Родительское собрание «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . Введение

1.1. Цель преподавания дисциплины « Семейная педагогика» - теоретическая и практическая подготовка слушателей в области работы с детьми и взрослыми по оказанию помощи семье, ознакомление слушателей со спецификой семейного воспитания, современными тенденциями развития семьи, взаимосвязи педагогов и родителей в воспитании детей и условиями их эффективного взаимодействия.

1.2. Задачи изучения дисциплины

¾ понимание слушателями роли семьи как социально-нравственной ценности, раскрытие социально-педагогической сущности семьи и брака;

¾ формирование профессионально-педагогических умений и навыков в области семейного воспитания, взаимодействия педагогов и родителей;

¾ изучение особенностей современной семьи, закономерностей ее жизнедеятельности и функционирования;

¾ развитие педагогического мышления воспитателя, анализа педагогических явлений в семье и учреждении образования;

¾ ознакомление с передовым педагогическим опытом взаимосвязи педагогов и родителей.

1.3. Методы в обучении по дисциплине

Информационно-сообщающие методы (лекция, объяснение), метод иллюстрации, практические методы (практические работы).

1.4. Средства обучения дисциплине

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, графики, таблицы, раздаточный материал  и т.д.

Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

Аудиовизуальные – образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

1.5. Требования к результатам обучения:

знать:

- закономерности развития семьи как базового элемента социума;

- функции современной семьи;

- задачи и проблемы развития семьи на различных этапах жизненного цикла;

-   факторы стабильности и успешности межличностных отношений в семье;

уметь:

-   использовать категориальный аппарат для объяснения и понимания особенностей функционирования семьи;

- определять психологическую готовность к семейной жизни;

- изучать взаимоотношения в семье;

- проводить диагностику семьи;

- выявлять нарушения семейных отношений и оказывать своевременную помощь.



II . Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
1 2 3
1 Сущность и содержание курса «Семейная педагогика» Семья как исходный воспитательный институт. Сущность понятий «семья» «семейное воспитание». Современные концепции семейной педагогики. Функции семьи в современном обществе. Воспитательный потенциал семьи. Стадии формирования семьи. Система принципов семейного воспитания. Специфика семейного воспитания: позитив и негатив. Основные направления воспитания детей в семье. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания. Гуманизация жизнедеятельности ребенка в семье. Важнейшие нравственно-эстетические качества личности ребенка и их воспитание в семье. Условия эффективного семейного воспитания детей.
2 Характеристика современной семьи в РБ. Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство о браке и семье, правах и обязанностях родителей, правах и защите ребенка. Положение детей в Республике Беларусь. Основные тенденции развития современной семьи: экономические, демографические, юридические, социально-педагогические, нравственно-этические. Типы и модели современной семьи, специфика работы педагогов с ними.
3 Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. Цели и программа изучения семьи воспитанника. Характеристика и технология использования диагностических методов изучения семьи, условий, методов и средств воспитания детей в семье. Анализ ошибочных представлений и установок педагогов на воспитанников и их родителей, пути их устранения. Критерии оценки воспитательного потенциала семьи.
4 Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями Массовые и групповые формы работы с семьей. Характеристика и технология подготовки и проведения основных традиционных форм работы воспитателей с родителями: работа с родительским активом, родительские собрания, дискуссии, совместные праздники и т.п. Творческий характер взаимодействия воспитателей и родителей. Педагогические умения, опыт и мастерство воспитателя в работе с семьей.
5 Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия. Сущность понятия «педагогическое взаимодействие» и его функции. Типичные трудности и ошибки педагогов в общении с родителями воспитанников. Конфликты в системе «педагоги - родители», «Педагоги – дети - родители», «родители - дети» и технологии их разрешения. Специфика, стили, виды и модели общения педагогов и родителями. Педагогическая этика, такт, культура общения воспитателя во взаимоотношениях с родителями. Правила общения педагога с родителями. Технологии развития коммуникативных умений воспитателя для работы с родителями. Пути совершенствования и условия эффективного взаимодействия с семьей. Мастерство, новаторство и творчество воспитателя во взаимодействии с семьей воспитанника.
6 Культура общения в семье. Функции семейного общения. Разнообразие установок родителей на семью и воспитание детей. Виды и характер взаимоотношений в семье. Особенности восприятия родителями личности ребенка. Анализ ошибочных родительских стилей общения и позиций в семейном воспитании. Стратегия и тактика семейного воспитания. Конфликт и конфликтные ситуации в семье. Виды и формы семейных конфликтов. Пути и условия позитивного разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в семье. Гуманизация взаимоотношений в семье. Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям. Пути совершенствования коммуникативной и психолого-педагогической культуры родителей. Роль воспитателя, психолога в разрешении семейных конфликтов и оптимизации семейных взаимоотношений.
7 Педагогический такт и авторитет родителей в семье. Сущность понятий «педагогический такт» и «авторитет» родителей в семье. Значение авторитета, личного примера родителей и семейных традиций в воспитании детей. Модели, виды и характер взаимоотношений родителей между собой и детьми в семье. «Ложные» виды авторитета родителей в семье. Пути создания истинного авторитета родителей в семье. Критерии сформированности оптимальных семейных взаимоотношений.
8 Специфика работы педагога с неблагополучными семьями. Основные причины педагогической и социальной запущенности детей. Типы неблагополучных семей. Неблагополучные семьи и дети из них как объект психолого-педагогической коррекционной деятельности. Особенности установления контактов педагога с родителями и детьми из неблагополучных семей. Способы и приемы коллективного и индивидуального воздействия педагогического коллектива на несостоятельных родителей и социально-и педагогически запущенных детей в них. Меры социально-педагогической защиты детей в них.

2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
1 2 3
1 Ребенок, как субъект семьи и семейного воспитания. Правовые основы семьи: законодательство о правах и обязанностях родителей, законодательство о правах и защите ребенка в Республике Беларусь. Положение детей в Республике Беларусь. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания. Гуманизация жизнедеятельности ребенка в семье. Разнообразие подходов к детям в воспитании в семье: проблемы, ошибки, позитивные находки. Важнейшие качества личности ребенка, их воспитание в семье. Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям.
2 Характеристика и технологии использования диагностических методов изучения семьи воспитанника. Цели и программы изучения семьи семьи воспитателем, психологом, Методы изучения семьи, условий воспитания детей и условия их применения. Технологии использования диагностических методов изучения семьи. Программа изучения воспитательного потенциала семьи. Критерии оценки воспитательного потенциала семьи.
3 Методы воспитания в семье. Конфликты в семье и пути их разрешения. Методы воспитания в семье, их характеристика. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конфликт как способ развития семейных отношений. Виды и формы конфликтов в семье. Способы разрешения конфликтов. Условия позитивного разрешения конфликтов в семье. Роль воспитателя, психолога в разрешении конфликтов.
4 Причины педагогической запущенности детей и методика воздействия на неблагополучные семьи. Причины социальной и педагогической запущенности детей. Типы неблагополучных семей. Особенности установления контактов педагога с родителями и детьми из неблагополучной семьи. Меры социально-педагогической защиты детей из неблагополучных семей.



Самостоятельная работа слушателей

Тема 1. Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. – 4 часа

Задание:

1. На основе полученных теоретических знаний составить примерную программу и разработать план практических действий по оказанию помощи семье.

Примерная программа изучения семьи:

1. Состав семьи: родители, дети, родственники.

2. Трудовая занятость родителей: квалификация, профессиональное образование, общественная деятельность, осведомленность ребенка.

3. Материальная обеспеченность семьи, доход на каждого члена, осведомленность ребенка о семейном бюджете.

4. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, фонотеки, предметов досуга; отношение к искусству, литературе; духовные потребности членов семьи; режим дня, труда, отдыха.

5. Внутрисемейные отношения: стиль отношений, микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, распределение поручений среди членов семьи, авторитет взрослых, личный пример родителей и т.д.

6. Воспитательная позиция: идеалы, потребности, осознание целей и задач семейного и общественного воспитания; методы и формы воспитания; ценностные ориентации, традиции и приоритеты семьи.

7. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей; характер взаимоотношений с общественными институтами воспитания; совпадение взглядов семьи и социальных институтов.

8. Знание родителями индивидуальных особенностей своих детей: состояние здоровья, качества личности, ведущие интересы, отношение к учебе и общественной работе, использование свободного времени, влияние товарищей, отношение к школе, старшим, окружающим.

9. Отношение родителей к взглядам ребенка на перспективы будущей личной и профессиональной деятельности.

2. Провести интервью по генограмме:

1. О составе семьи: «Кто живет вместе в вашем доме? В ка­ких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены се­мьи?»

2.Демографическую информацию: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3.О состоянии проблемы на данный момент: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как на нее реагирует? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?»

4.Об истории развития проблемы: «Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки ее решить были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам, были ли случаи госпитализации? Как изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи изменения проблемы? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?»

5.О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6.О реакциях семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился каждый ребенок? В честь кого он назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес потерю легче? Кто организовывал похороны?» Оценка прошлых форм адаптации, особенно реорганизации семьи после потери и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7.О родительских семьях каждого из супругов: «Живы ли ваши родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ваши родители встретились? Когда они поженились? Есть ли у вас братья или сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, находятся ли в браке, и есть ли у них дети?» Далее можно задать такие же вопросы про родителей отца и матери. Важно собрать информацию, по крайней мере, о трех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях, других  значимых для семьи людях (друзьях, коллегах, учителях, пси­хотерапевтах и т. д.).

8. О семейных взаимоотношениях: «Есть ли в семье какие-либо члены, которые прервали взаимоотношения друг с дру­гом? Кто-нибудь находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки? Кому в семье данный человек до­веряет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» Можно задавать специальные циркулярные во­просы. Например, можно спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться мнением жены. Иногда полезно спра­шивать, как другие члены семьи могли бы охарактеризовать людей, присутствующих на встрече: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Цель таких циркулярных вопросов — выявление различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая несовпадающие взгляды разных членов семьи, консультант попутно вводит в систему новую информацию, обогащая представление семьи о самой себе.

9. О семейных ролях: «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем заботятся? Кто в семье волевой человек? Кто самый авторитетный? Кто из детей послушнее? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи?» и т. д.

О трудных для семьи темах: «Есть ли у членов семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Кто-то сидел в тюрьме? За что? Каков их статус сейчас?» и т. д. Обсуждение этих тем иногда болезненно для членов семьи, и поэтому подобные вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья высказывает сильное сопротивление, то нужно отступить и вернуться к ним позднее.

        

Тема 2. Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия – 4 часа

Задания:

1. Разработайте консультативную беседу по одному из предложенных вариантов и напишите сценарий беседы с родителями.

1. Авторитет родителей в семье.

2. Роль семейных традиций в воспитании детей.

3. Проблема методов поощрения и наказания детей в семье.

4. Индивидуальный подход к ребенку в семье.

5. Нравственное воспитание дошкольника в семье.

6. Трудовое воспитание дошкольника в семье.

7. Эстетическое воспитание дошкольника в семье.

8. Физическое воспитание дошкольника в семье.

9. Игра и труд в семейном воспитании.

10. Организация досуга детей в семье.

11. Профилактика жестокого отношения к детям в семье.

12. Специфика воспитания в семье дочери, сына.

13. Роль семейных праздников в создании благополучного микроклимата.

 

1. Подготовьте рекомендации воспитателю в работе с родителями: по эстетическому воспитанию, по организации культуры здорового образа жизни и т.п. (по выбору слушателей).

Тема 3. Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями – 4 часа

Задания:

1. Проанализируйте предложенные варианты проведения родительского собрания. Сформулируйте цель и задачи данных форм работы, обоснуйте актуальность.

Родительское собрание

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Подготовительный этап.

1. Приглашение родителей.

2. Анкетирование родителей.

• Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?

• Знаете ли вы друзей своих детей? Бывают ли они у вас дома?

• Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, семейных праздниках?

• Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьей отпуск?

• Обсуждаете ли вместе с детьми прочитанные книги?

• Охотно ли ваш ребенок ходит в сад?

• Какие учебные предметы изучает ваш ребенок с интересом?

• Какие проблемы ребенок не любит и игнорирует?

• Есть ли у вашего ребенка домашние обязанности?

• По какому режиму живет ваш ребенок?

3. Конкурс рисунков по теме «Папа, мама, я — дружная семья».

Оборудование.

A) Плакаты:

«Коль видят нас и слышат дети, мы задела свои в ответе». «Счастлив тот, кто счастлив дома». «На что и клад, коли в семье лад?». Б) Выставка детских рисунков.

B) Выставка альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семейные праздники».

Г) Выставка поделок «Мастерим всей семьей».

Д) Книжная выставка на тему «Как воспитать настоящего человека».

Е) Музыкальное оформление.

Основной этап. Форма проведения: доверительный разговор за круглым столом.

1) Вступительное слово учителя по теме «Счастлив тот, кто счастлив дома».

2) Анализ анкет родителей.

3) Анализ детских рисунков.

4) Решение проблемных ситуаций.

5) Доверительный разговор о том, как быть ближе к своим детям.

НАПРАВЛЕНИЯ:

— стиль отношений внутри семьи (обсуждение заранее записанных на магнитофонную ленту ответов детей);

— общение и досуг (обмен опытом);

— семейные традиции. Обмен рецептами приготовления праздничных блюд.

Обобщение учителем, встречи с родителями.

Заповеди для родителей:

— не унижайте ребенка;

— не морализируйте;

— не вымогайте обещаний;

— не потакайте;

— относитесь к ребенку как к личности;

— умейте слышать и слушать;

— будьте строгими и добрыми;

6) Обзор книжной выставки (рекомендуемая литература).

7) Минутка благодарности:

— отметить каждого родителя, найдя индивидуальную изюминку в воспитании;

— аудиозапись с пожеланиями детей своим родителям.

 

2. Разработайте сценарий проведения родительского собрания на одну из актуальных на ваш взгляд тем.


Тема 4 Специфика работы педагога с неблагополучными семьями - 4 часа

Задания:

1. На основе полученных теоретических знаний составить характеристику одной из семей и разработать план практических действий по оказанию помощи неблагополучной семье.

 


Несовершеннолетнего

1. ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка – уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью), факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома;

2. злоупотребление родительскими правами – принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

3. несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер), – приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

4. жестокое обращение с несовершеннолетним в семье – физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии, приводящем к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму);

5. несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия – рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях) Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего; несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты;

6. нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации – проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера); негативное влияние культурных или религиозных факторов; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

 

Анкета для родителей

Убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне.

1. Ваши отношение с сыном (дочерью) вы оцениваете как:

а) благополучные

б) неблагополучные

в) затрудняюсь ответить

2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) вы сталкиваетесь?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Часто ли вы вступаете в конфликт с ребенком?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

4. По какому поводу у вас бывают конфликты с ребенком?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Можете ли вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что вы не правы?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

6. Какую помощь в решении семейных проблем вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?

Информацию о _______________________________________________

Индивидуальную консультацию (у кого)__________________________

Что-то еще (именно)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается ваш сын (дочь)?

а)________________________________________________________

б) у него (неё) нет проблем__________________________________

в) затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество

Анкета

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в анкетировании, посвященном вопросам изучения отношения к проблеме воспитания детей в неблагополучных семьях. Анкетирование анонимное. Внимательно ознакомьтесь с вопросом и вариантами ответов. Выберите необходимое количество ответов и отметьте их каким-либо образом (обведите, подчеркните). Заранее благодарны!!!

 

1.Считаете ли Вы актуальной для нашего общества проблему семейного неблагополучия?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

2.Если да, то в чем, по-вашему, проявляется данная проблема? (не более 2-х вариантов ответов)

а) рост числа детей-сирот при живых родителях;

б) рост числа неблагополучных семей;

в) рост числа «гражданских браков»;

г) высокий уровень разводов;

д) увеличение числа неполных семей;

е) увеличение количества несовершеннолетних мам;

ж) Ваш вариант ответа ______________________________________

3.Какие причины, с Вашей точки зрения, приводят к семейному неблагополучию? (не более 2-х вариантов ответов)

а) употребление спиртных напитков;

б) неподготовленность подрастающего поколения к будущей семейной жизни;

в) нарушение межпоколенных связей;

г) утрата семейных традиций;

д) недостаточно эффективная семейная политика государства;

е) утрата духовных и нравственных ценностей;

ж) ухудшение криминальной обстановки в обществе;

з) Ваш вариант _______________________________________

 

4. Как часто Вам приходилось сталкиваться с неблагополучными семьями?

 а) очень часто;

 б) иногда;

 в) редко;

 г) не приходилось.

 

5.Какие признаки, по-вашему, характерны для неблагополучной семьи? (не более 3-х вариантов ответов)

а) пьянство, алкоголизм, наркомания родителей;

б) пьянство, алкоголизм, наркомания детей в семье;

в) низкий материальный достаток в семье;

г) наличие в семье 3-х и более детей;

д) проблемы со здоровьем у родителей;

 ) безработица родителей;

ж) наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями;

з) насилие в семье;

и) жестокое обращение с детьми; 

к) антисанитарное состояние жилища;

л) периодические семейно-бытовые скандалы;

м) безнадзорность детей;

н) ориентация родителей на материальные ценности;

о) задолженность за коммунальные услуги более 3 месяцев;

п) Ваш вариант ___________________________________________

6.

7.С какими проблемами, на Ваш взгляд, сталкиваются дети из неблагополучных семей? ( не более 2-х вариантов)

а) плохо питаются, недосыпают;

б) имеют проблемы с учебой;

в) часто пропускают занятия в школе;

г) часто болеют;

д) бродяжничают, попрошайничают;

е) становятся агрессивными, жестокими;

ж) отстают в развитии от своих сверстников;

з) у них не складываются отношения со сверстниками;

и) становятся замкнутыми, беспомощными;

к) становятся эгоистичными;

л) вовлекаются в алкогольную и наркотическую зависимость;

м) вовлекаются в преступную, антиобщественную деятельность;

н) Ваш вариант ______________________________________________

 

8.В какой помощи прежде всего нуждаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семейных условиях? (не более 2-х вариантов)

а) психолого-педагогической;

б) социально-правовой;

в) материальной;

г) бесплатном питании;

д) в обеспечении предметами первой необходимости;

е) в организации свободного времени в выходные дни, дни каникул;

ж) в социальной реабилитации;

з) Ваш вариант _______________________________________

 

9.Как Вы считаете, можно ли перевоспитать «нерадивых» родителей?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

 

10.На Ваш взгляд, какие меры следует принимать в отношении родителей, где дети, находятся в социально опасном положении , или, воспитываются в неблагополучных семейных условиях?

а) лишать родительских прав;

б) отбирать ребенка на срок до 6 месяцев и одновременно работать с родителями;

в) привлекать родителей к административной ответственности;

г) привлекать родителей к уголовной ответственности;

д) такие семьи должны находиться под постоянным контролем милиции;

е) кодировать родителей, если они злоупотребляют спиртными напитками;

ж) Ваш вариант _________________________________________

 

11.Должно ли государство оказывать помощь и поддержку неблагополучным семьям?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

 

12.Если да, то, прежде всего какую помощь?

а) материальную;

б) психолого-педагогическую;

в) правовую;

г) содействовать в трудоустройстве родителей;

д) решение жилищных проблем;

е) медицинскую;

ж) Ваш вариант ___________________________________________

 

13.Если Вы узнаете, что ребенок не из вашей школы находится в семье в социально опасном положении, каковы будут Ваши действия?

а) сообщу в органы опеки и попечительства;

б) сообщу в милицию;

в) сообщу в школу;

г) попытаюсь поговорить с родителями;

д) помогу ребенку продуктами питания, одеждой;

е) это меня не касается;

ж) Ваш вариант ___________________________________________

 

14.Считаете ли Вы меры по защите детей в неблагополучных семьях достаточно эффективными?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

 

15.На Ваш взгляд, кто должен, прежде всего, взять на себя заботу о детях, находящихся в социально опасном положении?

а) органы опеки и попечительства;

б) школа;

в) милиция;

г) близкие родственники;

д) учреждение здравоохранения;

е) инспекции по делам несовершеннолетних;

ж) территориальные центры социального обслуживания населения;

з) Ваш вариант __________________________________________

 

16.Какие меры воздействия на «нерадивых» родителей могли бы предложить Вы?

Пол ……….

Возраст …………

Семейное положение …………………

Количество детей в семье ……………

 

Вопросы к зачету

1 Правовые основы семьи.

2 Семья как исходный воспитательный институт.

3 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство о браке и семье.

4 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и обязанностях родителей.

5 Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство правах и защите ребенка.

6 Задачи и содержание семейного воспитания. Основные тенденции воспитания детей в современной семье Республики Беларусь.

7 Положение детей в Республике Беларусь.

8 Функции семьи в современном обществе.

9 Воспитательный потенциал семьи.

10 Система принципов семейного воспитания.

11 Специфика семейного воспитания: позитив и негатив.

12 Основные направления воспитания детей в семье.

13 Методы изучения семьи.

14 Массовые и групповые формы работы с семьей.

15 Характеристика и технология подготовки и проведения основных традиционных форм работы воспитателей с родителями.

16 Методы воспитания в семье, их характеристика.

17 Культура общения в семье.

18 Виды и формы конфликтов в семье.

19 Способы разрешения конфликтов.

20 Конфликты в системе «педагоги-родители», пути их преодоления.

21 Значение авторитета, личного примера родителей и семейных традиций в воспитании детей.

22 Модели, виды и характер взаимоотношений родителей между собой и детьми в семье.

23 «Ложные» виды авторитета родителей в семье.

24 Причины педагогической и социальной запущенности детей.

25 Типы неблагополучных семей.

26 Меры социально-педагогической защиты детей из неблагополучных семей.

27 Система повышения психолого-педагогической культуры родителей.

28 Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям.


2. IV . Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М, 1993.

2. Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Мн., 1998.

3. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье. М., 2001.

4. Васильева Э.К. Семья и ее функции. М., 1975.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением /под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

6. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996.

7. Дошкольник в семье / сост. В.И. Чудакова, В.Р. Добкин. Мн., 1984.

8. Защита детей из неблагополучных семей // Вопросы социального обеспечения. – 2006. - № 14.

9. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.

10. Карпова Г.А. Педагогическое изучение семьи // Классный руководитель. – 2005. - № 5.

11. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие. М., 2003.

12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. М., 2000.

13. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

14. Работа с родителями: пособие для учителей нач.кл. общеобразовательных учреждений /под общ. Ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. Мн., 2003.

15. Сермяжко Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах. Могилев, 2001.

16. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. Мозырь, 2003.

4.2. Дополнительная литература

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.

2. Ананьеў В.П. Матэрыяльныя ўмовы жыцця i эканамiчныя арыентацыi cтудэнтцкай сям'i // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 12.

3. Арнаутова Е.П. Эмоционально-оценочное отношение ребенка к членам семьи в условиях повторного брака матери // Социально-педагогическая работа. 1998. № 6.

4. Бодалев А.А. О формировании отношений в семье // Советская педагогика. 1991. № 8.

5. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье // Вопросы психологии. 1986. № 1.

6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 4. М., 1996.

7. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5.

8. Варга А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: критический подход к решению проблемы // Семья и формирование личности / под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.

9. Варга А.Я. Роль родительских отношений в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

10. Вержибок Г.В. «Психология семьи»: диалог в аудитории. Опыт подготовки студентов к семейной жизни // Народная асвета. 2009. № 2.

11. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологическое исследование семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Психология. 1985. № 4.

12. Горьковая И.А. Влияние семьи на становление личности подростков // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 7.

13. Гребенников И.В. Опыт исследования воспитательного потенциала семьи // Социологические исследования. 1982. № 2.

14. Григорьева Е. Дети после развода // Вопросы полового воспитания. Саратов, 1991.

15. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. М., 1985.

16. Еремеенкова Т.Н. Влияние конструктивно-деструктивных взаимоотношений в семье на умственное развитие детей // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.

17. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии. 1981. № 3.

18. Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 1.

19. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2.

20. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1.

21. Кашкан И. Семейное воспитание и психическое здоровье ребенка // Сацыяльна-педагагiчная работа. 1998. № 3.

22. Кован Ф.А., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре: стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. 1989. № 4.

23. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6.

24. Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. Суицидальное поведение в детско-подростковом и юношеском возрасте // Праблемы выхавання. 1996. Вып. 4.

25. Левкович В.И. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребёнка // Психология личности и образ жизни. М., 1987.

26. Марова Э. Когда семья остается неполной // Семья и школа. 1980. № 2, 3.

27. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф., Дегтярик И.В., Змачинская Т.Е. Духовно-нравственное состояние и ценностные ориентации студенческой семьи // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 11.

28. Местовский Н.А., Сидоренко С.Ф. Социально-демографические характеристики и жилищно-бытовые условия жизни семьи студентов // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 10.

29. Новикова В.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. М., 1981.

30. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.

31. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепции Д. Винникотта) // Школа здоровья. 1997. № 1.

32. Осiпава В.С. Крызiс сям'i або крызiс дзяржаўнасцi // Адукацыя i выхаванне. 1995. № 9.

33. Петровская Л.А. Психологическое консультирование семьи // Вопросы психологии. 1990. № 4.

34. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 4.

35. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2.

36. Сенько Т.В. Диагностика и коррекция взаимодействия в диаде «ребенок-родители» // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 7.

37. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям // Адукацыя i выхаванне. 1997. № 1.

38. Сенько Т.В. Представления родителей об идеальных детях // Советская педагогика. 1991. № 1.

39. Сенько Т.В. Социальное поведение детей и стили взаимодействия в семье // Народная асвета. 1998. № 4.

40. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригруппрвые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1987. № 3.

41. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5.

42. Смехов В.А. Опыт психодиагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4.

43. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 1985. № 3.

44. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня: Ежег. Т. 2. Вып. 3. М., 1996.

45. Чечет А.В. Защитить истинное материнство как основу оздоровления и гуманизации общества // Адукацыя i выхаванне. 1998. № 6.

46. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

47. Андреев Ю. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном-старшеклассником на пределе возможной откровенности: Кн. для уч-ся. 4-е изд., доп. М., 1990. 

48. Андреева О., Деркач И. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Мн., 1998.

49. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью. М., 1988.

50. Бойко В.В. Любовь, семья, общество. М., 1983.

51. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 3-е изд. СПб., 2001. (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

52. Бурава С.Н. Чаму распадаецца сям'я? Мн., 1991.

53. Варюхина С.И. Истоки доброты: Беседы о нравственном воспитании детей в семье. Мн., 1987.

54. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: Доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.

55. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка : Пер. с англ. М., 1986.

56. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. М., 1986.

57. Иванов М.А. Прежде всего мы – родители. М., 1986.

58. Книга для родителей /Сост. В.З.Солоухин. Мн., 1992.

59. Лански В. Настольная книга для родителей. М., 2000.

60. Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.

61. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. М., 1990.

62. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Рук-во по психотерапии. Л., 1979.

63. Отец в семье: Кн. для родителей / сб. статей. М., 1970.

64. Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.

65. Половая социализация ребенка в семье и школе. СПб., 1992.

66. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. Н.М.Пилиповского. М.,1994.

67. Популярная психология для родителей / под ред. А.А.Бодалева. М., 1988.

68. Псавко Б.Р., Старожицкий П.Я. Воспитывать семьянина. М., 1984.

69. Разумихина Г.П. Мир семьи: Кн. для учащихся. М., 1986.

70. Ребенок в карусели развода. М., 1998.

71. Семья: Кн. для чтения / Сост. И.С.Андреева, А.В.Гулыга. М., 1990.

72. Семья: 500 вопросов и ответов / ред.-сост. Л.В.Прошина. М., 1992.

73. Смит У.Э. Внуки алкоголиков: Проблемы взаимозависимости в семье / Пер. с англ. М., 1991.

74. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

75. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. М., 2000.

76. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

77. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб., 1997. (Серия «Вы и ваш ребенок).

78. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб., 1996. (Серия «Вы и ваш ребенок).

79. Энциклопедия молодой семьи. Мн., 1989.

4.3. Литература для самостоятельного изучения

1. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. М., 1977.

2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пос. М, 1996.

3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998.

4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.,1998.

5. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Мн., 1988.

6. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. М., 1980.

7. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб пос. М., 1991.

8. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Метод рекоменд. Мн., 1998.

9. Джонсон Р. Мы. Источник и предназначение романтической любви: Пер. с англ. М., 1998.

10. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995.

11. Канатуш В.Я. Брак и семья. Мн.,1993.

12. Ковалев С.В. Психология семейного воспитания. Мн., 1980.

13. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Инф.-метод. материалы: Кн. для учителя. М., 1988.

14. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Тесты, опросники, ролевые игры: Кн. для учителей. М., 1993.

15. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Мн., 1987.

16. Красовский А.С. Воспитание в семье будущих супругов и родителей. Мн., 1990.

17. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

18. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей: Пер. с нем. СПб., 1998.

19. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

20. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. Киев, 1983.

21. Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

22. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: Метод пос. СПб., 1997.

23. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. М., 2001. (Серия «Психологический тренинг).

24. Мы остаемся вместе: Дискуссия о причинах разводов / пер. с нем. М., 1977.

25. Особенности воспитания детей в современной семье: метод. рек. Мн., 1997.

26. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.

27. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

28. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

29. Развод. Демографический аспект: Сб. ст. / под ред. А.Г.Волкова и Л.Е.Дарского. М., 1979.

30. Розинаева Г. Супружество. Материнство и отцовство: Пер. со словац. Мн., 1984.

31. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту: пер. с англ. М., 2000. (Серия «Психологическая коллекция»).

32. Смагина Л.И., Чернявская А.С. Уроки будущим мужьям и женам: жизнь вне стен интерната: пособие. Мн., 2006.

33. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург, 1996.

34. Фромм Э. Искусство любви. Мн., 1990.

35. Хоменко И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. СПб., 1995.

36. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя / под ред. Н.Г.Юркевича. Мн., 1989.


Тематический план

№ п/п

Наименования разделов, тем и форм текущей аттестации

Количество учебных часов

Этапы

Кафедра (цикловая комиссия)

Всего

распределение по видам занятий

аудиторные занятия

самостоятельная работа

лекции практические занятия семинарские занятия круглые столы, тематические дискуссии лабораторные занятия деловые игры тренинги конференции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
1. Сущность и содержание курса «Семейная педагогика» 2 2                  

Социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК

2 Характеристика современной семьи в РБ. 4 2 2                
3 Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. 8 2 2             4  
4 Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями 6 2               4  
  Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия. 6 2               4  
  Культура общения в семье. 4 2 2                
  Педагогический такт и авторитет родителей в семье. 2 2                  
  Специфика работы педагога с неблагополучными семьями. 8 2 2             4  

Форма текущей аттестации

зачет

ВСЕГО

40 16 8             16    


I . Введение

1.1. Цель преподавания дисциплины « Семейная педагогика» - теоретическая и практическая подготовка слушателей в области работы с детьми и взрослыми по оказанию помощи семье, ознакомление слушателей со спецификой семейного воспитания, современными тенденциями развития семьи, взаимосвязи педагогов и родителей в воспитании детей и условиями их эффективного взаимодействия.

1.2. Задачи изучения дисциплины

¾ понимание слушателями роли семьи как социально-нравственной ценности, раскрытие социально-педагогической сущности семьи и брака;

¾ формирование профессионально-педагогических умений и навыков в области семейного воспитания, взаимодействия педагогов и родителей;

¾ изучение особенностей современной семьи, закономерностей ее жизнедеятельности и функционирования;

¾ развитие педагогического мышления воспитателя, анализа педагогических явлений в семье и учреждении образования;

¾ ознакомление с передовым педагогическим опытом взаимосвязи педагогов и родителей.

1.3. Методы в обучении по дисциплине

Информационно-сообщающие методы (лекция, объяснение), метод иллюстрации, практические методы (практические работы).

1.4. Средства обучения дисциплине

Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, графики, таблицы, раздаточный материал  и т.д.

Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные презентации, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

Аудиовизуальные – образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

1.5. Требования к результатам обучения:

знать:

- закономерности развития семьи как базового элемента социума;

- функции современной семьи;

- задачи и проблемы развития семьи на различных этапах жизненного цикла;

-   факторы стабильности и успешности межличностных отношений в семье;

уметь:

-   использовать категориальный аппарат для объяснения и понимания особенностей функционирования семьи;

- определять психологическую готовность к семейной жизни;

- изучать взаимоотношения в семье;

- проводить диагностику семьи;

- выявлять нарушения семейных отношений и оказывать своевременную помощь.



II . Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
1 2 3
1 Сущность и содержание курса «Семейная педагогика» Семья как исходный воспитательный институт. Сущность понятий «семья» «семейное воспитание». Современные концепции семейной педагогики. Функции семьи в современном обществе. Воспитательный потенциал семьи. Стадии формирования семьи. Система принципов семейного воспитания. Специфика семейного воспитания: позитив и негатив. Основные направления воспитания детей в семье. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания. Гуманизация жизнедеятельности ребенка в семье. Важнейшие нравственно-эстетические качества личности ребенка и их воспитание в семье. Условия эффективного семейного воспитания детей.
2 Характеристика современной семьи в РБ. Правовые основы семьи и брака в Республике Беларусь: законодательство о браке и семье, правах и обязанностях родителей, правах и защите ребенка. Положение детей в Республике Беларусь. Основные тенденции развития современной семьи: экономические, демографические, юридические, социально-педагогические, нравственно-этические. Типы и модели современной семьи, специфика работы педагогов с ними.
3 Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. Цели и программа изучения семьи воспитанника. Характеристика и технология использования диагностических методов изучения семьи, условий, методов и средств воспитания детей в семье. Анализ ошибочных представлений и установок педагогов на воспитанников и их родителей, пути их устранения. Критерии оценки воспитательного потенциала семьи.
4 Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями Массовые и групповые формы работы с семьей. Характеристика и технология подготовки и проведения основных традиционных форм работы воспитателей с родителями: работа с родительским активом, родительские собрания, дискуссии, совместные праздники и т.п. Творческий характер взаимодействия воспитателей и родителей. Педагогические умения, опыт и мастерство воспитателя в работе с семьей.
5 Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия. Сущность понятия «педагогическое взаимодействие» и его функции. Типичные трудности и ошибки педагогов в общении с родителями воспитанников. Конфликты в системе «педагоги - родители», «Педагоги – дети - родители», «родители - дети» и технологии их разрешения. Специфика, стили, виды и модели общения педагогов и родителями. Педагогическая этика, такт, культура общения воспитателя во взаимоотношениях с родителями. Правила общения педагога с родителями. Технологии развития коммуникативных умений воспитателя для работы с родителями. Пути совершенствования и условия эффективного взаимодействия с семьей. Мастерство, новаторство и творчество воспитателя во взаимодействии с семьей воспитанника.
6 Культура общения в семье. Функции семейного общения. Разнообразие установок родителей на семью и воспитание детей. Виды и характер взаимоотношений в семье. Особенности восприятия родителями личности ребенка. Анализ ошибочных родительских стилей общения и позиций в семейном воспитании. Стратегия и тактика семейного воспитания. Конфликт и конфликтные ситуации в семье. Виды и формы семейных конфликтов. Пути и условия позитивного разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций в семье. Гуманизация взаимоотношений в семье. Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям. Пути совершенствования коммуникативной и психолого-педагогической культуры родителей. Роль воспитателя, психолога в разрешении семейных конфликтов и оптимизации семейных взаимоотношений.
7 Педагогический такт и авторитет родителей в семье. Сущность понятий «педагогический такт» и «авторитет» родителей в семье. Значение авторитета, личного примера родителей и семейных традиций в воспитании детей. Модели, виды и характер взаимоотношений родителей между собой и детьми в семье. «Ложные» виды авторитета родителей в семье. Пути создания истинного авторитета родителей в семье. Критерии сформированности оптимальных семейных взаимоотношений.
8 Специфика работы педагога с неблагополучными семьями. Основные причины педагогической и социальной запущенности детей. Типы неблагополучных семей. Неблагополучные семьи и дети из них как объект психолого-педагогической коррекционной деятельности. Особенности установления контактов педагога с родителями и детьми из неблагополучных семей. Способы и приемы коллективного и индивидуального воздействия педагогического коллектива на несостоятельных родителей и социально-и педагогически запущенных детей в них. Меры социально-педагогической защиты детей в них.

2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
1 2 3
1 Ребенок, как субъект семьи и семейного воспитания. Правовые основы семьи: законодательство о правах и обязанностях родителей, законодательство о правах и защите ребенка в Республике Беларусь. Положение детей в Республике Беларусь. Ребенок как субъект семьи и семейного воспитания. Гуманизация жизнедеятельности ребенка в семье. Разнообразие подходов к детям в воспитании в семье: проблемы, ошибки, позитивные находки. Важнейшие качества личности ребенка, их воспитание в семье. Психолого-педагогические требования к родителям как воспитателям.
2 Характеристика и технологии использования диагностических методов изучения семьи воспитанника. Цели и программы изучения семьи семьи воспитателем, психологом, Методы изучения семьи, условий воспитания детей и условия их применения. Технологии использования диагностических методов изучения семьи. Программа изучения воспитательного потенциала семьи. Критерии оценки воспитательного потенциала семьи.
3 Методы воспитания в семье. Конфликты в семье и пути их разрешения. Методы воспитания в семье, их характеристика. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конфликт как способ развития семейных отношений. Виды и формы конфликтов в семье. Способы разрешения конфликтов. Условия позитивного разрешения конфликтов в семье. Роль воспитателя, психолога в разрешении конфликтов.
4 Причины педагогической запущенности детей и методика воздействия на неблагополучные семьи. Причины социальной и педагогической запущенности детей. Типы неблагополучных семей. Особенности установления контактов педагога с родителями и детьми из неблагополучной семьи. Меры социально-педагогической защиты детей из неблагополучных семей.



Самостоятельная работа слушателей

Тема 1. Методика изучения педагогом семьи, условий воспитания детей. – 4 часа

Задание:

1. На основе полученных теоретических знаний составить примерную программу и разработать план практических действий по оказанию помощи семье.

Примерная программа изучения семьи:

1. Состав семьи: родители, дети, родственники.

2. Трудовая занятость родителей: квалификация, профессиональное образование, общественная деятельность, осведомленность ребенка.

3. Материальная обеспеченность семьи, доход на каждого члена, осведомленность ребенка о семейном бюджете.

4. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, фонотеки, предметов досуга; отношение к искусству, литературе; духовные потребности членов семьи; режим дня, труда, отдыха.

5. Внутрисемейные отношения: стиль отношений, микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, распределение поручений среди членов семьи, авторитет взрослых, личный пример родителей и т.д.

6. Воспитательная позиция: идеалы, потребности, осознание целей и задач семейного и общественного воспитания; методы и формы воспитания; ценностные ориентации, традиции и приоритеты семьи.

7. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей; характер взаимоотношений с общественными институтами воспитания; совпадение взглядов семьи и социальных институтов.

8. Знание родителями индивидуальных особенностей своих детей: состояние здоровья, качества личности, ведущие интересы, отношение к учебе и общественной работе, использование свободного времени, влияние товарищей, отношение к школе, старшим, окружающим.

9. Отношение родителей к взглядам ребенка на перспективы будущей личной и профессиональной деятельности.

2. Провести интервью по генограмме:

1. О составе семьи: «Кто живет вместе в вашем доме? В ка­ких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены се­мьи?»

2.Демографическую информацию: имена, пол, возраст, стаж брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3.О состоянии проблемы на данный момент: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как на нее реагирует? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?»

4.Об истории развития проблемы: «Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки ее решить были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам, были ли случаи госпитализации? Как изменились взаимоотношения в семье по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Видят ли члены семьи изменения проблемы? В каком направлении: к лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Какими видятся взаимоотношения в будущем?»

5.О недавних событиях и переходах в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6.О реакциях семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился каждый ребенок? В честь кого он назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто пережил тяжелее всего смерть этого члена семьи? Кто перенес потерю легче? Кто организовывал похороны?» Оценка прошлых форм адаптации, особенно реорганизации семьи после потери и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7.О родительских семьях каждого из супругов: «Живы ли ваши родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда ваши родители встретились? Когда они поженились? Есть ли у вас братья или сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, находятся ли в браке, и есть ли у них дети?» Далее можно задать такие же вопросы про родителей отца и матери. Важно собрать информацию, по крайней мере, о трех поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях, других  значимых для семьи людях (друзьях, коллегах, учителях, пси­хотерапевтах и т. д.).

8. О семейных взаимоотношениях: «Есть ли в семье какие-либо члены, которые прервали взаимоотношения друг с дру­гом? Кто-нибудь находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки? Кому в семье данный человек до­веряет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» Можно задавать специальные циркулярные во­просы. Например, можно спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваша мать и ваш старший брат?» — и затем поинтересоваться мнением жены. Иногда полезно спра­шивать, как другие члены семьи могли бы охарактеризовать людей, присутствующих на встрече: «Как ваш отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Цель таких циркулярных вопросов — выявление различий во взаимоотношениях с разными членами семьи. Обнаруживая несовпадающие взгляды разных членов семьи, консультант попутно вводит в систему новую информацию, обогащая представление семьи о самой себе.

9. О семейных ролях: «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем заботятся? Кто в семье волевой человек? Кто самый авторитетный? Кто из детей послушнее? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи?» и т. д.

О трудных для семьи темах: «Есть ли у членов семьи серьезные медицинские или психиатрические проблемы? Проблемы с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Кто-то сидел в тюрьме? За что? Каков их статус сейчас?» и т. д. Обсуждение этих тем иногда болезненно для членов семьи, и поэтому подобные вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья высказывает сильное сопротивление, то нужно отступить и вернуться к ним позднее.

        

Тема 2. Педагоги и родители: проблемы взаимоотношений и условия эффективного взаимодействия – 4 часа

Задания:

1. Разработайте консультативную беседу по одному из предложенных вариантов и напишите сценарий беседы с родителями.

1. Авторитет родителей в семье.

2. Роль семейных традиций в воспитании детей.

3. Проблема методов поощрения и наказания детей в семье.

4. Индивидуальный подход к ребенку в семье.

5. Нравственное воспитание дошкольника в семье.

6. Трудовое воспитание дошкольника в семье.

7. Эстетическое воспитание дошкольника в семье.

8. Физическое воспитание дошкольника в семье.

9. Игра и труд в семейном воспитании.

10. Организация досуга детей в семье.

11. Профилактика жестокого отношения к детям в семье.

12. Специфика воспитания в семье дочери, сына.

13. Роль семейных праздников в создании благополучного микроклимата.

 

1. Подготовьте рекомендации воспитателю в работе с родителями: по эстетическому воспитанию, по организации культуры здорового образа жизни и т.п. (по выбору слушателей).

Тема 3. Формы и методы работы педагогического коллектива с родителями – 4 часа

Задания:

1. Проанализируйте предложенные варианты проведения родительского собрания. Сформулируйте цель и задачи данных форм работы, обоснуйте актуальность.

Родительское собрание «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»

Все присутствующие разделены на две группы:

1. Группа «поощрения»

2. Группа «наказания»

На доске написан эпиграф к родительскому собранию: «Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости». А. Шопенгауэр.

Ведущий. Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть лучшее, что в нем заложено, и проявить все лучшее, что есть у нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно так же, как нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.

Быть родителями – значит, все время учиться быть ими: развивать интуицию; самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг к другу.

Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и, как это ни парадоксально, поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становится высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение, и поощрение как методы воспитания не всегда имеют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родителя ими охотно пользуются. Об этом наш сегодняшний разговор.

Разобраться в вопросах, что такое наказание и поощрение, какими они бывают и необходимы ли они в воспитании, помогут группы «поощрение» и «наказание», на которые мы сейчас и разделимся, уважаемые родители. Начнем нашу работу.

Обсуждаются вопросы: «Что такое поощрение?» и «Что такое наказание?».

Ведущий. А сейчас уважаемые гости мы предлагаем Вам закончить следующие высказывания (раздаются карточки):

1. «Я хвалю ребенка, если…».

2. «Я ругаю ребенка, если…».

3. «Я дарю ему подарки, если…».

4. «Я запрещаю ему, если…».

Ведущий. Предлагаю рассмотреть несколько проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в жизни.

Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери в качестве поощрения за хорошее поведение. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что Вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге роликовые коньки купили!»

Ситуация 2. В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына изменилось. Все чаще и чаще он начал проявлять агрессию по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть старшего сына с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!». Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность.

Ситуация 3. В семье было принято, что дети в конце недели отчитывались о результатах своей учебы. Если, по мнению родителя, результаты были хороши, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, то они должны были выполнять трудовую провинность по дому и даче: сделать полную уборку, поливать огород и т.п. работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Проходит обсуждение ситуаций. После завершения обсуждения ведущий читает китайскую притчу.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 288.