МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Учебно-методический комплекс дисциплины:
СД.Ф.6. Экономика физической культуры и спорта
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Специальность 050720.65 – Физическая культура
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Курс обучения ____3___/____3___
Семестр ____5___/____5___
Всего часов по учебному плану: ___102___
В том числе по формам обучения: __очная_ / заочная /
- лекции ___20___/___6____
- практикум ___30___/___10___
- самостоятельная работа ___52___/___86____
Формы итогового контроля знаний:
- зачет ____5___/ ___5__сем.
Барнаул
2012
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: приобретение студентами знаний и умений системного анализа современных экономических отношений в отрасли «физическая культура и спорт» с учетом взаимосвязи макро- и микроэкономики.
Задачи дисциплины: формирование у будущих специалистов новаторского экономического мышления, предприимчивости, умения эффективно применять механизмы рыночной экономики в практике деятельности различных физкультурно-спортивных организаций.
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, организационно-управленческую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
в области учебно-воспитательной деятельности:
· применение современных средств оценивания результатов обучения;
· воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
в области культурно-просветительной деятельности:
· формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
· организация контроля за результатами обучения и воспитания;
· организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;
· ведение школьной и классной документации;
· участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен
знать:
· роль и место физической культуры и спорта в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества;
· сведения о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов физкультурно-спортивной деятельности, затратах и источниках финансирования;
· принципы организации трудовых процессов в сфере физической культуры и спорта, методику расчета необходимых ресурсов для выполнения работ, контроля качества работы;
· основы законодательства о труде, методах организации, оплаты и нормирования труда, оценки условий труда специалиста физической культуры и спорта и др.
уметь:
· оценивать экономическую эффективность физкультурно-спортивных занятий;
· уметь применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных экономических задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий.
владеть: методами организации и проведения научно-исследовательской работы по проблемам экономики физической культуры и спорта.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Всего часов
102
102
Зачет
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п.п. | Разделы дисциплины |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 6. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, НОРМИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ОПЛАТА ТРУДА. 6.1. Рынок труда в отрасли «Физическая культура и спорт». Особенности труда в сфере физической культуры и спорта и их влияние на специфику отраслевого рынка труда. Современная система подготовки кадров для отрасли «физическая культура и спорт». Педагог по физической культуре как производитель разнообразных социально-культурных услуг. Занятость и безработица. Способы борьбы с безработицей в отрасли «физическая культура и спорт» в зарубежных странах. Использование рынка труда отрасли «физическая культура и спорт» для борьбы с безработицей в зарубежных странах. 6.2. Организация нормирование труда работников физической культуры и спорта. Нормирование труда работников различных физкультурное спортивных организаций. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха педагога по физической культуре. Тарифно-квалификационные характеристики должностей работников физической культуры и спорта (руководитель физического воспитания, тренер-преподаватель образовательного учреждения, инструктор по физической культуре и т.д.). Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий. Особенности установления работниками физической культуры и спорта трудовых правоотношений на основе контрактов. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Не предусмотрен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для освоения дисциплины необходимы: - ЭК НПБ АлтГПА http://library.uni-altai.ru/; - Научная Электронная Библиотека eLIBRARY http://www.elibrary.ru (свободный доступ); - Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/ (доступ в НПБ АлтГПА); - ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/ (доступ свободный при регистрации в НПБ АлтГПА); - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно") http://window.edu.ru/window/library (свободный доступ); - Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА); - Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА); - http://www.infosport.ru/xml/t/default.xml (Национальная информационная сеть «Спортивная Россия»; - http://www.stadium.ru/index.asp (спортивно-информационное агентство «Стадион»); - http://www.fizkult-ura.ru/ (информационный справочник); - учебники, учебные пособия; - периодическая и научная литература; - наглядные пособия (таблицы, схемы); - карточки раздаточного материала.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения данной дисциплины необходимы: - специально оборудованные аудитории; - технические средства обучения: компьютеры, подключенные к глобальным информационным сетям, видеомультимедийный проектор, видеомагнитофоны, видеоматериалы; - учебно-наглядные пособия. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Выявить и охарактеризовать (1) экономические аспекты законодательства о физической культуре и спорте соответствующего субъекта Российской Федерации; (2) проанализировать основные показатели развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях различных типов соответствующего региона с использованием государственной формы статистической отчетности № 1-фк. 2. Собрать и проанализировать данные о номенклатуре и стоимости конкретных (по заданию преподавателя) материальных услуг отрасли «физическая культура и спорт» (прокат спортивных товаров, ремонт спортивных товаров и т.д.) в соответствующем регионе. 3. На основе изучения Гражданского кодекса Российской Федерации (часть I), законов Российской Федерации «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и др. и учебно-методической литературы (1) составить полный перечень законодательно установленных организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций; (2) определить отличительные особенности каждой организационно-правовой формы с экономической точки зрения; (3) в выступлении на семинаре дать комплексную характеристику специфики конкретной (по заданию преподавателя) организационно-правовой формы функционирования физкультурно-спортивной организации. 4. На основе изучения специальной литературы и результатов собственных натурных наблюдений в выступлении на семинаре дать комплексную характеристику маркетинга-микс конкретной (по заданию преподавателя) разновидности продукта (товара, материальной услуги, социально-культурной услуги) отрасли «физическая культура и спорт». 5. На основе анализа периодической печати выявить и охарактеризовать конкретные (по заданию преподавателя) факты использования в соответствующем регионе возможностей игорного бизнеса, спонсорства, налоговых и иных льгот и т.п. в целях финансирования развития физической культуры и спорта среди детей и подростков. 6. Разработать смету на проведение конкретного (по заданию преподавателя) физкультурно-спортивного мероприятия на объекте педагогической практики. 7. Провести сравнительный анализ специфических особенностей труда педагога по физической культуре образовательного учреждения и тренера-преподавателя спортивной школы. 8. Рассчитать (по заданию преподавателя) размер оплаты труда тренера-преподавателя спортивной школы по Единой тарифной сетке, по нормативам за одного занимающегося, по нормативам за подготовку высококвалифицированного учащегося-спортсмена; (2) на основе анализа периодической печати, бесед и др. методов выявить и охарактеризовать конкретные факты использования различных форм морального стимулирования труда работников физической культуры и спорта в соответствующем регионе. 9. Дать комплексную характеристику материальных основных фондов, необходимых для обеспечения занятий по конкретному (по заданию преподавателя) виду спорта, входящему в учебную программу образовательного учреждения. 10. Рассчитать обслуживающую способность конкретного (по заданию преподавателя) физкультурно-спортивного сооружения (группы физкультурно-спортивных сооружений) с учетом основных показателей его эффективной эксплуатации в соответствующем регионе. 11. Рассчитать стоимость разового занятия (месячного абонемента) конкретным (по заданию преподавателя) видом спорта. 12. На основе результатов натурного наблюдения охарактеризовать зарубежных (отечественных) производителей и поставщиков конкретных (по заданию преподавателя) спортивных товаров в соответствующий регион. 13. На основе анализа периодической печати выявить основные характеристики экономического эффекта от проведения международных спортивных соревнований. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ 1. Физическая культура и спорт как отрасль непроизводственной сферы. Отраслевой аспект физической культуры и спорта. 2. Продукт отрасли «физическая культура и спорт». Физкультурно-образовательные и спортивно-оздоровительные услуги, их особенности. Рынок физкультурно-спортивных услуг. 3. Государственное финансирование физической культуры и спорта в России. 4. Внебюджетные источники финансирования и накопления денежных средств физической культуры и спорта, их характеристика. 5. Спонсорство как источник материального обеспечения физической культуры и спорта. 6. Реализация билетов и прав трансляции в спорте. 7. Сущность управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. Структура органов управления, их основные цели и задачи. 8. Государственное регулирование экономических отношений в сфере физической культуры и спорта. 9. Саморегулирование экономических отношений в физкультурно-спортивных организациях. 10. Труд и оплата труда работников образования и физической культуры. Особенности нормирования и регулирования труда педагога по физической культуре. 11. Особенности труда педагога по физической культуре. Особенности рынка труда в отрасли «физическая культура и спорт». 12. Особенности заключения контрактов с различными категориями работников физической культуры и спорта. Структура и содержание контракта (трудового договора). 13. Основные формы оплаты труда работников физкультурно-спортивных организаций. 14. Основные формы морального стимулирования работников физкультурно-спортивных организаций. 15. Структура и содержание тарифно-квалификационной характеристики работников физкультурно-спортивных организаций. 16. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы. Ставки заработной платы. 17. Требования к квалификации педагогических работников при присвоении квалификационных категорий. 18. Сущность материально-технической базы физической культуры и спорта. Состав основных и оборотных фондов. 19. Маркетинг и его роль в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг. Комплексный характер маркетинга в отрасли «физическая культура и спорт». 20. Классификация расходов на физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. 21. Затраты необходимые для подготовки спортсменов различной квалификации. Виды затрат, их характеристика. 22. Смета на проведение физкультурно-спортивного мероприятия. 23. Ценообразование на физкультурно-спортивные товары и услуги. Спортивная Интернет-экономика. 24. Методика расчета стоимости абонемента на занятия физическими упражнениями (видами спорта). 25. Методика расчета стоимости арендной платы на пользование спортивного сооружения. 26. Бизнес-планирование в работе физкультурно-спортивных организаций. Содержание и порядок разработки бизнес-плана. 27. Экономика физкультурно-спортивных сооружений. 28. Факторы и показатели экономического эффекта от проведения международных спортивных соревнований. 29. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций, их различия. 30. Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций и объединений, их характеристика. 31. Банкротство физкультурно-спортивных организаций. 32. Сущность и основы конкуренции. Основные виды конкуренции, их характеристика. 33. Основные методы и этапы конкурентной борьбы, их характеристика. Стратегия и тактика конкурентной борьбы. 34. Теория и практика определения экономической эффективности физической культуры, спорта и образования. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Современное состояние и перспективы развития отрасли «физическая культура и спорт» в Российской Федерации (субъекте Российской Федерации). 2. Социально-культурные услуги как основной продукт отрасли «физическая культура и спорт». 3. Особенности экономической деятельности коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций. 4. Современные источники финансирования физической куль туры и спорта в Российской Федерации (субъекте Российской Федерации). 5. Структура и содержание сметы на проведение физкультурное спортивного мероприятия. 6. Организация труда работников физической культуры и спорта 7. Тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. 8. Особенности контрактных правоотношений работников физической культуры и спорта. 9. Современные формы материального и морального стимулирования труда работников физической культуры и спорта. 10. Современное состояние обеспеченности населения Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) физкультурно-спортивными сооружениями. 11. Показатели эффективной эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений. 12. Микроэкономический анализ стоимости занятий физической культурой и спортом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Экономика физической культуры и спорта представляет собой современную экономическую дисциплину, возникновение которой связано с введением в России новых экономических отношений. За последние годы экономические отношения в физической культуре и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, команд и федераций. Изучение экономики физической культуры и спорта позволяет выпускнику приступить к профессиональной работе, будучи вооруженным знаниями о рыночных отношениях и умениями работать в этой обстановке. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в физической культуре и спорте, качественно улучшить параметры их функционирования, могут только высококачественные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовит таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знаний экономики физической культуры и спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания физкультуры и спорта в целом. В рамках этой основной задачи подготовлена программа по дисциплине «Экономика физической культуры и спорта» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Обязательным минимумом содержания дисциплины. В современных российских условиях содержание программы имеет практическую значимость, в частности обязательное написание студентами бизнес-плана собственной спортивной организации прививает элементы самостоятельности, рациональности в выборе наилучших путей организации бизнеса Дисциплина тесно взаимосвязана с «Экономикой», «Менеджментом ФК и С», «Физкультурно-спортивными сооружениями», «Социологией ФК и С» и рядом других дисциплин.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» (ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Учебно-методический комплекс дисциплины: СД.Ф.6. Экономика физической культуры и спорта
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Дата: 2019-02-19, просмотров: 230. |