Причины югославского кризиса Югославский кризис был обусловлен противоречиями республиканского и этнического характера в самом крупном государстве Балканского полуострова - Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ). Его предпосылками выступили особенности конституционных принципов самостоятельности республик, которые привели к росту сепаратистских настроений в них. Условия ослабления центральной власти привели к росту желания отдельных элитарных групп республик обрести полноту власти, что означало крах федерации. Что касается военных предпосылок передела власти, то они заключались в самом принципе формирования вооруженных сил СФРЮ. Дело в том, что войска Югославии состояли как из регулярной армии, так и войск территориальной обороны, которые формировались на основе территориального принципа и контролировались республиканскими органами власти.
НАТО в те годы был заинтересован в свержении социализма на Балканах, поэтому всячески поддерживал республиканских сепаратистов.
Первый этап югославского кризиса Первым этапом югославского кризиса считается июнь 1991 – декабрь 1995 годов. В это время шла гражданская война, в результате которой произошел распад государства на республику Словения, республику Хорватия, Республику Босния и Герцеговина, Республику Македония, а также Союзную Республику Югославия (Сербию и Черногорию). Словения и Хорватия Когда 25 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о своей полной независимости и выходе из состава СФРЮ, на территорию Словении ввели Югославскую народную армию (ЮНА). Вооруженные столкновения длились до 3 июля 1991 г., а осенью, после переговоров ЮНА наконец покинула Словению. Гражданская война охватила и Хорватию, где существовали территории, населенные исключительно сербами. С июля 1991 г. по январь 1992 г. ЮНА сражалась на стороне сербов. По официальным данным за полгода сражений погибло около 10 000 человек, а беженцев было около 700 000. В итоге, в декабре 1991 г. была создана Республика Сербская Краина (РСК), лидеры которой настаивали на ее выходе из состава Хорватии и сохранении действия конституции Югославии. Замечание 2 15 января 1992 г. независимость Словении и Хорватии была признана странами ЕС. Македония С середины 1992 г. процесс распада Югославии стал необратим, и Македония также заявила о независимости в ноябре 1991 г. Однако ее выход из состава СФРЮ происходил без вооруженных инцидентов. Босния и Герцеговина В свою очередь, вооруженный конфликт в Боснии и Герцеговине стал весьма ожесточен столкновениями сербов, хорватов и мусульман, последние из которых провозгласили самостоятельность и независимость Боснии и Герцеговины (БиГ). Замечание 3 27 апреля 1992 года была создана Союзная Республика Югославии (СРЮ) в составе Сербии и Черногории, ставшая правопреемницей бывшей СФРЮ. Военно-политическая обстановка в БиГ резко обострилась в 1995 году из-за нарушившей соглашение мусульманской стороны. Авиацией НАТО по боснийским сербам были нанесены воздушные удары. Сербская республика В августе-сентябре того же года авиация НАТО нанесла серию ударов по Сербской Республике. Руководство Хорватии стремилось разрешить проблему Сербской Краины любыми средствами. Летом 1995 г. хорватская армия присоединила Сербскую Краину к Хорватии. Дейтонские соглашения 1 ноября 1995 г. в Дейтоне (США) начались переговоры президентов Хорватии и Сербии, с лидером боснийских мусульман, завершившиеся подписанием одноименных соглашений. Они закрепили процесс распада югославской федерации, и на ее месте были образованы Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония и Союзная Республика Югославия.
Второй этап Второй этап кризиса продолжался с конца 1995 г. по начало нулевых. В это время дейтонские соглашения соблюдались в условиях становления новых государств. Однако помимо обеспечения проведения границы между противоборствующими сторонами и прекращения военных действий, договоренности сторон предполагали присутствие миротворческой миссии НАТО. Его операция в БиГ была на самом деле апробацией новой тенденции ухода от классического миротворчества к активному про-ведению комплексных мероприятий применению военной силы.
Деятельность Совета Европа в 1990-е годы – начало 2000г. Россия – СЕ.
Совет Европы (СЕ) - это консультативная политическая организация, созданная в 1949 году для содействия интеграционным процессам в области прав человека .
Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Это был период подготовки к президентским выборам, и вступление в СЕ рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. При вступлении Парламентская ассамблея СЕ сформулировала перед Россией ряд обязательств. Главным образом они касались ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. По прошествии десятилетия некоторые из принятых Россией обязательств кажутся абсурдными (например, требование отказаться от понятия «Ближнее зарубежье»), но в тот период российское руководство было нацелено на вступление в Совет Европы любой ценой.
Приоритетным направлением сотрудничества России и СЕ является формирование единого общеевропейского пространства в правовой, социально-экономической, гуманитарной, культурной сферах.
В сегодняшних условиях, когда в Европе активно продолжается процесс расширения и трансформации европейских структур, прежде всего Евросоюза и НАТО, первостепенное значение для Совета Европы приобретает наша последовательная поддержка в пользу сохранения за этой организацией роли локомотива в процессе общеевропейской интеграции.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 748.