Социальная реабилитация и адаптация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «социальная адаптация» было введено в научный оборот американскими социологами У. Томасом и Ф. Знанецки в начале XX века.

Социальная адаптация - приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, форм социального взаимодействия. Адаптация может осуществляться в форме аккомодации (полного подчинения требованиям среды без их критического анализа), конформизма (вынужденного подчинения требованиям среды) и ассимиляции (сознательного и добровольного принятия норм и ценностей среды на основе личностной солидарности с ними). Адаптация связана с принятием индивидом различных социальных ролей, адекватным отражением себя и своих социальных связей. Она играет решающую роль в социализации личности. Нарушением адаптации считают асоциальное поведение.

Социальная адаптация - это взаимообусловленный процесс приспособления индивида к социальной среде и приспособления общества к потребностям личности через их удовлетворения. Соответствие между уровнем социальных потребностей и степени их удовлетворения определяет уровень социальной адаптации.

Большое влияние на исследование социальной адаптации оказали работы Э. Дюркгейма. Она определила понятие социальной адаптации как внутреннее соответствие индивида существующим в обществе моральным нормам, а также ввел понятие аномии как общего состояния дезорганизации, возникающей при резких общественных изменениях.

Адаптацию с точки зрения рациональности рассматривали М. Вебер, П. Линдсей и Д. Норманн. Согласно рациональному подходу, социальная адаптация входит в потребностно-мотивационную сферу личности. По мнению М. Вебера, критерием адаптации является рациональность и эффективность в достижении цели. Изучив вариативность моделей поведения человека, он доказал, что способ достижения цели побуждает человека к активным действиям. Поэтому не социальные нормы формируют адаптацию человека, а человек в процессе собственной адаптации оценивает, видоизменяет, развивает социальные нормы. Таким образом, адаптация является одним из механизмов социального прогресса. Вебер в отличие от Дюркгейма противопоставлял личные интересы общественным.

Весомый вклад в раскрытие понятия социальной адаптации внесли Ф. Знанецкий и У. Томас. Рассматривая социальную адаптацию через усвоение личностного социального опыта, они показали, что процесс адаптации всегда социален. Процесс приспособления индивида к социальному окружению, определение им ситуации всегда связано в той или иной мере и форме с нормативными (ценностными) предписаниями группы. Если собственные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями, то это порождает социальные девиации в обществе.

В теории Т. Парсонса адаптация является функцией поддержания равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Адаптация при этом может рассматриваться как результирующее состояние стратифицированного общества под влиянием и воздействием комплекса социальных факторов. Т. Парсонс рассматривает социальную адаптацию как двусторонний процесс, результат активности субъекта и социальной среды. Он считал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты. По мнению Т. Парсонса, общественный прогресс - это взаимный компромисс, интеграция, а адаптация - это равновесие и стабилизация, общественное спокойствие, полезное и для индивида, и для социума. Р. Мертон критически оценил данный взгляд на адаптацию, т.к. считал, что с точки зрения диалектики развития общество не является равновесным. Он утверждал, что адаптация человека индивидуально-типична. С точки зрения Р. Мертона, адаптация - это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, способствующее достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, препятствующее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него. По его мнению, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации.

Г. Спенсер в своей «теории равновесия» понимает адаптацию как устойчивое уравновешивание организма (личности) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства.

Как процесс социализации или приспособления к исполнению определенной социальной роли рассматривает социальную адаптацию Э. Гидденс. Тем самым Э. Гидденс подчеркивает ролевую характеристику процесса адаптации.

С позиции развития личности рассматривают адаптацию личности представители гуманистической психологии К. Роджерс и А. Маслоу. К. Роджерс считал, что каждый человек способен к личностному самосовершенствованию и стремится к этому. Согласно «Я-концепции» К. Роджерса, степень удовлетворенности человека жизнью и самим собой зависит от того, насколько согласуется между собой его «реальное Я» и «идеальное Я». Он считает адаптацию важнейшим условием исполнения самоактуализации. А. Маслоу внес большой вклад в формирование теории адаптации личности. По Маслоу, развитие личности есть реализация основных потребностей. Он разместил потребности человека в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, на втором уровне находятся потребности в стабильности и защите, выше располагаются потребности в любви и принадлежности к определенной группе (то есть социальные потребности). На четвертой ступеньке располагаются потребности в уважении, а наиболее высокую ступеньку занимают потребности самовыражения, самореализации. При этом следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы. Полная адаптация, по теории Маслоу, это реализованная потребность в самореализации.

Согласно точке зрения Р. Линтона одним из важнейших условий выживания, приспособления индивида к новой среде является способность общества предоставлять ему безболезненные выходы из сложившейся ситуации; если общество дезориентирует и подавляет личность в одних направлениях, то оно должно дать ей возможность компенсировать утраченное в других направлениях.

П.С. Кузнецову, удалось успешно систематизировать и классифицировать существующие в зарубежной и отечественной науке подходы к изучению понятия «социальная адаптация»:

· гомеостатический подход;

· адаптация как приспособление;

· адаптация как включение в социальную среду;

· рациональный подход;

· адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации;

· адаптация как развитие субъекта адаптации;

· взаимодействующий подход.

Гомеостатический подход. Под адаптацией как гомеостазом понимается состояние равновесия (баланса, соответствия) между индивидом и окружающей его средой, как внешней, так и внутренней. Понятие равновесия является универсальным для множества наук. Гомеостатический подход исторически сформировался раньше остальных и поэтому наиболее распространен. Гомеостаз организма - это слаженное уравновешенное функционирование составляющих его органов и систем, являющееся обязательным условием его жизнеспособности.

Подобным же образом существование человека в обществе является гармоничным лишь при наличии определенной системы социальных связей, взаимоотношений. По разнообразным обстоятельствам иногда эти связи нарушаются. Фактор, который выводит из равновесного состояния, рассматривается как независящая от субъекта ситуация. Функционирование личности в обществе и ее взаимодействие с окружением осложняется. Принцип адаптации выступает в форме требования к ликвидации конфликтности во взаимоотношениях со средой, нахождению равновесия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды. Поведение сводится к реакции воссоздания потерянного равновесия.

У гомеостатического подхода есть недостатки – он не в состоянии объяснить все возможные варианты адаптации, а также естество самой социальной адаптации как социально-исторического процесса.

Этот подход к пониманию социальной адаптации широко применяют в своих трудах Т. Парсонс, Р. Пиаже.

Адаптация как приспособление. Согласно этому подходу целью социальной адаптации является приспособление личности или группы к меняющейся среде, в которой она существует и от которой зависит ее жизнедеятельность. Данный подход к изучению социальной адаптации характерен для Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Адаптация как включение в социальную среду. В данном случае адаптация представляется как процесс вживания, вхождения индивида в некоторую целостную систему отношений и связей. Практически имеет место ситуация попадания человека в новые условия: смена места работы или учебы, места жительства, рода занятий, семейного положения и т.д. Социальная среда с точки зрения этого подхода является динамичным образованием, и поэтому, включения личности происходят непрерывно.

Рациональный подход. Понимание адаптации как рациональности (М. Вебер) значительным образом отличается от предыдущих подходов. В данном случае в качестве основы социальной адаптации предполагается не соответствие личности социальной среде, а целерациональность личности, ее поведения, деятельности. Конечный итог и назначение адаптации – достижение личностью своих поставленных целей, а показатель успешности социальной адаптации – совокупная величина приложенных для этого усилий. Чем проще и скорее достигаются цели, тем выше, лучше, полнее и успешнее адаптация. Стремясь реализовать свои потребности, человек приспосабливается к социуму, осваивая социальные институты и усваивая институционализированные способы действий. Если же среда не содействует, а тем более мешает достижению личностных целей, - адаптация к ней не наступает. Если социальные нормы сходятся с интересами человека – он следует им, если нет – отвергает. Критерием адаптации является рациональность, эффективность в достижении целей.

Адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации. Удовлетворенность человека социальной адаптацией интерпретируется как функция соответствия окружающей среды потребностям человека, с одной стороны, и как состояние, определенное референтной группой с другой. Целью, стимулирующей человека заняться собственной адаптацией, является получение удовольствия.

Адаптация как развитие субъекта адаптации. Определение социальной адаптации как развития заимствовано из биологических наук. В биологии адаптация уже давно понимается как развитие, имеется даже специфический термин, связывающий понятия адаптации и развития, - «адаптациогенез». Развитие личности (социума) выступает как один из косвенных факторов социальной адаптации, который важно учитывать наравне с другими. Следовательно, адаптация и развитие – два различных процесса, каждый из которых осуществляется самостоятельно. Развитие субъекта является главным критерием, итогом, целью социальной адаптации как в социальном, так и в персональном отношении.

Подходы, рассмотренные выше, можно четко разделить на две различные по содержанию группы: либо первична среда (гомеостаз, приспособление, включение), либо первична личность (рациональность, удовлетворенность, развитие).

Подобное разделение отвечает разработанным в классической социологии двум основным подходам к пониманию субъект-объектных отношений: структурный или объективисткий («холистическая» перспектива) и деятельностный или субъективистский («индивидуалистическая» перспектива). Первый анализирует социальное действие как простое воспроизводство структурированных контекстов повседневности. Социальным объектам приписывается свое собственное функционирование, независимое и принудительное по отношению к индивиду. Социальная среда представляется самостоятельной реальностью, обеспечивающей человеку социальную адаптацию. Согласно подходам к пониманию социальной адаптации как к гомеостазу, приспособлению и включению, главную, первичную функцию выполняет социальная среда, относительно которой и оценивается положение личности. Личность выступает объектом адаптации: изменения социальной среды определяют необходимость и конкретные направления и параметры адаптации, а сама адаптация становится ответной реакцией (активной или пассивной) на дестабилизирующее воздействие.

Согласно деятельностному подходу на первый план выдвигается субъект действия и соответственно момент производства (конструирования) социальной реальности. Социальные объекты выступают как следствия целенаправленного, осмысленного поведения человека. Последователи данного подхода объясняют процесс адаптации особенностями человека, которые обусловливают специфику процесса адаптации. Понимание адаптации как рациональности, удовлетворенности, развития интерпретирует социальную среду как материал для удовлетворения потребностей человека. Таким образом, социальная адаптация понимается либо как выполнение человеком требований среды, либо как удовлетворение потребностей и достижение целей человека.

Недостаток объективизма содержится в отрыве от первичного (чувственного) опыта и вещности объективных отношений; недостаток субъективизма – в неспособности каузального объяснения явлений социального мира.

Взаимодействующий подход соединяет эти два различных процесса: с одной стороны взаимодействия – запросы общества, выраженные в нормах, ценностях, с другой – цели и потребности личности, осуществление которых возможно только в обществе. Такое соединение стремится преодолеть проблему приоритета той или иной стороны, добиться единства и преодолеть пропасть субъектно-объектных воззрений на мир. Во взаимодействующем подходе социальная адаптация осмысливается как взаимодействие личности (группы) и социума. Социальная адаптация в этом подходе представляется как взаимное согласование требований и ожиданий личности и социальной среды.

Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники, стимулы и др. По мнению Н.А. Свиридова, главное в этом механизме – способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.

Процессы адаптации отличаются динамичностью, сложностью, разнообразием конкретных, изменяющихся проявлений и характеристик.

Процесс адаптации происходит путем смены одного качественного этапа последующим. При смене этапов наблюдаются изменения в качественных и количественных характеристиках и показателях адаптации. Изменяется сам характер взаимодействия адаптанта с адаптирующей средой, появляются новые элементы, реорганизуются связи и отношения, модифицируются роли, цели, стратегии и способы адаптации. Становятся иными потребности и интересы адаптантов, мотивы их деятельности, меняется активность, инициатива и ответственность личности. В процессе адаптации совершается приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей системой норм и ценностей. По мере адаптации человека к адаптирующей среде изменяется его социально-экономическое поведение, представляющее собой систему взаимосвязанных деяний, которые осуществляются человеком с целью удовлетворения собственных потребностей. Социальный механизм адаптации характеризуется регулирующей и мобилизационной функциями, которые проявляются в социализации, создании и преобразовании взаимосвязей и взаимообусловленности между адаптивным сознанием и адаптивным поведением. Адаптивное сознание содержит потребности, мотивы, стимулы, интересы, факторы, побуждающие человека к действию. Когда возникают противоречия между оценкой собственных способностей, ожиданиями и возможностями их осуществления возникает чувство неудовлетворенности, неприспособленности к изменившимся жизненным условиям. Новые социально-экономические условия жизни требуют не только приспособления к ним, но и развития самой личности в соответствии с тенденциями в развитии общества.

Процесс социальной адаптации включает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и психологических адаптационных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации.

Процесс социальной адаптации рассматривается в трех структурных уровнях: общество (макросреда); социальная группа (микросреда); сам индивидуум (внутриличностная адаптация). На уровне общества процесс социальной адаптации личности выделяется в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Изучение процесса адаптации на уровне социальной группы помогает вычленить причины, нестыковку интересов индивидуума с социальной группой. Для внутриличностной адаптации характерно стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя к изменениям социальной среды приводит к конфликтным ситуациям, разрушению ценностных ориентаций или может привести к конформистской позиции.

Определение понятия «реабилитация» впервые дал Франц Иозеф Ритте фон Бус в книге «Система общего попечительства над бедными». По отношению к лицам с физическими уродствами термин «реабилитация» был использован в 1918г. при основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов.

Реабилитация детей - включает в себя систему медицинских, психолого-педагогических, социальных мероприятий и технических средств реабилитации и услуг, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность (Сластенин).

В современной науке существует несколько подходов к пониманию социальной реабилитации. Социальную реабилитацию можно рассматривать в контексте таких основных направлений: социализации, социальной адаптации, социальной нормативности и социального контроля, экономического подхода к решению социальных проблем, социальной мобильности.

Относительно первого направления, социализацийного, то социальная реабилитация связывается с интеграцией в общество и процессами социализации. Весомый вклад в разработку этого направления внесли П. Бергер и Т. Лукман. Хотя непосредственно социальную реабилитацию авторы не исследовали, но ее связь с социализацией можно теоретически вывести на основе разработанных ими теоретических концепции, где важны понятие первичной и вторичной социализации, а также интернализации. Так, интернализация - это непосредственное понимание или интерпретация объективного факта как определенного значения, проявления субъективных процессов, Которые происходят с другими, благодаря чему этот факт становится значимым для самого человека. Первичная социализация предполагает процесс включения ребенка в общество. Вторичная охватывает каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входит в новые сектора объективного мира его общества, это процесс усвоения специализированного знания через социальные институты.

По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, для вторичной социализации характерна незначительная эмоциональная идентификация. То есть, если во время первичной социализации человек идентифицирует себя с членами семьи, интернализуя их социальную реальность как свою собственную, то значимые другие в ходе вторичной социализации определяются как "институциональные функционеры", чье формальное назначение заключается в передаче социального знания, а роль характеризуется анонимностью. Авторы теории подчеркивают, что интернализована социальная реальность в процессе первичной социализации влияет на вторичную социализацию и намного устойчивее от последней.

Социальная реабилитация осуществляется как при первичной (работа с детьми, имеющими особые потребности), так и в ходе вторичной социализации (например, девианта). Если мы говорим о первичной социализации детей с особыми потребностями, то социальная реабилитация является частью процесса такой социализации. Здесь на первый план реабилитационного процесса выдвигается необходимость создания оптимальных условий для развития физических и психологических функций и социальных возможностей ребенка. Когда речь идет о вторичной социализации и социальной реабилитации, то последняя понимается как необходимость преодоления негативных последствий неправильной социализации. Например, реабилитационные процесс наркозависимой личности включает изменение социального поведения, установления новых контактов. Но, в любом случае, сначала необходимо исследовать течение и последствия первичной, а потом сосредоточиться на вторичной социализации, коррекции приобретенных ценностей, установок, моделей поведения, что должно учитываться при социальной реабилитации.

В работах П. Штомпка на первый план выходит уже процесс не социализации, а ресоциализации как отказ от культурных образцов, укоренившихся раньше, и обращение к другим образцам, противоположных по своему характеру к предыдущим. К этому добавляется понятие девиации как социального явления, предшествующего ресоциализации. То есть, такой подход к социальной реабилитации представляется наиболее характерным в работе с лицами, освободившимися из мест лишение свободы, либо с лицами, которые признаются обществом как девиант.

А.И. Осадчих социальную реабилитацию связывает с понятиями социальной адаптации и интеграции в процессе социализации. Так, Т. Парсонс рассматривал адаптацию как важнейшее условие социализации, формирующий дифференцированный ролевой репертуар индивида. Процесс адаптации достигается путем усвоения личностью нормативных структур и символов культуры. Устойчивость любой социальной системы, по мнение Т. Парсонса, зависит от степени интеграции общих ценностей с интериоризованой структурой потребностей-установок, составляющих структуру личности. Соответственно, существует два способа поддержания социального равновесия - это социализация и социальный контроль. Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется через интериоризацию общепринятых общественных норм.

Социальная реабилитация разных групп клиентов социальной работы имеет разную сущность. Так, содержание реабилитации лиц с особыми потребностями и лиц с девиантным поведением будет отличаться. Но в обоих случаях речь идет о соответствие социальным нормам и социальному контролю со стороны общества. В рамках теоретических исследований девиации, начатых в социологии еще Э. Дюркгеймом можно исследовать институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля и их значение для процесса социальной реабилитации. В частности, для анализа социальной реабилитации используется понятие аномии как низкого влияния социальных норм на индивидов, нуждающихся в социальной реабилитации, их неэффективности как средства социальной регуляции поведения, противоречие между нормами, целями и средствами их достижения. Такой подход к пониманию социальной реабилитации может быть применен в работе с девиантами (лицами, которые вернулись из мест лишение свободы, наркозависимы и т.д.).

Отдельно можно рассматривать социальную реабилитацию в связи с экономическим подходом к решению социальных проблем Г. Беккера, действенность которого исследователь продемонстрировали на примере таких процессов и институтов как дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а также использовал для объяснения иррациональном и альтруистическом поведения. Понимание социальной реабилитации с точки зрения такого подхода на первое место ставит понятие человеческого капитала и инвестиций в него. Так, человеческий капитал - это имеющийся у каждого из нас запас знаний, навыков и мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление опыта, охрана здоровья, географическая мобильность и поиск информации. С этой точки зрения, проблему социальной реабилитации освещают как несоответствие прав и возможностей доступности социально-экономических ресурсов. Путь к социальной реабилитации - это инвестиции в человеческий капитал. Наибольшее значение такое толкование приобретает при работе с людьми с особыми потребностями, с лицами, которые нуждаются физического изъятия из травмирующий ситуации (как лица, подвергшихся насилию в семье или пострадавших от торговли людьми) и другие. При этом, основным понятиями выступают человеческий капитал и инвестиции в него.

Л.П. Храпылина рассматривает социальную реабилитацию в контексте теории социальной мобильности П. Сорокина, когда исследуется "переход индивида или объекта, или ценности, осуществлен или модифицированные благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой". Важным моментом в понимании социальной реабилитации при таком подходе является субъект социальной реабилитации. Если в предыдущих теориях в качестве субъекта выступали общество как таковое, то в данном случае речь идет о том, что личность сама способна к реабилитации (самореабилитации). Таким образом, социальную реабилитацию в разрезе социальной мобильности можно трактовать как восходящую мобильность человека. При этом, важными понятиями являются изменение социальной позиции и адаптация.

Таким образом, социальную реабилитацию в науке можно рассматривать в контексте различный социальных процессов: социализации, социальной нормативности, социальной мобильности, создание социального капитала.

В работах Л.И. Акатова выделяются два основных подхода в социальной реабилитации: деятельностный и личностный.

Деятельностный подход в социальной реабилитации предполагает развитие и коррекцию ребенка с ограниченными возможностями только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через "внутренние" закономесности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

Личностный подход ориентирует специалиста по социальной реабилитации на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного "Я", субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общении.

Названные подходы, рассматриваемые в единстве.

 

Дидактические единицы:

Психология:

Дата: 2018-12-28, просмотров: 265.