Принятие решения о сокращении численности или штата работников. Утверждение нового штатного расписания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Принятие решения о сокращении численности или штата работников. Утверждение нового штатного расписания.

Работодатель принимает решение о сокращении численности и/или штата работников и оформляет его.

Не менее чем за два месяца до предполагаемого начала увольнений "по сокращению", а в случае, если предполагаемое увольнение будет массовым, то не менее чем за три месяца, работодатель издает приказ (распоряжение) о сокращении численности или штата на предприятии. В приказе (распоряжении) указывается причина проводимого сокращения, устанавливаются лица, ответственные за мероприятия, проводимые в связи с сокращением численности и штата работников, сроки проведения этих мероприятий.

Следуя пошаговой процедуре сокращения численности и штата помните, что увольнение работника может быть произведено только после исключения его должности из штатного расписания, а ни в коем случае не в связи с планированием такого исключения в будущем. Поэтому сначала должно быть утверждено новое штатное расписание (или внесены изменения в действующее штатное расписание), а только после этого могут сокращаться численность и штат работников. Новое штатное расписание (а также изменения в него) утверждается приказом (распоряжением). В приказе устанавливается дата введения в действие нового штатного расписания.

 

2. Приказ (распоряжение) о сокращении численности/штата, приказ (распоряжение) об утверждении штатного расписания регистрируются в установленном у работодателя порядке, например, в соответствующем журнале регистрации приказов (распоряжений). Приказ доводится до сведения работников.

 

Письменное уведомление органов службы занятости о предстоящем высвобождении работников.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель – индивидуальный предприниматель – не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости.

В таком сообщении нужно указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Срок сообщения в органы службы занятости будет еще больше в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников. В этих случаях уведомлять органы службы занятости о массовом сокращении нужно не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Отправляемое в органы службы занятости сообщение регистрируется в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации исходящих документов.

 

Издание приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении).

Имейте в виду, что согласно ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

 

8. Регистрация приказа (распоряжения) в установленном у работодателя порядке, например, в соответствующем журнале регистрации приказов (распоряжений).

 

9. Ознакомление работника с приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора под роспись.

В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, на приказе (распоряжении) необходимо произвести соответствующую запись (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ)[4].

 

Оформление записки-расчета при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении).

 

Оформление записи о прекращении трудового договора в трудовой книжке и личной карточке каждого работника.

Данные записи работник заверяет своей подписью в установленном порядке.

Согласно п. 10 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках», все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Согласно п. 12 указанных Правил, с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель обязан ознакомить ее владельца под роспись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку. Форма личной карточки утверждается Федеральной службой государственной статистики.

 

13. Изготовление копии трудовой книжки каждого увольняемого работника для архива работодателя.

 

14. Выдача каждому работнику трудовой книжки в день увольнения.

В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. В пошаговой процедуре сокращения численности и штата уведомления регистрируются в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации уведомлений и предложений работникам[5]. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.

 

15. Подтверждение факта выдачи работнику его трудовой книжки. Работник своей подписью подтверждает факт получения своей трудовой книжки в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них. Форма этой книги утверждена Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».

 

16. Выдача справки/справок о сумме заработка (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Примечание.

В пошаговой процедуре сокращения численности и штата возможны дополнительные шаги при наличии профсоюзных органов.

Согласно ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников (всех, а не только членов профсоюза) организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации.

Сообщение делается не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Еще один дополнительный шаг пошаговой процедуры сокращения численности и штата учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении работников, являющихся членами профсоюза.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ.

Согласно статье 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Данное мнение оформляется обычно в виде протокола заседания выборного органа первичной профсоюзной организации.

Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую Государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя не лишает права обжаловать в суд предписание Государственной инспекции труда.

Обратите внимание: статья устанавливает также сроки увольнения: работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (о сложностях соблюдения этого срока мы расскажем ниже). В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Поэтому прежде чем вовлекать профсоюзный орган в процедуры, внимательно ознакомьтесь с положениями коллективного договора.

Статья 374 ТК РФ определяет дополнительные особенности увольнения работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденных от основной работы.

Согласно статье 374 ТК РФ увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 ТК РФ.

 

54. Прекращение трудового правоотношения по не зависящим от сторон обстоятельствам.

(Ст. 83) Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

2) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;

3) неизбрание на должность;

4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном ФЗ и иными НПА РФ;

6) смерть работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим;

7) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие и др.), если данное обстоятельство признано решением Правительства РФ или органа гос. власти соответствующего субъекта РФ;

8) дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

9) истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, др. спец. права) в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

10) прекращение допуска к гос. тайне, если выполняемая работа требует такого допуска;

11) отмена решения суда или отмена (признание незаконным) решения государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе;

12) приведение общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством РФ для работодателей, осуществляющих на территории РФ определенные виды экономической деятельности;

Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

55. Гарантии и права работников при расторжении трудового договора.

Гибкое рабочее время

Работа выполняется в режиме гибкого рабочего времени, когда начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяются по соглашению сторон.

При этом работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.). В этих случаях переработка рабочего времени в дни отработки не может считаться сверхурочной работой.

Сменная работа

Сменная работа - это работа в две, три или четыре смены. Она вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна выполнять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Составляя график сменности, работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору и доводятся до сведения работников не позднее чем за 1 месяц до введения их в действие.

По общему правилу работа в течение двух смен подряд запрещена.

 

59. Время отдыха: понятие, виды, порядок регулирования.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и использует его по своему усмотрению.

Различают следующие виды отдыха:

1. Перерывы для отдыха и питания. Их длительность не менее 30 мин. и не более двух часов, в рабочее время они не включаются. Если же по условиям работы предоставление такого перерыва невозможно (например, непрерывное производство), работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи (например, путем подмены друг друга на рабочих местах).

2. Специальные перерывы для обогревания и отдыха. Такие перерывы предоставляются работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах.

3. Междусменные (междудневные) перерывы. Их продолжительность обычно 15-16 часов в зависимости от длительности рабочей смены.

4. Выходные дни. Их может быть два или один в зависимости от того, какая рабочая неделя: пяти- или шестидневная. Как правило, это суббота и воскресенье или только воскресенье.

В организациях, приостановка работы в которых в выходные дни по производственным и организационным условиям невозможна, выходные дни предоставляются в другие дни недели поочередно каждой группе работников.

5. Нерабочие праздничные дни. Их, согласно ст. 112, 12 дней. При совпадении выходного и праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

В нерабочий праздничный день допускаются работы, приостановки которых невозможны по производственным условиям (непрерывное производство), а также работы по обслуживанию населения, ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

Работы в выходные и праздничные дни, как правило, запрещены, однако привлечение к ним допускается с письменного согласия работника по тем же основаниям, что и привлечение к сверхурочной работе.

6. Ежегодные оплачиваемые отпуска. Они делятся на основной и дополнительный отпуска.

6.1. Ежегодный основной отпуск. Его продолжительность 28 календарных дней, однако в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами может быть и удлиненный основной отпуск (более 28 дней).

6.2. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Они могут предоставляться следующим категориям работников:

а) работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда. Перечень таких работ и профессий, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

б) работникам с ненормированным рабочим днем. Продолжительность такого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего распорядка организации и не может быть меньше трех календарных дней. С письменного согласия работника возможна замена такого отпуска оплатой как сверхурочной работы.

в) отдельным категориям работников за особый характер работы. Например, работникам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляется такой отпуск длительностью 24 календарных дня, а в районах, приравненных к ним – 16 календарных дней. Перечень таких работ и минимальная продолжительность отпуска определяется Правительством РФ.

В стаж, дающий право на основной оплачиваемый отпуск, включаются:

–время фактической работы;

–время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось рабочее место и должность;

–время вынужденного прогула при незаконном отстранении от работы или увольнении.

В стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск, не включаются:

–время отпуска по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;

–отпуска без сохранения заработной платы, продолжительностью более 7 календарных дней.

Право на получение отпуска за первый год работы возникает у работника через 6 месяцев непрерывной работы в данной организации, однако до истечения 6 месяцев оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

– женщинам перед отпуском по беременности и родам или сразу после него;

– несовершеннолетним;

– работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3х месяцев.

Отпуск за второй и последующие годы работы предоставляется по графику отпусков.

Основной и дополнительный отпуска суммируются.

Отпуск продлевается на время болезни работника во время отпуска и на период исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого законом предусмотрено освобождение от работы.

В исключительных случаях, если предоставление отпуска работнику может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы, допускается с согласия работника перенос отпуска на следующий год. По письменному согласию работника часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, однако это не распространяется на беременных, несовершеннолетних и работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.

60. Отпуска: понятие, виды, порядок предоставления.

Повременная оплата труда

При повременной (тарифной) оплате труда заработок работника определяется исходя из фактически отработанного им времени и тарифной ставки (оклада). Под тарифной ставкой понимается размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц).

Согласно статье 129 ТК РФ тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, позволяющих дифференцировать заработную плату работников различных категорий.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 года №775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Основными разновидностями повременной оплаты труда являются простая повременная и повременно-премиальная оплаты труда.

При простой повременной оплате труда в основу расчета размера оплаты труда работника берется тарифная ставка или должностной оклад согласно штатному расписанию организации и количество отработанного работником времени. Если в течение месяца работник отработал все рабочие дни, то размер его заработка будет соответствовать его должностному окладу, если же отработано не все рабочее время, то оплата труда будет начислена лишь за фактически отработанное время.

Сдельная оплата труда

При сдельной оплате труда заработок начисляется работнику по конечным результатам его труда, что стимулирует работников к повышению производительности труда. Кроме того, при такой системе оплаты труда отпадает необходимость контроля целесообразности использования работниками рабочего времени, поскольку каждый работник, как и работодатель, заинтересован в производстве большего количества продукции.

В основу расчета при сдельной оплате труда берется сдельная расценка, которая представляет собой размер вознаграждения, подлежащего выплате работнику за изготовление им единицы продукции или выполнение определенной операции.

В зависимости от способа расчета заработка сдельная система оплаты труда подразделяется на прямую сдельную, сдельно-прогрессивную, косвенную сдельную, аккордную.

При прямой сдельной форме оплаты труда вознаграждение работнику начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию) по установленным сдельным расценкам.

При сдельно-прогрессивной форме оплаты труда заработок работника за изготовление продукции в пределах установленной нормы определяется по установленным сдельным расценкам, а за изготовление продукции сверх нормы – по более высоким расценкам.

Косвенная сдельная форма оплаты труда, как правило, применяется для работников, выполняющих вспомогательные работы при обслуживании основного производства.

Аккордная форма оплаты труда предполагает, что для работника (бригады работников) размер вознаграждения устанавливается за комплекс работ, а не за конкретную производственную операцию.

В зависимости от способа организации труда сдельная оплата труда подразделяется на индивидуальную и коллективную (бригадную).

При индивидуальной сдельной оплате труда вознаграждение работника за его труд целиком зависит от количества произведенной в индивидуальном порядке продукции, ее качества и сдельной расценки.

При коллективной (бригадной) сдельной оплате труда заработок всей бригады определяется с учетом фактически выполненной работы и ее расценки, а оплата труда каждого работника бригады (коллектива) зависит от объема произведенной всей бригадой продукции и от количества и качества его труда в общем объеме работ.

Формы оплаты труда

Согласно статье 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме и обязательно в рублях.

Вместе с этими условиями коллективного или непосредственно трудового договора может быть предусмотрена и иная (неденежная) форма выплаты заработной платы, не противоречащая действующему законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Условиями данных договоров в соответствии со статьей 136 ТК РФ должны быть установлены также место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме.

Обратите внимание!

Иные (неденежные) формы оплаты труда могут применяться только с согласия самого работника, подтвержденного его письменным заявлением, а доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от общей суммы заработной платы.

Если же трудовой коллектив или отдельные работники отказываются от получения причитающейся им заработной платы в натуральной форме (в том числе из-за недовольства предлагаемым ассортиментом товаров), то работодатель обязан предпринять меры по выплате заработной платы денежными средствами или изменить ассортимент предлагаемых товаров, на получение которых в счет заработной платы работники могут согласиться.

Статьей 131 ТК РФ установлены ограничения на выплату заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, если существуют запреты или ограничения на их свободный оборот.

 

63. Локальное регулирование оплаты труда.

Локальные методы.

Локальные методы регулирования заработной пла­ты включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоя­тельно:

- размер средств, идущих на оплату труда работников;

- решение о выборе та­рифной или бестарифной системы;

- введение различных доплат и надбавок к заработной плате (не ниже установленных норм);

- разработка по­ложений о премировании и выплате вознаграждений по результа­там работы за год.

Локальное регулирование заработной платы может быть в качестве дополнения к коллективно-договорному регулированию или быть самостоятельным*(15). Широкое распространение на практике получили такие локальные нормативные акты как положение о премировании, положение о выплате вознаграждения по итогам работы за год.

Необходимо учитывать, что, согласно статье 8 Трудового кодекса РФ, локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателями, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективный договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Практика свидетельствует, что во многих коллективных договорах и локальных нормативных актах положения об оплате труда сформулированы не совсем четко либо не соответствуют трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, в том числе, снижают уровень оплаты труда работников.

 

 

Представляется не обоснованным, что в Конституции Российской Федерации положение о недопущении дискриминации и положение о МРОТ в правовом регулировании оплаты труда оказались доминирующими. К сожалению, в ст. 37 Конституции Российской Федерации не учтены положения ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и некоторых других фундаментальных источников международного трудового права о равном вознаграждении за равный труд, справедливая заработная плата.

Однако, в ст. 2 ТК РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений признано обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

С улучшением социально-экономической ситуации в стране, основной принцип трудового права - обеспечение права на полную и своевременную выплату заработной платы утратит свою актуальность и практическую значимость (в частности, КЗоТ РФ такого принципа не закреплял).

При разработке новой концепции правового регулирования оплаты труда, важно обратить внимание на то, что формула "вознаграждение за труд" включает в себя двоякий смысл:

1) оплату по затратам труда;

2) оплату по результатам труда.

Нетрудно заметить, что первая трактовка ориентирует общество и государство на ведение преимущественно затратной экономики, но в условиях рыночных отношений это принципиально недопустимо; вторая - на эквивалентный обмен, т.е. ориентация по общему правилу на конечный продукт (товар, услугу), необходимый обществу.

Следовательно, в современных условиях исключительно важно включить в качестве основополагающего компонента концептуальной модели правового регулирования оплаты труда - оплату по результатам, что следовало бы закрепить в ст. 2, 21-22, главе 21 Трудового кодекса РФ и т.д.

Важно попытаться исключить двойственный и не совсем последовательный подход юристов к этой практической проблеме. Так, в научной литературе подчеркивается, что "при определении размера производимых работникам выплат работодатель не всегда исходит из ценности и результатов их труда". Однако далее несколько иная трактовка. "При равной "трудоотдаче" заработная плата неодинакова. Она различается не только в зависимости от места работы (у разных работодателей), но и у одного и того же работодателя. У него есть право по своему усмотрению (а не в соответствии с затраченным трудом) установить одному работнику заработную плату в большем размере, чем другому, выполняющему такую же работу в том же количестве и с одинаковым качеством"*(16).

При этом следует учитывать, что государство и местное самоуправление могут реально учитывать лишь затраты труда, а не его результаты. Поэтому необходимо и далее идти по пути отказа от централизованного правового регулирования заработной платы работников государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Так, согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенно это прослеживается в ст. 145 Трудового кодекса РФ. В частности, оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Думается, что такая нормотворческая практика в определенной мере обусловливает уравниловку в оплате труда. Особенно несправедлива такая регламентация оплаты труда к талантливым (одаренным) специалистам.

Одновременно такая система оплаты труда определяет не совсем позитивную тенденцию оплаты за звания, степени, титулы, чины безотносительно к результатам труда. Четко прослеживается закономерность, а точнее отражает стремление, "погоню" за более высокими должностями, так как оплата труда указанных работников, по общему правилу, зависит от занимаемой должности.

Практика показывает, что идет постепенный процесс отхода от такой относительно жесткой системы оплаты труда.

Для новой концепции правового регулирования заработной платы не должен быть характерным известный тезис, что тарифная система служит основой научной организации труда работников. Особенно это касается работников - повременщиков, у которых размер заработной платы зависит от отработанного времени и в меньшей мере от результатов труда. Такая практика правовой регламентации оплаты труда не стимулирует рациональное использование квалификации, профессионального мастерства и опыта. Социологические исследования подтверждают, что рабочие - повременщики, да и различные категории специалистов и служащих нередко нерационально используют рабочее время или заняты решением сугубо своих личных дел.

Представляется, что и здесь нужен качественно иной подход к правовому обеспечению оплаты труда. И первое, что очевидно необходимо сделать, - это по возможности постепенно исключать в чистом виде повременную систему оплаты труда, в смысле оплаты за отработанное время.

Например, ст. 93 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работников производится пропорционально отработанному им времени... Аналогично ст. 285 Кодекса, согласно которой оплата труда лиц, работающих по совместительству, производиться пропорционально отработанному времени.

Но что характерно: в обоих указанных случаях федеральный законодатель акцентирует этим положениям первостепенное внимание.

Для сравнения обратимся к зарубежному опыту. Так, в фирмах и компаниях США исключается и сдельная, и повременная системы оплаты труда. Работники получают фиксированную заработную плату в зависимости от квалификации и ответственности. Связь с конечными результатами труда осуществляется посредством выплаты работникам крупных премий, составляющих от 20 до 50% всех выплат работнику за год.

Несколько иной подход нужен также к вопросу о правовом регулировании оплаты труда в особых условиях. Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Обоснованно ли это положение? С позиции существующей практики оплаты "по затратам труда", в определенной мере - да. С точки зрения принципа "оплаты по результатам труда", представляется - нет, так как стимулировать тяжелую работу и работу с вредными и /или опасными условиями труда означает сдерживать стимулирование высококвалифицированного и творческого труда. Конечно, оптимальный вариант - исключить или значительно и повсеместно уменьшить такие работы. Так, в Арсеньевском авиационном объединении (Приморский край) роботы заменили тяжелый труд женщин - штамповщиц.

Решение указанным образом этой сложной стратегической проблемы предоставило бы более широкие возможности для работников реализовать свои творческие способности (дарования, талант). Одновременно наше общество сохранило бы миллионам людей здоровье и активное долголетие. Но поскольку такие, к сожалению, работы есть и их, по оценкам экспертов, предостаточно, видимо следует учесть, что заработная плата не может нейтрализовать отрицательное воздействие названных работ на организм человека, т.е. такую "охранительную" функцию она не несет (общеизвестен тезис "здоровье не купишь"). Поэтому было бы правильнее закреплять в трудовом законодательстве специальную систему стимулов для лиц, работающих на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными условиями труда, которые бы способствовали полной нейтрализации вредного и/или опасного воздействия на них.

 

64. Структура заработной платы.

Заработная плата состоит из двух частей:

1) основной части, которую образует тарифная ставка (оклад);

2) дополнительной (надтарифной) части.

Надтарифная (дополнительная) часть включает:

1) доплаты;

2) надбавки;

3) премии, носящие постоянный характер.

Доплатыэто надтарифная часть заработной платы, которая носит компенсационный характер.

Основным назначением доплат является учет особых условий выполнения работ.

Доплаты могут производиться за следующие особенности труда:

- ненормированный рабочий день;

- руководство бригадой;

- многосменный режим работы;

- работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;

- интенсивность труда;

- работу в ночное время.

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются в размерах, установленных приложением 8 к Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02. 2008 г. № 35.

Надбавкиэто надтарифная часть заработной платы, которая носит, как правило, стимулирующий характер.

Основным назначением надбавок является поощрение работника за повышение квалификации и уровня мастерства.

Надбавки могут устанавливаться за следующие показатели уровня подготовки работника:

- высокое профессиональное мастерство;

- квалификационные классы;

- знание языков;

- стаж работы в определенной отрасли.

Премирование является дополнительным стимулированием работников за результаты как индивидуального, так и коллективного труда, за их вклад в повышение эффективности производства.

Премия – это дополнительное вознаграждение стимулирующего характера, выплачиваемое работнику при достижении заранее определенных показателей работы.

Конкретные показатели и условия премирования, круг премируемых, размеры премий, порядок их начисления и выплаты содержатся в положениях об оплате труда и премировании, в коллективных договорах, соглашениях.

Премия как мера поощрения за труд может носить постоянный или разовый характер. Иначе говоря, в одних случаях премирование применяется в форме сдельно-премиальной или повременно-премиальной системы оплаты труда, то есть служит средством дополнительного вознаграждения за труд, а в других – имеет форму вознаграждения (поощрения), осуществляемого вне системы оплаты труда.

Разовые премии не являются элементами структуры заработной платы работника.

 

65. Порядок выплаты заработной платы.

Главная → Бухгалтерские консультации → Оплата труда

Актуально на: 25 октября 2016 г.

Принятие решения о сокращении численности или штата работников. Утверждение нового штатного расписания.

Работодатель принимает решение о сокращении численности и/или штата работников и оформляет его.

Не менее чем за два месяца до предполагаемого начала увольнений "по сокращению", а в случае, если предполагаемое увольнение будет массовым, то не менее чем за три месяца, работодатель издает приказ (распоряжение) о сокращении численности или штата на предприятии. В приказе (распоряжении) указывается причина проводимого сокращения, устанавливаются лица, ответственные за мероприятия, проводимые в связи с сокращением численности и штата работников, сроки проведения этих мероприятий.

Следуя пошаговой процедуре сокращения численности и штата помните, что увольнение работника может быть произведено только после исключения его должности из штатного расписания, а ни в коем случае не в связи с планированием такого исключения в будущем. Поэтому сначала должно быть утверждено новое штатное расписание (или внесены изменения в действующее штатное расписание), а только после этого могут сокращаться численность и штат работников. Новое штатное расписание (а также изменения в него) утверждается приказом (распоряжением). В приказе устанавливается дата введения в действие нового штатного расписания.

 

2. Приказ (распоряжение) о сокращении численности/штата, приказ (распоряжение) об утверждении штатного расписания регистрируются в установленном у работодателя порядке, например, в соответствующем журнале регистрации приказов (распоряжений). Приказ доводится до сведения работников.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 203.