Материальное стимулирование труда работников физической культуры и спорта: современные формы оплаты труда (заработная плата на основе Единой тарифной сетки, по нормативам за одного занимающегося, по нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена и др.); доплаты к заработной плате работников бюджетных физкультурно-спортивных организаций; премирование и др.
Моральное стимулирование труда работников физической культуры и спорта: государственные награды; ведомственные почетные звания.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Не предусмотрен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Название | Автор | Вид издания (учебник, учебное пособие) | Место издания, изд-во, год издания, кол-во страниц | Кол -во экз. | Место хранения |
Основная литература | |||||
1. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта | Починкин А. В. | учебное пособие | М. : Советский спорт, 2010. – 263 с. | 50 | НПБ АлтГПА |
2. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. [Электронный ресурс] | Починкин А. В. | учебное пособие | М. : Советский спорт, 2010. - 132 с. | доступ не ограничен | ЭБС http://www.biblioclub.ru/book/57375/ |
Дополнительная литература | |||||
1.История менеджмента [Электронный ресурс] | Семёнова И. И. | учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2012, - 200 с. | доступ не ограничен | ЭБС http://www.biblioclub.ru/book/115181/ |
2. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта | Степанова О. Н. | монография | М. : Советский спорт, 2005. – 255 с. | 32 | НПБ АлтГПА |
3. Маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности | Степанова О. Н. | учебное пособие | М. : Советский спорт, 2008. – 478 с. | 3 | НПБ АлтГПА |
4. Маркетология спорта: инструментарий социолога: (применение методов математической статистики для решения прикладных маркетинговых задач) | Степанова О. Н. | учебное пособие | М. : Советский спорт, 2003. – 71 с. | 15 | НПБ АлтГПА |
5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта | М. И. Золотов и др. | учебное пособие | М.: Академия, 2001. – 426 с. | 3 | НПБ АлтГПА |
6. Национальное законодательство о физической культуре и спорте. В 2 т. Т. 1. | Кузин В. В., Кутепов М. Е. | хрестоматия | М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 447 с. | 2 | НПБ АлтГПА |
7. Национальное законодательство о физической культуре и спорте. В 2 т. Т. 2. | Кузин В. В., Кутепов М. Е. | хрестоматия | М. : СпортАкадемПресс, 2003. – 503 с. | 2 | НПБ АлтГПА |
8. Новая экономическая энциклопедия | Румянцева Е. Е. | энциклопедия | М. : ИНФРА-М, 2008. -823 с. | 2 | НПБ АлтГПА |
9. Современные проблемы менеджмента [Электронный ресурс] | Кришталь В. В. | учебно-методический комплекс | М. : Евразийский институт, 2011. – 191 с. | доступ не ограничен | ЭБС http://www.biblioclub.ru/book/93185/ |
10. Спортивный маркетинг: теперь это не просто игра | Шааф Фил | М.: Филинъ, 1998. – 462 с. | 1 | НПБ АлтГПА | |
11. Справочник работника физической культуры и спорта | авт.-сост. А. В. Царик. | нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации | М. : Советский спорт, 2005. — 872 с. | 5 | НПБ АлтГПА |
12. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) работников учреждений образования | М. : ПРИОР, 2001. – 48 с. | 1 | НПБ АлтГПА | ||
13. Терминология спорта | Блеер А. Н., Суслов Ф. П., Тышлер Д. А. | толковый словарь-справочник | М. : Академия, 2010. — 459 с. | 3 | НПБ АлтГПА |
14. Экономика спорта и спортивный бизнес | Галкин В. В. | учебное пособие | М. : КНОРУС, 2006. – 318 с. | 7 | НПБ АлтГПА |
15. Экономика и управление физической культурой и спортом | Галкин В. В. | учебное пособие | Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 441 с. | 3 | НПБ АлтГПА |
16. Экономика физической культуры и спорта | Починкин А. В., Сейранов С.Г. | монография | М. : Советский спорт, 2011. – 327 с. | 25 | НПБ АлтГПА |
17. Экономика физической культуры и спорта | З. Л. Завадская и др.; под общ. ред. В. В. Кузина | учебное пособие | М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 495 с. | 48 | НПБ АлтГПА |
18. Экономическая энциклопедия регионов России : Сибирский федеральный округ. Алтайский край | гл. редкол.: Ф. И. Шамхалов (гл. ред.) и др. ; редкол. тома: М. П. Щетинин (гл. ред.) ; [авт. предисл. А. Б. Карлин]. | энциклопедия | М. : Экономика, 2012. — 478 с. | 5 | НПБ АлтГПА |
19. Экономические аспекты системы медицинского обеспечения спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом | Костенко С. А. | // Теория и практика физической культуры. – 1999. - № 4. – С.8-10. | 1 | НПБ АлтГПА | |
20. Теория и практика физической культуры | научно-теоретический журнал | М. : Теория и практика физической культуры, 1973- | 1 | НПБ АлтГПА | |
21. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка | научно-методический журнал | М. : Теория и практика физической культуры, 2004- | 1 | НПБ АлтГПА | |
22. Физкультура и спорт | иллюстрированный журнал | М. : Физкультура и спорт, 1993- | 1 | НПБ АлтГПА |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения дисциплины необходимы:
- ЭК НПБ АлтГПА http://library.uni-altai.ru/;
- Научная Электронная Библиотека eLIBRARY http://www.elibrary.ru (свободный доступ);
- Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/ (доступ в НПБ АлтГПА);
- ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/ (доступ свободный при регистрации в НПБ АлтГПА);
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно") http://window.edu.ru/window/library (свободный доступ);
- Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА);
- Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА);
- http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml (Национальная информационная сеть «Спортивная Россия»;
- http://www.stadium.ru/index.asp (спортивно-информационное агентство «Стадион»);
- http://www.fizkult-ura.ru/ (информационный справочник);
- учебники, учебные пособия;
- периодическая и научная литература;
- наглядные пособия (таблицы, схемы);
- карточки раздаточного материала.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимы:
- специально оборудованные аудитории;
- технические средства обучения: компьютеры, подключенные к глобальным информационным сетям, видеомультимедийный проектор, видеомагнитофоны, видеоматериалы;
- учебно-наглядные пособия.
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Выявить и охарактеризовать (1) экономические аспекты законодательства о физической культуре и спорте соответствующего субъекта Российской Федерации; (2) проанализировать основные показатели развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях различных типов соответствующего региона с использованием государственной формы статистической отчетности № 1-фк.
2. Собрать и проанализировать данные о номенклатуре и стоимости конкретных (по заданию преподавателя) материальных услуг отрасли «физическая культура и спорт» (прокат спортивных товаров, ремонт спортивных товаров и т.д.) в соответствующем регионе.
3. На основе изучения Гражданского кодекса Российской Федерации (часть I), законов Российской Федерации «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др. и учебно-методической литературы (1) составить полный перечень законодательно установленных организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций; (2) определить отличительные особенности каждой организационно-правовой формы с экономической точки зрения; (3) в выступлении на семинаре дать комплексную характеристику специфики конкретной (по заданию преподавателя) организационно-правовой формы функционирования физкультурно-спортивной организации.
4. На основе изучения специальной литературы и результатов собственных натурных наблюдений в выступлении на семинаре дать комплексную характеристику маркетинга-микс конкретной (по заданию преподавателя) разновидности продукта (товара, материальной услуги, социально-культурной услуги) отрасли «физическая культура и спорт».
5. На основе анализа периодической печати выявить и охарактеризовать конкретные (по заданию преподавателя) факты использования в соответствующем регионе возможностей игорного бизнеса, спонсорства, налоговых и иных льгот и т.п. в целях финансирования развития физической культуры и спорта среди детей и подростков.
6. Разработать смету на проведение конкретного (по заданию преподавателя) физкультурно-спортивного мероприятия на объекте педагогической практики.
7. Провести сравнительный анализ специфических особенностей труда педагога по физической культуре образовательного учреждения и тренера-преподавателя спортивной школы.
8. Рассчитать (по заданию преподавателя) размер оплаты труда тренера-преподавателя спортивной школы по Единой тарифной сетке, по нормативам за одного занимающегося, по нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена; (2) на основе анализа периодической печати, бесед и др. методов выявить и охарактеризовать конкретные факты использования различных форм морального стимулирования труда работников физической культуры и спорта в соответствующем регионе.
9. Дать комплексную характеристику материальных основных фондов, необходимых для обеспечения занятий по конкретному (по заданию преподавателя) виду спорта, входящему в учебную программу образовательного учреждения.
10. Рассчитать обслуживающую способность конкретного (по заданию преподавателя) физкультурно-спортивного сооружения (группы физкультурно-спортивных сооружений) с учетом основных показателей его эффективной эксплуатации в соответствующем регионе.
11. Рассчитать стоимость разового занятия (месячного абонемента) конкретным (по заданию преподавателя) видом спорта.
12. На основе результатов натурного наблюдения охарактеризовать зарубежных (отечественных) производителей и поставщиков конкретных (по заданию преподавателя) спортивных товаров в соответствующий регион.
13. На основе анализа периодической печати выявить основные характеристики экономического эффекта от проведения международных спортивных соревнований.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ
1. Физическая культура и спорт как отрасль непроизводственной сферы. Отраслевой аспект физической культуры и спорта.
2. Продукт отрасли «физическая культура и спорт». Физкультурно-образовательные и спортивно-оздоровительные услуги, их особенности. Рынок физкультурно-спортивных услуг.
3. Государственное финансирование физической культуры и спорта в России.
4. Внебюджетные источники финансирования и накопления денежных средств физической культуры и спорта, их характеристика.
5. Спонсорство как источник материального обеспечения физической культуры и спорта.
6. Реализация билетов и прав трансляции в спорте.
7. Сущность управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. Структура органов управления, их основные цели и задачи.
8. Государственное регулирование экономических отношений в сфере физической культуры и спорта.
9. Саморегулирование экономических отношений в физкультурно-спортивных организациях.
10. Труд и оплата труда работников образования и физической культуры. Особенности нормирования и регулирования труда педагога по физической культуре.
11. Особенности труда педагога по физической культуре. Особенности рынка труда в отрасли «физическая культура и спорт».
12. Особенности заключения контрактов с различными категориями работников физической культуры и спорта. Структура и содержание контракта (трудового договора).
13. Основные формы оплаты труда работников физкультурно-спортивных организаций.
14. Основные формы морального стимулирования работников физкультурно-спортивных организаций.
15. Структура и содержание тарифно-квалификационной характеристики работников физкультурно-спортивных организаций.
16. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы. Ставки заработной платы.
17. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении квалификационных категорий.
18. Сущность материально-технической базы физической культуры и спорта. Состав основных и оборотных фондов.
19. Маркетинг и его роль в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг. Комплексный характер маркетинга в отрасли «физическая культура и спорт».
20. Классификация расходов на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги.
21. Затраты необходимые для подготовки спортсменов различной квалификации. Виды затрат, их характеристика.
22. Смета на проведение физкультурно-спортивного мероприятия.
23. Ценообразование на физкультурно-спортивные товары и услуги. Спортивная Интернет-экономика.
24. Методика расчета стоимости абонемента на занятия физическими упражнениями (видами спорта).
25. Методика расчета стоимости арендной платы на пользование спортивного сооружения.
26. Бизнес-планирование в работе физкультурно-спортивных организаций. Содержание и порядок разработки бизнес-плана.
27. Экономика физкультурно-спортивных сооружений.
28. Факторы и показатели экономического эффекта от проведения международных спортивных соревнований.
29. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций, их различия.
30. Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций и объединений, их характеристика.
31. Банкротство физкультурно-спортивных организаций.
32. Сущность и основы конкуренции. Основные виды конкуренции, их характеристика.
33. Основные методы и этапы конкурентной борьбы, их характеристика. Стратегия и тактика конкурентной борьбы.
34. Теория и практика определения экономической эффективности физической культуры, спорта и образования.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Современное состояние и перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт» в Российской Федерации (субъекте Российской Федерации).
2. Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт».
3. Особенности экономической деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций.
4. Современные источники финансирования физической куль туры и спорта в Российской Федерации (субъекте Российской Федерации).
5. Структура и содержание сметы на проведение физкультурное спортивного мероприятия.
6. Организация труда работников физической культуры и спорта
7. Тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
8. Особенности контрактных правоотношений работников физической культуры и спорта.
9. Современные формы материального и морального стимулирования труда работников физической культуры и спорта.
10. Современное состояние обеспеченности населения Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) физкультурно-спортивными сооружениями.
11. Показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений.
12. Микроэкономический анализ стоимости занятий физической культурой и спортом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика физической культуры и спорта представляет собой современную экономическую дисциплину, возникновение которой связано с введением в России новых экономических отношений.
За последние годы экономические отношения в физической культуре и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, команд и федераций.
Изучение экономики физической культуры и спорта позволяет выпускнику приступить к профессиональной работе, будучи вооруженным знаниями о рыночных отношениях и умениями работать в этой обстановке. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в физической культуре и спорте, качественно улучшить параметры их функционирования, могут только высококачественные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовит таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знаний экономики физической культуры и спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания физкультуры и спорта в целом.
В рамках этой основной задачи подготовлена программа по дисциплине «Экономика физической культуры и спорта» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Обязательным минимумом содержания дисциплины. В современных российских условиях содержание программы имеет практическую значимость, в частности обязательное написание студентами бизнес-плана собственной спортивной организации прививает элементы самостоятельности, рациональности в выборе наилучших путей организации бизнеса
Дисциплина тесно взаимосвязана с «Экономикой», «Менеджментом ФК и С», «Физкультурно-спортивными сооружениями», «Социологией ФК и С» и рядом других дисциплин.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 308.