Деятельность понимается нами, с одной стороны., как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой, как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы социальные законы обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат (А.Н. Леонтьев).
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
— обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
— становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
— является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
— создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
— является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
— обеспечивает познание и преобразование окружающего мира (Смирнов В.И.).
Важнейшими характеристиками деятельности являются:
— предметность — она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира (Давыдов В.В.);
— социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию (Смирнов В.И.);
— сознательность — в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую (Буева Л.П.).
Результаты деятельности легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
Потребность — состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его осуществления и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
Задача — данная в определенных условиях цель деятельности (Леонтьев А.Н.), которая должна быть достигнута при преобразовании этих условий.
Действие — единица деятельности, произвольная преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели (С.Ю. Головин0).
Операция — способ осуществления действия, определяемый условиями данной ситуации.
К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельности в большой мере зависит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуальном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта. Деятельность осуществляется через ряд внутренних, связанных между собой действий и включает в себя те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность носит сознательный, целенаправленный характер. Осознанная цель как закон определяет способ и характер действий человека (К. Маркс). Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом деятельности человека является его физический и умственный труд. Физический производительный труд направлен на создание материальных ценностей, необходимых для жизни общества и каждого из его членов. Умственный труд направлен на изучение действительности, на создание научных теорий, литературных, художественных и других духовных ценностей.
Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе, которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и других ученых показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формализуются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Рассматривая деятельность как один из факторов развития личности, следует отметить то обстоятельство, что ее роль несколько отличается от роли фактора среды. В самом деле, если среда создает образ мира и образ жизни, окружая ребенка «материалом» для развития, служит скорее предпосылкой социального развития, то деятельность — саморазвитие личности, субстанция процесса развития, его материальный путь (идя, учатся ходить и т.д.).
Виды деятельности:
1) игра. Связь игровой деятельности с энергетическим обменом организма объясняет возникновение побуждений к игре. Особенность игрового поведения — его целью является сама «деятельность», а не практические результаты, которые достигаются с ее помощью. У ребенка игра — форма реализации активности, т.е. она доставляет ему удовольствие;
2) учение. Научение, или освоение опыта — главный фактор развития ребенка. Деятельность направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но учение возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;
3) труд — деятельность, направленная на производство определенных общественно-полезных продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека — видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.
Основные характеристики деятельности — предметность и субъектность.
В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах.
Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
1. Дайте оценку поведению и действиям мамы одного из воспитанников.
Родители и воспитатели должны действовать в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания. Мама ребенка не знает свои права и обязанности регламентируемые законом.
2. Предложите ваш вариант решения назревающей конфликтной ситуации.
Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий. Также можно провести индивидуальную беседу и объяснить маме важность работы с ребенком по вопросам его образования. Напомнить ей содержание закона регламентирующего ее обязанности. Законом об образовании в РФ (№273 ФЗ от 26 декабря 2012 года)
Преамбула Конвенции о правах ребенка рассматривает семью как основную ячейку общества и естественную среду для роста и благополучия всех его членов и особенно детей. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Часть прав, связанных с образованием, ребенок реализует сам, часть — родители от имени ребенка. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1)выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогическойкомиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации ООД, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2)дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3)знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, сучебно-программнойдокументацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4)знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5)защищать права и законные интересы обучающихся;
6)получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических,психолого-педагогических)обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7)принимать участие в управлении организацией ООД в форме, определяемой уставом этой организации;
8)присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1)обеспечить получение детьми общего образования;
2)соблюдать правила внутреннего распорядка организации ООД, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3)уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации ООД.
Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Федеральным законом № 273-ФЗ,иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральным законом № 273-ФХи иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
3. Сформулируйте психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации взаимодействия с родителями воспитанников.
- Использование технологий конструктивного общения, технологии активного взаимодействия (опора на положительный опыт ребенка, невербальные средства общения);
-Изучение особенностей каждой семьи;
- Работа над открытым пространство ДОО (день открытых дверей, «проживание режима дня»);
- Использование приемов активизации родителей (день активного родителя);
- Публичное стимулирование
- Консультирование
- Для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия необходима программа работы с родителями и педагогическим коллективом, с целью её разработки необходимо выявить наиболее эффективные формы организации консультаций для родителей, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Педагогическая задача 3.
ОПК-2. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Дидактические единицы:
Основы специальной педагогики и психологии:
1. Классификация психического дизонтогенеза.
2. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.
3. Социальная реабилитация и адаптация.
Дидактические единицы:
Психология:
1. Социальные, возрастные, психофизические, индивидуальные особенности и потребности обучающихся. Индивидуализация обучения и воспитания.
Педагогическая задача 3.
В средней группе, куда привели Сашу, был достаточно организованный, дружный детский коллектив, с хорошей традицией: справедливо распределять роли в игре, следить, чтобы всем по очереди доставались главные.
С первых дней пребывания в группе Саша проявил активность, богатую фантазию, инициативу. Он любил мастерить игрушки, строить, проявлял большой интерес к коллективным играм, при этом у него проявлялось выраженное стремление быть смелым, сильным.
Были случаи, когда он выполнял в игре не одну роль, а несколько: он и капитан корабля, и радист (ему эта роль особенно нравилась). Роли в игре он всегда стремился распределять сам, приводя такие аргументы: «Я так хочу!», «Они ничего без меня не умеют!» Мог ударить не подчинившегося в игре товарища, грубо подавить инициативу сразу нескольких ребят.
Вопросы-задания:
1. Проанализируйте трудности, возникающие в деятельности и поведении ребенка, описанного в ситуации. На основе анализа ситуации предположите, какими особенностями психического развития обусловлены трудности данного ребенка в деятельности и общении.
2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации по оптимизации процесса социализации данного ребенка в группе сверстников.
Основы специальной педагогики и психологии:
Дата: 2018-12-28, просмотров: 326.