
г) золото
18. Какой металл вызывает замедление роста скелета?
а) алюминий
б) никель
в) кадмий
г) кальций
19. При дефиците какого металла в организме будет наблюдаться повреждение кожи?
а) магний
б) хром
в) цинк
г) железо
20. Какие из перечисленных металлов нетоксичны?
а) кальций
б) кадмий
в) свинец
г) алюминий
21. При недостатке какого металла в организме развивается мышечная слабость?
а) железо
б) алюминий
в) никель
г) хром
22. В результате какого процесса ртуть проникает в воздух?
а) сжигания угля
б) вулканизации
в) сжигания ископаемого топлива
г) кислотных дождей
23. Дефицит какого металла в организме человека вызывает нарушение кровообращения и дефекты костей?
а) кобальт
б) молибден
в) ванадий
г) медь
24. Характерный симптом дефицита марганца в организме человека.
а) анемия
б) нарушение иммунной системы
в) бесплодие
г) склонность к кариесу
25. Выберите правильный вариант определения понятия «Ксенобиотик»:
а) Ксенобиотики – продукты исключительно антропогенной деятельности, способны вызывать нарушение биологических процессов в организмах, в том числе их заболевания и гибель.
б) Ксенобиотики – это химические элементы, имеющие внешнее происхождение, которые относятся практически ко всем биохимическим структурам и системам организма.
в) Ксенобиотики – класс микроорганизмов и веществ микробного и иного происхождения, использующихся в терапевтических целях, а также пищевые продукты и биологически активные добавки, содержащие живые микрокультуры.
26. К ксенобиотикам относятся
а) калий, железо, ртуть
б) кальций, калий, свинец
в) литий, натрий, калий
г) кадмий, свинец, ртуть
27. Какой элемент из лантаноидов считается токсичным?
а) церий
б) тербий
в) гольмий
г) ни один из них не считается токсичным
28. При недостатке какого металла наблюдаются мускульные судороги?
а) марганец
б) магний
в) железо
г) кальций
29. Какой симптом будет наблюдаться при дефиците никеля в организме человека?
а) анемия
б) бесплодие
в) учащение депрессий
г) замедление роста
30. Выберите из перечисленных металлов наиболее токсичный:
а) таллий
б) натрий
в) калий
г) железо
КЛЮЧ К ТЕСТУ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
а | г | а,г | в | б | а | б | в | г | в | а | б | б,в | г | А |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
а | б | г | в | а | а | в | г | в | а | г | г | б | в | а |
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ
По вертикали:
1. Реакции, в результате которых образуются комплексные соединения.
3. Свойство вещества оказывать вредное воздействие.
4. Векторная физическая величина, характеризующая направление изменения концентрации какого-либо вещества в среде.
5. Химические вещества, применяемые для уничтожения сорных растений.
11. Металл в очень измельченном виде.
13. Процесс многократного увеличения концентрации веществ на каждой следующей ступени.
14. Процесс обмена веществ в организме.
15. Минеральное вещество, содержащее металлы.
16. Высокая способность химических элементов к многочисленным связям с другими элементами.
22. Клешневидные соединения, образующие при взаимодействии атомов с полидентатными ионами.
27. Перемещение ионов из одного места в другое.
28. Удобрение, вызывающее повышение уровня содержания в почве типичных металлов.
29. Химические вещества, молекулы которых реагируют со специфическими рецепторами.
30. Металл первого класса опасности. Попадание этого металла в организм происходит через выхлопы автомобилей; красящих пигментов.
32. Нарушение работы (функции) какого-либо органа.
33. Профессиональное заболевание работников промышленности, вызванное вдыханиями пыли, содержащих бериллий.
35. Вещество, которое увеличивает глобальный цикл типичных металлов за счёт непосредственного попадания в почву.
37. Минерал – силикат магния.
39. Горизонт, в котором происходит накопление металлов.
40. Процесс, представляющий собой преобразование минеральных веществ под воздействием экологической пирамиды.
По горизонтали:
2. Раздел геохимии, изучающей химический состав живого вещества и действие элементов на процессы в экосистеме.
6. Число, выражающее среднее содержание химических элементов в экосистеме.
7. Способность открытой системы сохранять постоянство внутреннего состояния.
8. Поглощения сорбата всем объемом сорбента.
9. Ионы металлов, содержание которых в организме необходимо в очень малых концентрациях.
10. Степень насыщенности нахождения чего-либо в системе.
12. «Роль» атома металла в реакции с более электроотрицательным атомом.
17. Металл первой группы опасности, который принимает вид мелких шариков при разбивании термометра.
18. Химическое вещество, ускоряющее химические процессы в организме.
19. Токсичный металл, имеющий свойство накапливаться в организме человека.
20. Минерал, имеющий формулу KCl·MgCl2·6H2O.
21. Вещество, оказывающее стимулирующее влияние на организм.
23. Замедлитель реакции.
24. Нуклиды, ядра которых нестабильны.
25. Целенаправленный процесс геологической деятельности человека в биосфере.
26. Нарушение работы организма в результате загрязнения токсинами.
31. Металл, который из-за высокой токсичности получил прозвище «химический СПИД».
34. Наиболее опасное для организма органическое соединение ртути.
36. Свойство ионов металлов накапливаться (концентрироваться) в живом веществе.
38. Ион металла, связанный с комплексообразователем.
ОТВЕТЫ К КРОССВОРДУ.
По вертикали:
1. комплексообразование; 3. токсичность; 4. градиент; 5. гербицид; 11. тонкодисперсный; 13. аккумуляция; 14. метаболизм; 15. руда; 16. лабильность; 22. хелат; 27. миграция; 28. суперфосфат; 29. медиатор; 30. свинец; 32. дисфункция; 33. бериллиоз; 35. удобрение; 37. галит; 39. иллювиальный; 40. гипергенез.
По горизонтали:
2. биогеохимия; 6. кларк; 7. гомеостаз; 8. абсорбция; 9. микроэлемент; 10. концентрация; 12. донор; 17. ртуть; 18. фермент; 19. кумулятивный; 20. карналлит; 21. биогенное; 23. ингибитор; 24. радионуклид; 25. техногенез; 26. интоксикация; 31. таллий; 34. метилртуть; 36. биофильность; 38. лиганд.
КРОССВОРД. БИОНЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ИОНОВ МЕТАЛЛОВ.
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т | Г | Е | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | Р | Т | 15 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | К | А | 8 | А | Б | С | О | Р | Б | Ц | И | Я | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К | С | Д | Б | У | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Б | И | О | Г | Е | О | Х | И | М | И | Я | И | О | Д | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М | Ч | Е | Л | А | Д | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П | 5 | Н | Н | И | 29 | 31 | Т | А | Л | Л | И | Й | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л | Г | 7 | Г | О | М | Е | О | С | Т | А | З | 16 | М | С | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е | Е | С | 9 | М | И | К | Р | О | Э | Л | Е | М | Е | Н | Т | Ф | Г | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | К | Л | А | Р | К | Р | Т | 27 | А | Д | У | И | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Б | Ь | М | Б | И | Н | П | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | И | 13 | И | И | А | 30 | 33 | К | Е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 10 | К | О | Н | Ц | Е | Н | Т | Р | А | Ц | И | Я | Г | Л | Т | С | Б | Ц | 35 | Р | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Т | Б | И | К | 17 | Р | Т | У | Т | Ь | О | В | 34 | М | Е | Т | И | Л | Р | Т | У | Т | Ь | 39 | Г | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | Д | О | Н | О | Р | Д | К | А | Н | Р | И | Р | Я | Д | И | Е | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н | А | У | Ц | О | Н | И | 36 | Б | И | О | Ф | И | Л | Ь | Н | О | С | Т | Ь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
К | З | 18 | Ф | Е | Р | М | Е | Н | Т | И | С | 28 | Е | Л | Б | Л | Е | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О | О | У | Я | 26 | И | Н | Т | О | К | С | И | К | А | Ц | И | Я | Л | Р | Ю | З | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | В | 19 | К | У | М | У | Л | Я | Т | И | В | Н | Ы | Й | Ь | У | И | 37 | Е | В | |||||||||||||||||||||||||||||||||
И | А | Я | 22 | П | О | 38 | Л | И | Г | А | Н | Д | И | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Н | Ц | Х | 25 | Т | Е | Х | Н | О | Г | Е | Н | Е | З | А | И | А | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П | И | 21 | Б | И | О | Г | Е | Н | Н | О | Е | Р | Л | Е | Л | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Е | Е | Я | Л | Ф | И | Ь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Р | А | 23 | И | Н | Г | И | Б | И | Т | О | Р | Т | Н | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Т | С | Ы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | К | А | Р | Н | А | Л | Л | И | Т | Ф | Й | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ы | 24 | Р | А | Д | И | О | Н | У | К | Л | И | Д | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Й | Т |
КРОССВОРД. БИОНЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ИОНОВ МЕТАЛЛОВ.
14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 32 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 29 | 31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 16 | 40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 30 | 33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 10 | 35 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 34 | 39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 28 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 38 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: 2019-02-19, просмотров: 520.