Самовоспитание подростков и юношей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2001.

2.Ермолаева М. В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

3.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001

4.Фридман Л.М. Умственные способности // Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов - М., 1988. - С.88 – 92.

5.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

 

 

20. Формирование «Я-концепции» подростка. Развитие самосознания. Ведущая деятельность. Кризис подросткового возраста.

 

Основные направления развития личности в подростничестве

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию.

В подростничестве формируется чувство взрослости – особая форма самосознания. Чувство взрослости у подростка – специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный цент. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Выводы

1. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

2. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

3. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

4. По выражению Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» (1980). Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей (И. Ю. Кулагина, 1997).

5. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

6. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям, К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию – систему внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

Кризис подросткового возраста

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Кризисы взрослой жизни

Фрагмент книги Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. М.: Генезис, 2009.

Книга может помочь читателю «сориентироваться» в собственной жизни. Автор описывает закономерности развития человека во взрослом возрасте, основные кризисы, процесс становления отношений с собой и другими — супругами, детьми, друзьями.

Что такое кризис взрослых?

В житейской психологии слово «кризис» ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о чем лучше не думать. Хотя в последнее время достаточно широко обсуждаются детские и подростковые кризисы. Многие уже понимают: кризис — норма, а не отклонение, это необходимый этап развития маленького человека.

В ином положении находятся взрослые. Большинство из них даже не предполагает, что существуют возрастные кризисы зрелости, хотя в психологии они четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). А люди, знающие о существовании таковых, считают их проживание постыдным, недостойным «сильного человека», каким каждый хочет себя считать. В результате они запрещают себе думать о неприятном, а чувства загоняют глубоко-глубоко внутрь, тратя на это много энергии. А, как известно, если человек запрещает себе чувствовать, он начинает болеть. Такие недуги обычно называют психосоматическими, то есть имеющими психологические предпосылки.

Следствием ухода от проживания возрастных кризисов, помимо болезней, может быть ухудшение качества профессиональной деятельности, особенно у тех, кто работает с людьми. И это понятно — ведь избегание кризиса сопровождается глубокими депрессивными переживаниями, которые человек тщательно укрывает от самого себя, а особенно от посторонних. Это очень сильно мешает взаимодействию с окружающими, нередко вызывает агрессивные вспышки.

А уж руководить людьми, переживающими кризис и отрицающими это, сложно вдвойне! Ведь подавляемые ими негативные чувства постоянно ищут лазейку для того, чтобы выскользнуть наружу, выплеснуться. Нужен лишь повод, всегда найдется тот «плохой», кому можно приписать ответственность за свое эмоциональное неблагополучие, на кого можно обидеться, поворчать, а лучше бы и накричать.

Самовоспитание подростков и юношей

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом,— это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12—13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется следующим. Первая ступень — физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень — нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время — духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень — профессиональное самовоспитание — средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни. Четвертая ступень — социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40—45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.

Как лучше всего помочь подростку или юноше в их физическом, волевом и нравственном самосовершенствовании? Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Во-первых, следует поощрять и активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков. Подростку в его физическом самовоспитании лучше всего помогут, конечно, занятия физической культурой и спортом. Особенно полезны для детей игровые виды спорта, а также легкая атлетика, плавание, комплексные физические упражнения, многоборье, способствующие разностороннему и гармоничному физическому развитию организма. В этих же занятиях неплохо вырабатываются и волевые качества личности.

Систематические занятия физической культурой и спортом не Должны преследовать цель обязательного установления рекордов. Главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие, укрепляли его здоровье и улучшали самочувствие. Особенно полезны они для физически ослабленных детей и тогда, когда ими вместе с подростками занимаются родители, учителя, другие взрослые люди. Это, конечно, не исключает возможности впоследствии всерьез заняться спортом под руководством опытных тренеров, но тогда воспитательная задача становится иной и выходит за рамки простого физического или волевого самосовершенствования ребенка.

Занятия физической культурой и спортом для подростков полезны тем, что являются хорошей школой для выработки необходимых качеств личности. Это средство, однако, не единственное и не всегда способно обеспечить всестороннее волевое развитие человека. Определенные качества воли, выработанные в физических упражнениях, не всегда проявляются в интеллектуальных и других видах деятельности, не обеспечивают автоматически волю в нравственной сфере жизни. Существует следующее правило: волевые качества личности следует в первую очередь вырабатывать в тех сферах деятельности, к которым они имеют прямое отношение и в которых будут на практике проявляться.

Заинтересованное, доброжелательное и деятельное участие взрослого в самовоспитании подростка обычно помогает ему поверить в свои силы, преодолеть кризисные явления и комплексы, характерные для данного возраста. Большую роль в самовоспитании подростков и юношей играет пример взрослого. Дети данного возраста часто подражают именно взрослым и стараются вырабатывать у себя личностные качества, которые замечают у значимых и авторитетных взрослых людей, а также детей более старшего возраста.

Сложная в психолого-педагогическом плане ситуация, связанная с самовоспитанием, возникает тогда, когда старшие школьники сталкиваются с проблемой нравственного самосовершенствования. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них — стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей—романтической или прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного в пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время в нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных, деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической. героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Кризис, которым завершается младший школьный возраст-предподростковый кризис -11 лет характеризуется «мотивационным вакуумом», ломкой старой системы взаимоотношений, кризисом самооценки и поворотом на себя определяет, знаменует переход к новому возрастному периоду – подростковый возраст (или отрочества) (период перехода от детства к взрослости).

«Удивительная страна - страна Подростка! Она наполнена чудесами, особенностями, странностями. Границы ее необыкновенно нечеткие, извилистые, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают, когда и как они уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...» [5]

Подростковый период, как считается в настоящее время, охватывает возрастные рамки от 10-11 до 14-15 лет, это время в целом совпадает с обучением ребят в средней школе. Особенности этого возраста рассматриваются как кризисные, они связаны прежде всего с перестройкой в трех основных сферах: психологической, телесной и социальной.

Выделим далее основные характеристики этого возрастного этапа.

Подростковый возраст - связан с формированием у ребенка сознательного отношения к себе как к члену общества, в это же время создаются благоприятные условия для появления собственной индивидуальности.

Ведущей деятельностью по Даниилу Борисовичу Эльконину выступает интимно-личностное общение со сверстниками, а Давид Иосифович Фельдштейн выделил общественно-полезную работу [1].

Конечно, на данном возрастном этапе не теряет своей актуальности и учебная деятельность.

В общении отмечается стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, отношения со взрослыми на данный момент: амбивалентны – дети стремятся к независимости, а так же испытывают и потребность в защите и поддержке.

Психологическими новообразованиями, которыми характеризуется данный возрастной период: новый уровень самосознания - чувство взрослости, стремление к самоутверждению, внимание к чувствам и эмоциям других, я концепция, рефлексия, и формально-логическое (рассуждающее) мышление.

Итак: особенности учебной деятельности подростков обуславливаются тем, что общение содействует перестройке интеллектуальной, познавательной сферы подростка [2].

Отмечается уменьшение, которое свойственно младшему школьнику, поглощенности учением. Когда ребята переходят в среднюю школу, они заметно различаются, например, по таким параметрам как:

1) по поводу отношения к учению – начиная от ответственного и до равнодушного, иногда даже безразличного;

2) по общему развитию – общий кругозор и развитие речи варьируются в пределах от весьма ограниченного до высокого уровня;

3) по прочности и объему знаний (в данном случае речь идёт о школьной программе);

4) по способам усвоения материала – некоторые подростки демонстрируют высокие успехи при самостоятельной работе, другие же совсем не способны добывать знания и им приходится дословно заучивать материал;

5) по умению в учебной работе преодолевать трудности – от иждивенчества, которое проявляется в хроническом списывании до упорства;

6) по глубине и широте познавательных интересов [5].

Старшая школа характеризуется тем, что у ребят имеется несколько преподавателей, стиль обучения каждого педагога различен, это создает некоторые трудности для ребят. У подростков появляется дифференцированное отношение к учителям, в это же время развиваются и средства познания окружающих, так же формируются и новые критерии оценки деятельности и личности взрослых.

Преимущественно выделяются 2 группы критериев, одна из которых касается качества преподавания, другая затрагивает особенности характеризующие отношения учителя к подросткам.

Если говорить о младших подростках, то они больше ориентируются на последнюю группу, ребята все учебные предметы оценивают по отношению к педагогу, а так же успеху в его усвоении.

Внимание старших подростков привлекают учителя знающие и строгие, но в то же время справедливые, доброжелательные и тактичные, которые интересно и понятно объясняют материал занятия, вовлекая в неё всех учащихся, делая её благодаря этому максимально продуктивной для всех и каждого [2].

Ребята, посещающие 7-8 классы, оценивают эрудицию преподавателя, степень свободного владения предметом, наличие стремления у учителя дать ребятам знания, которые не включены в учебную программу, но полезны для учеников. Эти подростки оценивают то, что педагог на уроке не тратит время попусту, они не любят тех, кто отрицательно относится к рассуждениям, самостоятельно высказываемым учащимися.

Чем старше ребята становятся, тем больше их начинает привлекать содержание предметов, наук. Подростки делят уроки на «интересные» и «неинтересные», а также «нужные» и «ненужные», это определяется преимущественно качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Главным делом учителя, показателем его профессионализма, мастерства, является способность и умение формировать и поддерживать интерес у ученика к предмету [3].

Понятие «учение» в подростковом возрасте претерпевает изменения, оно расширяется. Элемент интеллектуального самостоятельного труда вносится в него, он направлен на удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей, которые выходят за рамки учебной программы. Для части подростков приобретение знаний становится важным и даже субъективно необходимым прежде всего для настоящего.

Этот возраст связан с появлением и новых мотивов учения. В жизни детей формируются перспективы, профессиональные намерения будущей жизни, идеалы и самосознание. Для многих подростков учение приобретает личностный смысл, превращаясь в самообразование.

С активным познавательным (интеллектуальным развитием) связан подростковый возраст, что уже как ранее отмечалось, связано с перестройкой психических процессов, а именно их усложнением [4].

Происходящие изменения, обуславливают развитие логической памяти, в какой-то мере они связаны с увеличением объема изучаемого материала, что в свою очередь приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений.

Обучение в средних классах характеризуется усложнением материала, что содействует дальнейшей интеллектуализации восприятия. Ярким примером могут послужить уроки геометрии и черчения, у ребят появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертежи [1].

Претерпевает изменения и сфера воображения, которая преимущественно начинает носить не репродуктивный, а творческий характер. Некоторые подростки на этом этапе начинают писать стихи, сочинять рассказы и истории, серьезно заниматься разными видами конструирования. Другая часть ребят используют свое творческое воображение в процессе фантазирования, где переполняющие подростка потребности, чувства выплескиваются в воображаемой ситуации.

Как известно, чаще фантазирует не счастливый, а человек неудовлетворенный, поскольку же подростковый возраст связан с множеством острых личных проблем, то в это время воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни, выполняет функцию компенсации. Фантазирование не только доставляет удовольствие подросткам и приносит успокоение, в своих мечтах они лучше осознают собственные влечения и эмоции, начинают впервые представлять свой будущий жизненный путь [5].

Что же касается развития речи, то наиболее активно развивается чтение, а именно его основные характеристики: правильность, выразительность, беглость, осознанность. Так же трансформируется монологическая речь (от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, высказывать мысли и аргументировать их, вести какие-либо рассуждения). Это касается не только устной, но и письменной речи. Она претерпевает изменения в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на тему которая заранее задана или произвольную [3].

В подростковом возрасте продолжает развиваться рефлексивное теоретическое мышление, которое напрямую связано со способностью оперировать логическими операциями и уровнем речевого развития. Ребята способны рассуждать чисто в словесном плане, полностью абстрагируясь от конкретного, наглядного материала. Подростки охотно формулируют гипотезы, рассуждают на различные порой философские проблемы, говорят об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, исследуют и сравнивают между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач [4].

Что же касается развития самосознания и самовоспитания в подростковом возрасте, то необходимо отметить, что этот период является сензитивным для развития этих аспектов.

У ребят возникает интерес к себе, качествам своей личности, и особенно они интересуются своей внешностью, что не случайно является важнейшим в самосознании подростка. Это связано, прежде всего с тем, что первые признаки взрослости проявляются наиболее ярко в изменении его тела. Чрезмерное внимание в самосознании, которое уделяет подросток образу физического Я является временным, при этом нормальным, естественным, субъективно значимым явлением. Обнаруживается так же и потребность оценивать, сравнивать себя с другими, разбираться в своих проблемах и переживаниях [2].

У подростков появляется стремление к самовоспитанию на основе развития самосознания, роста требований к себе, нового положения, занимаемого среди сверстников и старших. Ребята стремятся развить в себе положительные качества, преодолеть отрицательные черты, но сравнительно небольшой жизненный опыт и еще не до конца сформированное жизненное мировоззрение нередко порождают противоречия между потребностью в самовоспитании и самой реализацией [1].

Формирование отношения подростка к себе как личности, другими словами самопознание, преодолевает два этапа становления, соответствующих младшим и старшим периодам подросткового возраста.

Первый этап связан с осознанием своего отличия от ровесников, окружающих ребят, утверждение своей принадлежности к миру взрослых. Подросткам свойственны некритическое подражание манерам поведения взрослых, и отмечается ощутимая зависимость от группы сверстников.

На втором этапе подросток уже ничуть не сомневается, что он не ребенок, осознаёт своеобразие своей личности. Происходит снижение его зависимости от группы сверстников. Если окружающие заставляют поступать вопреки представлениям о себе, то теперь он может не согласиться с ними, отстоять свое мнение. Старшего подростка характеризуют повышенное внимание к внутреннему миру других людей, к самоанализу, появление способности к самовоспитанию [5].

Вообще Я-образ, на данном возрастном этапе очень неустойчив, это объясняет то, что дети очень рьяно реагируют на замечания, это необходимо учитывать при обучении. В 13-14 лет, Я-образ наиболее уязвим, теряет свою целостность. Способы самопознания и самоанализа у подростков еще недостаточно сформированы: ребята особенно остро чувствуют противоречие, неустроенность своего Я, которое обусловлено и неопределенностью уровня притязаний, и трудностями переориентации по оценке других на самооценку уход от прямого копирования образцов поведения окружающих. Отсюда противоречие, возникает между острой потребностью подростков в самопознании и неспособностью её адекватной реализации, в следствие чего снижается уровень адекватности, устойчивости самооценки, стабильности развития Я-образа.

Несмотря на те ограниченные возможности подростков для самопознания, они проявляют высокую восприимчивость к коррекции негативных стремлений, поведения и социально неодобряемых качеств. Что в свою очередь актуализирует необходимость помощи, оказываемой им в овладении способами самопознания, создание условий, которые поспособствовали бы объективации личностных переживаний, где они смогли бы посмотреть на себя глазами других [2].

Итак, подростковый возраст очень сложный этап развития и становления человека, связан он с изменениями, перестройкой, которая затрагивает психическую, физическую и социальную сферы. Этот этап характеризуется возрастанием познавательной активности, расширением познавательных интересов. Что в свою очередь вызывает явления самообразования, самовоспитания.

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2001.

2.Ермолаева М. В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.

3.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001

4.Фридман Л.М. Умственные способности // Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов - М., 1988. - С.88 – 92.

5.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: ГАРДАРИКИ, 2005.

 

 

20. Формирование «Я-концепции» подростка. Развитие самосознания. Ведущая деятельность. Кризис подросткового возраста.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 261.