Совместная перевозка опасных грузов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совместная перевозка опасных грузов определена Приложением 4 ППОГ. По горизонтали и вертикали указаны классификационные шиф- ры. На пересечении двух классификационных шифров указан знак «+» или «–», которые обозначают:

«+» — разрешена совместная перевозка;

 

«–» — запрещена совместная перевозка


2 Совместная перевозка опасных грузов с неопасными.

Совместная перевозка опасных грузов с неопасными определена Приложением 5 ППОГ. По горизонтали указаны классы и подклассы опасных грузов, а по вертикали – наименование неопасных грузов. На пересечении класса или подкласса и наименования груза указан знак

«+» или «–», которые обозначают:

«+» — разрешена совместная перевозка;

«–» — запрещена совместная перевозка.

Приложение № 5 к Правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам

Таблица возможной совместимости перевозки опасных грузов с неопасными грузами

 

Наименование неопасных грузов

Классы опасных грузов

2.1 2.2 2.3 3 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 6.1 8 9
Растительные масла и жиры + + +
Пушно-меховые изделеия и другие ценные грузы   –   –   –   –   –   –   –   –   –   –   –   –
Писчебумажные изделия и книги +
Предметы электро- техники и точной механики   +   +   +   +   +   –   –   +   –   –   –   +
Химико- фармацевтические, лекарственные, парфюмерно- косметические товары     –     +     –     +     –     –     –     –     –     –     –     +
Домашние вещи, игрушки +
Продовольственные и хлебофуражные продукты   –   +   –   –   –   –   –   –   –   –   –   –
Прочие неопасные грузы + + + + + + + +

Лекция 6. СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе опасных грузов в графе «Специальные условия» цифрой «2», перевозятся в со- провождении проводников или специалистов грузоотправителей, гру- зополучателей с соблюдением требований ППОГ и правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Без указанного сопровождения вагоны с такими грузами станцией отправления к перевозке не принимаются.

Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанно- стей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструк- цию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой по- мощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и осуществлять кон- троль в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза.

Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спец- одеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения, дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами.

В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, вследствие которой он не может следовать по назначению, вагон отце- пляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находит- ся под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправ- ности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, уста- новленном железнодорожной администрацией.

При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровож- даться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но сле- дуют без проводников, они должны задерживаться на станции до при- бытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или

в другом безопасном месте, определенном в техническо-
распорядительном акте станции (ТРА) и должны находиться
под охраной.      

Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции от- правления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представи- телей в пункт задержки.

Проводники, специалисты, наряды и воинские караулы, сопрово- ждающие опасные грузы, подчиняются таможенным, паспортным, же- лезнодорожным и другим правовым актам стран, железные дороги ко- торых участвуют в перевозке.

Наряды военизированной охраны железных дорог сопровождают опасные грузы только в пределах границ своих государств. Порядок и место передачи опасных грузов под охрану нарядов военизированной охраны соседних железных дорог на пограничных станциях устанавли- ваются пограничными соглашениями.

 

Лекция 7. ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к пе- ревозке в таре и упаковке, предусмотренной стандартами или техниче- скими условиями на продукцию, а также соответствующей требовани- ям Типовых правил ООН или ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаков- ка» с учетом национального законодательства.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью исключать утечку и просыпание груза, обеспечивать его сохранность и безопасность перевозки. Материалы, из которых изготовлены тара и упаковка, должны быть инертными по отношению к содержимому.

Опасные грузы, которые выделяют легковоспламеняющиеся, ядо- витые (токсичные), едкие (коррозионные) газы или пары, грузы, кото- рые становятся взрывчатыми при высыхании или могут опасно взаимо- действовать с воздухом и влагой, а также грузы, обладающие окис- ляющими свойствами, должны быть упакованы герметично.

Опасные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в прочные ящики (деревянные, полимерные, металлические) с заполне- нием свободного пространства соответствующими негорючими про- кладочными и впитывающими материалами. Грузы в мелкой расфасов- ке, перевозимые как неопасные согласно п. 2.1.43 ППОГ, допускается упаковывать в ящики из гофрированного картона.


Ящики должны иметь обечайки, вкладыши, перегородки, решет- ки, прокладки, амортизаторы.

Стенки ящиков должны быть выше закупоренных бутылей и ба- нок не менее чем на 50 мм. При перевозке мелкими отправками опас- ные грузы в стеклянной таре должны быть упакованы в плотные дере- вянные ящики с крышками.

Опасные грузы в металлических или полимерных банках, бидонах и канистрах должны быть упакованы в деревянные ящики или обре- шетки.

Опасные грузы в мешках и ящиках из гофрированного картона, если такая упаковка предусмотрена стандартами или техническими ус- ловиями на продукцию, должны перевозиться повагонными отправка- ми. При перевозке мелкими отправками опасные грузы в мешках долж- ны быть упакованы в жесткую транспортную тару (металлические или фанерные барабаны, бочки, деревянные или металлические ящики).

Совместная упаковка в одном грузовом месте допускается только для тех опасных грузов, которые разрешены к совместной перевозке в одном вагоне согласно Приложениям 4 и 5. При этом каждое вещество упаковывается отдельно в соответствии со стандартами или техниче- скими условиями на это вещество. Упакованные вещества помещаются в плотный деревянный ящик с гнездами. Дно ящика, свободные проме- жутки в гнездах, а также свободное пространство под крышкой запол- няются мягким негорючим упаковочным материалом. Ящик плотно за- крывается крышкой. Масса брутто такого грузового места не должна превышать 50 кг.

Все совместно упакованные вещества должны быть поименованы в накладной с указанием массы каждого вещества.

Опасные грузы, следующие в районы Крайнего Севера и трудно- доступные районы, должны иметь тару и упаковку в соответствии с ГОСТ 15846-2002 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севе- ра и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирова- ние и хранение».

При перевозке жидких опасных грузов повагонными отправками грузоотправитель обязан помещать в вагоны не менее 1 % мест порож- ней тары на случай повреждений отдельных грузовых мест.

На грузовые места с опасными грузами должна быть нанесена транспортная маркировка в соответствии с правилами перевозок гру-


зов, кроме этого, отправитель обязан нанести маркировку, характери- зующую вид и степень опасности груза и содержащую:

· знаки опасности (форма и описание которых приведены в Приложении 6 ППОГ);

· наименование груза согласно Алфавитному указателю (при совместной упаковке в одном грузовом месте нескольких опасных гру- зов наименование наносится для каждого груза);

· классификационный шифр;

· номер ООН.

Нанесение знаков опасности производится: на ящиках и транс- портных пакетах — на трех поверхностях (боковой, торцевой и верх- ней), на бочках — на одном из днищ и обечайке (цилиндрической час- ти); на кипах и тюках — на торцевой и боковой поверхностях, на дру- гих видах тары (баллонах и др.) — в наиболее удобных местах, хорошо видимых при размещении в вагоне.

Знаки опасности из бумаги и картона прикрепляются к таре клея- ми. Знаки из ткани пришиваются. Знаки из фанеры, металла, пластмас- сы прикрепляются болтами, шурупами, гвоздями, а также проволокой, если применить другой способ прикрепления невозможно (грузы в бал- лонах и др.).

Непосредственно на тару и упаковку знаки наносятся краской по трафарету. При совпадении цвета знака с цветом тары упаковки знак наносится на контрастный фон.

Знаки опасности разделяются:

· на основной, характеризующий основной вид опасности и со- ответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз;

· дополнительный, характеризующий вид дополнительной опас- ности.

Если груз обладает несколькими видами опасности, то грузоот- правитель обязан нанести на упаковку все знаки, соответствующие этим видам опасности. Номер класса в этом случае наносится только на основной знак опасности.

При совместной упаковке опасных грузов различных классов на грузовое место должны наноситься знаки опасности, соответствующие каждому грузу.

При перевозке опасных грузов в транспортных пакетах знаки опасности должны быть нанесены как на упаковку, так и на пакеты, ес-


ли в сформированном пакете знаки опасности, нанесенные на упаков- ках, не видны.

 

 

 

Рисунок 4 — Нанесение маркировки на тару, при перевозке опасного груза

 

 

Лекция 8. ЗНАКИ ОПАСНОСТИ

На транспортную тару и транспортные средства с опасными гру- зами должны быть нанесены знаки опасности, согласно колонке 9 Ал- фавитного указателя опасных грузов (приложение 2 ППОГ).

Примечание 1. В некоторых случаях знаки опасности изображены с пунктирным внешним контуром. Этот контур наносить не требуется, если знак располагается на контрастном фоне.

Примечание 2. На знаках опасности для классов 2, 3, 5.1, 5.2, 8 и 9 в нижнем углу должен указываться соответствующий номер класса. На знаках для классов 4.1, 4.2 и 4.3 и для классов 6.1 и 6.2 в нижнем углу должны указываться только цифры «4» и «6» соответственно.


Символы, текст и цифры должны быть нанесены черным цветом на всех знаках опасности, кроме знаков опасности:

а) для класса 8, где текст (если таковой имеется) и номер класса должны быть белого цвета;

б) с полностью зеленым, красным или синим фоном, где они мо- гут быть белого цвета;

в) образца № 2.1 на баллонах и баллончиках для газов под № ООН 1011, 1075, 1965 и 1978, где они могут быть размещены непосредствен- но на самом сосуде, если цвет его поверхности обеспечивает достаточ- но контрастный фон.

Знаки опасности должны соответствовать предписанным образ- цам и наноситься таким образом, чтобы они не стирались, были види- мыми, выдерживали воздействие любых погодных условий без сущест- венного ухудшения их качества.

Размещение знаков опасности. Знаки опасности на транспорт- ной таре, упаковке должны быть размещены:

a) на одной и той же поверхности тары, упаковки, если размеры тары, упаковки позволяют сделать это;

б) на таре, упаковке таким образом, чтобы никакая часть или ком- понент тары и никакой другой знак или другая маркировка не закрыва- ли и не загораживали их;

в) рядом, если требуется нанесение более одного знака опасности. Если тара, упаковка имеет неправильную форму или размеры ко- торой не позволяют разместить на ней знак опасности, то знак опасно- сти может быть нанесен на тару, упаковку с помощью прочно прикреп-

ленной бирки или иным подходящим способом.

Знаки опасности на контейнерах, в т. ч. контейнерах-цистернах, наносятся с четырех сторон и сверху.

Если контейнер-цистерна имеет несколько отсеков, в которых пе- ревозятся два или более опасных грузов, надлежащие знаки опасности должны быть размещены на каждой боковой стороне соответствующе- го отсека, а также по одному знаку опасности каждого образца, нахо- дящегося на боковой стороне, должны быть размещены на обеих тор- цевых сторонах.

Если знаки опасности, прикрепленные к контейнерам, не видны снаружи перевозящих их вагонов, то такие же знаки опасности должны


прикрепляться и к обеим боковым сторонам вагона. В ином случае раз- мещать знаки опасности на вагоне не требуется.

При контрейлерной перевозке знаки опасности должны прикреп- ляться к обеим боковым сторонам вагона. На боковых сторонах вагона знаки опасности могут не наноситься, если:

а) на автотранспортной цистерне или транспортном средстве, в котором опасные грузы перевозятся навалом, имеющиеся знаки опас- ности видны;

б) на автотранспортном средстве, в котором опасные грузы пере- возятся в упаковках, установлены и видны знаки опасности, соответст- вующие перевозимым упаковкам.

Порядок нанесения основного и дополнительного знаков опасности на транспортное средство

 

Рисунок 5 — Знаки опасности для груза Нитрилы легковоспламеняющиеся ядовитые

 

На транспортную тару и транспортные средства с опасными гру- зами должны быть нанесены знаки опасности, согласно колонке 9 При- ложение 2 ППОГ.

Знаки опасности, наносимые на упаковку, должны иметь форму квадрата, поставленного на вершину, с минимальными размерами 100 х 100 мм. Они должны быть обведены по всему периметру линией того же цвета, что и изображенный на знаке символ, проведенной па- раллельно кромке на расстоянии 5 мм от нее. Знаки располагаются на контрастном фоне или обводятся внешним пунктирным или сплошным


контуром. В зависимости от размеров упаковки размеры знаков могут быть уменьшены при условии, что они будут ясно видимыми.

Знаки опасности, наносимые на газовые баллоны, содержащие вещества класса 2, с учетом их формы и расположения защитных уст- ройств, при нанесении на нецилиндрическую (суживающуюся) часть этих баллонов могут быть уменьшены. Знак основной опасности и цифры на любом знаке должны быть полностью видны и символы должны оставаться различимыми.

Знаки опасности условно делятся на две половины. Верхняя поло- вина знака используется для символа, а нижняя — для текста (если тре- буется) и номера класса.

На знаках опасности для классов 2, 3, 5.1, 5.2, 8 и 9 в нижнем углу должен указываться соответствующий номер класса. На знаках для классов 4.1, 4.2 и 4.3 и для классов 6.1 и 6.2 в нижнем углу должны ука- зываться только цифры «4» и «6» соответственно.

Символы, текст и цифры должны быть нанесены черным цветом на всех знаках опасности, кроме знаков опасности:

а) знаков опасности для класса 8, где текст (если таковой имеется) и номер класса должны быть белого цвета;

б) знаков опасности с полностью зеленым, красным или синим фоном, где они могут быть белого цвета;

в) знаков опасности образца № 2.1 на баллонах и баллончиках для газов под № ООН 1011, 1075, 1965 и 1978, где они могут быть разме- щены непосредственно на самом сосуде, если цвет его поверхности обеспечивает достаточно контрастный фон.

Знаки опасности должны соответствовать предписанным образ- цам и наноситься таким образом, чтобы они не стирались, были види- мыми, выдерживали воздействие любых погодных условий без сущест- венного ухудшения их качества.

Образцы знаков опасности ЗНАК ОПАСНОСТИ КЛАССА 2

Газы

Символ (пламя): черный или белый (за исключением случаев, преду- смотренных в пункте 5 в Приложе- ния 6 ППОГ); фон: красный; цифра

«2» в нижнем углу.


Невоспламеняющиеся, неядовитые, (нетоксичные) газы

Символ (газовый баллон): черный или белый; фон: зеленый; цифра «2» в нижнем углу.

 

Ядовитые (токсичные) газы

Символ (череп и скрещенные кости): черный; фон: белый; цифра «2» в нижнем углу

 

 

Символ (пламя): черный или бе- лый; фон: красный; цифра"3" в нижнем углу.

 

Символ (пламя): черный; фон: белый с семью вертикальными красными полосами; цифра «4» в нижнем углу.


 


Символ (пламя): черный; фон: верхняя половина белая, нижняя — красная; цифра «4» в нижнем углу.

 

 

Символ (пламя): черный или белый; фон: синий; цифра «4» в нижнем углу.

 

Символ (пламя над окружностью): черный; фон: желтый; цифры «5.1» в нижнем углу.

 

Символ (пламя): чёрный или белый; фон: верхняя половина красная, нижняя — жёлтая; цифры «5.2» в нижнем углу.

 

 

Символ (череп и скрещенные кости): черный; фон: белый; цифра «6» в нижнем углу.


 

В нижней половине знака могут иметься надписи:

«ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО» и «В СЛУЧАЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ИЛИ УТЕЧКИ НЕМЕДЛЕННО УВЕДОМИТЬ ОРГАНЫ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ».

Символ (три полумесяца, наложенные на окруж- ность) и надписи: черные; фон: белый; цифра «6» в нижнем углу

 

 

Символ (жидкости, выливающиеся из двух пробирок и поражающие руку или металл): черный; фон: верх- няя половина белая, нижняя — черная с белой кай- мой; цифра «8» белая в нижнем углу.

 

 

Символ (семь вертикальных полос в верхней поло- вине): черный; фон: белый; подчеркнутая цифра «9» в нижнем углу.

 

 

 

 

Рисунок 6 — Нанесение размеров на знаки опасности


Знаки опасности на вагонах, перевозящих грузы насыпью или на- валом, в упакованном виде, на вагонах-цистернах должны размещаться на обеих боковых сторонах вагона.

Знаки опасности, которые наносятся на вагоны и контейнеры, должны:

· иметь размеры не менее 250 x 250 мм, с линией того же цвета, что и символ, проходящей с внутренней стороны параллельно кромке на расстоянии 12,5 мм от нее;

· соответствовать знаку опасности, наносимому на грузовое ме- сто или упаковку, данного опасного груза, в отношении цвета и симво- ла (см. Приложение 6 ППОГ);

· иметь высоту цифр, обозначающих номер класса не менее

25 мм;

· иметь между символом и номером класса опасности номер аварийной карточки, если он не размещен на вагоне или контейнере в виде отдельной таблички в соответствии с п. 24 Приложения 6 ППОГ. Номер аварийной карточки размещается в прямоугольнике на белом фоне (см. п. 24). Высота цифр номера аварийной карточки должна быть 100 мм. В случае, когда груз обладает несколькими видами опасности, номер аварийной карточки должен быть указан только на основном знаке опасности.

Маркировка в виде табличек оранжевого цвета

Прямоугольные таблички оранжевого цвета, должны быть при- креплены рядом со знаками опасности (так чтобы они были хорошо видны).

На этих табличках оранжевого цвета в соответствии должны быть указаны код опасности и номер ООН, предписанные соответственно в колонках 6 и 1 Алфавитного указателя.

Если таблички оранжевого цвета, прикрепленные к контейнерам не видны снаружи вагона, то такие же таблички должны прикрепляться и к обеим боковым сторонам вагона.

Таблички оранжевого цвета должны иметь 400 мм в основании, в высоту 300 мм, черную окантовку шириной 15 мм и могут быть свето- отражающими. Применяемые материалы должны быть атмосферостой- кими, не должны стираться при любых погодных условиях и обеспечи- вать долговечность маркировки в течение продолжительного времени,


но не менее срока перевозки. Табличка не должна отделяться от ее кре- пления.

Таблички могут быть нанесены в виде самоклеящейся этикетки, маркировки, нанесенной краской, или в виде любой другой равноцен- ной маркировки.

 

Рисунок 7 — Нанесение маркировки в виде оранжевой таблички

 

Номер ООН (4 цифры)

Код опасности (2 или 3 цифры, перед которыми в соответствую- щих случаях проставляется буква «Х»)

 

Знак опасности может быть основной и дополнительный.

 

Рисунок 8 — Нанесение основного и дополнительного знака опасности для груза эфир метилхлорметиловый, наносимый на транспортное средство


На основном знаке наносится:

· символ;

· № АК;

· № класса.

На дополнительном знаке наносится только символ.

 

Лекция 9. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДВИЖНОМУ СОСТАВУ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Для перевозки опасных грузов используют: универсальные кры- тые вагоны парка железных дорог грузоотправителей (грузополучате- лей), арендованные грузоотправителями (грузополучателями), универ- сальные контейнеры парка железных дорог, грузоотправителей (грузо- получателей), арендованные грузоотправителями (грузополучателями). Для перевозки опасных грузов могут также использоваться специали- зированные вагоны грузоотправителей (грузополучателей) и специали- зированные контейнеры грузоотправителей (грузополучателей), конст- рукция и параметры которых должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий и обеспечивать сохранность груза и безопасность перевозки.

Для перевозки опасных грузов наливом используют вагоны- цистерны или специализированные контейнеры-цистерны грузоотпра- вителей (грузополучателей). Специализированные контейнеры- цистерны, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь сертификат компетентного органа, подтверждающий периодиче- ское освидетельствование контейнера-цистерны и возможность пере- возки в нем соответствующего опасного груза.

Подаваемые под погрузку опасных грузов вагоны и контейнеры должны быть исправны и очищены от ранее перевозимых грузов и мусора.

Пригодность всех вагонов и контейнеров под перевозку опасных грузов в коммерческом отношении определяется грузоотправителями.

Запрещается подавать под погрузку опасных грузов вагоны и кон- тейнеры без технического осмотра и признания их годными под пере- возку этих грузов. Начало погрузки опасных грузов в порожние вагоны и контейнеры разрешается производить не позднее 24 часов с момен- та окончания технического обслуживания. Техническое обслуживание подвижного состава (платформы, полувагоны, контейнеровозы), ис-


пользуемого для размещения контейнеров с опасными грузами (в том числе при перегрузке), осуществляется на общих основаниях.

Результаты осмотра записываются в журнале формы ВУ-14 с ука- занием наименования груза, под перевозку которого этот крытый вагон или контейнер предназначается.

Не допускается подавать под погрузку опасных грузов вагоны, у которых до планового ремонта осталось менее 15 суток.

Технический осмотр и определение пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозных и ударно- тяговых устройств подвижного состава, принадлежащего грузоотпра- вителям (грузополучателям) или арендованного ими, производится ра- ботниками вагонного хозяйства железных дорог по заявке грузоотпра- вителя, подаваемой начальнику станции письменно или регистрируе- мой телефонограммой.

Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.

Перед каждой погрузкой опасного груза в специализированный или арендованный крытый вагон или контейнер-цистерну грузоотпра- витель обязан предъявить работникам станции и вагонного депо свиде- тельство о техническом состоянии крытого вагона или контейнера- цистерны, включая его арматуру и оборудование, гарантирующее безо- пасность перевозки этого груза (Приложение 9 ППОГ). Номер свиде- тельства работники вагонного хозяйства проставляют в книге формы ВУ-14, а грузоотправитель в графе 2 накладной должен сделать от- метку: «Вагон (контейнер-цистерна), его арматура и оборудование исправны и соответствуют установленным требованиям».

Перед каждой погрузкой опасного груза в специализированный или арендованный вагон-цистерну грузоотправитель обязан предъявить работникам станции и вагонного депо свидетельство о техническом со- стоянии вагона-цистерны, включая его арматуру и оборудование, га- рантирующее безопасность перевозки этого груза (Приложение 2 ППЖГ). Номер свидетельства работники вагонного хозяйства простав- ляют в книге формы ВУ-14, а грузоотправитель в графе 2 накладной должен сделать отметку: «Вагон (котел) и арматура исправны и соот- ветствуют установленным требованиям». Предъявляет перевозчику свидетельство с указанием его номера в журнале формы ВУ-14.


При подаче вагонов под сдвоенные операции на подъездные пути, где нет осмотрщиков вагонов, а также при погрузке опасных грузов на станциях, где нет работников службы вагонного хозяйства, порядок ос- мотра и подготовки вагонов, а также порядок направления подготов- ленных вагонов в пункт погрузки устанавливает начальник дороги.

Специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправителю (грузополучателю), или специально выделенные вагоны парка желез- ных дорог, арендованные грузоотправителем (грузополучателем), должны быть приписаны к станциям постоянной погрузки (выгрузки). В них разрешается перевозить только те опасные грузы, для которых данные вагоны предназначены.

В случае аренды вагонов для конкретных грузов или группы гру- зов грузоотправитель (грузополучатель) над знаком опасности наносит наименование груза или группы грузов (высота букв 15 см).

Под знаком опасности, оранжевой и белой табличками во всю ширину двери наносится черной краской надпись: «Другими грузами не загружать» или «Загружать только на станции приписки» (высота букв 10 см). Левее двери делается надпись: «Арендованный ... (указы- вают наименование арендатора). Срочный возврат на ст. ... (указывают станцию и дорогу приписки)».

После выгрузки из вагона или контейнера опасных грузов, имею- щих знак опасности по образцу № 7, грузополучатель обеспечивает де- зактивацию вагона или контейнера, если она необходима, и представ- ляет перевозчику справку об отсутствии «снимаемого загрязнения» на вагоне или контейнере.

Если на месте выгрузки очистка и обработка вагона или контей- нера не производилась, то этот вагон или контейнер перевозится на ус- ловиях ранее перевозимого опасного груза. Размещение и крепление опасных грузов в крытых вагонах и контейнерах, а также контейнеров с опасными грузами на открытом подвижном составе производятся в со- ответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов и правилами перевозок грузов. Способы размещения и крепления опас- ных грузов в специализированных контейнерах разрабатывает и утвер- ждает грузоотправитель. Эти способы должны соответствовать требо- ваниям технических условий погрузки и крепления грузов.

Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и кон- тейнерах, должен быть инертным по отношению к перевозимому опас- ному грузу.


При укладке опасных грузов в несколько ярусов для обеспечения устойчивости штабелей груза и предохранения упаковки от поврежде- ния между ярусами укладывают настилы из досок толщиной не менее 20 мм.

Отбор и подготовка вагонов (контейнеров) в противопожарном отношении под перевозку опасных грузов производятся в соответствии с Приложением 7, 7-а ППОГ.

Подготовка вагонов (контейнеров) в противопожарном отноше- нии под перевозку конкретного груза осуществляется грузоотправите- лем. При этом грузоотправитель должен проверить соответствие требований совместимости материалов, применяемых при подготовке вагонов (контейнеров), и перевозимого груза.

Для перевозки опасных грузов используют:

· крытые вагоны и контейнеры парка ОАО «РЖД»;

· открытый подвижной состав парка ОАО «РЖД»;

· специализированные вагоны, принадлежащие грузоотправите- лям, грузополучателям, (собственные, приватные);

· арендованные вагоны и контейнеры. Так же могут быть использованы:

· цистерны с верхним, нижним сливом, с универсальным слив- ным прибором;

· специальные цистерны грузоотправителя (грузополучателя),

рассчитанные на давление;

· специализированные контейнеры, контейнеры-цистерны.

К специализированным вагонам относят вагоны разных типов, имеющих специальную конструкцию (особые формы кузовов, устрой- ство, оборудование, приспособления), предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки, выгрузки.

Специализированные контейнеры-цистерны, предназначенные для перевозки жидких опасных грузов классов 3; 5.1; 5.2; 6.1; 8 должны быть без нижнего сливного прибора и иметь сертификат компетентного органа, подтверждающий периодическое освидетельствование контей- нера-цистерны и возможности перевозки в нем конкретного опасного груза.


Техническое состояние и пригодность под перевозку опасных грузов кузовов специализированных вагонов, корпусов контейнеров, а также их арматуры и оборудования определяет грузоотправитель.

В пунктах массового налива нефтепрдуктов вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, предъявляемые под налив, осматривают ин- спекторы-приемщики грузоотправителя одновременно с работниками железной дороги на путях, установленных ТРА станции, или на промы- вочно-пропарочных предприятий до подачи на фронт налива.

Не допускается налив груза в вагоны-цистерны, вагоны бункерно- го типа в случаях:

· если до их планового ремонта или технического освидетельст- вования осталось менее 30 суток, при этом остаток межремонтного ре- сурса составляет менее 1500 километров пробега;

· отсутствия ясной видимости номера вагона, табличек завода- изготовителя;

· отсутствия или неисправности наружных лестниц, переходных мостиков, рабочих площадок и их ограждений;

· отсутствия или неисправности двух и более рядом стоящих от- кидных болтов для крепления загрузочного люка колпака цистерны, от- сутствия проушины для пломбирования крышки люка ЗПУ;

· отсутствия на крышке загрузочного люка цистерны уплотни- тельной прокладки;

· отсутствия знаков опасности, надписей, трафаретов и отличи- тельной окраски;

· наличия трещин, вмятин и других дефектов котла;

· трещины на крышках загрузочных и сливных люков.

Все специализированнее и специальные цистерны для перевозки опасных грузов должны иметь отличительную окраску котлов, места для трафаретов о характере опасного груза, а также, в необходимых случаях и о наименовании груза.

Собственный подвижной состав с восьмизначной нумерацией окрашивается в зеленый цвет. У цистерн окрашивается в зеленый цвет рама и торцевые днища; у края днища по кругу наносится белая полоса шириною 300 мм. На днищах цистерн наносится трафарет «Срочный возврат на                                                                              (указывается станция и владелец инфраструктуры приписки), а под ним трафареты: «Арен-


да…» или «Собственность…» с указанием арендатора или владельца цистерны.

Окраска котлов цистерн и нанесение цветных полос вдоль ци- линдрической части его, а также соответствующих трафаретов и знаков опасности производится в зависимости от рода перевозимого опасного груза, согласно таблице.

 

 

Наименование груза Цвет котла Цвет полосы и ее ширина
Этиловая жидкость Алюминиевый Нижняя часть h=250 мм черная Зеленый В=500 мм
Желтый фосфор Желтый Красный В=500мм
Метанол Желтый Черный В=500
Сжиженные газы:

 

 

Светло-серый

Для всех газов В=300 мм
аммиак Желтый
хлор Защитный
сернистый ангидрид Черный
бутан

 

Красный

бутилен
пропан

 

При предъявлении под погрузку ВМ вагонов к последним предъ- являются дополнительные требования:

· колесные пары должны быть роликовыми и оборудованы ком- позиционными колодками, имеющими толщину не менее 30 мм;

· ходовая часть вагона должна быть оборудована тележками ЦНИИ-Х3, УВЗ-9м, УВЗ-IIА, ЦМВ, КВЗИ-2;

· должны отсутствовать дефекты колес (ползуны, выщербины,

«навары» и др.».

В книге ВУ-14 указываются дополнительные данные:

· о включении или выключении автотормозов;

· дате и месте последнего периодического ремонта.

Перед погрузкой ВМ грузоотправитель обязан заделать щели и просветы в дверных и люковых проемах крытых вагонах в порядке,


предусмотренном в Приложении № 8 ППОГ. Боковые и потолочные люки таких вагонов предварительно плотно закрываются и закрепля- ются изнутри проволокой и бруском. При перевозке ВМ автотормоза у вагонов должны быть выключены, если такое указание имеется в табл. П.10.1 и П.10.2 ППОГ. Перед подачей вагонов под погрузку этих ВМ осмотрщик вагонов обязан перекрыть разобщительный кран, за- крепить его в таком положении проволокой и опломбировать. Фактиче- ски в действующих ППОГ нет наименований грузов ВМ, при перевозке которых требуется выключение автотормозов.

При подаче вагонов под сдвоенные операции на подъездные пути, где нет осмотрщиков вагонов, а также при погрузке опасных грузов на станциях, где нет работников вагонного хозяйства порядок осмотра ва- гонов, а также порядок направления подготовленных вагонов в пункт погрузки устанавливает начальник дороги.

Размещение и крепление опасных грузов в крытых вагонах и кон- тейнерах, а также контейнеров с опасными грузами на открытом под- вижном составе производится в соответствии с Техническими условия- ми размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах и Прави- лами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Способы раз- мещения и крепления грузов в специализированных контейнерах раз- рабатывает и утверждает грузоотправитель. Схемы размещения и креп- ления ВМ в вагонах и контейнерах, а также контейнеров на подвижном составе разрабатываются грузоотправителями в соответствии с Техни- ческими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и кон- тейнерах (гл.1, 12), и утверждаются вышестоящей организацией грузо- отправителя.

Пригодность специализированных контейнеров для перевозки опасного груза, как в техническом, так и в коммерческом отношении устанавливает грузоотправитель.

 

Лекция 10. ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ

Отправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, заполненную в соответствии с требования- ми СМГС, Правил перевозок опасных грузов и других правил перево- зок грузов железнодорожным транспортом.


В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель, на- ряду с требованиями правил перевозок грузов, должен указать в соот- ветствии с Алфавитным указателем опасных грузов (Приложение 2 к ППОГ): код опасности, через дробь — номер ООН, надлежащее на- именование опасного груза, номер основного знака опасности (в скоб- ках — номер дополнительного знака опасности), номер аварийной карточки, например: «336 / ООН 1230 МЕТАНОЛ, 3 (6.1), АК 319».

Если опасный груз в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов (Приложение 2 к настоящим Правилам) имеет обоб- щенное или «не указанное конкретно (Н.У.К.)» наименование, грузоот- правитель должен дополнительно указать в накладной техническое на- именование груза в соответствии со стандартом или техническими ус- ловиями, например:

«33 / ООН 1266 ПРОДУКТЫ ПАРФЮМЕРНЫЕ (жидкость пар-

фюмерная «Канская»), 3, АК 308»

Если в графе 2 Алфавитного указателя опасных грузов (Приложе- ния 2 к настоящим Правилам) указано техническое наименование кон- кретного груза (наименование груза записано строчными буквами), то надлежащее наименование груза (наименование груза записано заглав- ными (прописными) буквами) определяется по соответствующему но- меру ООН. При этом условия перевозок и сведения, указываемые в на- кладной, определяются по строке Алфавитного указателя опасных гру- зов по данному конкретному грузу.

Если в графе 3 Алфавитного указателя опасных грузов (Приложе- ние 2 к настоящим Правилам) номер аварийной карточки отсутствует, то она должна быть разработана грузоотправителем и приложена к на- кладной. В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен сделать отметку «АК приложена».

Надлежащим наименованием груза, указанным в Алфавитном указателе опасных грузов, является та часть, которая наиболее точно описывает груз и которая напечатана заглавными (прописными) буква- ми (с добавлением любых цифр, приставок втор-, трет-, м-, н-, о-, п-, являющихся неотъемлемой частью наименования). После основного надлежащего наименования груза может быть указано в скобках аль- тернативное надлежащее наименование-синоним [например, ЭТАНОЛ (СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ)]. Части позиции, напечатанные строчными бук- вами, не должны считаться частью надлежащего наименования груза.


Надлежащее наименование груза может, в зависимости от необ- ходимости, использоваться в единственном или множественном числе. Кроме того, когда определяющие слова используются как часть надле- жащего наименования груза, порядок их указания в перевозочных до- кументах или маркировке упаковок является произвольным. Например, вместо «Диметиламина водный раствор» можно указывать «Водный раствор диметиламина». Уточняющее слово «РАСПЛАВЛЕННЫЙ», если только оно уже не указано прописными буквами в наименовании, содержащемся в Алфавитном указателе опасных грузов, должно быть добавлено в качестве части надлежащего наименования груза, когда вещество, являющееся твердым, предъявляется к перевозке в расплав- ленном состоянии (например, АЛКИЛФЕНОЛ ТВЕРДЫЙ, Н.У.К., РАСПЛАВЛЕННЫЙ).

В верхней части накладной, грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпели красного цвета. Для грузов, поименованных в Алфавитном указателе опасных грузов, про- ставляются штемпели, предусмотренные в графе 10 Алфавитного ука- зателя опасных грузов для данного груза. В вагонном листе аналогич- ные штемпели проставляются станцией отправления.

При оформлении перевозочных документов на перевозку опасных грузов грузоотправитель в графе 2 накладной делает отметку «Вагон (котел) и арматура исправны и соответствуют установленным требова- ниям». Предъявляет перевозчику свидетельство с указанием его номера в журнале формы ВУ-14.

При оформлении перевозочных документов на перевозку опасных грузов в собственной цистерне, грузоотправитель, в графе 2 (4) наклад- ной делает отметку «Вагон (котел) и арматура исправны и соответству- ют установленным требованиям. Свидетельство №313». Предъявляет перевозчику свидетельство с указанием его номера в журнале формы ВУ-14.

При оформлении перевозочных документов на перевозку опасных грузов в собственном крытом вагоне или контейнере, грузоотправитель, в графе 2 (4) накладной делает отметку «Крытый вагон (контейнер) ис- правен и соответствует установленным требованиям. Свидетельство

№ 213». Предъявляет перевозчику свидетельство с указанием его номе- ра в журнале формы ВУ-14.


Свидетельство о техническом состоянии крытого вагона указано в приложении 9 ППОГ. Свидетельство о техническом состоянии цистер- ны указано в приложении 2 ППЖГ.

 

Рисунок 9 — Свидетельство на цистерну


Рисунок 10 — Свидетельство о техническом состоянии крытого вагона

К каждой накладной на перевозку нефтепродуктов отправитель должен приложить паспорт качества (сертификат соответствия) на груз, если иное не предусмотрено соглашением с получателем.

При перевозке нефтепродуктов маршрутами и группами вагонов по одной накладной паспорт качества (сертификат соответствия) при- кладывается в количестве не менее пяти экземпляров, которые исполь- зуются в случаях отцепки вагонов-цистерн (например, при «распыле- нии» или вследствие технической неисправности).

 


 

На обороте накладной в графе 1, 2 делаются отметки:

 

 

Лекция 11. ОФОРМЛЕНИЕ ВОЗВРАТА ПОРОЖНИХ ЦИСТЕРН

Порожние вагоны-цистерны после слива направляются в пункты налива по полным перевозочным документам (накладной) или по пере- сылочным накладным. Возврат порожних вагонов-цистерн из-под авиационного керосина и топлива для реактивных двигателей осущест- вляется по полным перевозочным документам.

Собственные или арендованные вагоны-цистерны и вагоны бун- керного типа в порожнем состоянии перевозятся по полным перевозоч- ным документам.

При этом в графе накладной «Наименование груза» отправитель порожнего вагона цистерны указывает (после его очистки и промывки):

«Порожний вагон-цистерна из-под перевозки                                      

(указывается номер ООН, полное наименование груза)

Прибывшего по накладной №       со станции                                    

(указывается железнодорожная станция и железная дорога) полностью слит, очищен/промыт/нейтрализован (ненужное зачерк- нуть)».

При перевозке неочищенных вагонов-цистерн в накладной в графе

«Наименование груза» должно быть указано: «Порожний вагон- цистерна», за которыми должны следовать слова «Последний груз» вместе с информацией о последнем перевозившемся грузе: код опасно- сти/номер ООН, наименование груза в соответствии с Приложением 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, знаки опас- ности, причем дополнительный знак опасности указывается в скобках, номер аварийной карточки. Например:


Порожний вагон-цистерна, последний груз: 663 / ООН 1098 Спирт ал- лиловый, 6.1(3). АК 607. Необходимые штемпеля: «Прикрытие 3/1-1-1-1»,

«Ядовито», «Легко воспламеняется», «Не спускать с горки» проставляются в верхней части накладной.

Порожние вагоны-цистерны, следующие по полным перевозоч- ным документам, пломбируются отправителем.

Порожние вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, кроме собственных и арендованных, перевозятся по пересылочным наклад- ным. Пересылочную накладную отправитель порожнего вагона- цистерны составляет на каждый вагон-цистерну, вагон бункерного типа и предъявляет ее станции одновременно с уведомлением об окончании слива. Без предъявления пересылочной накладной станция вагоны- цистерны, вагоны бункерного типа не принимает.

Перевозка порожних вагонов-цистерн из-под слива светлых неф- тепродуктов осуществляется по пересылочным накладным формы ГУ-27дс, а перевозка порожних вагонов-цистерн из-под слива темных нефтепродуктов и вагонов бункерного типа — по пересылочным на- кладным формы ГУ-27дт. Формы пересылочных накладных приведены в Приложении 6 к настоящим Правилам. Указанные накладные могут иметь определенные отличия в соответствии с требованиями нацио- нального законодательства.

Форма пересылочной накладной определяется на основании све- дений о перевозимом грузе согласно Алфавитному указателю опасных грузов (Приложение 2 к Правилам перевозок опасных грузов по желез- ным дорогам).

При перевозке неочищенных вагонов-цистерн по пересылочным накладным в графе после наименования последнего перевозимого груза указывается: код груза, код опасности/номер ООН, знаки опасности, причем дополнительный знак опасности указывается в скобках, номер аварийной карточки. Необходимые штемпели проставляются чернила- ми красного цвета в верхней части пересылочной накладной.

Одновременно с пересылочной накладной отправитель порожнего вагона-цистерны заполняет корешок пересылочной накладной, остаю- щийся на станции отправления порожнего вагона.

Станция, получив от отправителя порожнего вагона-цистерны пе- ресылочную накладную, проверяет правильность ее заполнения, нали- чие подписи и печати (штемпеля) отправителя в графе, подтверждаю- щей полноту слива и очистки вагона-цистерны.


При выявлении остатков груза оборотная сторона пересылочной накладной, содержащая результаты осмотра порожнего вагона- цистерны или вагона бункерного типа, заполняется на станции новой погрузки.

В случае выявления на промывочно-пропарочном пункте вагонов- цистерн и вагонов бункерного типа с остатками груза, превышающими допустимые нормы, составляется Акт о недосливе вагона-цистерны (ва- гона бункерного типа), обнаруженном в пункте налива или на промы- вочно-пропарочной станции по форме ГУ-7а. Этот акт вместе с пересы- лочной накладной, в которой делается соответствующая отметка о его составлении, является основанием для расследования и привлечения виновных к ответственности, а также для взыскания платы с грузопо- лучателя за затраты, связанные с очисткой и нахождением вагонов- цистерн, вагонов бункерного типа под очисткой.

Ответственность за правильность оформления перевозочных до- кументов, в том числе относительно наименования груза и наличия со- ответствующих знаков опасности, а также соблюдения условий налива, слива и очистки вагонов-цистерн и вагонов бункерного типа возлагает- ся на отправителя и получателя. Ответственность за правильное оформление перевозочных документов на порожние вагоны возлагается на отправителя порожнего вагона-цистерны.

 

Лекция 12. МАНЕВРОВАЯ РАБОТА С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ

1. Прикрытие вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с ВМ).

Прикрытие это минимальное число физических вагонов при- крытия вагона с опасным грузом от головы (хвоста) поезда, вагонов с людьми, при маневрах и т. д.

Прикрытие указывается на штемпеле, проставляемом в перево- зочных документах и состоит из четырех цифр, которые означают:

первая цифра — прикрытие от ведущего локомотива (если дробь, то числитель — от паровоза на твердом топливе, знаменатель — от электровоза, тепловоза или паровоза на нефтяном топливе);

вторая цифра — от подталкивающего локомотива;

третья цифра — от вагонов с людьми; четвертая цифра — от локомотива при маневрах. Знак «0» — прикрытия не требуется.


ПРИМЕР: «Прикрытие 3/1 – 1 – 3 – 1»

Прикрытие для вагонов с ВМ отличается от прикрытия вагонов с другими опасными грузами. В перевозочных документах к штемпелю ВМ дописывается от руки условный номер перевозимого груза, а штемпель «Прикрытие» дополнен отметкой: по п. 3.6.6, схема «А», или по п. 3.6.6. схема «Б», на основании которых устанавливается нормы прикрытия.

Если для опасных грузов прикрытие состоит из четырех цифр, то для ВМ прикрытие необходимо от тринадцати единиц подвижного со- става. Поэтому в штемпеле «Прикрытие» не указывают 13 цифр, а пи- шут схема «А», или схема «Б». При этом нормы прикрытия по всем 13 единицам подвижного состава приводятся в таблице № 1 главы 3 ППОГ. Схема «А» — это ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126,

128, 130, 131, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182,

194 — итого 20 номеров. Это грузы, принадлежащие МО, МВД, ФСБ России. Охрана этих грузов обеспечивается нарядами военизированной охраны грузоотправителя (грузополучателя).

Cхема «Б» — это все прочие ВМ. Вагоны с ВМ при наличии в пе- ревозочных документах штемпеля «Прикрытие» при постановке в по- езда и при производстве маневровой работы должны иметь прикрытие согласно таблице 5.

Таблица 5 — Минимальные нормы прикрытия в поездах

и при маневрах для вагонов, загруженных ВМ

 

 

 

№ п/п

 

 

Условия,

при которых требуется прикрытие

Число вагонов прикрытия

для ВМ с условными 20 номерами (схема А) для про- чих ВМ (схема Б)
1 От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ 3 3
2 От паровоза на твердом топливе: платформ и полувагонов с ВМ 5 3
3 От других видов локомотивов: платформ и полувагонов с ВМ 3 3

Продолжение таблицы 5

 

 

 

№ п/п

 

 

Условия,

при которых требуется прикрытие

Число вагонов прикрытия

для ВМ с условными 20 номерами (схема А) для про- чих ВМ (схема Б)
4 От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании 3 3
5 От вагонов, занятых личным составом эшелона 3 3
6 От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механиз- мов на ж.-д. ходу) с проводниками, специально выделенными работника- ми для сопровождения грузов, карау- лами, нарядами охраны 3 1
7 От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4.1; 4.2; 4.3, 5.1; 5.2 и класса 6.1) 3 3
8 От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4.1; 4.2; 4.3, 5.1; 5.2 и класса 6.1) Запрещается 3
9 От порожних цистерн, предназначен- ных для перевозки опасных грузов 1 1
10 От вагонов с ВМ, отнесенных к схеме «А» 3 3
11 От вагонов с прочими ВМ 3 0
12 От платформ и полувагонов с лесома- териалами, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров 1 1
13 От паровоза на твердом топливе, теп- ловоза (паровоза) при маневрах и при подаче вагонов с ВМ на пути необще- го пользования 1 1

В верхней части лицевой стороны накладной грузоотправитель обязан проставить штемпели красного цвета: «ВМ», «Прикрытие», а также штемпели:

· «Не спускать с горки» — производить маневры осаживанием или «съемом» локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюде- нием норм прикрытия, без толчков и резких остановок. Скорость со- единения — не более 3 км/ч. Пропуск через сортировочную горку — только с локомотивом;

· «Выключить тормоз» — порядок выключения автотормозов устанавливается местной инструкцией;

· «Секция. Не расцеплять» — расцепка таких вагонов без раз- решения сопровождающих ВМ специалистов или начальника воинско- го караула категорически запрещается;

· «В сопровождении специалиста» — данный вагон следует в сопровождении специалиста грузоотправителя или грузополучателя;

· «Охрана МО» — наличие одного из этих штемпелей при пере- возке ВМ обязательно! Перевозка ВМ без охраны в пути следования запрещается. При обнаружении на станции вагона с ВМ без сопровож- дения и охраны он должен быть немедленно взят под охрану и передан караулу или военизированной охране ОАО «РЖД»;

· «Охрана грузоотправителя» — наличие одного из этих штем- пелей при перевозке ВМ обязательно! Перевозка ВМ без охраны в пути следования запрещается. При обнаружении на станции вагона с ВМ без сопровождения и охраны он должен быть немедленно взят под охрану и передан караулу или военизированной охране ОАО «РЖД»;

· «Охрана МВД» — наличие одного из этих штемпелей при пе- ревозке ВМ обязательно! Перевозка ВМ без охраны в пути следования запрещается. При обнаружении на станции вагона с ВМ без сопровож- дения и охраны он должен быть немедленно взят под охрану и передан караулу или военизированной охране ОАО «РЖД»;

· «Охрана ж.д.» — наличие одного из этих штемпелей при пе- ревозке ВМ обязательно! Перевозка ВМ без охраны в пути следования запрещается. При обнаружении на станции вагона с ВМ без сопровож- дения и охраны он должен быть немедленно взят под охрану и передан караулу или военизированной охране ОАО «РЖД»;

· «Ядовито» — материал обладает токсичными свойствами. Ставится в случае перевозки ВМ при наличии штемпеля с отметкой ВМ №360. Обязательно добавляется штемпель «Не спускать с горки».


2. Знаки опасности на грузы 1-го класса.


Рисунок 11 — Знак опасности на подклассы 1.1–1.3

 

Рисунок 12 — Знаки опасности для грузов подкласса 1.4 (ВМ)

 

Рисунок 13 — Знаки опасности для грузов подкласса 1.5 (ВМ)

 

Рисунок 14 — Знаки опасности для грузов подкласса 1.6 (ВМ)


Верхняя половина: символ опасно- сти взрывающаяся бомба. Нижняя половина: ** — место нанесения номера подкласса. * — место на- несения группы совместимости, в нижнем углу цифра 1

 

 

Верхняя половина: символ в виде цифры 1.4, нижняя половина: * — место нанесения группы совмес- тимости, в нижнем углу цифра 1

 

 

Верхняя половина: цифры 1.5; нижняя половина: D — группа со- вместимости; в нижнем углу цифра 1

 

 

Верхняя половина: цифра 1.6; нижняя половина: N — группа со- вместимости; в нижнем углу цифра 1


В графе «Наименование груза» накладной, имеющей штемпели под № 4, 5, 6, 7, должны быть указаны фамилия, имя, отчество началь- ника караула, наряда военизированной охраны грузоотправителя (гру- зополучателя) или МВД, а при сопровождении ВМ специалистом ука- зывается, кроме того, номер его паспорта и командировочного удосто- верения. Аналогичные штемпели станции отправления проставляют в вагонных листах.

Грузоотправители или работники организаций, ответственные за погрузку, размещение и крепление ВМ на подвижном составе обязаны сделать запись в графе 1 оборотной стороны накладной, заверив ее сво- ей подписью с указанием должности и фамилии в порядке, установлен- ном в главах 1, 11 Технических условий размещения и крепления гру- зов в вагонах и контейнерах.

К накладной при перевозке ВМ должна быть приложена деклара- ция. Декларация подписывается ответственными за погрузку ВМ пред- ставителями грузоотправителя.

В натурном листе на поезд, в составе которого имеются вагоны с ВМ, оператор станционного технологического центра или дежурный по станции в графе «Особые отметки» против номера каждого вагона с та- ким грузом на основании перевозочных документов обязан сделать от- метки, установленные Инструкцией по составлению натурного листа поезда формы ДУ – 1.

В натурном листе поезда в графе «Особые отметки» имеются три отдельные графы, в которых проставляются:

Особые отметки (в соответствии с инструкцией по составлению НЛ)

Маршрут, нерабочий парк. Код прикрытия Негабарит, живность ДБ, НГ
Коды 7 или 8 Их наличие может служить указанием на то, что вагоны с ВМ включены в со- став сцепа или сек- ции, не подлежащих расцеплению на всем пути следования. Коды 1 — вагон с людьми 2 — вагон с проводником (командой), сопровождаю- щим груз 3 — вагоны с ВМ, кроме ВМ с условными номерами 115, 119, 121, 126, 128,130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199 Коды 6 — вагоны, требующие осторожности при рос- пуске с горки (штем- пель «Спускать с горки осторожно») 7 — вагоны, не подле- жащие роспуску с горки (штемпель «Не спус- кать с горки»)

В перевозочных до- 4 — вагоны с ЯВ (грузы 1 — живность
кументах в этих слу- класса 6.1) 3 — вагоны с негаба-
чаях грузоотправи- 5 — вагоны со сжатым или ритным грузом (НГ)
телем проставляется сжиженным газом (гру- 5 — длиннобазные
штемпель «Секция. женный или порожний) вагоны (ДБ)
Не расцеплять». 6 — вагоны с легковоспла- 9 — вагоны с грузом, а
  меняющимся, самовозго- также подвижной со-
  рающимся     веществом став, не подлежащий
  (кл. 4.1; 4.2; 4.3) с окисли- пропуску через горку
  телями и органическими  
  пероксидами (кл. 5.1; 5.2),  
  цистерна с легковоспламе-  
  няющейся     жидкостью  
  (кл.3)  или  кислотой  
  (класс 8)  
  8 — вагоны с другими  
  опасными грузами, а также  
  вагоны с легковоспламе-  
  нящейся жидкостью (кл.3)  
  или кислотой (класс 8),  
  кроме перевозимых в ваго-  
  нах-цистернах  
  9 — вагоны с ВМ с услов-  
  ными номерами: 115, 119,  
  121, 126, 128, 130, 134, 137,  
  141, 143, 148, 154, 155. 156,  
  167, 168, 176, 179, 182, 199.  
  Приоритетность кодов  
  прикрытия: 9, 3, 5, 6, 4, 8,  
  1, 2  

 

 

При организации поездной и маневровой работы с вагонами, за- груженными опасными грузами, следует руководствоваться Правилами и Инструкциями, действующими на ОАО РЖД. ВМ перевозится в гру- зовых поездах одиночными вагонами, группами вагонов и маршрутами с постановкой соответствующего прикрытия, сформированных в пре- делах норм по весу и длине, предусмотренных графиком движения поездов.


ВМ с условными номерами 119, 126, 137, 141, 179, 182, 350, 351,

352, 360, 361, 362, 363, 365 должны перевозиться только специальными поездами. Порядок пропуска специальных поездов устанавливается ОАО РЖД.

Скорость сцепления вагонов, загруженных опасными грузами, с другими вагонами не должна превышать 5 км/час. Такая же скорость при роспуске с горки и для вагонов с ВМ, не имеющих в перевозочных документах штемпель: «Не спускать с горки». Если в перевозочных до- кументах на вагоны с ВМ или на вагоны из состава воинского транс- порта имеется штемпель: «Не спускать с горки», то маневры с ними должны производиться осаживанием или «съемом» локомотивом со стороны подгорочного парка с соблюдением норм прикрытия с особой осторожностью, без толчков и резких остановок. Скорость соударения вагонов с ВМ с другими вагонами при их сцеплении или с локомотивом не должна превышать 3 км/час. Пропуск этих вагонов на сортировоч- ные пути должен производиться только с локомотивом.

Последующие отцепы, направляемые на эти пути, должны быть остановлены до места расположения охранных тормозных башмаков с накоплением группы, состоящей не менее чем из 10 вагонов. Нормаль- ный режим роспуска вагонов или их направление при маневрах толч- ками может восстанавливаться только в том случае, если вагоны с ВМ прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними. Если расстояние от вагонов с ВМ до конца парковой тормозной пози- ции со стороны горки, полугорки или вытяжки менее 50 м, то после- дующие отцепы на эти пути должны направляться только посредством осаживания.

При подаче на подъездные пути предприятий и организаций ваго- нов с ВМ скорость движения маневровых составов не должна превы- шать 15 км/час.

В местных инструкциях по обслуживанию подъездных путей, принимающих под выгрузку или отправляющих вагоны с ВМ, должны быть определены маршруты подачи и уборки таких вагонов, скорости передвижения маневровых составов с ними, порядок следования через переезды и охраны маршрутов, а также другие меры, необходимые для обеспечения безопасности в зависимости от местных условий.


Запрещается перевозка ВМ в поездах:

· пассажирских и почтово-багажных (кроме перевозок табельно- го оружия и боеприпасов к нему, воинских караулов и команд МО, ФСБ и МВД России и нарядов военизированной охраны МПС России);

· людских, а также имеющих в составе отдельные вагоны с людьми;

· соединенных, с негабаритными грузами верхней третьей, ниж- ней третьей и больших степеней, боковой четвертой и больших степе- ней негабаритности;

· имеющих длину более вместимости приемо-отправочных пу- тей на участках следования таких поездов.

Кроме того, запрещается ставить с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167,

168, 176, 179, 182, 199 в грузовые поезда, имеющие в своем составе ва- гоны:

· со сжатыми и сжиженными газами (класс 2);

· легковоспламеняющимися жидкостями (класс 3);

· легковоспламеняющимися твердыми веществами, самореак- тивными веществами и твердыми десенсибилизированными взрывча- тыми веществами, самовозгарающимися веществами, веществами, вы- деляющими воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (класс 4.1; 4.2; 4.3);

· окисляющими веществами и органическими пероксидами

(класс 5.1; 5.2);

· ядовитыми, токсичными веществами (класс 6.1).

Вагоны с ВМ, подлежащие сопровождению нарядами военизиро- ванной охраны РЖД, ставятся в поезд одной группой, при этом вагоны одного назначения не должны разъединяться на всем пути следования. Наряд охраны должен находиться от охраняемого вагона или группы вагонов не далее пяти вагонов.

Вагоны с легковоспламеняющимися жидкостями ставятся в поезд за вагонами с ВМ (считая от головы поезда).

При роспуске составляется сортировочный листок, в котором ука- заны особые условия работы с данными вагонами. Если в составе ВМ, то выдается наряд в соответствии с приложением.


Сортировочный листок

Номер поезда 3151 станция формирования: Челябинск-Грузовой Время прибытия 10:58, номер состава 74, путь приема 4 Голова (хвост) 1 станция назначения: Шумиха

Номер первого вагона: 21345678

Номер отцепа Номер пути назна- чения Кол-во вагонов в отцепе Вес отцепа (тонны) Номер последнего вагона в отцепе Специальная отметка о вагонах с проводником, с разрядными, НГ не подлежащему роспуску с горки
1 2 3 4 5 6
1 8 4 243 21345681 3/0-3-1-1
2 4 12 126 21345683  
3 9 3 189 21345685 3/0-3-1-1
4 6 5 335 22334403 3/0-0-1-0

11.03.2014 г.                          ДСП Гусев В. В.

 






















































Дата: 2019-02-19, просмотров: 839.