Изменения, происходящие в структуре занятости населения и условиях жизни, находят свое отражение в моделях использования бюджета времени в целом или отдельных его частей, которые оформляются как различные жизненные проекты индивидов. Такое положение находит свой отклик в социально - гуманитарных науках, где интерес исследователей смещается от сферы производства к сфере потребления, от сферы занятости к сфере досуга. Наблюдаемые перемены отражают переход от давно укоренившейся ориентации на ценности работы к новой структуре ценностей, в которой доминантой становятся стремление к самореализации, индивидуальному развитию через досуговые практики.
В течение ряда лет ценность досуга определялась в зависимости от того, способствует ли он эффективному производству или нет. Смысл досуга заметно сводился к утилитарному критерию. Феномен свободного времени привлекал к себе внимание ученых различных областей науки в связи с «общественной стоимостью» воспроизводства рабочей силы. В силу этого в фокусе исследований оказалась проблема создания необходимых условий для рационального использования трудящимися свободного времени, организации содержательного и полезного досуга. Сложившееся в результате представление о том, что досуг вторичен по отношению к работе, долгое время оставалось очень устойчивым.
Многочисленные исследования в области социологии досуга демонстрируют социолого - статистический аспект изучения проблемы свободного времени, что, по нашему мнению не достаточно отражает социокультурной ценности досуга. Большинство работ связано с фиксированием того, что люди делают в свободное время, что может быть показательным, но не объясняет того, почему или на каком основании выбираются те или иные способы проведения досуга. Современная парадигма досуговой активности отличается привлечением широкого спектра методологических подходов и практик для анализа досугового пространства. В связи с этим понимание феномена досуга конструируется соотносительно новым детерминантам: досуг не просто отождествляется со свободным временем, а обозначается как форма реализации жизненного проекта, как сфера, обеспечивающая условия для самоосуществления и развития индивида. В фокусе внимания науки оказывается решение проблем, связанных с тем, как на выбор того или иного досуга влияют тендерные различия людей, их статусное положение, наличие свободного времени (соотношение феноменов «работа» и «досуг»), а также наличие и доступность необходимого и достаточного капитала для проведения определенного вида досуга. Вместе с тем, вопросы, касающиеся пространственных аспектов досуговой деятельности (досуг как способ освоения социального и физического пространства, особенности организации пространства досуговой деятельности), взаимосвязи конфигурации идентичности личности и досугового проекта, еще остаются открытыми и представляют теоретический и практический интерес. Серьезных основательных исследований требуют конкретно - социальные проблемы, связанные с инвайронментальными аспектами организации досугового пространства.
Сегодня наблюдается стойкий интерес к содержанию и качеству индивидуального досуга и соответствующих социальных ресурсов; пространство досуговых практик предстает самостоятельной ценностью, рельефно обозначается его конструирующая сущность, которая реализуется в когнитивной, креативной, рекреационных функциях. Содержательное наполнение досуга имеет яркую социокультурную и историческую определенность, отражая стратификационные, религиозные, региональные и этнические особенности конкретного социума. Особое внимание уделяется социокультурному инвайронменту досуговой активности, что необходимо для всестороннего изучения феномена досуга как жизненного проекта. Это позволит решать проблемы социального проектирования досуговых объектов в целом.
Переструктурирование образа жизни современных людей проявляется в том, что «они уже не отдаются одному какому-то занятию целиком, но все чаще сочетают труд с удовольствием, отдых с образованием...». Наблюдаемые перемены отражают переход от давно укоренившейся ориентации на ценности работы к новой структуре ценностей, в которой доминантным становится стремление к самореализации, самоосуществлению, индивидуальному развитию, полноценному досугу. Возможности досуга раскрываются в системе условий, или, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности. Видовая направленность досуговых активностей проявляется в двух функциях свободного времени: рекреационной (восстановительной) - пассивный отдых, развлечения, дружеское, семейное общение и развивающей, креативной, связанной с духовным развитием человека, с раскрытием его способностей (участие в созидании и потреблении духовных ценностей).
Соответственно на основе досуговых активностей населения , досуговые клубы следует проектировать и учитывать их размещение в составе культурной сети:
- в периферийных сельских поселках, центрах производственных бригад досуговый клуб (клуб с универсальной гостиной) является, как правило, единственным культурным объектом населенного места. Здесь необходимо обеспечить возможность кинопоказа, танцевальных вечеров, работы кружков, концертов, нерегламентированного общения и т.п. Возможна кооперация досугового клуба с иными объектами поселкового центра (магазин, почта и т.п.);
- на центральных усадьбах, в центрах сельских административных районов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальным залом) является основным культурным объектом центра сельских районов в развиваемых и среднеразвитых регионах страны. Универсальный зал позволяет осуществлять как зрелищные мероприятия, включая гастроли, и выезд концертных бригад, так и вечера отдыха, танцы и праздничные комплексные программы. В таких досуговых клубах целесообразно предусматривать специализированные помещения кружковых в отношении 1:0,4-0,8 к расчетной вместимости универсального зала.
- в жилых группах и микрорайонах городов досуговый клуб (как правило, клуб с универсальной гостиной и клуб с универсальным залом) предназначен для обслуживания прилегающего населения микрорайонов в основном для немобильного населения (дети, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, а также для развития, работы придомовых спортивных, семейных, детских клубов, самодеятельных клубов по интересам, клубных кооперативов. Рекомендуется проектировать также досуговые клубы как в отдельно стоящем здании, так и встроенными в цокольные и первые этажи жилых домов в виде пристроенных к жилым домам блоков, в составе кооперированных общественных центров микрорайонов, с учетом использования территории дворов;
- в жилых районах в центрах городов (в том числе крупных и крупнейших) рекомендуется предусматривать досуговые клубы с универсальной рекреацией и клубы с универсальным залом. Основное назначение таких клубов - организация массового зрелищного и развлекательного досуга молодежи и других групп населения (работа дискотек, проведение музыкальных концертов и фестивалей, организация сменных выставок, проведение массовых собраний и дискуссий, физкультурно-оздоровительные занятия). Досуговые клубы обеспечивают первичное приобщение аудитории к клубному досугу. На уровне жилых районов и городского центра такие клубы сосуществуют с клубами общего профиля (профильными) и любительскими клубами.
Кооперация клуба со спортивными сооружениями и создание клубных спортивных центров особенно целесообразны в населенных пунктах на 2-5 тыс. жителей, в общественных центрах городов от 25 до 250 тыс. жителей, в центрах жилых районов на 60 тыс. жителей.
Путем кооперирования и блокирования могут быть созданы многофункциональные центры: культурно-спортивные и культурно-оздоровительные, учебно-культурно-спортивные и т. п.
Помещения универсального назначения рекомендуется проектировать с горизонтальным полом и сборно-разборным оборудованием (эстрадами, помостами, рабочими столами, мебелью и т. п.). Следует предполагать как последовательное во времени использование универсального помещение для разных видов клубных занятий, так и одновременное использование разных зон универсального помещения, выделенных сборно-разборным оборудованием, мебелью, озеленением, рельефом пола и т. п.
Специализированные помещения досуговых клубов (аудитории, мастерские, кабинеты домоводства, буфеты и другие помещения со стационарным оборудованием) следует предусматривать согласно заданию на проектирование.
Литература:
- Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ,2004. – 539 с.
- Марков А.П., Бирженюк Г.М., Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. Санкт-Петербург.1997.-
- Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993-
Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2006.-240с.
- Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003
- Фатхуллина Л.В. Социокультурное проектирование: Учебно-методическое пособие / Казан.гос.университет культуры и искусств.- Казань.2008. – 56с.
- Мухина, Т. Готовим проектную заявку [Текст] / Т. Мухина // Библиотека в школе. – 2010. – № 10. – С. 23-28.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КЛУБОВ Москва Стройиздат 1991, Интернет ресурс : www.aesystem.ru/gost/Data1/6/6134/index.htm
ВОПРОС 55. Разработка федеральных и региональных программ и планов социально-культурной деятельности
Социально-культурные программы в этой области проектной деятельности должны решать задачи массового эстетического воспитания населения: формировать художественную культуру личности на примере лучших образцов мирового искусства (путем организации концертной деятельности, пропагандистской, студийной и просветительной работы); создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, активного восприятия художественных произведений; возрождать местные народные традиции, фольклор (с его недифференцированностью жанров и видов, органической встроенностью в быт, труд, праздник); содействовать воспитанию любви к подлинному фольклору путем воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику в процессе живого общения, созданию аутентичных ансамблей, стремящихся к «вживанию» в самобытную народную культуру и ориентирующихся на устранение границ между сценой и зрителем, на импровизированность пения, игры, танца; способствовать возрождению и пропаганде народных ремесел и промыслов, освоению местных традиций; воспитывать историческое сознание и формировать у неселения чувство идентичности с образом местной культуры. Формирование интереса к народному искусству лежит в основе эстетического воспитания детей и подростков, оно тесно связано с патриотическим воспитанием, которое начинается с любви «к малой родине», своему родному краю. С этой целью можно планировать проведение недель детского народного творчества, детских народных праздников, смотров и конкурсов юных собирателей фольклора, тематических экспедиционных походов.
Примерные идеи проектов в сфере художественной культуры:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.