Смазки классифицируют по составу и назначению. Так как определяющее влияние на структуру и свойства смазок оказывают загустители, тип загустителя положен в основу классификации смазок по составу. По типу загустителя масла подразделяют на:
1. Мыльные смазки.
2. Углеводородные смазки.
3. Смазки на неорганических загустителях.
Мыльные в зависимости от состава загустителя делятся на
- обычные мыльные смазки;
- смазки на комплексных мыльных загустителях (в состав загустителя входят соли низко- и высокомолекулярных кислот);
- смазки на смешанных мыльных загустителях (в состав загустителя входят соли различных металлов).
По типу катиона молекулы мыла смазки делят на кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и т.д.
По составу жиров выделяют смазки
на синтетических жирах (фракции синтетических жирных кислот, получаемые окислением парафинов);
на природных жирах (как правило смеси гидрированных растительных и животных жиров);
на технических жирных кислотах (стеариновой, 12-оксистеариновой и т.п.).
По назначению смазки делят на:
антифрикционные - для снижения трения и износа деталей машин и механизмов;
консервационные - для защиты металлических изделий от коррозии;
уплотнительные - для герметизации трущихся поверхностей, зазоров и щелей;
специальные - фрикционные, приработанные, противооблединительные и др.
Современная классификация смазок по назначению приведена в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Классификация пластичных смазок по ГОСТ 23258-78
Подгруппа | Области применения | Примеры | |
Антифрикционные
(предназначены для снижения износа и трения сопряженных деталей)
Узлы трения, работающие при температуре до 70оС.
Узлы трения, работающие при температуре до 110оС.
Узлы трения, работающие при температуре от -30 до 130оС в условиях повышенной влажности среды; в достаточно мощных механизмах обеспечивают работоспособность узлов при температуре -40оС.
Узлы трения, работающие при температуре свыше 150оС
Узлы трения, работающие при температуре ниже -40оС
Подшипники качения при контактных напряжениях 250 кПа и подшипники скольжения при удельных нагрузках более 15 кПа; содержат противозадирные и противоизносные присадки или твердые добавки.
Узлы трения, имеющие контакт с агрессивными средами.
Узлы трения приборов и точных механизмов.
Зубчатые и винтовые передачи всех видов
Сопряжение поверхности с целью облегчения сборки, предотвращения задиров и ускорения приработки.
Окончание табл. 5.1
Подгруппа | Области применения | Примеры | ||
Узкоспециализированные (отраслевые) смазки | Узлы трения, смазки для которых должны удовлетворять дополнительным требованиям, не предусмотренным в вышеперечисленных подгруппах (прокачиваемость, эмульгируемость, искрогашение и т.д.). | ВНИИНП-242; ЛДС-1; ЛДС-3; ЭШ-176; СВЭМ. | ||
Брикетные | Узлы и поверхности скольжения с устройствами для использования смазок в виде брикетов. | |||
Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации) | ||||
| Металлические изделия и механизмы всех видов, за исключением стальных канатов и изделий, требующих использования консервационных масел для твердых покрытий. | Пушечная (ПВК); ВНИИСТ-2; ВТВ-1; ПП-95/5; АК; ЗЭС; ПН. | ||
Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем) | ||||
Арматурные | Запорная арматура и сальниковые устройства. | Р-2; Р-113; Р-402; ВНИИНП-263, 291, 292; Вакуумная; Замазка вакуумная; Замазка ЭЗК-3у и т.д. | ||
Резьбовые | Резьбовые соединения | |||
Вакуумные | Подвижные и разъемные соединения и уплотнения вакуумных систем. | |||
Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов) | ||||
| Стальные канаты и тросы, органические сердечники стальных канатов. | Канатная 39У; БОЗ-1; Торсиол-35Б; Торсиол-35Э и т.д. | ||
Антифрикционные (около 70 марок, самая большая группа). Применяются для смазывания грубых и высоконагруженных узлов трения транспортных средств (подвесок ходовых частей, рессор), горнодобывающего оборудования, различных узлов индустриальных механизмов (конвейеров, сельскохозяйственных машин), подшипников, электродвигателей и т.д. К ним относятся солидол, Литол-24, Фиол-1, ЦИАТИМ-221 и др.
Защитные, или консервационные, смазки. Служат для предохранения металлических поверхностей от коррозии, кожаных изделий от высыхания и гниения. Эти смазки наносят на металлические поверхности в нагретом до 100-110оС состоянии, а при расконсервации смывают органическим растворителем или горячей водой. наиболее известные представители - Мовиль, Мольвин-МЛ, используемые для защиты от коррозии внутренних труднодоступных поверхностей кузовов автомобилей.
Уплотнительные смазки (14 марок) применяют в качестве уплотнительной среды в резьбовых соединениях, трубопроводной и запорной аппаратуре, в узлах соединения вакуумных систем и т.д.
Канатные смазки - влагостойкие и низкозастывающие, рассчитанные для работы при -50оС, используемые для пропитки сердечников силовых стальных канатов, а также при их изготовлении и эксплуатации в горнодобывающем и подъемно-транспортном оборудовании.
Также среди антифрикционных рассматриваются:
· автомобильные смазки (Литин-2; АМ-карданная; Литол 459/5; ЛСЦ-15 и пр.);
· железнодорожные смазки (ЛЗ-ЦНИИ; ЖРО; Кулисная ЖК; ЦНИИ-КЗ; ЖТ-72 и пр.);
· морские смазки (АМС-1; АМС-3; МС-70; МУС-3А; МЗ);
· авиационные смазки (Эра; АТЛАНТА; Сапфир; СЭДА; Свинцоль-01; НК-50; № 9);
· индустриальные смазки (Униол-2М/2; ИП-1(Л, З); ЛКС-2 и т.п.);
· буровые смазки (Долотол Н; Долотол АУ; Долотол НУ; Геол-1; Пластол);
· Электроконтактные смазки (ВНИИНП-248, 502; Электра).
Большая часть смазок как по ассортименту, так и по объемам производств относится к первым двум группам. для приготовления антифрикционных смазок применяют в основном мыльные загустители, для консервационных - углеводородные. С точки зрения применения пластичные смазки наиболее эффективны при высоких температурах и контактных нагрузках, в узлах трения, работающих периодически или с частым изменением направления движения. Смазки хорошо герметизируют узлы трения, при их использовании снижаются затраты на смазочные материалы и обслуживание механизмов.
Также существует классификация по консистенции. По консистенции смазки разделяют на пластичные, полужидкие и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой в которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем - дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.
За рубежом широко используют классификацию смазок по пенетрации.
Выбор мыла: при прочих равных условиях наиболее крупные волокна характерны для натриевых смазок (до 80 мкм), короткие - для литиевых (2- мкм) и кальциевых (1-3 мкм). Дисперсная фаза алюминиевых смазок образована аморфными микросферическими частицами менее 0,1 мкм.
Для мицелло- и структурообразования важным фактором является температура: коллоидно-химические процессы в производстве смазок происходят при непрерывно изменяющейся температуре и полностью не заканчиваются по завершению их приготовления (при охлаждении до 30-40оС). Поэтому необходимо осуществлять "дозревание" смазок в течение 1-2 дней при покое и комнатной температуре. однако для многих смазок равновесное состояние не достигается и они меняют со временем свойства.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.