Вопросы к зачету
1 Правовые основы семьи.
2 Семья как исходный воспитательный институт.
3 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство о браке и семье.
4 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и обязанностях родителей.
5 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и защите ребенка.
6 Задачи и содержание семейного воспитания. Основные тенденции воспитания детей в современной семье Республики Беларусь.
7 Положение детей в Республике Беларусь.
8 Функции семьи в современном обществе.
9 Воспитательный потенциал семьи.
10 Система принципов семейного воспитания.
11 Специфика семейного воспитания: позитив и негатив.
12 Основные направления воспитания детей в семье.
13 Методы изучения семьи.
14 Массовые и групповые формы работы с семьей.
15 Характеристика и технология подготовки и проведения основных традиционных форм работы воспитателей с родителями.
16 Методы воспитания в семье, их характеристика.
17 Культура общения в семье.
18 Виды и формы конфликтов в семье.
19 Способы разрешения конфликтов.
20 Конфликты в системе «педагоги-родители», пути их преодоления.
21 Значение авторитета, личного примера родителей и семейных традиций в воспитании детей.
22 Модели, виды и характер взаимоотношений родителей между собой и детьми в семье.
23 «Ложные» виды авторитета родителей в семье.
24 Причины педагогической и социальной запущенности детей.
25 Типы неблагополучных семей.
26 Меры социально-педагогической защиты детей из неблагополучных семей.
27 Система повышения психолого-педагогической культуры родителей.
28 Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям.
2. IV . Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М, 1993.
2. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Мн., 1998.
3. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье. М., 2001.
4. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975.
5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
6. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996.
7. Дошкольник в семье / сост. В.И. Чудакова, В.Р. Добкин. Мн., 1984.
8. Защита детей из неблагополучных семей // Вопросы социального обеспечения. – 2006. - № 14.
9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.
10. Карпова Г.А. Педагогическое изучение семьи // Классный руководитель. – 2005. - № 5.
11. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. М., 2000.
13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
14. Работа с родителями: пособие для учителей нач.кл. общеобразовательных учреждений /под общ. Ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. Мн., 2003.
15. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах. Могилев, 2001.
16. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь, 2003.
4.2. Дополнительная литература
1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.
2. Ананьеў В.П. Матэрыяльныя ўмовы жыцця i эканамiчныя арыентацыi cтудэнтцкай сям'i // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 12.
3. Арнаутова Е.П. Эмоционально-оценочное отношение ребенка к членам семьи в условиях повторного брака матери // Социально-педагогическая работа. 1998. № 6.
4. Бодалев А.А. О формировании отношений в семье // Советская педагогика. 1991. № 8.
5. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1.
6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 4. М., 1996.
7. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5.
8. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.
9. Варга А.Я. Роль родительских отношений в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.
10. Вержибок Г.В. «Психология семьи»: диалог в аудитории. Опыт подготовки студентов к семейной жизни // Народная асвета. 2009. № 2.
11. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.
12. Горьковая И.А. Влияние семьи на становление личности подростков // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 7.
13. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. 1982. № 2.
14. Григорьева Е. Дети после развода // Вопросы полового воспитания. Саратов, 1991.
15. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985.
16. Еремеенкова Т.Н. Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.
17. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981. № 3.
18. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 1.
19. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.
20. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1.
21. Кашкан И. Семейное воспитание и психическое здоровье ребенка // Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. № 3.
22. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре: стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4.
23. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6.
24. Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. Суицидальное поведение в детско-подростковом и юношеском возрасте // Праблемы выхавання. 1996. Вып. 4.
25. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.
26. Марова Э. Когда семья остается неполной // Семья и школа. 1980. № 2, 3.
27. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф., Дегтярик И.В., Змачинская Т.Е. Духовно-нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 11.
28. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф. Социально-демографические характеристики и жилищно-бытовые условия жизни семьи студентов // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.
29. Новикова В.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981.
30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
31. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья. 1997. № 1.
32. Осiпава В.С. Крызiс сям'i або крызiс дзяржаўнасцi // Адукацыя i выхаванне. 1995. № 9.
33. Петровская Л.А. Психологическое консультирование семьи // Вопросы психологии. 1990. № 4.
34. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 4.
35. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2.
36. Сенько Т.В. Диагностика и коррекция взаимодействия в диаде «ребенок-родители» // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 7.
37. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 1.
38. Сенько Т.В. Представления родителей об идеальных детях // Советская педагогика. 1991. № 1.
39. Сенько Т.В. Социальное поведение детей и стили взаимодействия в семье // Народная асвета. 1998. № 4.
40. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригруппрвые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. № 3.
41. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5.
42. Смехов В.А. Опыт психодиагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4.
43. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 1985. № 3.
44. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 3. М., 1996.
45. Чечет А.В. Защитить истинное материнство как основу оздоровления и гуманизации общества // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 6.
46. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.
47. Андреев Ю. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Кн. для уч-ся. 4-е изд., доп. М., 1990.
48. Андреева О., Деркач И. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Мн., 1998.
49. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.
50. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М., 1983.
51. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 3-е изд. СПб., 2001. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).
52. Бурава С.Н. Чаму распадаецца сям'я? Мн., 1991.
53. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье. Мн., 1987.
54. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.
55. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка : Пер. с англ. М., 1986.
56. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. М., 1986.
57. Иванов М.А. Прежде всего мы – родители. М., 1986.
58. Книга для родителей /Сост. В.З.Солоухин. Мн., 1992.
59. Лански В. Настольная книга для родителей. М., 2000.
60. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.
61. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.
62. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Рук-во по психотерапии. Л., 1979.
63. Отец в семье: Кн. для родителей / сб. статей. М., 1970.
64. Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
65. Половая социализация ребенка в семье и школе. СПб., 1992.
66. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. Н.М.Пилиповского. М.,1994.
67. Популярная психология для родителей / под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.
68. Псавко Б.Р., Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина. М., 1984.
69. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся. М., 1986.
70. Ребенок в карусели развода. М., 1998.
71. Семья: Кн. для чтения / Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. М., 1990.
72. Семья: 500 вопросов и ответов / ред.-сост. Л.В.Прошина. М., 1992.
73. Смит У.Э. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье / Пер. с англ. М., 1991.
74. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.
75. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. М., 2000.
76. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.
77. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997. (Серия «Вы и ваш ребенок).
78. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1996. (Серия «Вы и ваш ребенок).
79. Энциклопедия молодой семьи. Мн., 1989.
4.3. Литература для самостоятельного изучения
1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. М., 1977.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пос. М, 1996.
3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.
4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.,1998.
5. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Мн., 1988.
6. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. М., 1980.
7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб пос. М., 1991.
8. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Метод рекоменд. Мн., 1998.
9. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви: Пер. с англ. М., 1998.
10. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995.
11. Канатуш В.Я. Брак и семья. Мн.,1993.
12. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Мн., 1980.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Инф.-метод. материалы: Кн. для учителя. М., 1988.
14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителей. М., 1993.
15. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Мн., 1987.
16. Красовский А.С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. Мн., 1990.
17. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.
18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей: Пер. с нем. СПб., 1998.
19. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
20. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.
21. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.
22. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: Метод пос. СПб., 1997.
23. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. М., 2001. (Серия «Психологический тренинг).
24. Мы остаемся вместе: Дискуссия о причинах разводов / пер. с нем. М., 1977.
25. Особенности воспитания детей в современной семье: метод. рек. Мн., 1997.
26. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.
27. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
28. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
29. Развод. Демографический аспект: Сб. ст. / под ред. А.Г.Волкова и Л.Е.Дарского. М., 1979.
30. Розинаева Г. Супружество. Материнство и отцовство: Пер. со словац. Мн., 1984.
31. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: пер. с англ. М., 2000. (Серия «Психологическая коллекция»).
32. Смагина Л.И., Чернявская А.С. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие. Мн., 2006.
33. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург, 1996.
34. Фромм Э. Искусство любви. Мн., 1990.
35. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. СПб., 1995.
36. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя / под ред. Н.Г.Юркевича. Мн., 1989.
Тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации | Количество учебных часов | Этапы | Кафедра (цикловая комиссия) | |||||||||
Всего | распределение по видам занятий | ||||||||||||
аудиторные занятия | самостоятельная работа | ||||||||||||
лекции | практические занятия | семинарские занятия | круглые столы, тематические дискуссии | лабораторные занятия | деловые игры | тренинги | конференции | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1. | Сущность и содержание курса «Семейная педагогика» | 2 | 2 | Социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК | |||||||||
2 | Характеристика современной семьи в РБ. | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3 | Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. | 8 | 2 | 2 | 4 | ||||||||
4 | Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями | 6 | 2 | 4 | |||||||||
Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия. | 6 | 2 | 4 | ||||||||||
Культура общения в семье. | 4 | 2 | 2 | ||||||||||
Педагогический такт и авторитет родителей в семье. | 2 | 2 | |||||||||||
Специфика работы педагога с неблагополучными семьями. | 8 | 2 | 2 | 4 | |||||||||
Форма текущей аттестации | зачет | ||||||||||||
ВСЕГО | 40 | 16 | 8 | 16 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.