III . Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы к зачету

1 Правовые основы семьи.

2 Семья как исходный воспитательный институт.

3 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство о браке и семье.

4 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и обязанностях родителей.

5 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и защите ребенка.

6 Задачи и содержание семейного воспитания. Основные тенденции воспитания детей в современной семье Республики Беларусь.

7 Положение детей в Республике Беларусь.

8 Функции семьи в современном обществе.

9 Воспитательный потенциал семьи.

10 Система принципов семейного воспитания.

11 Специфика семейного воспитания: позитив и негатив.

12 Основные направления воспитания детей в семье.

13 Методы изучения семьи.

14 Массовые и групповые формы работы с семьей.

15 Характеристика и технология подготовки и проведения основных традиционных форм работы воспитателей с родителями.

16 Методы воспитания в семье, их характеристика.

17 Культура общения в семье.

18 Виды и формы конфликтов в семье.

19 Способы разрешения конфликтов.

20 Конфликты в системе «педагоги-родители», пути их преодоления.

21 Значение авторитета, личного примера родителей и семейных традиций в воспитании детей.

22 Модели, виды и характер взаимоотношений родителей между собой и детьми в семье.

23 «Ложные» виды авторитета родителей в семье.

24 Причины педагогической и социальной запущенности детей.

25 Типы неблагополучных семей.

26 Меры социально-педагогической защиты детей из неблагополучных семей.

27 Система повышения психолого-педагогической культуры родителей.

28 Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям.


2. IV . Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М, 1993.

2. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Мн., 1998.

3. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье. М., 2001.

4. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

6. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996.

7. Дошкольник в семье / сост. В.И. Чудакова, В.Р. Добкин. Мн., 1984.

8. Защита детей из неблагополучных семей // Вопросы социального обеспечения. – 2006. - № 14.

9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.

10. Карпова Г.А. Педагогическое изучение семьи // Классный руководитель. – 2005. - № 5.

11. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.

12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. М., 2000.

13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

14. Работа с родителями: пособие для учителей нач.кл. общеобразовательных учреждений /под общ. Ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. Мн., 2003.

15. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах. Могилев, 2001.

16. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь, 2003.

4.2. Дополнительная литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.

2. Ананьеў В.П. Матэрыяльныя ўмовы жыцця i эканамiчныя арыентацыi cтудэнтцкай сям'i // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 12.

3. Арнаутова Е.П. Эмоционально-оценочное отношение ребенка к членам семьи в условиях повторного брака матери // Социально-педагогическая работа. 1998. № 6.

4. Бодалев А.А. О формировании отношений в семье // Советская педагогика. 1991. № 8.

5. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1.

6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 4. М., 1996.

7. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5.

8. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.

9. Варга А.Я. Роль родительских отношений в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

10. Вержибок Г.В. «Психология семьи»: диалог в аудитории. Опыт подготовки студентов к семейной жизни // Народная асвета. 2009. № 2.

11. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

12. Горьковая И.А. Влияние семьи на становление личности подростков // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 7.

13. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. 1982. № 2.

14. Григорьева Е. Дети после развода // Вопросы полового воспитания. Саратов, 1991.

15. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985.

16. Еремеенкова Т.Н. Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.

17. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981. № 3.

18. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 1.

19. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.

20. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1.

21. Кашкан И. Семейное воспитание и психическое здоровье ребенка // Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. № 3.

22. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре: стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4.

23. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6.

24. Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. Суицидальное поведение в детско-подростковом и юношеском возрасте // Праблемы выхавання. 1996. Вып. 4.

25. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.

26. Марова Э. Когда семья остается неполной // Семья и школа. 1980. № 2, 3.

27. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф., Дегтярик И.В., Змачинская Т.Е. Духовно-нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 11.

28. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф. Социально-демографические характеристики и жилищно-бытовые условия жизни семьи студентов // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.

29. Новикова В.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981.

30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.

31. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья. 1997. № 1.

32. Осiпава В.С. Крызiс сям'i або крызiс дзяржаўнасцi // Адукацыя i выхаванне. 1995. № 9.

33. Петровская Л.А. Психологическое консультирование семьи // Вопросы психологии. 1990. № 4.

34. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 4.

35. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2.

36. Сенько Т.В. Диагностика и коррекция взаимодействия в диаде «ребенок-родители» // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 7.

37. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 1.

38. Сенько Т.В. Представления родителей об идеальных детях // Советская педагогика. 1991. № 1.

39. Сенько Т.В. Социальное поведение детей и стили взаимодействия в семье // Народная асвета. 1998. № 4.

40. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригруппрвые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. № 3.

41. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5.

42. Смехов В.А. Опыт психодиагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4.

43. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 1985. № 3.

44. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 3. М., 1996.

45. Чечет А.В. Защитить истинное материнство как основу оздоровления и гуманизации общества // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 6.

46. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

47. Андреев Ю. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Кн. для уч-ся. 4-е изд., доп. М., 1990. 

48. Андреева О., Деркач И. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Мн., 1998.

49. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.

50. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М., 1983.

51. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 3-е изд. СПб., 2001. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

52. Бурава С.Н. Чаму распадаецца сям'я? Мн., 1991.

53. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье. Мн., 1987.

54. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.

55. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка : Пер. с англ. М., 1986.

56. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. М., 1986.

57. Иванов М.А. Прежде всего мы – родители. М., 1986.

58. Книга для родителей /Сост. В.З.Солоухин. Мн., 1992.

59. Лански В. Настольная книга для родителей. М., 2000.

60. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.

61. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.

62. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Рук-во по психотерапии. Л., 1979.

63. Отец в семье: Кн. для родителей / сб. статей. М., 1970.

64. Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

65. Половая социализация ребенка в семье и школе. СПб., 1992.

66. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. Н.М.Пилиповского. М.,1994.

67. Популярная психология для родителей / под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.

68. Псавко Б.Р., Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина. М., 1984.

69. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся. М., 1986.

70. Ребенок в карусели развода. М., 1998.

71. Семья: Кн. для чтения / Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. М., 1990.

72. Семья: 500 вопросов и ответов / ред.-сост. Л.В.Прошина. М., 1992.

73. Смит У.Э. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье / Пер. с англ. М., 1991.

74. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

75. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. М., 2000.

76. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

77. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997. (Серия «Вы и ваш ребенок).

78. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1996. (Серия «Вы и ваш ребенок).

79. Энциклопедия молодой семьи. Мн., 1989.

4.3. Литература для самостоятельного изучения

1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. М., 1977.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пос. М, 1996.

3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.,1998.

5. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Мн., 1988.

6. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. М., 1980.

7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб пос. М., 1991.

8. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Метод рекоменд. Мн., 1998.

9. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви: Пер. с англ. М., 1998.

10. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995.

11. Канатуш В.Я. Брак и семья. Мн.,1993.

12. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Мн., 1980.

13. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Инф.-метод. материалы: Кн. для учителя. М., 1988.

14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителей. М., 1993.

15. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Мн., 1987.

16. Красовский А.С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. Мн., 1990.

17. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей: Пер. с нем. СПб., 1998.

19. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

20. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.

21. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

22. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: Метод пос. СПб., 1997.

23. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. М., 2001. (Серия «Психологический тренинг).

24. Мы остаемся вместе: Дискуссия о причинах разводов / пер. с нем. М., 1977.

25. Особенности воспитания детей в современной семье: метод. рек. Мн., 1997.

26. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.

27. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

28. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

29. Развод. Демографический аспект: Сб. ст. / под ред. А.Г.Волкова и Л.Е.Дарского. М., 1979.

30. Розинаева Г. Супружество. Материнство и отцовство: Пер. со словац. Мн., 1984.

31. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: пер. с англ. М., 2000. (Серия «Психологическая коллекция»).

32. Смагина Л.И., Чернявская А.С. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие. Мн., 2006.

33. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург, 1996.

34. Фромм Э. Искусство любви. Мн., 1990.

35. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. СПб., 1995.

36. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя / под ред. Н.Г.Юркевича. Мн., 1989.


Тематический план

№ п/п

Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации

Количество учебных часов

Этапы

Кафедра (цикловая комиссия)

Всего

распределение по видам занятий

аудиторные занятия

самостоятельная работа

лекции практические занятия семинарские занятия круглые столы, тематические дискуссии лабораторные занятия деловые игры тренинги конференции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Сущность и содержание курса «Семейная педагогика» 2 2                  

Социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК

2 Характеристика современной семьи в РБ. 4 2 2                
3 Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. 8 2 2             4  
4 Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями 6 2               4  
  Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия. 6 2               4  
  Культура общения в семье. 4 2 2                
  Педагогический такт и авторитет родителей в семье. 2 2                  
  Специфика работы педагога с неблагополучными семьями. 8 2 2             4  

Форма текущей аттестации

зачет

ВСЕГО

40 16 8             16    


Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.