Разделы возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Выделены следующие разделы возрастной психологии:

-психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Роль возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Проведение исследований психологии ребенка является источником к постижению психологии зрелого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальное значение в заключение вопроса сотворения «новой» психологии, подчеркивая, что «исключительно верный путь -- подходить в прохождении психики от ребенка к взрослому». Дорога реорганизации психологии -- «из описательной и фрагментарной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую организацию сведения о поведении человека, о устройствах его течения и формирования, о воспитательном управлении движениями его вырабатывания, развития и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью задач о нормативном воспитании здорового ребенка, о характерных возрастных проблемах, линиях и методах их ответа, этапах становления взрослой значительной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Возрастная психология близко сплочена с иными областями психологической науки. Она основывается на мнения о психике человека, разработанные в общей психологии, применяет организацию главных взглядов совместной психологии. В то же время изучение происхождения и первых этапов становления высших психических функций повергает к более совершенному осмыслению раскрученных форм сложных психических течений.

Проведение исследования преобразования психических процессов у детей выдвигается как своеобразный способ постижения устройств - генетический метод. Психическое развитие человека происходит внутри разнообразных социальных единств: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Соотношение рядового и персонального, общего и оригинального, обычного и аномального, отходящего рядов формирования организовывает совместные поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии. В книге Эриксона «Детство и общество» (Erikson, 1963) показана его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем формировании осваивают через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии вырабатывания, в более позднем возрасте может изменить свой характер, иногда -- коренным образом. (см. Приложение А)

24. Кризисы взрослой жизни, их содержание и преодоление.

Кризисы взрослой жизни

Фрагмент книги Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. М.: Генезис, 2009.

Книга может помочь читателю «сориентироваться» в собственной жизни. Автор описывает закономерности развития человека во взрослом возрасте, основные кризисы, процесс становления отношений с собой и другими — супругами, детьми, друзьями.

Что такое кризис взрослых?

В житейской психологии слово «кризис» ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о чем лучше не думать. Хотя в последнее время достаточно широко обсуждаются детские и подростковые кризисы. Многие уже понимают: кризис — норма, а не отклонение, это необходимый этап развития маленького человека.

В ином положении находятся взрослые. Большинство из них даже не предполагает, что существуют возрастные кризисы зрелости, хотя в психологии они четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). А люди, знающие о существовании таковых, считают их проживание постыдным, недостойным «сильного человека», каким каждый хочет себя считать. В результате они запрещают себе думать о неприятном, а чувства загоняют глубоко-глубоко внутрь, тратя на это много энергии. А, как известно, если человек запрещает себе чувствовать, он начинает болеть. Такие недуги обычно называют психосоматическими, то есть имеющими психологические предпосылки.

Следствием ухода от проживания возрастных кризисов, помимо болезней, может быть ухудшение качества профессиональной деятельности, особенно у тех, кто работает с людьми. И это понятно — ведь избегание кризиса сопровождается глубокими депрессивными переживаниями, которые человек тщательно укрывает от самого себя, а особенно от посторонних. Это очень сильно мешает взаимодействию с окружающими, нередко вызывает агрессивные вспышки.

А уж руководить людьми, переживающими кризис и отрицающими это, сложно вдвойне! Ведь подавляемые ими негативные чувства постоянно ищут лазейку для того, чтобы выскользнуть наружу, выплеснуться. Нужен лишь повод, всегда найдется тот «плохой», кому можно приписать ответственность за свое эмоциональное неблагополучие, на кого можно обидеться, поворчать, а лучше бы и накричать.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 193.