Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города; пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона; создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных объектов, памятников.
Направления деятельности в рамках проекта:
— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских экспедиций "Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и изучение");
— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора "Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников, цикла мероприятий "В гостях у мастера";
— Организация детских клубных объединений и группп раннего эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров, обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;
— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;
— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное искусство;
Проект "Юные дарования”.
Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.
Направления деятельности в рамках проекта:
— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований);
— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;
— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований;
— Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты Заполярья";
— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.
Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.
Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:
В социально-культурном проектировании регион занимает особое место. Именно на уровне региона сегодня складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др.
Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном (локальном), т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Целесообразность такого подхода аргументируется следующими соображениями:
Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства происходит неодинаково на различных территориях: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера.
Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и самобытности,возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д.
В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом.
Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire — править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке — режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д.
В последние годы некоторые регионы делают попытки перейти на новую стратегию культурной политики, находящую выражение в региональных программах социокультурного развития. Однако эта работа далеко не всегда эффективна, особенно в тех случаях, когда она не опирается на научно обоснованную методику и технологию. Сегодня на передний план выходит проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики на всех ее уровнях, что требует глубокого и всестороннего анализа ее теоретико-методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.
На региональном уровне наиболее четко просматривается органическая связь социально-культурного проектирования и культурной политики. Здесь социокультурное проектирование, с одной стороны, выступает как один из инструментов реализации культурной политики, составляя ее технологический уровень, с другой — в процессе социально-культурного проектирования рефлексируется специфика социокультурной ситуации в регионе, более четко формулируются цели культурного развития, всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает региональную культурную политику более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования.
Социально-культурная программа выступает одновременно и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.).
Литература:
- Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. Санкт-Петербург.1997.-
Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2006.-240с.
- Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003
- Фатхуллина Л.В. Социокультурное проектирование: Учебно-методическое пособие / Казан.гос.университет культуры и искусств.- Казань.2008. – 56с.
- Мухина, Т. Готовим проектную заявку [Текст] / Т. Мухина // Библиотека в школе. – 2010. – № 10. – С. 23-28.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.