Хартия европейской безопасности. Адаптированный ДОВСЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


Существенный элемент Хартии европейской безопасности — тщательно разработанный кодекс поведения ОБСЕ в сотрудничестве с другими организациями. Им признается интегрирующая роль, которую ОБСЕ может играть без того, чтобы создавать иерархию организаций или постоянно перераспределять обязанности среди них.
Составной частью Хартии является Платформа безопасности, основанной на сотрудничестве, которая может рассматриваться как новая стадия в развитии концепции, отраженной в Кодексе поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности, содержащихся в Будапештском документе от 1994 года.
В целом, подписав на Стамбульском саммите Хартию европейской безопасности, государства-участники подтвердили приверженность основополагающим принципам Устава ООН и Хельсинкского Заключительного акта.
Хартия считается своего рода “кодексом поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.


Европейская интеграция в 1990-е годы: создание и развитие Европейского Союза.

Усилия по углублению интеграции в рамках ЕС неоднократно предпринимались и до окончания холодной войны, хотя в силу разногласий между основными государствами - участниками они ограничивались, как правило, половинчатыми решениями. В 1985 г. главы государств и правительств стран ЕС согласовали пакет реформ и дополнений к договорам о ЕС, сведенных в Единый европейский акт, вступивший в силу в 1987 г. Этот документ предусматривал, в частности, завершение формирования общего внутреннего рынка до конца 1992 г., возврат к принятию значительной части решений в ЕС большинством голосов, а также расширение полномочий Европарламента.
Одновременно с этим расширялась сфера компетенции ЕС за счет включения в нее политики в области исследований, технологии и охраны окружающей среды. С принятием единого европейского акта была создана договорная основа деятельности Европейского совета, а также европейского политического сотрудничества , предполагавшего согласование внешней политики государств ЕС.
Перемены в Европе подтолкнули страны ЕС к более радикальным шагам в деле углубления интеграции. 9 - 10 декабря 1991 г. на встрече лидеров стран ЕС был одобрен проект договора о Европейском союзе, подписанного министрами иностранных дел и финансов 7 февраля 1992 г. и вступившего в силу 1 ноября 1993 г. Договор предусматривает существенное углубление интеграции на ряде направлений:
1. Европейское экономическое сообщество, учрежденное Римским договором 1957г., преобразовано в Европейский союз. Заметно расширена сфера деятельности ЕС. Таможенный союз, общий рынок, общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика с 1999 г. были дополнены Европейским валютным союзом.
2. Новым направлением деятельности ЕС стало осуществление совместной внешней политики и политики безопасности (СВПБ), развивающей опыт европейского политического сотрудничества и предусматривающей согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.
3. Новым направлением стало сотрудничество в сфере внутренней политики. О согласовании политики стран ЕС по предоставлению политического убежища, регулированию иммиграционных процессов, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступностью, о более тесном сотрудничестве полицейских служб
Договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., в частности, предусматривает:
- расширение компетенции ЕС в сфере внутренней политики. Европол, созданный в Гааге в качестве центра по сбору, обработке и обмену информацией, наделяется оперативными функциями. Расширяется международное сотрудничество национальных полицейских и таможенных ведомств, органов правосудия. Расширяется компетенция ЕС в сфере политики по предоставлению политического убежища, иммиграции, в отношении беженцев;
- регулирование правового положения граждан стран ЕС. Обязательным для всех стран союза
становится принцип равноправия мужчины и женщины;
- расширение функций союза в сфере социальной политики.
- реформу структур и институтов ЕС. Ее цель - укрепление позиций Европейского парламента и Европейской комиссии, совершенствование правил принятия решений, в том числе путем Расширения перечня вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов.
Эти рекомендации были одобрены главами государств и правительств стран ЕС на специальном заседании Европейского совета в Берлине 26 марта 1999 г.
Наименее спорным был вопрос о вхождении в ЕС развитых стран Европы. В 1993 г вступило в силу соглашение между странами ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), фактически позволившее странам ЕАСТ войти в единый рынок ЕС. Однако соглашение о ЕЭП довольно быстро отошло на задний план в связи с тем, что Швейцария не ратифицировала его в ходе референдума, а четыре государства - Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция начали переговоры о вступлении в ЕС. С 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС, числоучастников которого возросло с 12 до 15.

 

Отношения Россия – ЕС в 1990-е годы

Два периода: 1989 - 1992 гг.
1) отношения Европейского Сообщества и России, входившей в Советский Союз, были заморожены, заблокированы по соображениям политического и стратегического характера . Между 1990 и 1992 годами три структурных изменения потрясли европейскую систему: объединение Германии (3 октября 1990 г.), распад Советского Союза, подписание Маастрихтского договора, который включил обновленное Европейское Сообщество в новый Европейский Союз.
Российская Федерация является ныне важнейшим партнером Европейского Союза, который укрепляет свои воображаемые политические границы игрой в различия между соглашениями об ассоциированном членстве и соглашениями о партнерстве и сотрудничестве
В 90-е гг. Россия действительно стала полноправным партнером Европейского Союза благодаря своим экономическому, научному и технологическому потенциалам, а также благодаря своей выдающейся роли в установлении стабильности на европейском континенте в целом. Кроме того, Европейский Союз является первым торговым партнером России, с которым она к тому же имеет смежную территорию после вступления Финляндии 1 января 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, подписанное на Корфу в июле 1994 г., развивает дальше механизмы, установленные соглашением о торговле и сотрудничестве 1989 г., которое ввело понятие нации наибольшего благоприятствования и двустороннего политического диалога.
Соглашение о торговле содержит экономический и социальный аспекты, а также аспект политического диалога. Что касается торговых связей, то существует асимметрия между уровнем таможенных пошлин, взимаемых Сообществом, и средним уровнем пошлин, принятым в России.
Политический диалог уже начался. Его логика состоит в том, чтобы в конечном итоге Россия стала участником многих международных организаций и конференций. Кстати, этот политический диалог создает механизм, способствующий разрешению местных конфликтов, продолжает оказывать помощь в проведении демократических преобразований и в расширении сферы применения прав человека.
В связи с этим заметим, что соглашение о партнерстве включает для России особые положения, связанные с правами человека. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве представляет собой, возможно, основу, еще не достаточно устойчивую, для отношений между Европейским Союзом и Россией. Установление равновесия сможет произойти только в результате развития торговли и изменения представлений о российском партнере со стороны Европейского Союза. Соглашение о партнерстве должно дать гибкий инструмент для управления связями между Россией и Европейским Союзом.


Расширение ЕС и интересы России

Обозначен ряд наиболее важных проблем, связанных со вступлением в ЕС новых стран-членов, среди которых – распространение соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС – РФ на все вступившие страны; урегулирование проблемы транзита грузов в Калининградскую область; достижение договоренности об ограничении субсидирования сельскохозяйственной отрасли вступивших государств.
Эксперты прогнозируют увеличение экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции из новых государств-членов ЕС, поскольку ряд предприятий не сможет продавать свою продукцию на территории Союза из-за несоответствия качества их товара действующим европейским стандартам.
С мая 2004 г. вступившие в ЕС страны ЦВЕ обязаны выполнять все действующие против России в Союзе антидемпинговые процедуры. Уже сейчас применение ЕС защитных мер означает для российских поставщиков недополучение примерно 250 млн. в год, ожидается, что в будущем из-за расширения ЕС эта сумма увеличится еще больше.
Одна из наиболее острых проблем – транзит российских грузов в Калининград. С момента присоединения новых государств российские перевозчики столкнулись с увеличением тарифов и изменением таможенных процедур. В ходе переговоров не удалось отстоять существовавшие ранее ставки тарифов, однако, в качестве уступки со стороны ЕС было предложено ввести ускоренное оформление перевозчикам грузов. Сам же транзит должен классифицироваться как внешний и осуществляться в соответствии с требованиями и процедурами, предусмотренными коммунитарным законодательством.
Политика ЕС в области сельского хозяйства также является серьезной проблемой. В ходе переговоров удалось добиться того, что вступающие в ЕС страны получат из бюджета Евросоюза лишь 1,5 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства. Изначально планировалось, что показатель будет выше в 4 раза. Тем не менее уровень поддержки сельского хозяйства вновь вступивших государств примерно на 100 млн. долл. больше, чем тратится на эти цели в России. Другими словами, с расширением ЕС Россия получила новых сильных конкурентов в области сельскохозяйственного производства. При этом в ЕС уровень государственной поддержки сельского хозяйства в 40 раз выше, чем в России, а защитные пошлины больше в 5 раз. В результате Европа закрыта для многих российских товаров. [14]


Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме в 1990-е годы. Расширение НАТО на Восток.

С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и Соединенными Штатами, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира. От того, какие подходы к этим проблемам возобладают в США, самой сильной в военном отношении державе современности, ядре системы союзов, главным из которых является НАТО, во многом зависит будущее состояние системы международных отношений.
Именно на данном этапе мирового развития закладываются основы стратегии расширяющегося на Восток блока НАТО, определяются контуры военно-политических доктрин и направлений военного строительства США на XXI век. Очевидно, то, как они будут сформулированы и реализованы, повлияет на содержание военных доктрин и направленность военного строительства других стран мира.
Согласно Стратегической концепции НАТО, для успешного предотвращения конфликтов и реагирования на кризисы требуются в основном те же военно-политические ресурсы и возможности. Это полностью соответствует взятому альянсом курсу на отрицание принципиального различия между полномасштабными военными действиями и «операциями невоенного типа» и на объединение «солдата и миротворца в одном лице.
Очевидно, что в рамках интегрированной военной структуры НАТО существуют определенные структурные (институциональные) ограничения для качественного прорыва в этой области. С активизацией и даже рутинизацией использования НАТО в качестве инструмента силового умиротворения в Европе неизбежно растет тенденция к принятию на себя альянсом верховной ответственности за весь процесс мирного урегулирования, включая его гражданские аспекты. Это происходит в ходе вмешательства НАТО в Боснии и Косово.
Военно-политический блок НАТО по определению не приспособлен и в принципе не способен обеспечить весь комплекс мероприятий, связанных с реализацией мирного урегулирования. Более того, в отдельных случаях вмешательство НАТО в острейшие этнополитические противоречия, в том числе на ранней стадии, оказывает дестабилизирующее влияние и скорее служит средством обострения конфликтов, чем способствует их урегулированию (ярчайший пример тому - косовский кризис 1998-1999 гг. и 17 марта 2004 года).
В этом смысле фундаментальная для альянса проблема состоит в попытке противостоять угрозам, связанным со сложнейшими этнополитическими конфликтами, урегулирование которых требует международного вмешательства на долговременной или постоянной основе, методами «кризисного реагирования» (использование которых неизбежно характеризуется крайней политизированностью, непропорционально высокой ролью средств массовой информации).

Отношения Россия – НАТО: этапы, проблемы, направления взаимодействия

«Фактор НАТО» стал основной проблемой во взаимоотношениях России с Западом в сфере европейской безопасности. В самой России рядом экспертов на протяжении большей части 1990-х годов высказывалось мнение о «позитивном» характере процесса внутренней трансформации НАТО.
Вскоре стало очевидно, что идея построения панъевропейской системы безопасности нереалистична, а интересы России, не вовлеченной ни в одну из двух основных европейских организаций (НАТО и ЕС), при решении вопросов европейской безопасности либо учитываются в минимальной степени, либо не учитываются вовсе, направленность как внешней, так и внутренней трансформации Североатлантического альянса не могла не приобретать угрожающего характера для России.
Одна из проблем сотрудничества России и НАТО в регионе заключалась в налаживании взаимодействия в области «кризисного реагирования» и миротворческой деятельности, что ставило во главу угла проблему командования российским контингентом. В случае острых политических разногласий между Россией и странами НАТО вопрос об обеспечении единства военного командования в рамках операции и о политическом контроле над российским контингентом оставался открытым.
27 мая 1997 г. в Париже Россия подписала с альянсом Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности с целью ограничить ущерб от первой волны расширения НАТО.
В условиях разрыва отношений с НАТО решение об участии российского миротворческого контингента в операции НАТО в составе Сил международного присутствия по безопасности в Косово (СДК) вызвало далеко не однозначную реакцию как в российском обществе, так и среди специалистов, выдвигавших три основных контраргумента.
1) Отсутствие ясности в вопросе о том, насколько такое участие соответствует интересам национальной безопасности России.
2) Отсутствие отдельного российского сектора в Косово.
3) Сложности с финансированием российского контингента в Косово.
Лишь к осени 1999 г. отношения России с НАТО вернулись на уровень, предшествовавший заключению Основополагающего акта между ними, когда фактический бойкот Россией ПРМ сопровождался ее практическим участием в СВС НАТО в Боснии.
Однако разногласия между Россией и НАТО сохраняются, напряженность в Косово не спадает. Россия по-прежнему располагает весьма ограниченными возможностями влиять на ситуацию в Косово.













































Дата: 2018-12-28, просмотров: 687.