Развитие мышления и воображения в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы. Мышление неразрывно связано с речью. Слово позволяет назвать признак или свойство предмета (объекта). В речи оформляется процесс рассуждения.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинает с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средства решения задачи – мыслительные операции:- анализ; - синтез; - сравнение; - обобщение; - абстракция.

Мышление может осуществляться с помощью практических действий и на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане.

Развитие мышления дошкольника осуществляется от наглядно-действенного к наглядно-образному и, наконец, к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Мышление ребёнка, как и взрослого, всегда предполагает решение какой-либо задачи, что предполагает соотношение цели задачи с её условием.

Особенности мышления в дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Наиболее существенные особенности развития детского мышления (от 2 до 6 лет):

- первые обобщения связаны с действием – ребёнок мыслит «действуя». - наглядность детского мышления, которая проявляется в конкретности – т.е. ребёнок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны из личного опыта или наблюдений.

Теория развития интеллекта Ж.Пиаже. До Пиаже в психологических представлениях о когнитивном развитии ребёнка преобладали два подхода, основанных:

на принципе биологического созревания; 2) на принципе влияния среды.

В своей теории развития интеллекта Ж. Пиаже подошёл к проблеме мышления, сосредоточившись на взаимодействии между естественным созреванием способностей ребёнка и его взаимосвязи с окружением. Пиаже видел в ребёнка активного участника этого процесса, а не пассивного субъекта биологического развития и навязываемых извне стимулов.

В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделяет 3 главные стадии:

1) стадия сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет) 2) стадия конкретных операций (2 - 11или 12 лет): дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет), период конкретных операций (младший школьный возраст). Происходит постепенная интериоризация действий и превращение их в операции. Этот возраст характеризуется развитием речи, что способствует активизации процесса интериоризации (перехода во внутренний план) внешних действий с предметами, т.о. у ребёнка формируются представления. Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измеримому признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Т.о., на стадии конкретных операций дети оказываются в состоянии упорядочивать объекты по различны признакам. 3.Стадия формальных операций (с 11- 12 до 14-15 лет). На этой стадии мыслительные действия могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Это абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукции.

Гальперин считал, что развитие мышления ребёнка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами.

Автор выделил 4 параметра, по которым преобразуются действия: 1.уровень выполнения (включает действия с предметами, действия в плане внешней речи, действия в уме);2. полнота выполнения операций;3 мера обобщения;4. мера освоения

Основа развития мышления – формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания ребёнок может усвоить и как он их может использовать.

Этапы развития мышления. Н.Н.Поддьяков выделил шесть этапов развития мышления от младшего до старшего дошкольного возраста. Эти этапы следующие.

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане.

2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им может быть сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование образами объектов.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному и внутренне представленному плану. В его основе — память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается во внутреннем плане (в уме) с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения бе:з последующего обращения к практическим действиям с предметами.

Важный вывод, который был сделан Поддьяковым заключается в том, что у детей пройденные этапы в развитии мыслительных действий полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются более совершенными.

Растущая познавательная потребность во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребёнок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Сухомлинский – «населяя окружающий мир фантистическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети сосдают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов; переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 215.